Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач





1. Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Прокомментируйте следующее педагогическое правило для реализации установки на решение конфликтов «мирным путем»: «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы».

 

2. Проанализируйте предложенную ситуацию и сформулируйте педагогическое правило для реализации установки на конструктивное решение педагогического конфликта.

«Учитель вместе с учеником решают у доски задачу и приходят к неправильному ответу. Пока педагог искал ошибку, класс вел себя очень шумно. Учитель, повернувшись к классу, попросил: «Ребята, тише, не сбивайте!» Один из шустрых учеников добавил: «Бестолкового с толку!» Учитель выбегает из класса.

 

3. Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на вопросы.

«Ученик теряет интерес к учению. В дневнике – одни неудовлетворительные оценки. Кругом все плохо: учителя стыдят, дома заврался. Учитель, листая дневник, в раздумье спрашивает: «Что же мы будем делать? Нам с тобой надо постараться поправить положение дел. Ты плохо учишься, я, видимо, плохо учу. Давай докажем всем, что мы можем исправиться».

– Каким, по вашему мнению, будет результат описанного педагогического общения?

– Верно ли, что школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия? Приведите пример.



 

4. Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации. Не всякая работа в коллективе по существу коллективная. В группе часто бывают задания индивидуальные, фронтальные, однако и в том, и в другом случае между учащимися не возникает никаких новых отношений. Другое дело – задания, которые требуют объединенных усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности. Какие формы совместной деятельности можно рекомендовать использовать на уроках?

 

5. Известно, что предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении. Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и предложите возможные пути её решения. «Николай С. – ученик 8 класса. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Класс попал под влияние Николая. Записывая тему на доске, учитель услышал с задней парты, где сидел Николай, звук, напоминающий рычание собаки».

 

6. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и предложите возможные пути её решения.

«Учительница пришла на урок в 10 класс. Подготовленный плакат висел на доске вверх ногами. Все ждали реакции учителя...»

 

7. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

«Ученик Н. систематически не выполнял домашние задания. При выставлении неудовлетворительных оценок в дневник он заявлял: "Ну и ставьте!" Как-то раз при очередном опросе ученик опять ответил плохо. Учитель предложил ученику открыть дневник и сказал: "Поставь сам себе оценку за ответ". Ученик был доволен. Учащиеся оживились. Стали подсказывать, что ставить. Наконец, после долгого размышления, ученик поставил себе сам в дневник оценку "2". Учитель расписался в дневнике, а рядом дописал: "5 - за честность".

– Можно ли считать, что педагогический конфликт улажен?

– Способствует ли предложенное решение оптимизации педагогического взаимодействия?

 

8. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и предложите возможные пути её решения.

«..8-й класс, идёт урок; молодая учительница; трудный ученик С. демонстративно не слушает объяснение, мешает ей. Учительница делает одно замечание, другое — ученик не реагирует. Наконец, последнее, резкое по форме. Ученик поднимается и выходит из класса. Учительница берет его портфель и приносит в учительскую, дабы ученик пришел за ним сам. Проходит день, второй, третий. Ученик на уроках, но без портфеля, к урокам не готов. «Сходи, возьми!» – «А я его туда не носил». Учительница тоже не берет портфель, не отдает его ученику, ждет, когда он сам придет, возьмет его и извинится перед ней. Ученик считает себя оскорбленным резким замечанием учителя».

 

9. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

«В 6-й «а» перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям педагог. Подросток был сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету.

Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься дополнительно после уроков. Однажды в минуту откровенности он сказал ей:

– Екатерина Алексеевна, не тратьте напрасно время. Я неспособный.

– Откуда тебе известно?

– Все так говорят.

– И ты веришь в это?

– Верю...

– Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение:кто хочет – тот добьется? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.

Занимались они усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четверку по русскому языку».

Вопросы:

– Что лежит в основе успеха Юры?

– Дайте оценку педагогическим действиям учителя.

– Подтверждает ли приведенный факт утверждение В. А. Сухомлинского, что «обучение – не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения»?

– Назовите основной механизм изменения отношения Юры к учению.

 

10. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

«Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию.

Услышав, что его вызывают, Миша так растерялся, что еле-еле встал из-за стола.

Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и ласково произнес:

– Не волнуйся все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь…

В классе нарастал шум.

– Минуточку, друзья, не будем мешать человеку, – сказал учитель. –Миша сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее…

Успокоив класс жестом, учитель подозвал к себе Мишу и сказал:

– Такие случаи бывают, Миша. Человек хочет рассказать очень важное и хорошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение. Такое случалось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер… Пойдем к карте и хорошо подумаем…»

Вопросы:

– Опишите состояние школьника в данной ситуации.

– Дайте мотивированную оценку характера взаимодействия педагога со школьником.

– Зависит ли манера поведения и стиль отношений педагога от его возраста и стажа работы? Дайте аргументированный ответ.

– Какое влияние на учеников класса может оказать такой стиль деятельности педагога?

 

11. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

«Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает:

– Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно.

Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать».

Вопросы:

1. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний?

2. Какие установки дает педагог?

3. Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации?

 

12. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

«Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце и учительницы и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив.

– Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, – рассказывала потом Мария Александровна коллегам. – После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации.

Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте.

– Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале и дневнике появилась первая пятерка по литературе».

Вопросы:

1. На какие психологические и личностные особенности ученика опирался в своих решениях и действиях учитель?

2. Как следует действовать педагогу в дальнейшем?

 

13. Ценности современной молодежи.

«Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются... Можно быть талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя нет хоть чуть-чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь... Наше время – это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни».

«Мне кажется, что я могу ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, из-за чего-то стараться. Для нас не существует этого "чего-то"... Если бы мы жили в период войны, мы были бы другими. Тогда всем все было ясно – или ты честный защитник своей Родины, или ты предатель. А сейчас что защищать, кого?»

Вопросы:

1. О чем свидетельствуют эти суждения?

2. Сравните суждения и сделайте выводы.

3. Что можно сказать о ценностных ориентациях молодежи?

4. Какие педагогические советы можно дать в первом и во втором случае?

 

14. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

«Идет урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному способу, пятнадцать учеников выбрали другой, четверо пошли оптимальным путем. Учитель, однако, не спешит ставить точки над «и». Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, при этом поощряя активность каждого ученика. Учитель и с оценками не торопится, как это бывает, – он больше всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов решения задачи, но и ошибок отдельных учеников, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) самая большая радость и награда – радостный вскрик: «Я понял! Можно еще и так решить...»

Вопросы:

1. Каков стиль обучения на уроке?

2. Что служит критерием успеха на уроке?

3. Какие педагогические задачи ставились и решались на уроке?

4. Что больше всего беспокоит учителя? Что радует?

5. Что делает педагог, чтобы обучение обеспечивало развитие учащихся?

 

15. Ситуация предъявления требований (из протокола урока).

«– Математики не знаешь. Сократи, – говорит учитель ученику, решающему пример у доски.

– Вы же сказали, можно не сокращать! – реплика из класса.

– Пиши.

Ученик у доски стоит, ждет и не пишет.

– Пиши, – еще раз требует учитель.

– Чего пиши? – огрызается озлобленно. В классе – смех.

– Кто пойдет напишет? – обращается учитель к классу – Шувалов к доске. Разговоры!»

Вопросы:

1. Каков стиль обучения на уроке?

2. Оцените целесообразность требований, предъявляемых педагогом.

 

16. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

«Урок шел, как обычно. Виктория Кирилловна проверила выполнение домашнего задания и приступила к объяснению. И вдруг она услышала слева от себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила – скрипел Андреев, и не задумываясь, строго сказала:

– Андреев, прекрати скрипеть, иначе я тебя удалю с урока!

– Что Андреев-то, что Андреев-то?! – громко зашумел подросток. – Вы сначала разберитесь, кто скрипит, а потом говорите. А то: «Андреев, Андреев!»

Учительница продолжала объяснение, и скрип тут же возобновился.

– Андреев, я последний раз предупреждаю, если ты сейчас же не прекратишь скрипеть, я удалю тебя с урока!

Андреев не прекратил скрип, и Виктория Кирилловна громко произнесла:

– Немедленно выйди из класса!

Андреев не вышел и пустился в длинные пререкания:

– А почему это я должен выходить? Вы сначала докажите, что это я скрипел. А то: «Уходи!»

– Пока ты, Андреев, не выйдешь из класса, я урок вести не буду!

При этих словах учительница захлопнула журнал и села за стол. Но это не возымело никакого действия ни на Андреева, ни на класс.

Прозвенел звонок. Учитель написала на доске домашнее задание и быстро вышла из класса.»

Вопросы:

1. Оцените целесообразность требований, предъявляемых педагогом.

2. Можно ли требования, предъявляемые учителем отнести к категории «требования в ущерб делу и другим людям».

3. Предложите возможные пути разрешения педагогического конфликта.

 

17. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

«Юрий Сергеевич получил очень неспокойный 8 класс, который с первого же урока решил, по словам школьников, «испытать химика на герметичность». Когда Юрий Сергеевич вошел в кабинет, то из одного угла послышалось:

– Ку-ку.

Когда учитель повернулся туда, то из другого угла раздалось:

– Ку-ку.

Потом, как только он начинал говорить, «ку-ку» звучало откуда-нибудь вновь.

В ответ Юрий Сергеевич сказал всему классу:

– Ку-ку, ку-ку!

И все рассмеялись, учитель смеялся вместе с ребятами. После этого урок продолжался спокойно.»

Вопросы:

1. На какие возрастные психологические особенности учеников опирался в своих решениях и действиях учитель?

2. Оцените целесообразность действий педагога.

3. Как следует действовать педагогу в дальнейшем?

 

18. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

«В классе шум, грязь, школьники к уроку не готовы.

– Садитесь, садитесь. Сходите кто-нибудь в учительскую, возьмите там карты на шкафу, – обращается учитель к классу.

Бросаются к выходу несколько мальчишек.

– Куда, куда! Пойдет один кто-нибудь, да поскорей.

– Можно мы вдвоем? – выкрикивает ученик с места.

– Ну, хорошо, только быстрее.

– И я с ними? – еще один ученик с места.

– Нет! Я сказал: пойдут двое!

– Вы же сказали, пойдет один? – сказал обиженно мальчик, вставший третьим.

– Что? Ах, да... Что у вас там? Прекратите шум.

Шум продолжаясь, нарастает.

– И почему у вас всегда учебники открыты? Что это за мода такая? Вопрос такой: когда и как образовалось Древнерусское государство и причины его возникновения. Борисов! Сейчас же оставь его! – ученику, затеявшему возню с соседом по парте.

– Это не я! – с места кричит Борисов.

– Сейчас посмотрим, кто у нас пойдет отвечать. – Долго ищет по журналу нужную фамилию, в классе все притихли в ожидании.»

Вопросы:

1. Оцените целесообразность требований, предъявляемых педагогом.

2. Можно ли данную ситуацию отнести к ситуациям расхолаживания и дезорганизации.

3. Предложите сценарий начала урока в соответствии с педагогическими требованиями.

 

19. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания аргументировано доказать обоснованность следующего суждения А.С. Макаренко: «…Педагогическая логика не сможет выдержать никакой критики, если мы вычеркнем в логическом построении коллектив».

 

20. Известно, что смысл существования коллектива – коллективная жизнедеятельность, т.е.: жизнь – яркая, насыщенная событиями и впечатлениями и деятельность – активная, осознаваемая как необходимость и приносящая внутреннее удовлетворение. Одной из форм организации такой жизнедеятельности являются коллективные творческие дела (КТД). Сформулируйте тему и сценарий коллективного творческого дела, которое вы могли бы выполнить в школе, когда придёте туда на практику.

 

21. Обратимся к цитате Л.Н. Толстого: «…Выводы, к которым я пришёл о воспитании. Они следующие. Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?» Изменилось ли, по вашему мнению, отношение к воспитанию?

 

22. Философ – педагог В.А. Разумный напомнил слова Луция Сенеки о молодых, которые «не знают необходимого, потому что учились бесполезному». Мудрец знал толк в педагогике: был воспитателем будущего императора Нерона.

Есть ли истина в приведённых словах. И если да, то не устарела ли она за две тысячи лет? Кто может определить знания необходимые и могут ли быть знания бесполезными? Как соотносятся знания и мораль?

 

23. Как-то ученица 9 класса Люба на вопрос учителя: почему она плохо учится? – заявила, что у неё плохая память. Учитель, услышав такую мотивировку, сделал целое «психологическое отступление» на уроке. Он рассказал, что эксперименты учёных-психологов доказали: что у большинства людей, жалующихся на плохую память, она нормальная и даже хорошая. Учитель не ограничился этим. Он провёл беседу о памяти с использованием экспериментальных методик, который помогли учащимся разобраться в особенностях их памяти. Люба была поражена тем, что у неё развито абстрактное мышление и память хорошая. После беседы девушка с уважением стала относиться к себе. В выполнении домашних заданий стала руководствоваться методическими советами учителя. Постепенно она научилась работать не только с учебником и конспектами, но и с дополнительной литературой. Позже она с благодарностью заявила: «Я почувствовала себя полноценным человеком. Мне интересно стало учиться».

1. Какова роль учителя в оказании школьникам помощи при изучении своего «Я»?

2. Как стимулировать у воспитанника процесс самовоспитания?

3. Как самовоспитание влияет на развитие личности?

 

24. На методическом объединении учителей истории опытный педагог делится своими мыслями:

– Когда веду урок, всегда мысленно вижу отличника – как он воспринимает мой рассказ? Не скучно ли ему? И в то же время думаю о другом, слабом ученике – понимает ли он меня, всё ли усвоил? Долгое время меня беспокоила Элла, тихая, замкнутая девочка, не умеющая свободно общаться с одноклассниками. Держалась особняком, отвечала неуверенно. Приглядевшись к ней, я увидела, что Элла обладает прекрасной памятью, любознательна и знания у неё не поверхностные. Но очень мешает робость. Как преодолеть её? Решила поручить ей подготовить доклад. Несколько вечеров над книгами сидели вместе. Элла прекрасно справилась с заданием, класс даже ахнул от изумления: Вот так тихоня! За докладом последовало новое задание, с которым девочка справилась уже самостоятельно. Медленно, но уверенно преодолевала она боязнь аудитории.

Реализация каких принципов в процессе обучения помогла учителю добиться успеха?

 

25. Саша, ученик 7 класса, – мальчик скромный, старательный, честный. Его избрали старостой класса. Но Саша по натуре своей не был вожаком, организатором. Как он ни старался, не шли у него дела, и это его сильно угнетало.

Каковы должны быть позиции учителя, его роль в регулировании внутриколлективных отношений в процессе воспитания?

 

26. Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две – три фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце учительницы. От его друзей она узнала, что мальчик очень самолюбив.

– И тогда я рискнула, – говорит учительница. – После очередного вызова к доске поставила в дневнике тройку, сказав, что сегодня он намного лучше знает стихотворение, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте.

– Вот тогда я впервые отступила от своего обычая: не объяснила ребятам, почему я так поступила, – продолжает учительница.

– Назавтра вызвала Мишу снова к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В дневнике и в журнале появилась пятёрка. Это была победа. Вскоре он стал успевать по литературе

1. В чём причина успеха?

2. Какую функцию в данной ситуации выполнила первая оценка, поставленная педагогом?

 

27. Учитель истории заметил, что на уроке в 5 классе ученица Маша во время ответа другой ученицы разговаривала со своей подругой. Посадив отвечающего, учитель предложил ей продолжить ответ. Девочка правильно и полно изложила материал, причём при ответе не ограничилась материалом учебника. Но учитель поставил в журнал «3», мотивируя оценку тем, что «в следующий раз она не будет разговаривать на уроке».

1. Прав ли учитель?

2. Как следовало ему поступить?

 

28. Молодую учительницу назначили классным руководителем в 9 А класс. Это не самый лёгкий класс, так как сформирован только минувшей осенью. Среди ребят чувствовалась разобщенность. Словом, класс не был коллективом. Классный руководитель сумела заинтересовать ребят, приобщила их к делам класса и школы. Этому помогла осенняя экскурсия. Поездка помогла ей изучить характер каждого, выявить интересы и возможности ребят. Все мероприятия, проводимые в классе, способствовали созданию здоровых межличностных отношений и удовлетворяли потребность старшеклассников в общении. Вот так одна из учениц в сочинении писала: «Я иду в свой класс не просто учиться. Здесь мои товарищи, друзья, которые всегда помогут, разделят радость. Раньше у меня были друзья во дворе. Мы вместе гуляли по вечерам, говорили о тряпках. Сейчас мне жутко от того, какой бедной жизнью я жила. А вытащил меня из этой жизни мой класс. Я научилась ценить прекрасное, любить людей, верить в их доброту, приучилась отвечать за свои поступки. Я всегда тревожусь: а не подведу ли я свой класс, не пострадает ли он из-за меня?»

Проанализируйте деятельность молодого учителя. Что помогло добиться положительных результатов в работе с непростым классом?

 

29. Классный руководитель спешит организовать в новом для неё классе интересные дела: сентябрьские походы, практикумы – конкурсы «Самый вежливый в классе», КВН, «Будьте любезны», устный журнал «Расскажи мне обо мне». Поручения распределяет коллектив, учитывая интересы товарищей. Главный принцип работы классного руководителя – опора на положительное и индивидуальный подход к каждому. Благодаря походам и практическим делам педагог узнаёт своих воспитанников и вместе с классом ищет каждому индивидуальное задание. Так, в походе классный руководитель узнала причину неприязни товарищей к Людмиле, которая говорила: « Не трогайте, это мои грибы, я их нашла!»

А потом в анкете подруги Люды нашла запись: «Люда – хозяйка, бережливая и очень заботливая». И классный руководитель использует эту положительную черту. По её предложению Люду избрали старостой. Решили: пусть позаботится обо всех. И лучшего старосты у них не было. И так каждому – дело по душе и по способностям.

1. Проанализируйте работу педагога. Выявите, каковы причины результативности процесса воспитания в классном коллективе.

2. Какие условия обеспечивают положительное влияние коллектива на личность каждого ученика?

 

30. В 7 класс пришел новый ученик. Несколько дней всё шло хорошо. Но вот к новичку подошел Толя и попросил у него тетрадь по алгебре, чтобы списать домашнее задание. Стасик, пожав плечами, сказал, что в его школе, где он раньше учился, таких ребят, которые любят жить за чужой счёт, просто не уважали. Толя удивился, а после уроков собрал вокруг себя ребят, которые, слушая его, неодобрительно поглядывали в сторону Стасика.

На уроке математики учитель спросил Стасика. Он ответил хорошо.

– Вот как надо отвечать, – заметил учитель, выставляя в дневник Стасика пятёрку.

На перемене к Стасику подошли двое ребят, сели верхом на парту и спросили:

– В люди хочешь выйти? Стараешься?..

Стасик опешил. Потом возмущенно спросил:

– А разве это плохо?

– А мы выскочек не любим! – последовал ответ, и ребята вышли из класса. После уроков Стасика избили.

1. Какие меры следует предпринять классному руководителю при планировании воспитательной работы в этом классе?

2. Возможно ли было педагогу предупредить возникновение такого случая в классе?

 

31. «Ура – а – а – а!»

– Что случилось, ребята? Почему вы так радуетесь?

– Классный час отменили!

– И вам не жалко?

– Чего тут жалеть? Придёт наша «классная» и начнёт: «Почему полы вчера плохо вымыли? Сколько двоек получить успели? Кто это так орал на прошлой перемене?» Надоело.»

1. Вскройте причины отрицательной оценки классных часов учащимися. В чём секреты успеха классного часа?

2. Классный час – это воспитание словом. Каким должно быть слово учителя на классном часе?

3. Каковы же основные требования к организации внеклассной работы?

4. Какова роль учащихся в подготовке классного часа?

 

32. Прокомментируйте правовые последствия следующей ситуации:

«В Ярославле учительницу младших классов обвиняют в насилии над детьми. Как рассказали в районной прокуратуре, уголовное дело против Г.К. было возбуждено по ст. 156 УК РФ («ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогом образовательного учреждения, если эти деяния соединены с жестоким обращением с несовершеннолетними»).

С заявлением о том, что 60-летняя учительница с 32-летним стажем работы избивает учеников, в прокуратуру обратились воспитатели детского дома. Две 10-летние воспитанницы, учившиеся в классе Г.К., неоднократно говорили им, что учительница во время уроков «отвешивает подзатыльники и бьет линейкой и указкой по рукам». Таким образом, педагог наказывала свои подопечных за невыученные уроки и плохое поведение.

В текст заявления вошли также слова еще двух учеников Г.К., которые подтвердили случаи необоснованного насилия. На допросе школьники показали, что привычка к рукоприкладству появилась у пожилой учительницы с конца прошлого учебного года.

Подозреваемой назначена комплексная амбулаторно-психиатрическая экспертиза. Если вина Г.К. будет доказана в суде, ей грозит до 2 лет лишения свободы с временным лишением права занимать должности в сфере образования.»

по материалам сайта gazeta.ru.

1. Может ли администрация уволить учительницу на основании изложенных фактов?

2. Кто может обратиться с таким требованием к администрации?

 

33. Что бы вы посоветовали в ответ на письма читателей в «Комсомольскую Правду»?

«Мой внук непоседа. Учительница его невзлюбила. Внук в ответ возненавидел школу. Однажды я у него спросила, что же ты, сынок, так плохо учишься? Он ответил: «А зачем, баб? Я урок выучу, руку подниму, а учительница мне говорит: «Ты все равно ничего не знаешь, спрашивать не буду». А то говорит: «Скажи маме, пусть 400 рублей заплатит, тогда я с тобой буду заниматься». А где их мама возьмет? А еще, баб, со мной сидит мальчик Мишка, толкает меня, а то кляксу в тетрадь сделает. Я сдачи дам, меня наказывают, а его нет». Мы учились, потому что учителя были для нас как родители.»

Бабушка Маша. Тамбовская область.

«Дитя не ведает, что творит Неужели учителя не знают этой истины? Относятся к крошке, как к преступнику. «Прессовать» его по полной программе – нет у них такого права, не говоря уже о том, что это сердца надо не иметь. Когда в школу пошел мой сын, тихий, домашний мальчик, учительница в 1-м классе объявила ему бойкот. Запретила с ним играть, разговаривать. А все потому, что малыш посчитал себя несправедливо наказанным и отказывался ходить в школу.»

Смирнова, мама бывших школьников. Новосибирск.

«Уроки-пытки портят настроение... Пишет ученица средней школы. У нас есть учительница, очень злая. Когда идешь к ней на урок, то сердце в пятки уходит и начинается дрожь в коленках. Она может оскорбить ученика без особых причин при всем классе. С ней нельзя спорить, так как она может потрепать тебя. Оценки она ставит в зависимости от настроения. И создается впечатление, что она сама не знает материал. После таких уроков-пыток портится настроение».

Без подписи. Курск.

Обсудите свои варианты ответов с однокурсниками в группе.

 

34. Познакомьтесь с приведенным ниже фрагментом письма заместителя директора одной из школ.

«Школа катится в тар-тарары. Мы постоянно с кем-то судимся. Теперь начинается очередной суд с двумя родителями первоклассников, которым не понравилось, что их детей оставили на второй год. Вчера было первое заседание суда, в ходе которого выяснилось, что они даже бумаги правильно не смогли оформить. В общем, эта катавасия будет продолжаться не один месяц. Если иск удовлетворят, то мы каждый год будем судиться с родителями и выплачивать ущерб. Какой надо сделать вывод: учится ребенок – не учится, закрывай глаза и переводи в другой класс.»

1. Всегда ли оправданно обращение субъектов образовательных отношений к правовым регулятивам этих отношений?

2. Каковы возможные последствия (позитивные и негативные) постоянного обращения педагогов, обучающихся и их родителей к закону в различных ситуациях педагогического взаимодействия для урегулирования образовательных отношений?

3. Предложите возможные пути и способы повышения правовой культуры родителей, других субъектов образовательных отношений.


Для заметок


 

 

Карбанович Оксана Вячеславовна Лупоядова Лариса Юрьевна Мельникова Наталья Алексеевна Савин Александр Владиславович     Технологии целостного педагогического процесса и педагогический менеджмент Учебно-методическое пособие по дисциплине «Педагогика», разделу «Технологии целостного педагогического процесса и педагогический менеджмент»
Технический редактор: А.В. Савин  
Издательство «Ладомир» 241050, г. Брянск, ул. Калинина 81 Тел.: (4832) 74-47-86 ISBN 978-5-91516-282-1
 
Подписано в печать 19.11.2013 Формат 60×84×16
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. п.л. 18 Тираж 100 экз. Заказ №
Отпечатано в ООО «Полиграмм-Плюс» г. Брянск, пр-т Ленина 67, офис 236

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.