Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы терапевтического воздействия





Следующий важный момент состоит в том, чтобы по ходу терапевтического процесса правильно использовать различ­ные техники вмешательства и навыки межличностного взаи­модействия, которыми владеет психотерапевт. Не следует по­нимать вмешательство как нечто единое и недифференциро­ванное; на разных этапах терапии, как правило, используются разные техники и навыки. Можно выделить несколько этапов вмешательства, которым исследователи уделяют неодинаковое внимание. На первом этапе принимается решение о необхо­димости вмешательства, при этом клиенты должны понимать, что терапевтическое воздействие может снизить выраженность их проблем и ослабить состояние дистресса. На втором этапе, по ходу терапевтического процесса, важно поддерживать парт­нерские отношения с клиентами (следить за посещаемостью и активно привлекать их к участию в терапии), уделять внима­ние вопросам генерализации и поддержания терапевтических изменений. И, наконец, следует позаботиться о правильном завершении взаимодействия с клиентами.

Привлечению к психотерапии (engagement in treatment) до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. Про­цент отказов в различных проектах варьирует, но, к сожале­нию, остается довольно высоким (Taylor et al., 1987). Пред­ставляется важным знать, почему клиенты отказываются от участия в исследовании. Это может объясняться вполне три­виальными причинами, но иногда возникают фундаменталь­ные разногласия с психотерапевтом, касающиеся восприятия семейных проблем и подходов к их решению (Firestone & Witt, 1982). Вопросы привлечения к терапии и налаживания сотруд­ничества особенно актуальны в тех случаях, когда речь идет о серьезных проблемах с детьми, родители которых уклоняют­ся от участия в терапии, например, при жестоком обращении с детьми (Smith et al., 1984). Детальное обсуждение контракта на проведение вмешательства и ожиданий клиентов помогает прояснить многие аспекты терапии и способствует ее успеху (Holmes & Urie, 1975). Часто вмешательство проводится в ус­ловиях, максимально приближенных к естественным, напри-


мер, в группах, состоящих из матерей с детьми (Peterman, 1981).

Проблема генерализации и сохранения терапевтических из­менений обычно решается путем проведения вмешательства в естественных условиях и использования триадической моде­ли вместо того, чтобы ограничиться только взаимодействием с ребенком. Кроме того, следует рассмотреть возможность при­внесения в терапевтический процесс техник, которые направ­лены на сохранение достигнутых изменений, например, про­ведение поддерживающих сессий (booster sessions) после за­вершения курса вмешательства, увеличение интенсивности воздействия к окончанию курса терапии. Целесообразно по­святить несколько последних сессий обсуждению возможных стрессов, жизненного стиля и стратегий совладания с ними, чтобы клиенты обрели уверенность в возможности сохране­ния достигнутых терапевтических изменений (Imber et al., 1982). Несмотря на то что многие исследователи не ставят пе­ред собой таких задач, сопоставление компонентов вмешатель­ства в рамках когнитивно-поведенческого подхода показыва­ет сходную эффективность когнитивных и поведенческих ме­тодов, если оценивать ее непосредственно после окончания курса терапии. В то же время когнитивные или комбиниро­ванные когнитивно-поведенческие техники оказываются бо­лее действенными в отдаленном будущем, как, например, при боязни публичных выступлений (Kendrick et al., 1982). Корот­кие повторные курсы психотерапии являются хорошим спо­собом совладания с рецидивами после завершения стандарт­ного курса вмешательства, например, при использовании ме­тода «звонка» для терапии энуреза (Dische et al., 1983).

Терапия или терапевтический менеджмент

Наконец, целесообразно обсудить различия между терапи­ей (treatment) и терапевтическим менеджментом (management) (Kazdin, 1988). Терапия имеет целью ослабление или измене­ние симптомов, в то время как терапевтический менеджмент понимается гораздо шире; он включает в себя целый ряд вме­шательств и направлен на общие аспекты адаптации и функ­ционирования. Хотя между этими понятиями имеется много


общего, менеджмент может включать одну или несколько те­рапевтических процедур, цели которых различны. Так, тера­пия может проводиться для устранения частных проблем у ребенка, страдающего аутизмом, в рамках стратегии терапев­тического менеджмента, в соответствии с которой данный слу­чай считается неизлечимым. Более того, систематическое и тщательно проводимое терапевтическое вмешательство может играть важную роль в принятии стратегических решений по менеджменту данного случая. В том случае, если целью тера­пии является, например, улучшение функционирования се­мьи, входящей в группу риска в связи с жестоким обращением с детьми, то на основании оценки эффективности терапевти­ческих процедур можно судить о потенциале родителей по приобретению должных родительских навыков. Таким обра­зом, эффективность или неэффективность вмешательства слу­жит основанием для принятия важных долговременных, опре­деляющих будущее ребенка решений по менеджменту данно­го случая (Smith et al., 1984).

Особенности психотерапевта

В сфере детской психотерапии практически не уделялось внимания качествам психотерапевта, которые могли бы по­влиять на результат терапевтического воздействия. Безуслов­но, навыки межличностного взаимодействия оказывают силь­ное влияние на исход психотерапии, однако сведения из раз­личных источников противоречат друг другу. Такие качества, как искренность, эмпатия и теплота психотерапевта (Rogers, 1952; Truax & Carkhuff, 1967) в сочетании с краткостью и чет­костью сообщений и использованием направленных техник были связаны с благоприятным исходом семейной психотера­пии для подростков с делинквентным поведением (Alexander et al., 1976). В то же время, терапевтическое воздействие в усло­виях школы было более результативным при наличии у психо­терапевта таких качеств, как экстравертированность, настойчи­вость при проведении вмешательства и открытость (Kolvin et al., 1981). Как ни странно, эмпатия, искренность, теплота, личное обаяние и хорошие отношения с клиентами не помог­ли психотерапевту в условиях школы достичь хороших ре-


зультатов. Помимо стиля межличностного общения имеют значение и другие качества психотерапевта, например, способ­ность организовать вмешательство и вовлечь в него клиентов, подключить службы социальной поддержки, о чем свидетель­ствуют результаты ретроспективного изучения работы двух психотерапевтов, с различной эффективностью занимавших­ся случаями расстройств поведения у мальчиков в условиях клиники (Ricks, 1974). Обращает на себя внимание сходная результативность терапевтического воздействия на мальчиков с менее выраженными расстройствами, однако «суперпсихи­атр» («supershrink»), занимавший более активную позицию во время вмешательства и умело использовавший общественные ресурсы, добился гораздо более заметных успехов в группе с выраженными расстройствами.

С ростом популярности библиотерапии — оказания помо­щи посредством рекомендаций, предлагаемых в письменной форме, — стали проводиться исследования с ее применением. В нескольких проектах, например, при изучении расстройств сна у маленьких детей, сравнивалась результативность вмеша­тельства, которое производил психотерапевт, с вмешатель­ством при минимальном его участии, причем все клиенты по­лучали одинаковые рекомендации в письменной форме (Scott & Richards, 1990; Seymour et al., 1989). Полученные результа­ты свидетельствовали в пользу вмешательства, производимо­го психотерапевтом (Seymour et al., 1989). В целом использо­вание одних только письменных рекомендаций помогает пре­одолеть частные проблемы и развить некоторые навыки и оказывается неэффективным в случае со сложными генерали­зованными проблемами (Callias, 1985; McMahon & Forehand, 1980). Это свидетельствует о том, что активное участие пси­хотерапевта оказывает влияние на терапевтический процесс.

В многочисленных работах, посвященных психотерапии взрослых, имеются указания на то, что поведение и навыки межличностного общения психотерапевтов имеют большее значение по сравнению с демографическими характеристика­ми, такими как пол, возраст, национальность (Beutler et al., 1986). Если же обнаруживается связь демографических харак­теристик с исходом психотерапии, то это, в конечном итоге,


бывает обусловлено стилем межличностного взаимодействия или установками терапевта (Beutler et al., 1986). Процесс-ана­лиз (process analysis) поведения психотерапевтов во время первых сессий позволил выявить целый ряд специфических ошибок как технического, так и межличностного характера, которые впоследствии оказались тесно связаны с неблагопри­ятным исходом вмешательства (Sachs, 1983).

В целом результаты исследований свидетельствуют о том, что личные качества психотерапевта имеют большое значение. Стиль общения, сензитивность и активное структурирование терапевтического воздействия наряду с умелым применением техник — все это играет определенную роль. Однако требуют­ся дальнейшие исследования, чтобы судить о том, какие имен­но качества психотерапевта и каким образом влияют на эф­фективность вмешательства при учете возраста клиентов, фор­мата и условий проведения психотерапии. При этом гораздо важнее изучить межличностное взаимодействие психотера­певтов с клиентами во время сессий, а также использование психотерапевтом различных стратегий и техник вмешатель­ства, чем исследовать влияние на ход терапии личностных особенностей и поведения терапевта.

Особенности ребенка

До настоящего времени основное внимание уделялось ре­зультативности терапевтического воздействия, и во всех про­ектах изучалась вариабельность эффектов в пределах конкрет­ной группы. В разных проектах показатели эффективности, то есть доля клиентов, которым удалось достичь улучшения, раз­личны. Эти различия обусловлены как особенностями изуча­емой группы в целом, так и индивидуальной восприимчиво­стью каждого ее участника.

Поначалу исследователи почти не уделяли внимания ин­дивидуальным особенностям клиента, которые могли повли­ять на исход вмешательства. В настоящее время рекомендует­ся при описании исследования указывать сущность проблемы клиента, а также те особенности, которые могут повлиять на прогноз, например, остроту, интенсивность, выраженность расстройства и частоту его проявлений и характер течения


(Kazdin, 1983). Следует учитывать тот факт, что клиенты с одинаковым диагнозом могут различаться по целому ряду дру­гих существенных характеристик (Kiesler, 1971; Rutter, 1985a). Формулировка диагноза по МКБ (Международной классифи­кации болезней) или DSM (руководству по диагностике и ста­тистике психических расстройств — Diagnostic & Statistical Мапиа1)позволяет сопоставлять результаты разных исследо­ваний и судить о прогнозе. Формулировка проблемы являет­ся важным этапом в поведенческой и семейной психотерапии, в рамках которых традиционно использовалась так называе­мая «медицинская модель» диагноза (Kanfer & Saslow, 1969; Gurman et al., 1986). По мнению Каздина, это довольно слож­ная задача, поскольку выбор той или иной стратегии терапевти­ческого воздействия зависит от характера проблемы и подхода к ней. Целый ряд психологических проблем можно устранить, но некоторые из них, например, выраженное расстройство поведения, требуют иного подхода, при котором длительное терапевтическое воздействие помогает не столько излечить такое расстройство, сколько контролировать его проявления. При современном развитии медицины подходящей в данном случае аналогией является терапевтический менеджмент при диабете (Kazdin, 1987).

Эффективность вмешательства зависит от целого ряда фак­торов, к которым относится уровень развития ребенка (Achen-bach, 1986). Так, прогноз аутизма, расстройства, затрагиваю­щего все аспекты личности ребенка, сильно зависит от общего уровня развития познавательных способностей и речи (Lockyer & Rutter, 1970). По результатам одного проекта, развитие речи у мальчиков с аутизмом ускорилось под воздействием интен­сивного терапевтического вмешательства, но спустя 18 меся­цев участники контрольной группы догнали их по этому пара­метру (Howlin & Rutter, 1987). Изучение эффектов продол­жительного и интенсивного терапевтического воздействия на дошкольников, страдающих аутизмом, показало, что макси­мальных успехов добились дети с высоким интеллектом, мно­гие из которых смогли учиться в обычных школах. На фоне аналогичного терапевтического воздействия гораздо меньше преуспели менее способные дети и дети сходных способнос-


тей, но при менее интенсивном вмешательстве (Lovaas, 1987). С другой стороны, общий уровень развития и когнитивные способности клиента не влияли на эффективность поведен­ческого вмешательства (при индивидуальной стратегии тако­го вмешательства) у детей с отставанием в развитии и наличи­ем эмоциональных и поведенческих проблем, что показано на примере страдающих аутизмом мальчиков с довольно высо­ким уровнем интеллекта (Howlin & Rutter, 1987) и умственно отсталых детей (Callias & Сагг, 1975).

Некоторые исследователи изучали влияние возраста, ког­нитивных способностей и половой принадлежности клиентов на результаты терапии. Так, работая на базе школ, Колвин с коллегами (Kolvin et al., 1981) не обнаружили связи возрас­та с исходом терапии; эффективность изучаемых терапевтиче­ских процедур также не была связана с возрастом детей. Тем не менее, удалось выявить некоторые особенности, связанные с половой принадлежностью детей; девочки добились лучших результатов по сравнению с мальчиками, если судить по ре­зультатам тестирования; особенно заметно это было при рас­стройствах поведения. В то же время у мальчиков с невроти­ческими расстройствами состояние улучшилось более замет­но по сравнению с девочками, имевшими сходный диагноз. Исследователи расценили полученные результаты как дока­зательство того, что расстройства поведения имеют более глу­бокие корни у мальчиков, а невротические расстройства у де­вочек. Половая принадлежность и возраст оказывают влияние на распространенность тех или иных клинических расстройств, повышая или, наоборот, снижая восприимчивость к ним (Rut­ter, 1989), а их возможная связь с эффективностью вмешатель­ства требует дальнейшего изучения (Kazdin, 1988).







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.