|
Специфические вмешательства, направленные на устранение одной проблемыНесмотря на растущую популярность комплексных вмешательств, продолжают проводиться исследования, посвященные традиционным специфическим проблемам, таким, например, как расстройства сна. Результаты исследования, посвященного поведенческой психотерапии расстройств сна у детей, свидетельствуют о заметном улучшении у 77 % из 35 маленьких пациентов, родители которых посещали специальную клинику (Richman et al., 1985). Все, кто прошел полный курс терапии, добились успеха. По мнению авторов, результаты исследования не подлежат экстраполяции на всю детскую популяцию, поскольку из числа приглашенных семей лишь половина посещала сессии; среди оставшихся половина справилась со своими проблемами без постороннего вмешательства, а вторая половина обрати- лась к другому психотерапевту (о психоаналитическом подходе см. Daws, 1989). Другой проект был посвящен расстройствам сна у детей в возрасте до 18 месяцев. Методом случайного распределения семьи были разбиты на три группы: первая группа получила буклет с рекомендациями, и время от времени эти семьи на дому посещали медицинские работники, вмешательство во второй группе ограничилось выдачей буклета, третья группа была контрольной (Scott & Richards, 1990). Кроме того, проводилось сравнение с группой хорошо спящих детей, находящихся под специальным наблюдением. Была проведена беседа с родителями, в ходе которой психотерапевты рассказывали о целом ряде способов решения проблем плохого сна у детей. К концу исследования все дети стали спать лучше, при этом существенных различий между группами в зависимости от вида вмешательства не было обнаружено. Следует отметить, что дети с расстройствами сна по-прежнему спали хуже по сравнению с группой хорошо спящих. По отзывам матерей, посещения медработников на дому служили им поддержкой. Напротив, в когортном исследовании, проведенном в Австралии, удалось выявить различную эффективность аналогичных видов вмешательства. Методом случайного распределения 45 семей с детьми в возрасте от 9 месяцев до 5 лет, которые часто просыпались ночью и страдали другими нарушениями сна, были разделены на три группы. В первом варианте вмешательства письменная инструкция с подробными указаниями сочеталась с личными встречами или телефонными разговорами психотерапевта с родителями, второй вариант предполагал только инструкцию, а третья группа семей была контрольной (Seymour et al., 1989). Положительные результаты были достигнуты в обеих группах вмешательства, однако первая группа достигла гораздо более впечатляющих успехов. Позитивные эффекты сохранялись на протяжении продолжительного периода наблюдения (сравнительные данные результатов проспективного наблюдения имеются только для группы интенсивного вмешательства, которое было предложено семьям, проблемы которых так и не удалось разрешить). Учитывая результаты проведенных исследований, можно утверждать, что эффективность вмешательства тем больше, чем более точны и специфичны предлагаемые рекомендации, при условии, что семья будет их выполнять. Рекомендации общего характера и личный контакт с психотерапевтом позволяют родителям ощутить поддержку, но в целом не помогают избавиться от проблемы. Таким образом, неспецифическое вмешательство не отличается от невмешательства: и в том, и в другом случае возможно лишь спонтанное улучшение. Проведено специфическое направленное вмешательство, целью которого являлась проверка гипотезы о том, что обучение детей с выраженными психическими расстройствами играм с игрушками может служить для таких детей профилактикой причинения ими себе вреда (Murphy et al., 1985; 1986). Действительно, уже в процессе обучения дети показали хорошие результаты. Впоследствии они сами научились обращаться с игрушками, простыми манипуляциями получая интересные тактильные, визуальные или звуковые эффекты. Одно из специфических вмешательств было направлено на преодоление энуреза у детей (Shaffer, 1985). В последние годы широкое распространение получил метод «звонка» («bell and pad»), хотя он эффективен далеко не во всех случаях. Обследование детей — пациентов специальных клиник и членов их семей позволило выявить ряд факторов, которые отрицательно сказывались на успешности терапии (Dische et al., 1983), а также раскрыть причины прерывания лечения (Fielding, 1985). Неуспешность терапии, прежде всего, связана с тревожностью матери, неблагополучной обстановкой в семье, неспособностью проснуться по звонку будильника (Dische et al., 1983), а также частотой возникновения неотложной потребности опорожнить мочевой пузырь (Fielding, 1985). Основной причиной прерывания лечения является выраженная нетерпимость родителей к ночному недержанию мочи у ребенка (Fielding, 1985). В другом случае осуществлялась комбинированная терапия мальчиков с гиперактивностью: наряду с применением лекарственных средств и соблюдением диеты проводилась психо- логическая терапия. Эффективность изолированного применения лекарственных средств в терапии расстройств поведения изучалась в ходе исследования с двойным слепым контролем. Когорта представляла собой сплошную выборку мальчиков, направленных в клинику с диагнозами «гиперактивность» и/ или «расстройство поведения» и давших согласие на участие в исследовании (90 человек отказались от обследования, а 5 из 64 имели другие диагнозы). Методом случайного распределения мальчики были поделены на две группы: в одном случае было проведено лечение метилфенидат-титратом (methyl-phenidate titrate) в терапевтических дозах, а в другом случае пациенты получали плацебо. При этом каждый из мальчиков являлся собственным контролером. Эффективность терапии оценивалась в ходе интервью, по опроснику и лабораторными методами до и после проведенного лечения. В целом при гиперактивности лекарственная терапия дала положительные результаты, но оказалась неэффективной при других расстройствах поведения. Изменения были более заметны в ходе интервью и по результатам опроса, нежели при лабораторном тестировании. Отмечена выраженная индивидуальная вариабельность восприимчивости к терапии. Долгосрочные эффекты терапии не изучались. Крайне трудно выявить воздействие пищевых добавок и компонентов диеты на проявления гиперактивности (Taylor, 1986b). Результаты изучения такого воздействия при сопоставлении с данными по контрольной группе показали, что при исключении из рациона питания определенных продуктов заметно улучшилось поведение некоторых гиперактивных детей (Eggar et al., 1985). Протокол исследования предполагал стандартную последовательность действий для проверки влияния определенных пищевых продуктов на поведение каждого ребенка. Вначале рацион включал крайне ограниченный набор продуктов. Если поведение ребенка улучшалось, диету постепенно расширяли, добавляя каждый раз по одному предполагаемому аллергену. При идентификации таких аллергенов проводилось исследование с двойным слепым контролем. На этом этапе выраженность «разрушительного» поведения (disruptive behaviour) была, как правило, выше на фоне рациона питания, содержащего аллерген, по сравнению с плацебо. На протяжении многих лет изучению в сфере детской психотерапии подлежали отдельные клинические случаи. Такие исследования и сегодня не утратили своей актуальности, поскольку часто демонстрируют новые подходы к решению той или иной проблемы. В частности, шла речь об использовании стратегий комплексного вмешательства при гиперактивности у мальчика (Hogg et al., 1986), об особенностях психотерапии подростков при сочетании обсессивно-компульсивных расстройств и расстройств поведения (Bolton & Turner, 1984), об учете конкретных семейных проблем при проведении поведенческой психотерапии мальчика, страдающего запором (Phillips & Smith, 1986), о комбинировании стационарного лечения и работы с родителями (Holbrook, 1978), а также о психотерапевтическом воздействии в случаях нарушения отношений со сверстниками на базе клиники в формате малых групп (Callias et al., 1987). Эффективность новых подходов к психотерапии специфических клинических случаев впоследствии может быть оценена в различных условиях и форматах психотерапии детей со сходными проблемами. Это и было сделано на примере проблемных отношений со сверстниками в условиях дошкольного учреждения (Frosh & Callias, 1980). Таким образом, исследователям приходится иметь дело с многочисленными и разнообразными проблемами как в индивидуальном, так и в групповом форматах. Основной целью всех процитированных работ была демонстрация эффективности того или иного подхода в целом или при решении узкого круга задач. Обращает на себя внимание тот факт, что многие исследователи работали с детьми с явно выраженными психическими расстройствами. В ходе исследований, проведенных на базе школ, также были выявлены дети с серьезными проблемами. Поскольку простота экспериментального проекта находится в обратной зависимости от серьезности изучаемой проблемы (Ross, 1981), клинические исследования становятся все более изощренными с точки зрения методологии и, что не менее важно, учитывают особенности той или иной группы клиентов. Целый ряд исследований посвящен проспективной оценке эффективности вмешательства и сопоставлению результативности одного вмешательства с результативностью других. Часто проводится сравнение новых подходов с уже существующими. Такие сопоставления не совсем правомерны, поскольку условия проведения этих вмешательств неодинаковы. Следует учесть, что новый проект, как правило, предполагает энтузиазм его участников, специальное финансирование, четкий протокол исследования, в то время как действующие психологические службы испытывают повседневные трудности, сталкиваются с необходимостью крайне экономно расходовать материальные ресурсы для оказания помощи как можно большему числу семей (Callias & Сагг, 1975). С другой стороны, причины очевидных различий в эффективности между старым и новым подходами, как в случае с прогулами школы (Blagg & Yule, 1984), неизбежно должны подвергаться тщательному изучению для устранения возможных накладок. В том случае, если преимущества нового подхода доказаны, следует внедрять его в широкую практику. Иногда удается выделить наиболее эффективный вид вмешательства и начинать терапию именно с него, имея в запасе ряд других стратегий, которые могут использоваться в случае неудачи применения основной или при наличии у ребенка комплекса проблем. Психотерапия детей и подростков: практика, условия проведения и спорные вопросы По-видимому, при работе с некоторыми специфическими проблемами у детей еще длительное время будет сохраняться влияние на процесс психотерапевтического вмешательства традиционных подходов и оценки их эффективности. Вместе с тем, существует ряд важных областей деятельности детских и подростковых психотерапевтов, где традиции не так сильны. Психотерапия детей и подростков затрагивает очень широкий круг проблем. До 90 % случаев обращений по-прежнему происходят по поводу эмоциональных и поведенческих нарушений, однако психотерапия теперь проводится не только в стенах специализированной клиники. Это объясняется стремлением оказать профессиональную помощь как можно большему числу детей. Причина кроется не столько в ограниченности материальных ресурсов, сколько в готовности изменить стереотипы относительно форм и методов предоставления услуг, приблизив их к населению. Главным достижением 1980-х гг. стало признание того, что психотерапевт может выступать в роли консультанта для тех, кто заботится о ребенке. Передача опыта и профессиональных знаний стала реальностью. Ежедневно в своей работе психотерапевт сталкивается с широким кругом проблем, ему необходимо взаимодействовать с другими специалистами. В связи с этим неизбежно встает вопрос о качестве оказываемых услуг и правах участников терапевтического процесса. По-прежнему нельзя не принимать в расчет сложность взаимоотношений между ребенком и психотерапевтом, на что обращали внимание пионеры детской психотерапии. Нам все еще надо многому научиться, научиться справляться с собственной болью, возникающей в ответ на боль ребенка, чтобы разделить с ним его боль. Но не только собственная боль нам мешает. Налаживая партнерские отношения с другими людьми, осуществляющими уход за ребенком, психотерапевт должен принимать в расчет и их нужды. Как же научиться работать в сотрудничестве с другими специалистами? Прежде всего, следует четко определить права всех сторон, в особенности права ребенка как клиента. Как указывал Шерер (Scherer, 1992), права ребенка закреплены в целом ряде законодательных актов. Дети не являются неполноценными взрослыми или собственностью своих родителей. В обязанности родителей и специалистов входит защита детей, однако и сами дети имеют право самостоятельно обращаться за рекомендациями и помощью. Право детей на получение психотерапевтической помощи тесно связано с их половой и этнической принадлежностью, социальным классом, наличием физических или психических недостатков. Все эти аспекты обсуждаются в литературе вот уже на протяжении пятидесяти лет. Существует принципиальное отличие модели психотерапии, при которой культурные особенности ребенка рассматриваются в целом и принимаются в расчет при любых обстоятельствах, от модели, в которой эти особенности служат объяснением отклонений поведения ребенка от общепринятых социальных норм. Законодательство США и Великобритании подчеркивает недопустимость расовой и культурной дискриминации, причем психотерапевту следует делать акцент на позитивных аспектах различных культур. Такое положение дел не устраивает некоторых критиков, полагающих, что обстановка психотерапевтической сессии сама по себе служит воплощением идей расизма (Keise et al., 1992). Не следует забывать и об этой стороне вопроса, хотя в настоящее время много внимания уделяется проблеме дискриминации и созданию позитивного образа каждой культуры в восприятии людей. Любой уважающий себя специалист должен тщательно прорабатывать все проблемные вопросы. Профессиональные психотерапевты несут ответственность перед своими клиентами, судом, читателями своих произведений, своими коллегами. В настоящее время остро стоит вопрос о качестве услуг в сфере детской и подростковой психотерапии. Лейн и Миллер (Lane & Miller, 1992) считают, что уже на современном этапе возможна разработка стандартов качества психотерапевтических услуг по аналогии с промышленными стандартами. Некоторые из вопросов, которые поднимаются в литературе применительно к детской и подростковой психотерапии, заслуживают более подробного рассмотрения. Действительно ли психотерапевтическая служба предназначена для удовлетворения потребностей клиента? 1. Существует ли способ выявления нужд клиента? 2. Можно ли создать службы, предназначенные для удовле 3. Как определить, действительно ли данная служба наилуч Несет ли кто-нибудь ответственность за обеспечение качества предоставляемых услуг? 1. Отвечает ли кто-либо за то, чтобы услуги предоставлялись 2. Существует ли система, обеспечивающая учет результатов 3. Налажена ли процедура преодоления недостатков в рабо Имеются ли четкие и ясные критерии оценки качества услуг? 1. Существует ли документ, регламентирующий стандарты качества, их обоснование и методы контроля качества? Достаточно ли хорошо налажена система коммуникации? 1. Ведется ли учет услуг, предоставляемых каждому кли 2. Имеется ли письменное обоснование каждой из предостав 3. Указано ли в документации, кто с кем работает и как имен Предусмотрена ли в структуре службы возможность повышения профессиональной квалификации? 1. Разработана ли процедура выявления специалистов, нуж 2. Действует ли система сертификации, которая обеспечива 3. Разработана ли процедура статистической оценки трудо Заключение По мнению авторов, в ближайшем будущем психотерапевтические службы для детей и подростков вплотную приблизятся к решению затронутых в данной главе вопросов. Роль психотерапевта в обществе еще больше возрастет, прежде всего, за счет расширения сотрудничества с другими специалистами, с членами семьи клиента с целью профилактики и разрешения его проблем. Налаживание такого сотрудничества на благо клиентов становится одним из главных направлений развития психотерапии. Детская и подростковая психотерапия сейчас переживает трудные времена. Мы надеемся, что смогли передать некоторые особенности этого времени в нашей книге. Литература ApterS.J. Troubled Children, Troubled Systems. Oxford: Per-gamon Press. 1982. ApterS., Goldstein A.P. Youth Violence Program and Prospects. Oxford: Pergamon Press. 1986. Axline V. Play Therapy. Boston, Mass.: Houghton Mifflin. 1947. Barker P. Basic Family Therapy. 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1986. Bartak L. Educational approaches, in M. Rutter and E. Schol-per (eds) Autism: A Reappraisal of Concepts and Treatment. New York: Plenum Press. 1978. Bartak L.,Rutter M. Special educational treatment of autistic children: a comparative study; I: Design of study and characteristics of units, Journal of Child Psychology and Psychiatry 14:161-79. 1973. Berg I. The management of truancy, Journal of Child Psychology and Psychiatry 26:325-31. 1985. Berg I., Consterdine M., Hullin R., McGuire R., Tyrer S. The effects of two randomly allocated court procedures on truancy, British Journal of Criminology 18: 232-44. 1978. BergerM., Yule W., Wigley, V. The teacher-child interaction project (TCIP): implementing behavioural programmes with troublesome individual children in the primary school, in K. Wheldall (ed.) The Behaviourist in the Classroom. London: Alien & Unwin. 1987. Bion W. R. Learning from Experience. London: Maresfield Reprints. Black, D. and Urbanowitz, M.A. (1987) Family intervention with bereaved children, Journal of Child Psychology and Psychiatry 28: 467-76. 1962. BlaggN. R. A detailed strategy for the rapid treatment of school phobias, Bulletin of the British Association of Behavioural Psychotherapy 5: 70-5.1977. Blagg N. R., Yule, W. The behavioural treatment of school refusal: a comparative study, Behavioural Research and Therapy 22: 119-27.1984. Bolton, D. and Turner, T. Obsessive-compulsive neurosis with conduct disorder in adolescence: a report of two cases, Journal of Child Psychology and Psychiatry 25:133-9. 1984. BowlbyJ. 4 Secure Base. London: Routledge. Burke, A. E. and Silverman, W.K. (1987) The prescriptive treatment of school refusal, Clinical Psychological Review 7: 353-62. 1988. Callias M. Teaching parents, teachers and nurses, in W. Yule, J. Carr (eds) Behaviour Modification for People with Mental Handicaps. 2nd edn. London: Croom Helm. 1987. Callias M., Carr J. Behaviour modification programmes in a community setting, in С. С. Kiernan and F. P. Woodford (eds) Behaviour Modification with the Severely Retarded, Elsevier N. Holland: Associated Scientific Publishers. 1975. Callias M., Frosh S., Michie, S. Social skills training of young children in a clinical setting, Behavioural Psychotherapy 15:367-80. 1987. Clements}., HandDJ. Permutation statistics in single case design, Behavioural Psychotherapy 13:288-99. Dare, C. (1985) Family therapy, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1985. Dare C., EislerL, Russell G. F. M., Szmukler, G.I. The clinical and theoretical impact of a controlled trial of family therapy in anorexia nervosa, Journal of Marital and Family Therapy 16:39-58.1990. Daws D. Through the Night. London: Free Association Books. 1989. Daws D.. Boston, B. The Child Psychotherapist and Problems of Young People. London: Wildwood House. 1977. Dische S., Yule W., CorbettJ., Hand, D. Childhood nocturnal enuresis: factors associated with outcome of treatment with an enuresis alarm, Developmental and Medical Child Neurology 25: 67-81.1983. Dunn Smith]. E. Child abuse, Newsletter/or Child Psychology and Psychiatry 2(3): 3-9. Eggar, J., Carter, C. M., Graham, P. J., Gumley, D. and Soothill, J. F. (1985) Controlled trial of oligoantige-nic treatment in the hyperactive syndrome, Lancet 1:540-5.1989. Fielding D. Factors associated with drop-out, relapse and failure in the conditioning treatment of nocturnal enuresis, Behavioural Psychotherapy 13: 174-85. 1985. Fish Report. Equal Opportunities For All? London: ILEA. Ford J., Mongon D. and Whelan M. 1982. Special Education and Social Control Invisible Disasters. London: Routledge & Kegan Paul. 1985. Fordham M. Children as Individuals. London: Hodder & Stough-ton. 1969. Freud A. Normality and Pathology in Childhood. London: Hogarth Press. 1966. Freud S. Analysis of a phobia in a five year old boy, in Standard Edition of the Complete Works of Freud, vol. X. London: Hogarth Press. 1909. Frosh S., Callias, M. Social skills training in an infant school setting, Behavioural Psychotherapy 8: 69-79. 1980. HargreavesD. H., Hester S. K. andMellorF.J. Deviance in Classrooms. London: Routledge & Kegan Paul. 1975. Herbert M. (ed.) Clinical Child Psychology Social Learning, Development and Behaviour, Chichester: Wiley. 1991. Herbert M., Iwaniec D. Behavioural psychotherapy in natural home settings: an empirical study applied to conduct disorders and incontinent children, Behavioural Psychotherapy 9:55-76.1981. Hersov L., Bentovim, A. In-patient and day-hospital units, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1985. Hersov L., Berg I. (eds) Out of School: Modern Perspectives in Truancy and School Refusal, Chichester: Wiley. 1980. Hogg C., Callias M. and Pellegrini D. Treatment of a seven year old hyperactive boy with educational problems, Behavioural Psychotherapy 14: 145-61. 1986. Holbrook D. A combined approach to parental coping. British Journal Of Social Work 8:439-51.1978. Howlin P. and Rutter M. with BergerM., Hemsley R., Hersov L., Yule W. Treatment of Autistic Children. Chichester: Wiley. 1987. Hughes J. Cognitive Behaviour Therapy with Children in Schools. Oxford: Pergamon Press. 1986. ILEA. Response to the Fish Report for Educational Social Work Service. London: ILEA. Johnson J. H., Rasbury W. C. and Siegal L.J. 1986. Approaches to Child Treatment: Introduction to Theory, Research, and Practice. Oxford: Pergamon Press. 1985. Jones M. Children with special educational needs compounded by severe challenging behaviour, in D. A. Lane and A. Miller (eds) Silent Conspiracies. Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1992. JuddD. Give Sorrow Words. London: Free Association Books. Jung, C. G. 1966. The Collected Works, ed. G. Alder, M. Ford-ham and H. Read. London: Routledge & Kegan Paul. 1989. Jung C. G. Psychological Types, Princeton. N.J.: Princeton University Press. 1971. Kazdin A. E. Treatment of antisocial behaviour in children: current status and future directions. Psychological Bulletin 102: 189-203. 1987. Kazdin A. E. Child Psychotherapy: Developing and Identifying Effective Treatments. Oxford: Pergamon Press. 1988. Kazdin A. E. Childhood depression, Journal of Child Psychology and Psychiatry 31:121-60. Keise C., Kelly E., King O., Lane D. A. 1992. Culture and child services, in D. A. Lane and A. Miller (eds) Silent Conspiracies, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1990. Kendall P. C. Cognitive-behavioural self-control therapy for children, Journal of Child Psychology and Psychiatry 25: 173-89.1984. Klein M. The Psycho-Analysis of Children. London: Hogarth Press. 1932. Klein M. Narrative of a Child Analysis. London: Hogarth Press. 1961. Kolvin /., Garside R.F., NicholA.R., MacMillan A., Wolstenhol-me F., Leitch I. M. Help Starts Here: The Maladjusted Child in the Ordinary School. London: Tavistock. 1981. Lane D. A. The Analysis of Complex Cases. London: ILEA. Lane D. A. 1975) The Educational Guidance Centre — A New Approach to Children's Problems. London: Kings Fund Centres. 1974. Lane D. A. Impossible Child, vols 1 and 2. London: ILEA. Lane D. A. 1990. The Impossible Child, Stoke-on-Trent: Trentham Books. Lane, D. A. and Miller, A. (eds). 1992. Silent Conspiracies, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1978. Levitt E. E. The results of psychotherapy with children: an evaluation. Journal of Consulting Psychology 21: 189-96. 1957. Levitt E. E. Psychotherapy with children: a further evaluation, Behaviour Research and Therapy 60: 326-9. 1963. Lush D.. Boston M., Grainger E. Evaluation of psychoanalytic psychotherapy with adoptive or in care children, Psychoanalytic Psychotherapy Autumn. 1991. Miller A., Burden R. Intervention or prevention?, in D. A. Lane and Miller A. (eds) Silent Conspiracies, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1992. Miller L., Ruslin M,ShuttleworthJ. Closely Observed Infants. London: Duckworth. Morris R. J. and Kratochwill T. R. 1983) The Practice of Child Therapy. Oxford: Pergamon Press. Murphy G., Callias M., CarrJ. 1985. Increasing simple toy play in the profoundly mentally handicapped child, Journal of Autism and Developmental Disorders 15:357-88. 1989. Murphy G., CarrJ., Callias M. Increasing simple toy play in the profoundly mentally handicapped child, Journal of Autism and Development Disorders 16: 45-58. 1986. NicholA.R., Smith}., Kay В., Hall D., Barlow J., Williams В. А focused casework approach to the treatment of child abuse: a controlled comparison, Journal of Child Psychology and Psychiatry 29:703-11.1988. Ollendick Т.Н. Child and adolescent behaviour therapy, in S. Garfield and A. Bergin (eds) Handbook of Psychiatry: Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1986. Pellegrini D.S. Training in social problem-solving, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1985. Phillips G.T., Smith J.E. The behavioural treatment of faeces retention: an expanded case study, Behavioural Psychiatry 14: 124-36. 1986. Rachman S. Learning theory and child psychology: therapeutic possibilities, Journal of Child Psychology and Psychiatry 3:149-68.1962. Rayner E. The Independent Mind in British Psychoanalysis. London: Free Association Books. 1991. Richman N., Douglas J., Hunt H., Lansdown R., Levere R. Behavioural methods in the treatment of sleep disorders — a pilot study, Journal of Child Psychology and Psychiatry 26: 581-90. 1985. Robertson]., Robertson, J. Film series, Young Children in Brief Separation, Tavistock Institute of Human Relations, obtainable from Concord Films Council, Ipswich, Suffolk and NY University Film Institute. 1967-75. Robertson]., Robertson]. 1989) Separation and the Very Young. London: Free Association Books. Ross A. E. Of rigor and relevance, Professional Psychology 12: 318-27.1981. Russell G. F. M., Szmukler G. L., Dare C., Eislerl. An evaluation of family therapy on anorexia nervosa and bulimia nervosa, Archives of General Psychiatry 44:1,047-56. 1987. Rutter M. Psychological therapies in child psychiatry: issues and prospects, Psychological Medicine 12: 723-40. 1982. Rutter M. Psychological therapies in child psychiatry: issues and prospects, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Psychiatry; Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1985. Rutter M., Hersov L. Child Psychiatry: Modern Approaches. Oxford: Blackwell Scientific. 1976. Rutter M., Hersov L. (eds). Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1985. Scherer M. Ethical perspectives on therapy: who decides? in D. A. Lane and A. Miller (eds) Silent Conspiracies, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1992. Scott G., Richards M.P.M. Night waking in infants: effects of providing advice and support for parents, Behavioural Psychotherapy 15: 224-39.1990. Scott M.J., Stradling S.G. Evaluation of a group programme for parents of problem children. Behavioural Psychotherapy 15:224-39.1987. Segal H. Introduction to the Work of Melanie Klein. London: Hogarth Press. 1973. Seymour F.W., Brock P., During M., Poole G. Reducing sleep disruptions in young children: evaluation of therapist-guided and written information approaches: a brief report, Journal of Child Psychology and Psychiatry 30: 367-83.1989. Shatter D. Enuresis, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Approaches, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific. 1985. Shuttle-worth A. Finding a link: from thinking at to thinking with a child, Journal of Child Psychotherapy 10: 1. 1984. Smith J.E, Rachman S. Non-accidental injury to children; II: a controlled evaluation of a behavioural management programme, Behaviour Research and Therapy 22:349-66. 1984. SmithJ.E., Rachman S., Yule B. Non-accidental injury to children; III: Methodological problems of evaluative treatment research, Behaviour Research and Therapy 22:367-83. 1984. Speed В. Family therapy: an update, Newsletter of the Association for Child Psychology and Psychiatry 61.: 2-14. 1984. Spence S. Social skills training, in S. Lindsay and G. Powell (eds) An Introduction to Clinical Child Psychology, Aldershot: Gower. 1989. Taylor AJ. W. Disasters and Disaster Stress. New York: AMS Press. 1989. Taylor E. (ed.) The Overactive Child: Clinics in Developmental Medicine no 97, Spastics International Medicine Publications. Oxford: Blackwell Scientific. 1986. Taylor E. The causes and development of hyperactive behaviour, in E.R. Taylor (ed.) The Overactive Child: Clinics in Developmental Medicine no 97, Spastics International Medical Publications. Oxford: Blackwell Scientific. 1986. Taylor E. Psychopharmacology in childhood, Newsletter of the Association for Child Psychology and Psychiatry 10(2): 3-6.1988. Taylor E., Schachar R., Thorley G., Wieselberg H. M., Everitt В., Rutter M. Which boys respond to stimulant medication? A controlled trial of methylphenidate in boys with disruptive behaviour, Psychological Medicine 17: 121-43. 1987. Taylor M. How psychoanalytic thinking lost its way in the hands of men: a case for feminist psychotherapy. British Journal of Guidance and Counselling. 191.: 93-103. 1991. Thomas H.J., Hardwick P.J. An audit of a small child psychiatry clinic, Newsletter of the Association for Child Psychology and Psychiatry 111.: 10-14. 1989. TizardJ. Maladjusted children and the Child Guidance Service, University of London. London Educational Review 2:2. 1973. TizardJ., Schofield W. N., HewisonJ. Collaboration between teachers and parents in assisting children's reading, British Journal of Educational Psychology 52:1-15. 1982. Topping K. Educational Systems for Disruptive Adolescents. Beckenham: Croom Helm. Wahler R.G. 1980. The insular mother: her problems in parent-child treatment. Journal of Applied Behaviour Analysis 13: 207-19. 1983. Warnock Report Department of Education and Science in Great Britain. London: HMSO. Whedall, K. (ed.) 1987. The Behaviourist in the Classroom. London: Alien & Unwin. 1985. Widlake P. Involving parents in the education of children with special educational needs, in D.A. Lane and A. Miller (eds) Silent Cospiracies. Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1992. Wilson P., Hersov L. Individual and group psychotherapy, in M. Rutter and L. Hersov (eds) Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches. Oxford: Blackwell Scientific. 1985. WinnicottD. W. The Maturational Process and the Facilitating Environment. London: Hogarth Press. 1965. WolpeJ., Rachman S. Psychoanalytic «evidence»: a critique based on Freud's case of Little Hans, Journal of Nervous and Mental Disease 130: 135-48. 1960. Yule W. Child behaviour therapy in Britain:, 1962-1982, Newsletter of the Association of Child Psychology and Psychiatry 61.: 15-20. 1984. Yule W. Developmental considerations in child assessment, in T. H. Ollendick and M. Hersov (eds) Handbook of Child and Adolescent Assessment. New York: Pergamon Press. 1990. 2. Мария Каллиас ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВМЕШАТЕЛЬСТВ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ Сведения об эффективности отдельных видов психотерапии позволяют судить о том, какое именно вмешательство окажется наиболее действенным в каждом конкретном случае. Детская психотерапия развивается гораздо медленнее, чем взрослая (Johnson et al., 1986; Kazdin, 1988; Rutter, 1982; 1985a). Постоянно растет потребность в эффективных видах вмешательства. Согласно эпидемиологическим данным, число детей, нуждающихся в помощи, значительно превышает потенциальные возможности служб психотерапевтической поддержки населения (Rutter et al., 1970; Rutter, 1989). На практике используется огромное количество различных вмешательств, однако эффективность большинства из них до сих пор не определена (Kazdin, 1988). Более того, в некоторых случаях проблемы у детей исчезают и без участия специалистов, хотя далеко не всегда можно с уверенностью судить о причине такого спонтанного улучшения. К сожалению, несмотря на достигнутые успехи детские психотерапевты пока не занимаются разработкой специфических стратегий вмешательства для каждого конкретного пациента. Необходимость исправить существующее положение, преодолеть инертность мышления психотерапевтов подчеркивают Раттер (Rutter, 1982; 1985) и Каздин (Kazdin, 1988) в своих работах, посвященных оценке эффективности вмешательства у детей. В настоящей главе, с целью найти точки соприкосновения между научно-исследовательской работой и клинической практикой, представлен обзор подходов к оценке эффективности терапевтического воздействия, их концептуальная и методологическая базы. При оценке эффективности психотерапии следует учитывать все аспекты терапевтического процесса. Каждое вмешательство имеет целый ряд составляющих: пациент со своей проблемой, психотерапевт с его терапевтическим стилем и техниками, фактор времени (Kiesler, 1971), психосоциальный контекст терапии (Kolvin et al., 1981) и ее цели. При работе с детьми необходимо учитывать и множество других важных моментов. Уровень развития ребенка, особенности его семьи, социальный контекст имеют большое значение для понимания существа проблем и хода вмешательства, а также для правильности выбора целей психотерапии. Важно и то, имеет ли психотерапевт непосредственный контакт только с ребенком, или же работает в рамках триадической терапевтической модели (triadic therapeutic model), то есть с подключением родителей или учителей. До настоящего времени нет единого мнения о том, как организовать и провести исследование, чтобы получить достоверные результаты (Kazdin, 1988). Прежде чем перейти к обсуждению двух основных стратегий оценки эффективности психотерапии, рассмотрим некоторые важные аспекты такого рода исследований, а именно, их цели и задачи, процедуру проведения вмешательства, а также оценку результатов. В заключение речь пойдет о вопросах планирования исследований, посвященных оценке эффективности психотерапевтических вмешательств. Пели и зала ч и Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|