|
Фрагмент занятия «Поиграем и подумаем» (1-й класс)— Попробуем ненадолго вернуться в лето и немного поиграть. Но, играя, постараемся задуматься о себе и друг о друге. Первая игра: собери букет. ~ Каждый на листочке (листочки заготовлены заранее) пишет название цветка, который больше всего нравится. Этот листок-цветок вы держите перед собой. — Теперь желающему легко собрать букет. — Сорвать можно три цветка, которые особенно нравятся. Но, срывая цветок (забирая листок), необходимо назвать самое хорошее качество того, у кого взят цветок. Далее дети по желанию выходят и собирают цветы (листочки), каждый раз называя лучшие качества своих одноклассников. Последний «букет» собирает учитель. Он берет листочки-цветы у тех, кто остался, и называет лучшие качества этих ребят. В результате нет обиженных, а дети услышали о себе хорошее, задумались о своих «качествах». «Умеем общаться» (3-й класс) — Поиграем в следующую игру: Ведущий бросает выбранному им игроку маленький мяч и произносит фразу, начиная общий разговор. Тот, кому он бросил мяч, продолжает начатое и выходит к столу. И так до тех пор, пока фраза, мысль или рассказ не будут закончены. Когда игра закончится, сидящие оценят, как прошло общение. Педагог дает детям поиграть, вместе с ними анализирует ситуации общения. Он может сам включаться в игру и подключить к ней детей, которым не бросили мяч. — А теперь сосредоточьтесь и закрасьте три кружочка, лежащие у вас на парте, разными цветами: голубым, зеленым, фиолетовым. (Такие кружочки учитель заранее кладет детям на парту.) — Голубой кружочек вы дарите самому вежливому в общении. Его фамилию вы пишете на оборотной стороне. Зеленый — самому уступчивому, покладистому, а фиолетовый — самому скромному, с вашей точки зрения. Дети подписывают кружочки. Педагог собирает их и кладет на парты тем, чьи фамилии там значатся. — Посмотрим, у кого самый большой урожай получился. Как вы думаете, почему? — Пусть каждый, у кого есть и у кого нет кружочков, задумается, надо ли ему что-либо изменить в общении с другими.
«Поиграем и подумаем» (6-й класс) — Предлагаю вам еще одну игру. Называется она: знаешь ли ты себя? — Игра проводится так: один из вас, по желанию, конечно, напишет на листочке три свои положительные качества и три отрицательные. Листок положит на стол, а затем желающие называют его три положительные и три отрицательные качества. Когда все желающие выскажутся, мы прочитаем те качества, которые написаны на листочках. И посмотрим, совпадают ли оценки, данные другими, с собственными оценками. Качества следует называть те, которые характеризуют отношение к другим людям. Данная игра поможет подросткам задуматься над характеристикой, данной им одноклассниками. А поскольку первыми и в обязательном порядке называются положительные характеристики, у ученика не возникнет обиды и отрицательных эмоций. Учитель сможет сравнить самооценку детей с оценкой их другими. Изучение может быть построено с помощью анализа комплекса методик, систематизированных в таблице, отражающей динамику нравственного развития детей. В качестве примера приведем фрагмент таблицы по 7-му классу школы № 235 Москвы (35 учеников) 1992/93 учебного года.
Сентябрь 1992 г.
Апрель 1993 г.
В педагогические срез-анализы, которые рекомендуется проводить дважды в год, можно включить тематический опрос, анкетирование, интервьюирование, независимые характеристики, диагностические карты, а также специальные психолого-педагогические методики. Вопросы анкеты и логика опроса ставят своей задачей определить следующие аспекты в нравственной характеристике личности: - нравственные знания и ценностные ориентации; - ориентации на себя или других в процессе эмоциональных переживаний; - направленность нравственного выбора в повседневных и конфликтных ситуациях (соотнесение альтруистических и эгоистических побуждений); а нравственная оценка других (доброжелательная, недоброжелательная, нейтральная); - нравственная самооценка (заниженная, завышенная, адекватная); - направленность на самовоспитание, самосовершенствование (задание себе, выбор задания); - самореализация (выражена, не выражена, отдельные попытки). В качестве специальных методик, выявляющих значимость для ученика нравственных качеств, их иерархический статус, динамику развития нравственных представлений школьников, изменение ценностных ориентации, самооценки могут применяться такие, как «пять качеств», «человечек», «моя самооценка», «цветочек», «ступеньки», «мой выбор» и др. Например, отслеживая динамику развития нравственных знаний воспитанников подросткового возраста, изменения в их нравственных ориентациях, параметрах самооценки, можно использовать методику «пять качеств». Цель: выявление значимости нравственных качеств, определение их иерархического статуса, самооценки подростков относительно них. Задание учащимся: 1. Написать пять наиболее значимых для вас нравственных качеств. 2. Расположить эти качества в иерархической последовательности. 3. Оценить в баллах по пятибалльной системе степень обладания данными качествами одноклассников. Обработка результатов:
Сводная таблица:
Изменение самооценки можно проследить по следующей методике: 1. Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера): аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерность, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаятельность, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм. 2. Составьте два ряда слов по 10—20 в каждом. В первый столбец — «Мой идеал» — поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй — «Антиидеал» — слова, обозначающие качества, которыми ваш идеал обладать не должен. 3. Из первого («Мой идеал») и второго («Антиидеал») рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо делать по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет независимо от степени ее выраженности. Обработка результатов: число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбик «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы скорее всего себя переоцениваете. Результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности. При результате, близком к 0,5, — нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете. Таким же способом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результаты, близкие к нулю, свидетельствуют о повышенной самооценке, к единице — о заниженной,.^ 0,5 — нормальной. Бланк для ответов
К1= Количество «Я» Количество «Идеал» К2= Количество «Я» Количество «Антиидеал» Опыт показывает, что нравственное развитие учащихся в системе воспитания основ этической культуры имеет следующие параметры: - в нравственное содержание своего Я учащиеся вкладывают качества, связанные с гуманизмом (доброта, доброжелательность, уважительное отношение к любому человеку); с проявлением сострадания, сочувствия, сопереживания, чуткости; с чувством ответственности (быть верным слову, обязательность, честность, порядочность); с чувством собственного достоинства (честь, благородство, интеллигентность, достоинство, сдержанность); - при характеристике качеств воспитанники выходят на богатую палитру нравственных наименований; - в ситуациях нравственного выбора учащихся, особенно подросткового возраста, отличает осознанная и аргументированная позиция, стабильность нравственных решений; - в эмоциональной сфере личности развивается способность к нравственному чувству, проявляется чувство эмпатии.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|