Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пасторское консультирование в школах





Начиная с середины 1960-х гг. в сфере среднего образова­ния стала бурно развиваться система пасторского консульти­рования (pastoral care). В разных школах оно развито неоди­наково, варьирует также уровень дополнительной подготовки соответствующего персонала. В начальных школах, особенно в тех, где персонал придерживается «детоцентрической» фило­софии, пасторское консультирование осуществляют преиму­щественно учителя, иногда при поддержке завуча, а в последнее время в некоторых школах при поддержке местной обществен­ности или учителей, отвечающих за связь между семьей и шко­лой (home-school liaison teachers).


В средней школе эту функцию выполняет классный руко­водитель, который регулярно общается с детьми своего клас­са, иногда на протяжении всего периода обучения. Классные руководители несут полную ответственность за общее благо­получие в своих классах. Кроме того, они могут выполнять и другие обязанности, например, принимать участие в учебном процессе. Классный руководитель при необходимости осуще­ствляет индивидуальное пасторское консультирование.

Наряду с функциями управления и организации системы пасторской помощи ее руководство проводит индивидуальное консультирование в особенно трудных случаях. Наиболее эф­фективными формами пасторского консультирования счита­ются те, которые строятся на принципах психотерапии, разра­ботанных Карлом Роджерсом.

Иногда местные органы образования финансируют работу школьных консультантов, которые имеют специальную под­готовку и одновременно занимают штатную должность в шко­ле. Деятельность таких специалистов ограничивается только проведением консультирования. Преимущества такого подхо­да очевидны, ведь консультант, вынужденный участвовать в учебном процессе, так или иначе зависит от учащихся и не может в полной мере гарантировать конфиденциальность при оказании помощи.

Некоторые местные власти пошли еще дальше и открыли при школах специальные службы, в обязанности которых вхо­дит постоянная комплексная работа с учащимися. Наиболее эффективные из таких служб привлекают к работе одновре­менно нескольких специалистов с различной подготовкой, при­званных, с одной стороны, проводить индивидуальную работу, с другой — осуществлять вмешательство в масштабах школь­ной системы в целом. Службы с меньшей эффективностью работы обычно вмешиваются при возникновении конкретных школьных проблем.

Учебные программы

Многие школы и местные власти активно работают над раз­работкой учебных программ в сфере личного и социального просвещения (personal and social education (PSE) curricula). Эти программы сильно варьируют по содержанию и степени


детализации, однако все они уделяют особое внимание приоб­ретению учащимися социальных навыков, базовых знаний о родительской роли, здоровом образе жизни и способствуют профессиональной ориентации подростков. Наиболее инте­ресными аспектами психологического просвещения молоде­жи являются умение выбрать правильную стратегию поведе­ния в конфликтной ситуации, настойчивость, но не агрессив­ность, а также более чуткое реагирование на чужие трудности и понимание точки зрения других людей. Конечно, проработка этих вопросов в рамках школы, как правило, происходит в ус­ловиях дефицита: недостаточная подготовка персонала, огра­ниченность во времени наряду с большим числом участников, что существенно ограничивает возможность оказания помо­щи учащимся с серьезными проблемами. Тем не менее, пре­имущества такой работы заключаются в профилактике широ­кого круга возможных нарушений сразу у всех учащихся, а также в отсутствии эффекта стигматизации, возникающего в связи с необходимостью индивидуального, добровольного или принудительного обращения к психотерапевту.

Основным камнем преткновения для специалистов, вовле­ченных в процесс оказания помощи учащимся, является на­личие государственной учебной программы, в соответствии с которой строится расписание занятий в конкретной школе. Оставшееся вне сетки расписания время делится между заня­тиями по психологическому просвещению, которое не явля­ется обязательным, и другими факультативными программами.

Отделы социального обеспечения

Предоставление социальных услуг осуществляется регио­нальным агентством социальных услуг (Area Social Services Office) и местными учреждениями, работающими по террито­риальному принципу. Правом обратиться в такое агентство об­ладает население, проживающее на данной территории, работ­ники учреждений детского здравоохранения, щкол, судебных органов, сотрудники телефона доверия для детей «Детская ли­ния» (Childline), местные политические деятели, сами дети и их родители. Допустимы также анонимные обращения.


Как правило, сотрудники агентства стараются получить как можно более полную информацию для принятия решения о целесообразности оказания помощи в данном конкретном слу­чае. Собранные сведения затем выносятся на коллегиальное обсуждение для выработки стратегии вмешательства. Если дети или молодые люди являются жертвами жестокого обра­щения или относятся к группе риска, вступают в действие за­крепленные национальным или местным законодательством процедуры защиты. В более сложных случаях сотрудники аген­тства стараются применить сразу несколько из существующих программ оказания помощи. Если же случай относительно про­стой, то выбор наиболее целесообразных видов вмешательства осуществляется совместно с членами данной семьи.

Специально обученный персонал

Отделы социального обеспечения обладают мощными ре­сурсами для оказания необходимых видов услуг населению. Под их эгидой работает специально подготовленный персонал, в их ведении находятся различные учреждения, функции кото­рых заключаются в осуществлении разного рода вмешательств. Так, некоторые социальные работники занимаются исключи­тельно обеспечением безопасности детей. Профессиональная нагрузка этих работников невысока, что позволяет им тесно со­трудничать с персоналом Национального общества предотвра­щения жестокого обращения с детьми (NSPCC). Аналогичным образом другие специалисты объединяются в бригады, зани­мающиеся судебными делами несовершеннолетних правона­рушителей. В их задачу входит разработка программ, альтер­нативных изоляции малолетних преступников. В подобных случаях психотерапия может сочетаться с помощью в учебе по конкретным школьным предметам, с организацией досуга и интересным его проведением, трудовой деятельностью и во­лонтерской работой.

Специальные учреждения

Помимо получения помощи со стороны социальных работ­ников существует возможность поместить ребенка в специаль-


ное учреждение. Место в детских яслях, которые находятся в ведении служб социального обеспечения, преимущественно предоставляется детям, чьи родители попали в затруднитель­ное положение. Кроме того, в особых случаях работники яслей могут в дневное время помочь нуждающейся семье по дому. Когда ребенка помещают в интернат (family center), в соответ­ствии с программой оказания поддержки семье (Family Sup­port Scheme) с ним на протяжении двадцати восьми дней, а при необходимости и дольше интенсивно работают волон­теры.

Основной идеей закона 1989 г. о детях (Children Act, 1989) является сотрудничество родителей и специалистов по всем аспектам диагностики и оказание помощи ребенку в пределах полномочий отделов социального обеспечения. Социальные работники оказывают множество услуг разным категориям на­селения, от младенцев до глубоких стариков. Соотношение между неспецифическими и специальными функциями в сфе­ре социальной работы было и остается предметом жарких дис­куссий. Для некоторых социальных работников специализа­ция на оказании психотерапевтических услуг открыла обшир­ное поле деятельности, ведь проведение психотерапии в той или иной форме вполне под силу даже неспециалистам. Бы­тует вполне обоснованное мнение, что когда терпят неудачу высокооплачиваемые специалисты (психиатры, психологи и психотерапевты), исправлять положение приходится все тому же социальному работнику, не имеющему специальной под­готовки, но зато обладающему здравым смыслом.

Разнообразие специальных служб и различия в методах их работы мешают составить ясное представление о системе в це­лом как клиентам, так и специалистам. Один из авторов имел печальный опыт работы в такой структуре как раз в тот мо­мент, когда в ней шел процесс реорганизации. Было решено восстановить ранее упраздненные службы, а действующие, со­ответственно, сократить. Сокращение штатов и кадровые пере­становки привели к тому, что контактные лица часто менялись, и связаться со службой было непросто. Руководство совершен­но не беспокоил тот факт, что новые сотрудники совершенно иначе работали с клиентами, хотя название самой службы и


наименования предоставляемых услуг не менялись. Таким об­разом, направляя ребенка в службу с тем или иным названи­ем, нельзя было заранее предсказать, какая именно помощь ему будет оказана.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.