|
Доброта, что солнце (1-й класс)— Вы любите сказки? — А какие сказки вы любите? — Чем вам нравятся волшебные сказки? — А какие волшебники вам нравятся? — Чем же вам нравятся добрые волшебники? — Наверное тем, что добрые волшебники творят добро. А в народе говорят: «Доброта, что солнце». Как вы это понимаете? — Что же дарит нам солнышко? — Верно, тепло. А доброта, которая так похожа на солнышко? — Тоже тепло, теплоту. — Представим, что мы на полянке. И вдруг солнышко закрыла туча. Стало темно и холодно и очень неуютно... Но вот ма-а-ленький лучик солнышка выглянул и осветил нас. И сразу стало тепло и хорошо, верно? — Почему? — Это значит, что солнечный лучик проявил к нам свое..? — Верно, внимание. — Да, заботу. — А это значит, что доброта, как и солнце, проявляет к людям... что? — Внимание и заботу. — Что же такое доброта? — Это теплота, забота и внимание, проявляемые человеком по отношению к другому. Так ненавязчиво, от образных и красочных представлений дети приходят к четкому и понятному для их возраста пониманию категории добра. Далее, через игровые формы они углубляют эти понятия: даря «солнечный лучик» близким, «оживляя» цветик-семицветик, который выполняет добрые желания, адресованные однокласснику, разматывая нить «волшебного клубочка», помогающего увидеть лучшие качества соседа по парте. В живом общении и игре дети убеждаются в тепле, заботе и внимании такого человеческого качества, как доброта. Добротой себя измерь (5-й класс) — На прошлом занятии мы сделали с вами очень важные выводы: человек, живя среди людей, постоянно испытывает на себе чье-то внимание, теплоту, заботу, т. е. доброе отношение к себе других. Всегда ли он понимает и ценит это? — Каждый с разной степенью понимания воспринимает и чувствует отношение других, а следовательно, по-разному себя ведет. Почему так происходит? — Значит, мы различно судим о людях, их доброте, доброжелательности. Постарайтесь объяснить разницу таких суждений о человеке: он добр, он щедр, он гостеприимен, он радушен, он доброжелателен. — Видите, сколько тонких оттенков в отношениях людей и как богаты оттенки доброты. Подумайте, какие оттенки используете вы в общении с другими? — Как вы думаете, что имел в виду поэт Расул Гамзатов, когда писал такие строчки: Он мудрецом не слыл, Он храбрецом не слыл, Но поклонись ему: Он человеком был. — Что же значит быть человеком по отношению к окружающим тебя людям? — Какое место здесь занимает доброта? — В чем проявляется это качество? Размышляя, подростки добавляют в прежнее определение данного понятия тонкие оттенки отношений к другому: чуткость, тактичность, деликатность. Характеризуя особенности этих понятий, они обогащают и углубляют смысловое значение понятия доброта. Далее, в процессе решения педагогических задач, участия подростков в психологических экспериментах, тестах педагог помогает детям осмыслить себя по отношению к данному понятию, задуматься о своих отношениях с окружающими. Истоки доброты (7-й класс) — Мы много говорили с вами о доброте. Как вы считаете, насколько важно ее проявление в жизни людей? — Что вы можете сказать о самом понятии доброта? — Верите ли вы в добро? Выскажетесь, используя известный нам прием «свитка». Педагог передает лист бумаги на каждый ряд. Подростки записывают свои мысли и, заворачивая написанное, передают «свиток» дальше. Когда он возвращается к педагогу, тот читает его и вместе с учащимися суммирует их ответы. Сам учитель тоже высказывает свою позицию: — Я верю в человека и добро. В этом истина и мудрость жизни, ведь творит ее человек. И только добрые его дела продолжают жить и остаются навсегда в сердцах людей. — Где же истоки доброты? — Да, в человеческом, в человеке. — А где начало этого истока? — Да, в детстве. В том первом опыте вашей жизни и отношениях к людям и всему окружающему, который вы приобретаете, входя в жизнь среди людей. — В чем первые ростки добра у малышей? — Конечно, в умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать. — А в вашем возрасте? Через решение педагогических задач, проведение психологических экспериментов школьники приходят к пониманию психологического термина «установка». Установка на добро закладывается с детства и культивируется самим человеком в течение его жизни, в процессе самоопределения. Так, от занятия к занятию происходит нравственное осознание себя и собственных поступков, а также осмысление этических категорий. Проследим осмысление добра как этической категории на примере занятия в 9-м классе: Добро есть жизнь — Как вы думаете, что есть человеческая жизнь? — Каково ваше отношение к жизни как таковой — как благу или как к испытанию? — Аристотель относился к понятию бытия как творящей активности. А вы как? Раз вам суждено быть, должны ли вы осознанно творить свою жизнь? — Если не творить самому, то жизнь, как течение реки, понесет человека по своей воле. Так что выбор невелик. Задумайтесь и сделайте его: творить свою жизнь или плыть по течению. — Спрогнозируйте перспективу своей жизни согласно выбору. Работа выполняется письменно на листочках. — Что в этой перспективе вы рассматриваете как благо? — Аристотель разделил блага человеческой жизни на три группы: блага внешние, духовные и телесные. Углубитесь в ваш прогноз: какая группа преобладает? — Попытайтесь теперь осознать, почему? — Философ Метродор, ученик Эпикура, считал, что «то, что находится внутри нас, более влияет на наше счастье, чем то, что вытекает из вещей внешнего мира». Можно ли и сегодня утверждать это? — А известный философ Артур Шопенгауэр, как бы продолжая эту мысль, уже в другом столетии говорил: «Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того, как его данный человек понимает». Задумаемся над его словами и постараемся их соотнести со своими мыслями. «Различие в богатстве, в чине отводят каждому особую роль, но отнюдь не ею обусловливается распределение внутреннего счастья и довольствия.» — Чем же? Как вы думаете? — Вот ответ А. Шопенгауэра: «Так как все существующее и происходящее существует и происходит непосредственно лишь в сознании человека, то, очевидно, свойства этого сознания существеннее всего и играют более важную роль, чем отражающиеся в нем образы. Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глупца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота». — Следовательно, получается, что жизнь воспринимается человеком как стремление к счастью, и от него самого, от возможностей и направленности его сознания, а следовательно, от личных усилий зависит его достижение. Значит, жизнь — это благо, добро, данное человеку. И это добро дано каждому живущему на земле. Скажите, что же может быть ценнее этого доброго дара — жизни? — Уже известный вам Альберт Швейцер именно в соответствии с этим пониманием ценности жизни рассматривал этическую категорию добра: «Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Что вы думаете по этому поводу? — Как вы продолжили бы сегодня данное высказывание? Здесь важно построить диалог в соответствии с событиями сегодняшнего дня. — Как же преодолевать зло, уничтожающее жизнь и добро — войну, преступления, вражду? — Что здесь зависит от каждого человека, от вас? — Видите, как важно в сознание человека с раннего детства закладывать ценностное отношение к жизни как таковой, отстаивать значимость гуманизма. Этика как «живое отношение к живой жизни» должна сопутствовать человеческому бытию, потому что, согласно А. Швейцеру, этика «есть безграничная ответственность за все, что живет». Эта ответственность необходима каждому не только в глубинных тайниках его сознания, но и в действенном проявлении своей жизни, в личностном Я. Согласны ли вы с этим? — Углубитесь в это личностное Я. Из трех утверждений, объединенных в пары, выберите одно, наиболее соответствующее вашему личностному Я. Получившийся результат постарайтесь выразить, составив предложение-ответ на эти утверждения. 1. а) Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надежен и счастлив. б) Я бы предпочел жить в неопределенные, смутные дни нашей истории. 2. а) Наиболее важная цель в жизни — жить на «полную катушку», беря от нее столько, сколько возможно. б) Наиболее важная цель в жизни — обрести спокойствие и счастье. 3. а) Худший социальный недостаток — быть грубым, невоспитанным человеком. б) Худший социальный недостаток — быть скучным человеком, занудой. — Что у вас получилось? Есть ли место действию или проглядывает ориентация на пассивное ожидание? — Аристотель считал, что «жизнь заключается в движении. Движение — сущность жизни». Как вы это понимаете? — Жизнь во многом определяется нашим личностным Я. Если суммировать весь диалог, сопоставьте свой выбор (творить жизнь или плыть по течению; три группы человеческого блага; внешние, духовные, телесные; результаты углубленного взгляда на свое личност- ное Я) и скажите, согласуются ли обозначенные вами параметры, просматривается ли логика и последовательность? — Какой же вывод вы могли бы сделать относительно себя? — Есть над чем подумать? — Что может этому помочь? — Освоение этики и культуры, ибо «если этическое является конституирующим элементом культуры, то закат превратится в восход, как только вновь пробудится этическая энергия в нашем образе мыслей и в идеях, с помощью которых мы пытаемся воздействовать на действительность». Таким образом, моральное продвижение детей происходит в процессе расширения и углубления нравственных знаний, обретения учащимися собственного опыта поведения, постепенного проникновения нравственных ценностей в эмоциональную сферу, мир чувств окружающей ребенка среды. Это продвижение — в растущем удовлетворении от реализации собственного Я в кругу сверстников, признании и принятии этого Я другими, росте авторитета в коллективе, ощущении реализованное™ себя и достигнутого успеха. Это процесс тонкий и обеспечивается он продуманным, последовательным, опосредованным влиянием на ребенка с помощью целенаправленных психолого-педагогических методик, благодаря которым сам ребенок видит и ощущает свое моральное продвижение, а педагог имеет возможность изучать, а значит, и корректировать данный процесс. В этом можно убедиться, проанализировав последовательную и ориентированную на возраст совокупность методик, актуализирующих в сознании и поведении ученика принципы гуманизма, положительное основание собственной личности. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|