|
Показатели профессиональной готовности к работе классного руководителя
Минимальный уровень
| Достаточный уровень
| Продвинутый уровень
| Знание теории и методики воспитания:
- знание современных подходов к организации воспитательного процесса;
- творческое использование положительного опыта в своей практике
| Знание теории и методики воспитательной работы:
- знание современных концепций, технологий воспитания;
- умение интегрировать их в своей профессиональной деятельности
| Знание методологических, теоретических, технологических основ воспитания:
- знание современной методологии воспитания;
- знание современных концепций, систем, технологий воспитания;
- умение на их основе создавать собственную (авторскую) систему воспитательной работы в классе
| Владение классным руководителем методикой изучения учащихся и коллектива (при изучении учащихся, коллектива используются различные методы: наблюдение, беседа, организация само-, взаимооценки воспитанников, социометрия, парное сравнение, эксперимент и др.).
| Знание сути и умение осуществлять диагностико-прогностическую деятельность:
-владение диагностическими методиками;
-умение осуществлять прогноз хода воспитательного процесса, своей педагогической деятельности;
- владение банком известных систем изучения учащихся, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности.
| Знание сути и владение технологией педагогического мониторинга:
-умение составлять и реализовывать программу педагогического мониторинга;
-умение координировать и внедрять самостоятельно разработанную систему изучения школьников;
-умение отслеживать ход и результаты воспитательного процесса.
| Владение методикой планирования воспитательной работы:
- знание «алгоритма» составления плана, его структуры, различных матриц основ ной части плана;
- умение составлять перспективный план.
| Владение известными подходами, алгоритмами планирования воспитательной работы (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности.
| Знание сути и владение технологией проектировочной деятельности:
- умение составлять концепцию, программу воспитания, план воспитательной работы;
- умение проектировать воспитательную систему класса.
| Владение методикой организации деятельности воспитанников:
- знание современных форм организации деятельности учащихся (коллективно-творческих дел - КТД, деловая игра, моделирование ситуации и др.);
- владение приемами вовлечения учащихся в организацию воспитательных дел;
- умение на практике реализовывать задуманное.
| Владение известными методиками организации жизнедеятельности учащихся (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности.
| Знание сути и владение технологией организаторской деятельности:
- координация деятельности основных институтов социализации личности (семьи, образовательных учреждений доп. образования, детских и юношеских организаций);
- организация воспитательной деятельности в процессе обучения (самостоятельно и с помощью предметников);
- организация собственных воспитательных влияний вне учебной деятельности;
- организация коллектива в качестве средства становления личности школьника.
- индивидуальная работа с учащимися
| Владение методикой анализа при оценке воспитательной работы с коллективом и отдельными воспитанниками (умение выявлять и анализировать состояние и сдвиги в показателях воспитанности учащихся, в этапах развития коллектива
| Знание и умение использовать на практике известные подходы к критериям, методикам выявления результативности воспитательного процесса; умение анализировать результаты воспитания
| Знание сути и владение технологией гностической деятельности:
- осуществление сбора и анализа данных, полученных в ходе диагностической деятельности предметников, психологов, социального педагога и др.;
- анализ данных, полученных в ходе собственной диагностической деятельности;
- анализ изменений в уровне развития, образования, воспитанности школьников, ведение карты педагогического мониторинга;
- анализ собственной деятельности, а при необходимости и других участников педагогического процесса с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с детьми;
- анализ воспитательной работы, КТД, внеурочной деятельности по предмету.
| Владение методикой профессионального самообразования по организации воспитательного процесса:
- знание структуры и содержания квалифицированной характеристики воспитателя;
- умение дать оценку своей профессиональной подготов-ленности к воспитательной работе;
- владение приемами изучения и использования положительного педагогического опыта.
| Знание различных моделей (профессиональных требований) современного воспитателя, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности;
владение методиками самосовершенствования в области воспитания.
| Знание сути профессиональной позиции педагога, умение ее анализировать, предъявлять; умение совершенствовать ключевые профессиональные умения:
- учитывать самочувствие детей;
- прослеживать характеристики психологического климата, контролировать ход групповой деятельности;
-увеличивать меру самостоятельности через возложение полномочий;
- изменять профессиональную позицию в соответствии с меняющейся ситуацией (Н.Е. Щуркова).
|
Таблица 2.
Примерная программа педагогического мониторинга в классе
Специалист, участвующий в организации педагогического процесса
| Что отслеживает
| Форма фиксации
полученных данных
| Психолог
| Уровень развития:
- возраст (хронологический, биологический, психологический);
- психическое развитие, наличие не равномерности в развитии (умственном, личностном, физическом);
- индивидуальные особенности, их соотношение с возрастной нормой, неповторимость, сензитивность конкретного ребенка и др.
| Словесная; произвольный шифр
| Учитель-предметник
| - «Предметная норма» — знания, умения, навыки по Государственному образовательному стандарту;
- причины неудач и успехов в познавательной деятельности;
- стиль познавательной деятельности (ценности, мотивы, эмоции) ученика;
- стиль работы с учебным материалом (рациональный или нет);
- частота повторяющихся ошибок, их причины и др.
| Запись преобладающих отметок; словесная; произвольный шифр
| Социальный педагог
| - жизнь детей вне школы;
- социальный портрет («социальный паспорт») микрорайона, включая его педагогический потенциал;
- статус семьи в микрорайоне (доме), условия семейного воспитания и др.
| Словесная
| Классный руководитель
| Общие ориентиры (определяются в соответствии с критериальной картой, с Программой воспитания школьников):
- интеллект (знания, начитанность, кругозор);
- эмоционально-чувственный компонент (оценочные суждения, отношение);
- действенно-практический компонент (действия, поступки, ум, привычки, характер поведения).
| В соответствии с критериями, зафиксированными в критериальной карте, Программе воспитания школьников
|
Таблица 3.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|