|
Дифференцированный подход к учащимся в процессе этического воспитания⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Условием эффективности процесса нравственного развития личности в системе воспитания основ этической культуры школьников служит и методическое обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в соответствии с их эмоциональным самочувствием в коллективе. Условно всех учеников можно разделить на три основные группы: дети с благополучным самочувствием в коллективе, с неустойчивым и неблагополучным, дискомфортным. Исходя из этих особенностей, определяются основные направления педагогического влияния в системе воспитания основ этической культуры, поскольку достижение эмоционального благополучия ребенка — один из факторов эффективности воспитательных усилий. Дети с благополучным самочувствием чаще всего становятся наиболее активной, действенной частью коллектива. При условии их положительной нравственной направленности именно на них опирается педагог, строя воспитательную стратегию; выстраивая механизмы педагогического действия, развивая и разнообразя палитру методических приемов. В силу активной вовлеченности в процесс осмысления этического знания эмоциональный колорит впечатлений, образов, постоянный тренинг в этически направленной деятельности ученики этой группы, как правило, интенсивно развиваются нравственно и положительно влияют на других. Для педагога здесь самое существенное — сохранить педагогическое чувство меры, стимулируя положительное в этих детях и опосредованными способами помогая им преодолевать отрицательное в себе. Путь педагогического действия здесь — от самооценки, стимулирующей стремление личности к адекватности, к побуждению ее к самосовершенствованию. В этой группе могут быть также дети с достаточно высоким статусом в коллективе, но не удовлетворяющие педагога антинравственной направленностью своих проявлений: стремлением утвердить свой авторитет силой, продемонстрировать имущественное превосходство, обеспеченность и т. д. Эти учащиеся часто строят свое благополучие в коллективе, противодействуя педагогу. И этим они закрепляют отрицательные качества личности. Как правило, у таких детей есть своя изюминка индивидуальности, делающая их популярными. Обнаружить ее и сделать союзницей в нравственной переориентации ребенка — задача педагога. Ее решение — во внимании к личностным особенностям ученика, признании и активизации его достоинств с максимальной пользой для коллектива, закреплении чувства удовлетворенности школьника действенным включением в нравственную атмосферу взаимоотношений, стимулировании самооценки, рефлексии на процесс этических занятий и разнообразных форм этически направленной коллективной деятельности. В подходе к детям с неустойчивым самочувствием в коллективе основное — создать условия для постепенного и последовательного повышения личностного восприятия этических занятий, эмоциональной включенности в общий настрой мыслительной, игровой, творческой деятельности, в процессе ее внеурочных этически окрашенных форм. Особенно эффективны здесь игровые приемы, в которых эти дети могут быстрее преодолеть скованность в поведении, стеснительность, неуверенность в себе и удовлетворить свою потребность в общении. Акцентирование внимания коллектива на достоинствах этих ребят, на проявлении сильных сторон их личности приводит школьников этой группы к осознанию своей непосредственной причастности к общей жизни класса. Это помогает им полнее раскрыть свои положительные качества в общении с одноклассниками, продвинуться в самооценке, что влияет на пробуждение чувства собственного достоинства и повышает тонус их самочувствия в коллективе. Особенно важен дифференцированный подход к детям с неблагополучным самочувствием, испытывающим эмоциональный дискомфорт. Известно, что любой дискомфорт не позволяет человеку ощущать в полной мере состояние эмоционального благополучия, личной независимости в контактах и взаимоотношениях в сфере ближайшего общения. Длительное состояние дискомфорта влияет на эмоциональную сферу личности, подавляет ее, концентрирует внимание человека на своих недостатках, неловкости, несоответствии предполагаемому образцу. Эмоциональный дискомфорт способен усугублять неверие личности в себя, как бы дискредитировать ее в собственном видении. Особую психологическую нагрузку эмоционального дискомфорта испытывают школьники в сфере контактов и взаимодействий в среде сверстников. Особенно это касается подростков. Эмоциональное неблагополучие в сфере коллективных отношений возникает, когда ребенка по каким-то причинам не принимают, не понимают, что вызывает у подростка чувство ущербности, неуверенности в себе. Такое неприятие может быть немотивированным, стихийным, случайным. Может быть оно и осознанной формой отношений сверстников, не разделяющих способ поведения ребенка, его самовыражения. И в том, и в другом случае для школьника мучительна эта неприязнь, отсюда дискомфортное состояние, неустойчивость поведения. Оно может быть выражено в замкнутости, стремлении сторониться сверстников, в проявлении неуверенности, нерешительности, или, наоборот, агрессивности, противодействии всему без видимой причины, противопоставлении себя окружающим. Причинами возникновения в развитии эмоционального дискомфорта могут быть: - Заниженная самооценка ребенка, его психологическая зажа-тость в общении. Отсюда чрезмерная застенчивость, неуверенность в себе, мнительность, подверженность комплексам. - Завышенная самооценка, в результате которой — неадекватность восприятия и реакций на окружающих, социальных проявлений, непреодолимое стремление к лидерству без достаточных психологических оснований. - Неудачный опыт самореализации в различных социальных институтах, межличностных контактах, чем обусловлена боязнь общения, зажатость. - Физическая и психическая неполноценность: различные невротические состояния, заикание, маленький или слишком большой рост и т. д. В соответствии с данными причинами целесообразно вычленить следующие направления дифференцированного подхода к учащимся: О Выявление причины эмоционального дискомфорта с целью последующего ее устранения. - Выявление индивидуальных интересов, умений школьников с целью создания условий для их реализации, а значит, и самореализации личности. - Выявление статуса школьника с целью повышения его нравственного авторитета. - Включение ученика в референтную группу в процессе осуществления какого-либо вида деятельности. - Создание ситуации успеха средствами актуализации перспективных качеств личности для данного ребенка. Перспективные условия для реализации данных подходов создают этические занятия с детьми. Проследим это на примере фрагментов двух этических занятий в 5-м классе. Отчего бывает одиноко? — Что значит чувствовать себя хорошо в коллективе? — Что здесь самое важное для человека? Из ответов детей вырисовываются признаки комфортного состояния детей: чувствовать себя нужным, уверенным в том, что рядом друзья, что к тебе хорошо относятся, всегда поймут, помогут. — А если этого ощущения нет, что тогда испытывает человек? — Да, одиночество. Почему? — Было ли вам когда-нибудь одиноко в коллективе? — Отчего? Причины эмоционального дискомфорта могут быть выявлены с помощью методики «свитка». Лист бумаги («свиток») переходит от одного ученика к другому, где он ставит прочерк, если такого ощущения нет, и записывает причину, если оно есть. Читая «свиток», учитель в этих безадресных строчках представляет классу общую картину внутриколлективных отношений. Это дает возможность повернуть мысль каждого к преодолению обнаруженных недостатков. — Как преодолеть это состояние? — Как вы думаете, что должен сделать сам человек? — А что должны сделать его одноклассники? В процессе обсуждения происходит опосредованное влияние на детей с эмоциональным дискомфортом, ибо в размышлениях, что может и должен сделать сам человек, как бы идет диалог с самим учеником. А в том, что должны сделать другие, ученик как бы получает поддержку своим потенциальным усилиям. Это дает возможность учителю повернуть мысль и чувство школьников к осознанию сложности и психологической трудности подобных ощущений, побуждает их вникнуть в данное состояние, понять такого человека. — А задумывались ли вы, ребята, о том, как непросто разглядеть одиночество человека, его ведь не выставляют напоказ. Наоборот, человек борется с этим ощущением. Но другие часто не видят этой борьбы и не приходят ему на помощь. Усиливает этот поворот работа на включение учеников в состояние другого человека через анализ типичных для данного коллектива ситуаций проявления отношений в среде сверстников. Это прием опосредованного влияния на детей. Учитель, как бы вскрывая существующий нарыв в отношениях к тому или иному ребенку, обозначает путь выхода из данного состояния. Ситуации могут быть примерно такими: Андрюшу в классе считали врунишкой и относились к нему с насмешкой.. Выдумки его всегда были какие-то уж очень нелепые. То он расскажет невероятную историю, как выпрыгнул из окна 4-го этажа, то как поймал шпиона в центре города, съел 1 кг мороженого на спор. Ребята смеялись над ним, дразнили, но ни разу не задали себе вопроса: почему он врет? — А вы как думаете? Размышляя, дети приходят к выводу, что Андрюша хотел привлечь к себе внимание, стать интересным для других. Но как это сделать, он не знал и, борясь с чувством одиночества, с непризнанием себя в коллективе, выдумывал разные истории. — Как же изменить это состояние Андрюши? — Что могут сделать его одноклассники? Еще одна ситуация. Володя в классе славился тем, что все время огрызался на замечания учителей, отличался грубостью; недисциплинированностью. Его все ругали, ребята сторонились и боялись его. — Что могло изменить поведение Володи? При размышлении ребята приходят к выводу, что важно у мальчика найти положительное в его характере и поддержать в нем хорошее, уделить ему больше внимания, тепла. После анализа ситуаций внимание детей важно направить на осмысление собственного самочувствия в коллективе. — Подумаем, что же влияет на ваше самочувствие в коллективе? Высказывания детей учитель суммирует в три основные направления, обозначающие, из чего складывается самочувствие: 1. Из ощущения своей причастности к делам класса. 2. Из чувства удовлетворения отношением к себе. 3. Из своего интереса к классной жизни. Когда дети осмыслили это, учитель предлагает задуматься над собственным самочувствием в коллективе и отразить его в следующей таблице по данным направлениям. Для этого требуется в каждой колонке в соответствии с выделенными направлениями поставить «+» или «—» согласно своим ощущениям. Сомнение отметить точкой. В одном из 5-х классов школы № 235 Москвы получились следующие результаты:
В классе 33 ученика. Из таблицы следовало, что эмоционального благополучия были лишены 2/3 класса, что ставило перед педагогом задачу исправить неблагополучную психологическую атмосферу. Требовалось выявить индивидуальные причины дискомфорта и продумать пути их устранения. Анализ таблицы и материалы «свитка» показали учителю, что самочувствие падает у детей от безразличия других в процессе взаимоотношений, незаинтересованности классными делами, непонимания друг друга. В соответствии с анализом полученного материала учитель проводит этическое занятие по теме: Чтобы быть понятым На этом занятии учитель углубляет анализ внутриколлективных отношений и сосредоточивает внимание детей на необходимости глубже анализировать самих себя, обращая их внимание на проблему взаимопонимания. Он стремится показать детям, насколько важное значение для самочувствия в коллективе имеет степень понимания его другими и в соответствии с этим пониманием доброжелательное восприятие. — Как вы считаете, почему человеку важно, чтобы его понимали? В ответах детей педагог слышит, что «человеку становится легче общаться с другими», «он преодолевает стеснительность», «в нем растет уверенность, что он хороший», «к нему хорошо относятся», «это поможет ему стать лучше». — Что значит понять человека? Из ответов детей уточняются значения выражений: «разобраться в его душевном состоянии», «его отношениях к окружающим», «вдуматься в эти отношения», «в то, почему они такие, чем вызваны», «увидеть лучшее в нем и помочь его проявлению». — Не каждый стремится понять другого, не всегда это легко. Надо суметь поставить себя в его положение, как бы самому почувствовать его горе или радость. — Часто ли вы ставите себя на место другого в нашем классе? — А сам человек должен стремиться к тому, чтобы его понимали? Вместе с учителем дети приходят к выводу, что ученик не должен замыкаться в себе, быть нелюдимым. Он должен стараться преодолевать это в себе, сам стремиться к общению с другими, тогда легче узнать его, а значит, и понять. — Следовательно, и сам человек должен прикладывать усилия, чтобы быть понятым, так? — Какие же здесь нужны усилия? — Да, не замыкаться, стремиться быть в коллективе, участвовать в общей жизни класса и т. д. Обращая внимание дискомфортных детей на необходимость затратить собственные усилия, важно предоставить им эту возможность и вывести на первый опыт иного поведения. Лучше всего это сделать в игровой форме. Например: — Попробуйте определить, в том ли направлении затрачиваете вы свои усилия? Сделаем это так. Я называю имя и фамилию, а вы на листочке записываете наиболее характерные проявления отношений его с вами. Например, улыбается, смеется, кокетничает, задирается", грубит, дерется, пристает, не замечает, замыкается, молчит и т. д. Потом я собираю листочки и читаю их вслух. То проявление, которое прозвучит чаще, и будет типичным для данного ученика. Учитель называет разных детей: популярных и неблагополучных, но старается обязательйо включить тех, которые требуют особого педагогического внимания. Таких в данном классе было четверо: Ира К., Дима С., Саша П., Рома И. Для этих ребят важно было сконцентрировать их собственное внимание на том, как они выглядят в общении, «проявить» их образ поведения. По отношению к этим подросткам одноклассники отметили следующее: Ира К. — кокетничает, улыбается, пристает, дразнится, ябедничает. Дима С. — дерется, задирается, грубит, пристает. Саша П. — замыкается, молчит, не замечает, не участвует, избегает общения. Рома И. — смеется, дразнится, кривляется, пристает. Из характеристик ребят обозначились причины сложных взаимоотношений с классом как для самого ребенка, так и для учителя. Уже на самом занятии педагог делает первый педагогический ход: — Как вы думаете, ребята, на что здесь больше тратятся усилия: на то, чтобы быть понятым, или на то, чтобы привлечь внимание? Этот вопрос очень важен, и его необходимо обсудить с учащимися, порассуждать о значении этих выражений, их разных оттенках. — Попытаемся обозначить, чем эти же ребята могли бы привлечь внимание. Выделим в них самые лучшие, с вашей точки зрения, качества. По высказываниями подростков получилось следующее: Ира К. — «добрая, покладистая, общительная». Дима С. — «справедливый, смелый». Саша П. — «не вредный, держит свое слово, вдумчивый». Рома И. — «веселый, с юмором, контактный». ' — На какие же качества нам лучше опереться в дальнейшем? — Вот и получается, что мы стараемся больше привлечь к себе внимание любыми способами и иногда, увы, далеко не лучшими, чем проявлять свое истинное Я и свое индивидуальное лицо. Очень мудро об этом сказал писатель А. Стендаль: «Стараться быть самим собой — единственное средство иметь успех». — Есть о чем подумать? — А чтобы размышление было продуктивным, сделаем так: каждый попытается проанализировать сам себя. Мысленно посмотрев на себя со стороны, каждый на листочке попытается написать свои основные проявления в общении. Проанализировав написанное, сделайте вывод, что преобладает: стремление привлечь внимание или быть понятым. Из 18-ти учащихся, поставивших себе «—», 11 отметили, что это вызвано стремлением привлечь к себе внимание. Все это дает материал учителю для продумывания дифференцированного подхода к детям с неблагополучным эмоциональным самочувствием. Как показывает изучение, детей с эмоциональным дискомфортом можно разделить на следующие условно выделенные группы: дети с ситуативным ощущением эмоционального неблагополучия; с ощущением временности дискомфорта; с его устойчивым состоянием. В данном классе учащиеся в этих группах распределились следующим образом: ситуативное ощущение эмоционального неблагополучия — 11 человек, ощущение временности дискомфорта — 3 человека, ощущение устойчивости дискомфорта — 3 ученика. Заключительные слова педагога адресованы как ко всем учащимся, так и к каждому в отдельности. — Нам с вами есть о чем задуматься и поразмыслить наедине с собой. Постарайтесь это сделать, так как «есть зеркало для лица, нет зеркала для души. Этот пробел следует восполнить серьезным размышлением над самим собой» (Б. Гросман). На последующих занятиях учитель, используя различные методики, побуждающие детей к нравственному проявлению, учтет особенности выделенных групп. Для каждой выберет свои, особенные способы воспитательного влияния, стимулирующие повышение их эмоционального благополучия в коллективе. Осуществляя дифференцированный подход к условно выделенным группам детей, важно учитывать их особенности и в соответствии с ними выстраивать пути педагогического воздействия. Так, например, для учащихся с ситуативными ощущениями эмоционального дискомфорта очень важно утверждение их авторитета в коллективе. Для этого необходимо повышение их самооценки, достижение адекватности реакции на ситуации общения, создание ситуации успеха, исходя из интересов и возможностей данных детей. Все это может осуществляться в процессе этических занятий с детьми, а закрепляться в логике «этического заряда» и внеурочной деятельности. Повышение самооценки ребенка осуществляется и включением его в игровые ситуации, в которых партнер, сосед по парте, любой ученик называет его лучшие качества, произносит комплимент, выбирает себе в пару для совместного действия, высказывает доброе пожелание. Убедившись в возможности «выбора» его другими, услышав добрые и теплые слова в свой адрес, положительную оценку по результатам какой-либо деятельности, ребенок стремится закрепить это отношение, старается развить в себе уважаемые другими качества, расширить сферу общения и рамки своих проявлений. Каждый положительный результат, положительная оценка в копилке опыта ребенка делают его уверенней и раскрепощенное в межличностных отношениях. Чтобы и сам ребенок задумывался над своими поступками и старался анализировать себя, в этические занятия включаются методики самоанализа с последующим сравнением своей самооценки с оценкой других: методики «угадай качество», «зеркало», «сравнение», «плюс-минус» и др. Покажем это на примере того же 5-го класса: Обсуждая на этическом занятии качества, проявляемые в отношениях с другими, для самооценки выделяются следующие: доброжелательность, чуткость, снисходительность. Каждый ребенок записывает их на своем листочке. Затем, стайит себе «+», если, по его мнению, это качество у него есть, «—», если нет, и «.», если сомневается. Оценив себя, подросток передает листок соседу по парте, и уже сосед оценивает его по данным параметрам. Затем листок передается через две парты еще к одному однокласснику с тем же заданием. Когда он возвращается владельцу, тот сможет убедиться в адекватности или неадекватности своей самооценки. У семерых из одиннадцати описываемых ранее пятиклассников самооценка была адекватной оценке других, что говорило о повышении их статуса в коллективе, а значит, и более стабильном самочувствии. Чтобы ребенок пришел к пониманию необходимости затраты собственных усилий для преодоления дискомфорта, используются игровые методики: «приглашение к зеркалу», «цветик-семицветик», «найди пару» и др., предоставляющие возможность проявить и закрепить положительный опыт поведения. Так, например, в методике «приглашение к зеркалу» педагог в процессе занятия «приглашает» всех к «зеркалу» и просит каждого внимательно посмотреть на себя, оставшись наедине с собой. Свои наблюдения и мысли дети фиксируют на листочках, сконцентрировав свое внимание на вопросах: — Что же вы увидели? — Что вам хочется исправить в себе? — Кого вам было бы приятно увидеть в «зеркале» из класса и почему? — Кого вам не хотелось бы видеть и почему? — Какими бы вам хотелось выглядеть в глазах других? Анализируя записи, учитель видит успехи и трудности учащихся в самооценке и оценке отношений с одноклассниками, что в свою очередь становится сигналом и основой для последующих воспитательных действий. Для упомянутого 5-го класса на этапе проведения методики было характерно следующее: О 20 человек увидели себя в лучшем качестве и убедились в повышении своей нравственной характеристики; - 16 человек захотели исправить в себе различные погрешности во взаимоотношениях: грубость, неискренность, несдержанность, обидчивость, скандальность, злость, зависть, пассивность, бестактность, себялюбие, эгоизм; - 26 человек отметили желание увидеть рядом с собой кого-то из класса, потому что «дружит», «хочет дружить», «уважает», «изменил мнение», «влюбился», «понравился» и т. д.; - два человека изобразили себя в утрированно отрицательном виде; - два человека не захотели исправить ничего; 1-1 двоих не захотели видеть одноклассники, потому что «им все безразлично», «всему мешают», «изображают из себя». Эти данные указывают на изменение самочувствия детей в благоприятную сторону. Ситуация успеха, столь важная для закрепления положительного самочувствия, создается прежде всего в деятельности, в которой могут проявиться интересы и увлечения ребенка, его возможности. Такие формы деятельности предусмотрены этическим курсом: «подарок коллективу», когда каждый дарит то, что лучше знает и умеет, и этим становится интересен другим (песню или танец, фокус или газету, поделку или игру); «праздник школьного вальса», посвященный школе, где любая выдумка хороша; «праздник благодарности», посвященный учителю, и т. д. Анализ такого праздника, включенный в этическое занятие, дает учителю и ученику пищу для размышления. В качестве примера приведем результат анализа праздника школьного вальса в том же классе.
Из таблицы следует, что негативное самочувствие было характерно лишь для 5 человек (термины негативной реакции повторялись). Это уже 1/7 коллектива, что говорит об общем улучшении эмоционального климата. Занятия по этике привели к существенному изменению в эмоциональном самочувствии детей описываемого 5-го класса. Не стало группы с ситуативным ощущением эмоционального неблагополучия. Из 11 человек данной группы 3 оказались в группе популярных ребят, остальные перешли в группу эмоционального благополучия, поскольку сумели реализовать свои интересы, нашли референтную группу или товарища, друга. Группа с ощущением временности эмоционального дискомфорта также перестала существовать. Дети испытывали удовлетворительное и достаточно устойчивое эмоциональное состояние. В группе с устойчивым состоянием эмоционального дискомфорта осталось два человека, к которым необходим особый индивидуальный подход, рассчитанный на терпение и время. Пути такого подхода предусматриваются в системе воспитания основ этической культуры. Таким образом, педагогическая стратегия дифференцированного подхода к условно выделенным группам детей, логика действий педагога опираются на живой процесс общения в детском коллективе, активное включение учащихся в деятельность, упражнения, творчество, игру, а также устремлены на опосредованное влияние как на отдельного ребенка, так и на группу в целом, основанное на постоянном изучении и воспитании как взаимосвязанном явлении. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|