Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Литературные обзоры и метаанализ





В настоящее время остро стоит проблема обобщения и интерпретации данных публикаций, посвященных оценке эффективности разного рода вмешательств (Rutter, 1985a; Kazdin, 1986; 1988). Все литературные источники на эту тему можно подразделить на два основных вида, литературные об­зоры и метаанализ. Авторы литературного обзора описывают и количественно оценивают достоинства исследовательских проектов с целью составить представление об эффективности психологического воздействия. Второй подход, метаанализ, является количественной процедурой, в соответствии с кото­рой обобщаются и анализируются конкретные результаты изучаемых проектов. При этом используется определенный алгоритм, позволяющий учесть методологические особеннос­ти каждого проекта и обоснованно судить о достигнутом тера­певтическом эффекте. По существу, метаанализ представляет собой статистический анализ проектов с учетом их методоло­гических особенностей.

Если обратиться к истории, то первые литературные обзо­ры, посвященные детской психотерапии, содержали вывод о ее неэффективности на том основании, что равные доли (при­мерно по 2/3) детей из экспериментальной и контрольной групп достигли улучшения (Levitt, 1957; 1963). В этих литератур­ных обзорах обобщались результаты методологически слабых проектов. Уже тогда стали очевидны многочисленные труд­ности при интерпретации результатов такого рода исследо­ваний, сходных по своей направленности и масштабам. Эти обзоры вышли вслед за первым литературным обзором пуб­ликаций (Eysenck, 1952) на тему об эффективности психоте­рапии у взрослых (Kazdin, 1988).

Метаанализ был предложен в качестве способа преодоле­ния недостатков, присущих обычным литературным обзорам.


К таким недостаткам критики относили предвзятость авторов, воздействие посторонних факторов на каждом этапе подготов­ки обзора, от выработки критериев отбора методологически выверенных проектов до общих выводов. Все же метаанализ литературы, посвященной психотерапии у взрослых, также породил множество проблем. Авторы сосредоточили свое вни­мание преимущественно на расчетных методах и призывах к максимальной объективности и достоверности (Kazdin, 1986; 1988). Поскольку выводы, сделанные разными авторами на базе одного и того же набора проектов, существенно зависят от применяемых ими статистических методов, очевидно, что и этот подход не сумел избежать предвзятости суждений при разработке алгоритма количественной оценки результатов методологически неоднородных исследований. На концепту­альном уровне результаты метаанализа часто с трудом подда­ются интерпретации, поскольку в его основе лежат данные различных видов вмешательства с отличной друг от друга ме­тодологией. Многие литературные обзоры также страдают из­бытком разнородной информации, но содержащееся в них достаточно подробное описание конкретных проектов позволя­ет читателю составить собственное мнение о проблеме. Целе­сообразно проводить метаанализ проектов, имеющих сходство по основным характеристикам (например, общие цели, на­правленность, методы терапевтического воздействия и оцен­ки его эффективности). Такой подход позволит делать более обоснованные выводы относительно результативности того или иного вмешательства, которое изучалось в ряде проектов. В целом дебаты между сторонниками и противниками ли­тературных обзоров и метаанализа оказали позитивное воз­действие на развитие методологии планирования исследова­ний в психотерапии. На смену почти стихийным исследова­ниям пришли хорошо продуманные проекты. Во-первых, теперь ясно, что тщательно спланированные и организован­ные исследования позволят получить гораздо больше досто­верной информации, чем попытки анализировать результаты методологически слабых проектов (Rutter, 1985a; Kazdin, 1988). Во-вторых, целесообразно ставить перед собой более конкретные вопросы. Как метко выразился Каздин, задавать­ся вопросом типа «Эффективна ли психотерапия?» равно-


сильно тому, чтобы спрашивать «Эффективна ли медицина или хирургия?», что в наши дни звучит странно (Kazdin, 1988). Современные хорошо организованные проекты демонстриру­ют высокую результативность конкретных видов терапевти­ческого воздействия (Kolvin et al, 1981). Аналогичным обра­зом, более достоверные и поддающиеся осмыслению резуль­таты могут быть получены в том случае, если исследователи ставят перед собой конкретные задачи: например, сопостав­ление эффективности определенных видов вмешательства, направленных на устранение частных проблем, или работа с конкретными группами детей. Так, были получены доказа­тельства того, что одни виды терапевтического воздействия эффективнее других при решении конкретных проблем; на­пример, в случаях отказа от посещения школы (Blagg & Yule, 1984), прогула уроков (Berg, 1985; Berg et al., 1978), энуреза (Shatter, 1985), невротических расстройств и расстройств по­ведения (Kolvin et al., 1981).

Тенденция к большей специфичности нашла отражение в литературных обзорах и публикациях, посвященных метаана-лизу (Kazdin, 1988). В печати появляются тематические обзо­ры, в которых речь идет об отдельных техниках терапевтиче­ского воздействия или взаимосвязанных между собой проце­дурах, например, поведенческой психотерапии (Ollendick, 1986), когнитивно-поведенческой психотерапии (Kendall, 1984), самонаблюдении (Dush et al., 1989), межличностной когнитивной психотерапии, ориентированной на решение про­блем (Pellegrini & Urbain, 1985), индивидуальной психотера­пии (Barrett et al., 1978), групповом тренинге (Abramowitz, 1976; Julian & Kilmann, 1979) и тренинге для родителей (O'Dell, 1974; Clements, 1985). Во всех этих проектах решался вопрос об общей эффективности разного рода вмешательств. Другая группа литературных обзоров посвящена клиническим про­блемам и действенности конкретных вмешательств примени­тельно к ним. Особое внимание уделяется проблеме отказа от посещения школы (Burke & Silverman, 1987), делинквентно-му поведению (Sheldrick, 1985), злоупотреблениям и жесто­кому обращению с детьми (Smith et al., 1984).

Конкретные виды терапевтического воздействия могут ис­пользоваться и только в случае определенных проблем, а мо-


гут применяться и гораздо шире. Аналогичным образом, чис­ло и диапазон вмешательств, направленных на решение конк­ретной проблемы, может быть разным. Все авторы литератур­ных обзоров при обобщении итогов разных проектов сталки­ваются с необходимостью очертить круг конкретных или более общих клинических проблем и видов терапевтического воздействия. Это особенно важно в тех случаях, когда речь идет о частных методиках, нетипичных для традиционных подходов, и о возможности их сопоставления с общеприняты­ми процедурами (Kazdin, 1988).

Опубликованы результаты метаанализа проектов, посвя­щенных формам терапевтического воздействия на детей (Casey & Berman, 1985; Weisz et al., 1987). Авторы пришли к заключе­нию о том, что большинство вмешательств оказывает некото­рое действие, однако эффективность поведенческих и когни­тивно-поведенческих подходов несколько выше по сравнению с клиент-центрированными и психодинамическими. Другие ха­рактеристики вмешательства, например, формат (индивидуаль­ный или групповой), форма (игровая или неигровая), направ­ленность (на ребенка или родителей), а также многие личные качества психотерапевта практически не влияют на результа­тивность терапевтического воздействия. Эффективность вме­шательства связана с одними характеристиками, такими, на­пример, как характер проблемы и возраст ребенка, и не связана с другими, например, его половой принадлежностью. Плано­мерное использование одинаковых критериев применитель­но к разным исследованиям позволяет составить представле­ние о состоянии дел в данной сфере психотерапии и очертить круг проблем, связанных с интерпретацией и обобщением ре­зультатов различных проектов. Делать вывод о применимос­ти полученных данных к популяции в целом следует с большой осторожностью, поскольку слишком мало работ посвящено изу­чению неповеденческих подходов, а применение конкретных техник, как правило, ограничено кругом специфических про­блем и методов оценки эффективности. Кроме того, терапев­тическое воздействие в случае серьезных клинических про­блем редко подвергается сравнительной оценке, а полученные результаты все авторы описывают по-разному (Kazdin, 1988).


В целом описательные и количественные литературные об­зоры имеют каждый свои недостатки и достоинства. Обосно­ванность выводов определяется качеством лежащих в основе исследований и способностью авторов обзора правильно оце­нить имеющуюся информацию.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.