|
Международном и Российском законодательствахОсновным документом в нашей стране в сфере прав ребенка, является Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», принятый 24 июля 1998 года №124-ФЗ. Этот закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка. Государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Данный Федеральный закон состоит из 5 глав и 25 статей: – Глава I. Общие положения (статья 1-5); – Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (статья 6-15); – Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (статья 16-22); – Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (статья 23); – Глава V. Заключительные положения (статья 24-25). Настоящий Федеральный закон определяет цели государственной политики в интересах детей, полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребёнка в Российской Федерации. Кроме Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп: – к первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; – ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие; – к третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности; – четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; – пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); – шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы. Каждому гражданину РФ гарантируется защита его прав и свобод. Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста, и получило закрепление в текущем законодательстве посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). Врамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав (см. п.1 ст.8 СК РФ). Неюрисдикционная форма защиты – это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. Законом не исключается и самозащита гражданами своих семейных прав путем совершения действий, пресекающих нарушение права. Существует система органов и учреждений, которые обязаны заниматься профилактической работойс семьями и детьми, защищать и охранять права несовершеннолетних, контролировать деятельность детских учреждений. В нее входят: – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; – органы управления социальной защитой; – органы управления образованием; – органы опеки и попечительства; – органы управления здравоохранением и учреждение здравоохранения; – органы по делам молодежи; – органы службы занятости; – органы внутренних дел. Опишем некоторые функции этих органов. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН)образуются органами местного самоуправления на общественных началах и включают: председателя (как правило, это глава администрации); заместителя председателя; ответственного секретаря, а также членов комиссии (6-12 чел.). В состав комиссии входят депутаты, работники образования, социального обеспечения, здравоохранения, органов внутренних дел, представители профсоюзных и общественных организаций. Члены комиссии выполняют следующие основные функции: – организуют работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; – защищают и охраняют права несовершеннолетних; – рассматривают дела о правонарушениях несовершеннолетних; – осуществляют контроль за условиями содержания в учреждениях МВД и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях. КДН наделены большими полномочиями.Например, осуществляя работу по предупреждению безнадзорности, защите и охране прав детей, они имеют право: – проверять условия содержания и воспитания детей и подростков в детских сиротских учреждениях, в спецшколах, в воспитательно-трудовых колониях, в центрах временной изоляции и др.; – требовать от администрации предприятий, учреждений и организаций сведений, необходимых для работы комиссии; – производить личный прием несовершеннолетних, рассматривать их жалобы и заявления; – возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетних; входить в суд с представлением о неприменении наказания, об условием осуждении, о досрочном снятии судимости и т.д.; – ставить перед соответствующими государственными органами вопрос о применении мер воздействия к должностным лицам в случае невыполнения ими постановлений комиссии. Органы управления социальной защиты предоставляют социальные услуги детям и их семьям. Они имеют целую сеть учреждений социального обслуживания, к которым относятся: центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи и др. При необходимости родители, дети или их законные представители могут обратиться в эти учреждения и получить бесплатно социальные услуги (юридическую, социальную, психологическую, педагогическую и иную помощь). В системе социальной зашиты находятся также специализированные учреждения для детей: социально-реабилитационные центры, социальные приюты. Они оказывают помощь детям и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, осуществляют социальную реабилитацию детей, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение детей. В их обязанности входит также содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Органы управления образованием контролируют исполнение законов в области образования детей. В их ведении сеть специальных учебно-воспитательных и образовательных организаций, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вспомогательные школы для детей, имеющих отклонение в поведении или в развитии. В компетенции этих органов также летний отдых детей, их досуг и занятость. Органы управления образованием ведут учет детей, не посещающих школу, создают психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые выявляют детей, имеющих отклонение в развитии или поведении, и определяют формы обучения и воспитания таких детей. Образовательные учрежденияпризваны оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь детям, а также выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей. Детские дома и школы-интернаты берут на себя содержание, воспитание, обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку к самостоятельной жизни и последующее их устройство. Директор детского дома или школы-интерната является государственным опекуном своих воспитанников и обязан осуществлять защиту их прав и законных интересов. Органы опеки и попечительства. Опеку и попечительство на местах осуществляют органы местного самоуправления. Главное в их деятельности – защита прав и интересов детей во всех случаях, когда ребенок остается без родительского попечения. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями содержания, воспитания, образования этих детей. Закон обязывает должностных лиц разных детских учреждений и просто граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без родительского попечения, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.Орган опеки в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его окончательном устройстве (ст. 122 СК РФ). Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей. В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет, как правило, один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, закон не допускает (ст. 121 СК РФ). Итак, по всем вопросам, касающимся защиты прав ребенка, во всех случаях отсутствия родительского попечения необходимо обращаться в органы опеки и попечительства по месту жительства или фактического нахождения ребенка. Органы по делам молодежи создают социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и др. Эти учреждения бесплатнопредоставляют социально-правовые и иные услуги несовершеннолетним, ведут индивидуальную профилактическую работу с детьми, находящимися в социально опасном положении, организуют их досуг изанятость, также ведут просветительскую работу среди подростков и молодежи. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения в пределах своей компетенции выполняют следующие задачи: – распространяют санитарно-гигиенические знания среди детей и их родителей; – развивают сеть детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь; – выхаживают и воспитывают детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей (в домах ребенка); – выявляют, ведут учет, обследуют и лечат несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические, другие одурманивающие вещества, ведут профилактическую работу в этом направлении; – подготавливают заключения о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия или отсутствия противопоказаний медицинского характера для направления их в специализированную школу закрытого типа. Органы службы занятости организуют работу по профессиональной ориентации подростков и содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. В органах внутренних дел (ОВД)имеются специальные подразделения, занимающиеся делами несовершеннолетних: – подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН); – центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП); – криминальная полиция. Главные задачи ПДН – проведение профилактической работы в отношении детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, употребляющих алкоголь и наркотические вещества, совершивших правонарушение, обвиняемых и подозреваемых, осужденных, а также их родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей, отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с детьми. В ЦВИНПмогут быть помещены дети: – направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в спецшколу закрытого типа; – временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в спецшколу или совершившие общественно опасное деяние; – самовольно ушедшие из спецшколы закрытого типа; – совершившие правонарушение, если их личность не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают там, где было ими совершено правонарушение. Основанием для помещения ребенка в ЦВИНП является приговор суда или постановление судьи. Время содержания детей в ЦВИНПе – не более 30 суток, в исключительных случаях судья может продлить это время еще на 15 суток. Подразделения криминальной полиции ОВД: – выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних; – выявляют лиц, вовлекающих детей в совершение преступлений, антиобщественных действий, в преступную группу, и применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законами РФ; – принимают участие в розыске детей, без вести пропавших, скрывшихся от следствия и суда, совершивших побеги из учреждений закрытого типа, самовольно ушедших из семей. В соответствие с пунктом 1 статьи 8 Семейного кодекса РФ предусматривается защита прав детей в судебном и административном порядке. Судебная защита прав ребенка осуществляется прямо и косвенно. В первом случае речь идет о делах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего (определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей; обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно; обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками; лишение родительских прав и восстановление в родительских правах; ограничение родительских прав и его отмена). Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства. Данный перечень исчерпывающим не является. Мало того, косвенная защита права ребенка в семье может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.). Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК). К первым относятся: прокуратура и органы внутренних дел. Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы: – предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК); – предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона«О прокуратуре РФ»); – непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ» – ст. ст. 72. 73, 125, 140 СК РФ); – внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»); – опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»)). Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав. Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение. В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов правительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей. Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством. При этом в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|