|
Edited by David A. Lane, Andrew MillerСтр 1 из 35Следующая ⇒ / Open University Press ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Под редакцией Д. Лейна и Э. Миллера ПИТЕР* Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Под редакцией Дэвида А. Лэйна, Эндю Миллера Серия «Практикум по психотерапии» Перевод с английского Н. А. Мухиной Главный редактор Е. Строганова Заведующий психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав. психологической редакцией В. Попов Ведущий редактор А, Барин Научный редактор А. Копытин Редактор Н. Шульц Художник обложки К. Радзевич Корректоры Н. Устинова Верстка А. Боровских ББК 53.57 УДК 615.851 Д42 Детская и подростковая психотерапия / Под редакцией Д. Лэйна, Э. Миллера. — СПб: Питер, 2001. — 448 с.: ил. — (Серия «Практикум по психотерапии»). ISBN 5-318-00034-7 В предлагаемом руководстве, объединяющем исследования авторов с разной теоретической ориентацией, отражены современные тенденции развития психотерапевтической работы с подрастающим поколением. В книге обсуждаются проблемы совершенствования специализированных служб, подходов и методов по оказанию психолого-педагогической, психиатрической и социальной помощи детям и подросткам, новые формы психотерапевтических воздействий и области практической деятельности специалистов по детской и подростковой психотерапии. Книга адресована специалистам, работающим с детьми и подростками, а также их родственниками в различных медицинских, образовательных и социально-психологических учреждениях, организаторам различных служб и исследователям, занимающимся изучением эффективности различных психотерапевтических воздействий и разработкой перспективных концепций психотерапии детей и подростков. © 1992 The Editors and Contributors © Перевод на русский язык, Н. А. Мухина, 2001 © Издательский дом «Питер», 2001 Права на издание получены по соглашению с Open University Press. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-318-00034-7 ISBN 0 335 09890 8 (англ.) Лицензия ИД № 01940 от 05.06.2000. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры. Подписано к печати I I.09.200I. Формат 84хЮ8'/з2. Усл. п. л. 23,52. Тираж 5000 экз. Заказ № 459. ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК «Лениздат» (типография им. Володарского) Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59. Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ К «ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ».............. 7 ЧАСТЬ I. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ.................................... 11 1. Мария Каллиас, Энлрю Миллер, Лэвил А. Лэйн, 2. Мария Каллиас. Оиенка эффективности и подростками.................................................. 74 ЧАСТЬ II. ПРАКТИКА.................................................... 121 3. Фил Кристи, Элизабет Ньюсон, Ажон Ньюсон к языку и коммуникации для неговоряших детей................................................................ 122 4. Элизабет Ньюсон. Игровая психотерапия: 5. Ааная Глейзер. Злоупотребления в отношении 6. Найлжел Блэгг. Школьная фобия..................... 209 7. Лэвил А. Лэйн. Школьная травля (буллинг)...... 240 8. Уильям Юл, Рут М. Уильяме. Статегия ЧАСТЬ III. ПСИХОТЕРАПИЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ.............. 309 9. Мартин Шерер. Коммуна-интернат как психотерапевтическая среда.................... 310 10. Рой Ховарт. Детская психолого-педагогическая 11. Питер Грей, Лжим Ноакс. Поддержка школ: 12. Нейл Холл. Изменения в естественном как терапия..................................................... 412 ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА Нет сомнений в том, что книга «Детская и подростковая психотерапия» займет достойное место в ряду выпускаемой в нашей стране литературы по психотерапии и психологии. Это связано, прежде всего, с тем, что в ней отражены многие современные тенденции в развитии новых подходов к психотерапевтической работе с подрастающим поколением. В книге, в частности, обсуждаются проблемы реорганизации и совершенствования различных служб по оказанию им психолого-педагогической, психиатрической и социальной помощи, новые формы вмешательств и области практической деятельности специалистов по детской и подростковой психотерапии. Составители книги подчеркивают, что она не претендует на универсальность и не имеет своей целью отразить положение дел в этой области в целом, поскольку многие вопросы детской и подростковой психотерапии уже освещались в других изданиях. Широкий круг включенных в данную книгу материалов объединяет стремление авторов строить психотерапевтическую работу с учетом конкретных социальных, экономических и институциональных условий. При чтении разных глав книги невозможно не обратить внимание на добротность материалов и высокое качество работы ее составителей, предпринявших весьма удачную попытку объединения в одном издании авторов с разной теоретической ориентацией, но при этом единых в своей приверженности контекстуальному подходу. Многие ключевые идеи книги и тенденции развития детской и подростковой психотерапии отражены уже в первой части книги. Здесь, в частности, указывается на стремление представителей различных служб по оказанию психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам все в большей степени учитывать этнокультуральную специфику клиентов и более активно включать в круг потребителей своих услуг представителей различных меньшинств, а также принимать во внимание этические вопросы психотерапии и вопросы эффективности использования ее разных форм и методов. При знакомстве с материалами книги невозможно не отметить, например, высокую значимость содержащейся в статье М. Каллас информации о совершенных подходах к оценке эффективности разных психотерапевтических интервенций, используемых при работе с детьми и подростками. Исследования по оценке эффективности психотерапевтических подходов проводятся в последние годы особенно активно и ориентированы, в первую очередь, на защиту интересов потребителей психотерапевтических услуг и более рациональное использование финансовых и кадровых ресурсов. Признавая неизбежной и необходимой в нынешних условиях высокую степень открытости и готовности представителей разных психотерапевтических направлений к принятию критики и обмену идеями и считая это продуктивным для развития теории и практики детской и подростковой психотерапии, авторы ряда статей критикуют некоторые, по их мнению, не соответствующие современным реалиям, психотерапевтические подходы и формы организации психолого-педагогической, психиатрической и социальной служб. Так, например, звучит целый ряд вполне обоснованных критических замечаний в адрес психодинамического подхода. Авторы одной из статей, указывая на проблему невостребованности психоаналитиков, спрашивают: «Насколько целесообразно готовить психотерапевтов к такой работе, которая в действительности остается невостребованной и не соответствует положению дел в сфере психотерапии?» (с. 18). Думаю, что опыт использования психодинамического подхода за рубежом, в том числе при- менительно к работе с детьми и подростками, следует принять во внимание отечественным адептам психоанализа, столь рьяно пытающимся внедрять это направление в России. Неоднократно звучат в книге и критические замечания в адрес клинического подхода, по мнению некоторых авторов, отличающегося явно недостаточной гибкостью к изменяющемуся социальному, экономическому, культурному и институциональному контексту и обладающего ограниченной сенси-тивностью к реальным потребностям клиентам. Рой Ховарт, например, пишет: «Население часто жалуется, что детская психиатрическая служба недостаточно ориентирована на клиентов. Уровень вмешательства, по мнению клиентов, скорее отражает не их потребности, а возможности специалистов, работающих в этой службе» (с. 359). Весьма смелым, хотя и не лишенным оснований представляется прогноз этого автора относительно тенденций развития детской психиатрической службы. Предсказывая в связи с развитием мультидисциплинарного подхода и профилактической ориентацией служб относительное снижение роли медицинских воздействий, он пишет: «Не исключено, что со временем детская психиатрия как самостоятельная дисциплина отомрет, а ее место займут другие дисциплины, например, психоневрология развития... Если наши прогнозы и ожидания сбудутся, это подтолкнет развитие психологии как самостоятельной дисциплины» (с. 377). Ряд содержащихся в книге статей посвящен пока относительно плохо изученным формам психических нарушений и проблем детского и подросткового возраста и тем видам психотерапевтической помощи, которые при этом применяются. Это, в частности, относится к работе с детьми с нарушениями коммуникации, детьми, ставшими жертвами насилия, жестокого обращения или запугивания, а также пострадавшими в результате катастроф. Ряд статей посвящен обсуждению условий проведения психотерапии и форм организации психолого-педагогических консультаций, детской и подростковой психотерапевтической службы, а также внедрению системы психотерапевтических услуг в работу школ и местных сообществ. Приводимые авторами этих статей сведения и аргументы позволяют прийти к некоторым важным выводам относительно наиболее перспективных подходов к психотерапии детей и подростков и ее организационных форм. Так, в частности, становится понятным ряд преимуществ междисциплинарного сотрудничества в области решения эмоциональных и поведенческих проблем детского и подросткового возраста, которое позволяет лучше откликаться на запросы клиентов, более активно внедрять новые подходы и осваивать новые профессиональные навыки, более полно использовать имеющиеся ресурсы и делает работу в целом более эффективной. На основании знакомства с материалами книги можно также убедиться в постепенно возрастающей дифференцирован-ности и гибкости психотерапевтических услуг по оказанию помощи детям и подросткам, а также в очевидном стремлении большинства авторов книги учитывать и по возможности использовать в интересах клиентов факторы социального окружения и связанные с ними возможности и ресурсы. Все это достаточно органично сочетается с профилактической направленностью многих представленных в книге стратегий вмешательства. Надеюсь, что эта книга будет с большим интересом встречена отечественными специалистами, работающими с детьми и подростками и их родственниками — как в различных медицинских учреждениях, так и в системе образования и учреждениях социальной сферы. Немало полезной информации она содержит и для организаторов различных служб и исследователей, занимающихся изучением эффективности различных психотерапевтических вмешательств и разработкой перспективных концепций психотерапии в среде детей и подростков. Не сомневаюсь в том, что для многих благодаря знакомству с этой книгой очертания психотерапии XXI века станут более зримыми. Копытпин А. И. ЧАСТЬ I _____________ СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ 1. Мария Каллиас, Эндрю Миллер, Лэвил А. Лэйн, Моника Лэньяло ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ__________ Книга посвящена изменениям структуры и функций служб психологической поддержки для детей и молодежи, происходившим в начале 1990-х гг. Предметом нашего рассмотрения являются такие аспекты психотерапевтического воздействия, как техники, формы терапии и их эффективность, этические вопросы, а также структура и характер деятельности служб психологической помощи, призванных помочь своим клиентам в решении конкретных вопросов. Авторы не ставили перед собой задачу написать руководство по преодолению трудностей и проблем психологического характера у молодежи. Книга так же не содержит последовательного и полного описания психотерапевтических подходов, которые могли бы быть использованы специалистами на практике. Все эти вопросы уже проработаны в ранее вышедших руководствах (Daws & Boston, 1977; Rutter & Hersov, 1976; 1985; Morris & Kratochwill, 1983). Авторы сознают важность того факта, что многие специальные службы, оказывающие психотерапевтические услуги молодежи, претерпевают в настоящее время значительные структурные изменения, доказательством чему служат законодательные нововведения, касающиеся финансирования социальной работы, учреждений здравоохранения и образования, а также возложение на них новых обязанностей. Широ- кая общественность ожидает от психологических служб предоставления все новых видов услуг. В настоящее время бытует мнение, что решающий голос в определении приоритетов в работе таких служб принадлежит, во-первых, тем, кто их финансирует, а во-вторых, тем, кто является потребителями их услуг. Раньше подобные вопросы были прерогативой исключительно психотерапевтов. Сейчас много внимания уделяется этическим аспектам психотерапевтического вмешательства, а эффективность психотерапии подвергается тщательной оценке. Работники психотерапевтических служб встали перед необходимостью учитывать этнокультурную специфику клиентов. Кроме того, пересматриваются подходы к работе с лицами, относящимися к разного рода меньшинствам. Эта глава написана группой клиницистов, придерживающихся различных теоретических взглядов. Авторы не ставили перед собой цели представить полный обзор современного состояния детской и подростковой психотерапии. Плодотворность совместной работы свидетельствует об искусственности границ между различными теоретическими направлениями. Мы с готовностью воспримем критические замечания в свой адрес как по теоретическим вопросам, так и по вопросам совместной работы. Уверены, что доброжелательная критика, а также опыт работы с клиентами придадут новый импульс развитию теории и практики детской и подростковой психотерапии. Несмотря на значительный прогресс в ряде областей современной психотерапии, специалисты по-прежнему сталкиваются со множеством проблем, касающихся хода, условий и эффективности психотерапии. В частности, речь идет о тех задачах, которые ставит перед психотерапевтическими службами подрастающее поколение. Ситуация в обществе постоянно меняется, и, без сомнения, одной из проблем, требующих особого внимания психотерапевтов, является сексуальное насилие над детьми, случаи которого заметно участились с начала 1980-х гг. Другая важная проблема — реабилитация пострадавших, в том числе детей, в результате масштабных катастроф. Эти вопросы вызывают пристальный интерес и глубокое чувство сопереживания к своим клиентам, особенно у тех психотерапевтов, кому уже довелось столкнуться в своей работе с такими случаями Значительные изменения коснулись и содержания работы психотерапевтических служб. Отчасти это обусловлено новыми требованиями, предъявляемыми к этим службам. В настоящее время ведется дискуссия о том, следует ли концентрировать усилия на преодолении негативных последствий психотрав-мирующих событий, или же, напротив, надо уделять внимание профилактике возможных последствий. Несколько глав специально посвящены этой теме. Приводится подробное описание методов психотерапевтического воздействия при работе с детьми и родителями или лицами, несущими ответственность за ребенка вне дома (loco parentis,). Речь пойдет о деятельности агентств, которые, работая в местных центрах, используют превентивный подход, и также о работе со школьным персоналом и учащимися. Очевидно, что появление все новых и новых аспектов психотерапевтической практики свидетельствует о необходимости расширить толкование термина «психотерапия» применительно к тем видам деятельности психотерапевтических служб, которые призваны обеспечить психологическое благополучие молодежи. Наше определение психотерапии приведено на стр. 15. Продолжается развитие теории и разработка на ее основе новых видов психотерапевтической практики. Взаимосвязь между теорией и практикой порождает целый ряд проблем. Несколько глав книги специально посвящены тому, какое влияние психологическая теория оказывает на деятельность психотерапевтических служб. Так, Кристи с коллегами в главе 3 демонстрируют практическое применение психологии развития (developmental psychology) при работе с аутистичными детьми. Блэгг (глава 6) дает сравнительное описание эффективности психодинамического и поведенческого подходов в случаях школьной фобии. Ньюсон (глава 4) показывает эффективность комплексного применения нескольких теоретических подходов тогда, когда ни один из них по отдельности не дает желаемого результата. В начале следующей главы дается определение психотерапии, а также перечисляются основные теоретические подхо- ды, которые лежат в основе техник психотерапевтического воздействия. Далее речь пойдет о тех организациях и профессиональных группах, для которых оказание психотерапевтических услуг является основной или одной из основных обязанностей. Рассматриваются способы направления детей к психотерапевту и связанные с этим последствия. Несколько примеров из практики иллюстрируют многообразие показаний к проведению детской психотерапии. Наконец, намечаются перспективы оптимизации структуры и функционирования психотерапевтических служб с учетом меняющейся ситуации в обществе. Что такое психотерапия? Термином психотерапия (или психологическая терапия) обозначается широкий диапазон воздействий, которые осуществляются специалистами — сторонниками различных теоретических подходов и которые направлены на ослабление состояния дистресса у клиента, обратившегося или направленного за помощью в связи с эмоциональными или поведенческими проблемами с целью улучшения его состояния (Rutter, 1985; Kazdin, 1988). Точнее, в настоящее время терапевтическое воздействие в работе с клиентами-детьми решает пять основных задач: уменьшение выраженности явных проблем, обеспечение нормального развития ребенка, развитие самостоятельности и уверенности в своих силах, генерализация терапевтических изменений и их сохранение (Rutter, 1985). Данное определение не содержит в себе указаний на ту или иную теорию и может оказаться неприемлемым для тех, кто при помощи психотерапии пытается исследовать «внутренний мир» ребенка. Оно также не учитывает распространенное мнение о том, что посредством психотерапии власть имущие модифицируют поведение лиц, не обладающих властью и авторитетом. В последнем случае психотерапевт призван осуществлять социальный контроль вместо того, чтобы выступать в качестве собственно терапевта. Такое разнообразие представлений о психотерапии является прямым следствием процесса смены приоритетов в области детской психотерапии. Многообразие определений психотерапии непосредственно отражается на характере используемых вмешательств. Основной формой терапии в большинстве случаев было и остается межличностное общение и вербальное взаимодействие, хотя в настоящее время все шире применяются игра с ребенком, обучение его новым навыкам, в том числе путем имитации, подкрепление нового или желаемого поведения. С этой целью, наряду с изобразительным искусством, драмой и музыкой используются игрушки, марионетки, игры, рассказы и другой материал. Такие процедуры могут проводиться психотерапевтами в специальных условиях или в группах; в триадических моделях психотерапии проводятся специальные сессии, во время которых родителей, педагогов, медицинских сестер, сверстников обучают налаживать взаимодействие с ребенком. Привычный стереотип детской психотерапии как процесса, происходящего с глазу на глаз в кабинете психотерапевта, в настоящее время утратил свою актуальность. Можно выделить более 230 видов психосоциального терапевтического воздействия (Kazdin, 1988); сюда относятся отдельные специальные техники, а также психотерапевтические подходы с собственной теоретической базой и широким спектром стратегий и техник вмешательства. Большинство из них уже более или менее подробно описаны, но, как правило, их эффективность весьма сомнительна. Тем не менее, наиболее широко распространенные типы терапевтического вмешательства ведут начало от ограниченного круга теоретических подходов (Johnson et al., 1986). Различия между психотерапевтическими школами заключаются в способах определения проблем, стратегиях и техниках вмешательства, однако все они имеют целью достижение изменений в мыслях, чувствах и действиях клиента. Далее речь пойдет о наиболее значимых теоретических направлениях в детской психотерапии. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|