Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Edited by David A. Lane, Andrew Miller





/

Open University Press


ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Под редакцией Д. Лейна и Э. Миллера

ПИТЕР*

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск


ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Под редакцией Дэвида А. Лэйна, Эндю Миллера

Серия «Практикум по психотерапии» Перевод с английского Н. А. Мухиной

Главный редактор Е. Строганова

Заведующий психологической редакцией А. Зайцев

Зам. зав. психологической редакцией В. Попов

Ведущий редактор А, Барин

Научный редактор А. Копытин

Редактор Н. Шульц

Художник обложки К. Радзевич

Корректоры Н. Устинова

Верстка А. Боровских

ББК 53.57 УДК 615.851

Д42 Детская и подростковая психотерапия / Под редакцией Д. Лэйна, Э. Миллера. — СПб: Питер, 2001. — 448 с.: ил. — (Серия «Практикум по психотерапии»).

ISBN 5-318-00034-7

В предлагаемом руководстве, объединяющем исследования авторов с разной теоретической ориентацией, отражены современные тенденции раз­вития психотерапевтической работы с подрастающим поколением. В книге обсуждаются проблемы совершенствования специализированных служб, подходов и методов по оказанию психолого-педагогической, психиатриче­ской и социальной помощи детям и подросткам, новые формы психотерапев­тических воздействий и области практической деятельности специалистов по детской и подростковой психотерапии. Книга адресована специалистам, ра­ботающим с детьми и подростками, а также их родственниками в различных медицинских, образовательных и социально-психологических учреждениях, организаторам различных служб и исследователям, занимающимся изучени­ем эффективности различных психотерапевтических воздействий и разра­боткой перспективных концепций психотерапии детей и подростков.

© 1992 The Editors and Contributors

© Перевод на русский язык, Н. А. Мухина, 2001

© Издательский дом «Питер», 2001

Права на издание получены по соглашению с Open University Press.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в

какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-318-00034-7 ISBN 0 335 09890 8 (англ.)

Лицензия ИД № 01940 от 05.06.2000. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,

том 2; 95 3000 - книги и брошюры. Подписано к печати I I.09.200I. Формат 84хЮ8'/з2. Усл. п. л. 23,52. Тираж 5000 экз.

Заказ № 459. ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК «Лениздат»

(типография им. Володарского) Министерства РФ по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.


Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ К «ДЕТСКОЙ

И ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ».............. 7

ЧАСТЬ I. СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ.................................... 11

1. Мария Каллиас, Энлрю Миллер, Лэвил А. Лэйн,
Моника Лэньяло.
Детская и подростковая
психотерапия: смена приоритетов.................... 12

2. Мария Каллиас. Оиенка эффективности
вмешательств при работе с детьми

и подростками.................................................. 74

ЧАСТЬ II. ПРАКТИКА.................................................... 121

3. Фил Кристи, Элизабет Ньюсон, Ажон Ньюсон
и Венли Превезер.
Интерактивный подход

к языку и коммуникации для неговоряших

детей................................................................ 122

4. Элизабет Ньюсон. Игровая психотерапия:
«походный» вариант........................................ 158

5. Ааная Глейзер. Злоупотребления в отношении
детей................................................................ 189

6. Найлжел Блэгг. Школьная фобия..................... 209

7. Лэвил А. Лэйн. Школьная травля (буллинг)...... 240

8. Уильям Юл, Рут М. Уильяме. Статегия
вмешательства при психических травмах,
возникших вследствие масштабных катастроф.. 275


ЧАСТЬ III. ПСИХОТЕРАПИЯ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ.............. 309

9. Мартин Шерер. Коммуна-интернат

как психотерапевтическая среда.................... 310

10. Рой Ховарт. Детская психолого-педагогическая
консультация: проблемы и перспективы......... 353

11. Питер Грей, Лжим Ноакс. Поддержка школ:
мультидисииплинарный подход...................... 381

12. Нейл Холл. Изменения в естественном
окружении: коммунитарная психология

как терапия..................................................... 412


ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Нет сомнений в том, что книга «Детская и подростко­вая психотерапия» займет достойное место в ряду выпускаемой в нашей стране литературы по психотерапии и психологии. Это связано, прежде всего, с тем, что в ней отражены многие совре­менные тенденции в развитии новых подходов к психотера­певтической работе с подрастающим поколением. В книге, в частности, обсуждаются проблемы реорганизации и совер­шенствования различных служб по оказанию им психолого-педагогической, психиатрической и социальной помощи, но­вые формы вмешательств и области практической деятельно­сти специалистов по детской и подростковой психотерапии.

Составители книги подчеркивают, что она не претендует на универсальность и не имеет своей целью отразить положе­ние дел в этой области в целом, поскольку многие вопросы детской и подростковой психотерапии уже освещались в дру­гих изданиях. Широкий круг включенных в данную книгу ма­териалов объединяет стремление авторов строить психотера­певтическую работу с учетом конкретных социальных, эконо­мических и институциональных условий.

При чтении разных глав книги невозможно не обратить внимание на добротность материалов и высокое качество ра­боты ее составителей, предпринявших весьма удачную попыт­ку объединения в одном издании авторов с разной теорети­ческой ориентацией, но при этом единых в своей привержен­ности контекстуальному подходу.


Многие ключевые идеи книги и тенденции развития дет­ской и подростковой психотерапии отражены уже в первой ча­сти книги. Здесь, в частности, указывается на стремление представителей различных служб по оказанию психолого-пе­дагогической и социальной помощи детям и подросткам все в большей степени учитывать этнокультуральную специфику клиентов и более активно включать в круг потребителей сво­их услуг представителей различных меньшинств, а также при­нимать во внимание этические вопросы психотерапии и во­просы эффективности использования ее разных форм и мето­дов.

При знакомстве с материалами книги невозможно не отме­тить, например, высокую значимость содержащейся в статье М. Каллас информации о совершенных подходах к оценке эф­фективности разных психотерапевтических интервенций, ис­пользуемых при работе с детьми и подростками. Исследова­ния по оценке эффективности психотерапевтических подходов проводятся в последние годы особенно активно и ориентиро­ваны, в первую очередь, на защиту интересов потребителей психотерапевтических услуг и более рациональное использо­вание финансовых и кадровых ресурсов.

Признавая неизбежной и необходимой в нынешних усло­виях высокую степень открытости и готовности представите­лей разных психотерапевтических направлений к принятию критики и обмену идеями и считая это продуктивным для раз­вития теории и практики детской и подростковой психотера­пии, авторы ряда статей критикуют некоторые, по их мнению, не соответствующие современным реалиям, психотерапевти­ческие подходы и формы организации психолого-педагогиче­ской, психиатрической и социальной служб. Так, например, звучит целый ряд вполне обоснованных критических замеча­ний в адрес психодинамического подхода. Авторы одной из статей, указывая на проблему невостребованности психоана­литиков, спрашивают: «Насколько целесообразно готовить психотерапевтов к такой работе, которая в действительности остается невостребованной и не соответствует положению дел в сфере психотерапии?» (с. 18). Думаю, что опыт использова­ния психодинамического подхода за рубежом, в том числе при-


менительно к работе с детьми и подростками, следует принять во внимание отечественным адептам психоанализа, столь рья­но пытающимся внедрять это направление в России.

Неоднократно звучат в книге и критические замечания в адрес клинического подхода, по мнению некоторых авторов, отличающегося явно недостаточной гибкостью к изменяюще­муся социальному, экономическому, культурному и институ­циональному контексту и обладающего ограниченной сенси-тивностью к реальным потребностям клиентам. Рой Ховарт, например, пишет: «Население часто жалуется, что детская пси­хиатрическая служба недостаточно ориентирована на клиен­тов. Уровень вмешательства, по мнению клиентов, скорее от­ражает не их потребности, а возможности специалистов, рабо­тающих в этой службе» (с. 359).

Весьма смелым, хотя и не лишенным оснований представ­ляется прогноз этого автора относительно тенденций разви­тия детской психиатрической службы. Предсказывая в связи с развитием мультидисциплинарного подхода и профилакти­ческой ориентацией служб относительное снижение роли ме­дицинских воздействий, он пишет: «Не исключено, что со вре­менем детская психиатрия как самостоятельная дисциплина отомрет, а ее место займут другие дисциплины, например, пси­хоневрология развития... Если наши прогнозы и ожидания сбудутся, это подтолкнет развитие психологии как самостоя­тельной дисциплины» (с. 377).

Ряд содержащихся в книге статей посвящен пока относи­тельно плохо изученным формам психических нарушений и проблем детского и подросткового возраста и тем видам пси­хотерапевтической помощи, которые при этом применяются. Это, в частности, относится к работе с детьми с нарушениями коммуникации, детьми, ставшими жертвами насилия, жесто­кого обращения или запугивания, а также пострадавшими в результате катастроф.

Ряд статей посвящен обсуждению условий проведения психотерапии и форм организации психолого-педагогических консультаций, детской и подростковой психотерапевтической службы, а также внедрению системы психотерапевтических услуг в работу школ и местных сообществ.


Приводимые авторами этих статей сведения и аргументы позволяют прийти к некоторым важным выводам относитель­но наиболее перспективных подходов к психотерапии детей и подростков и ее организационных форм. Так, в частности, ста­новится понятным ряд преимуществ междисциплинарного со­трудничества в области решения эмоциональных и поведен­ческих проблем детского и подросткового возраста, которое позволяет лучше откликаться на запросы клиентов, более ак­тивно внедрять новые подходы и осваивать новые профессио­нальные навыки, более полно использовать имеющиеся ресур­сы и делает работу в целом более эффективной.

На основании знакомства с материалами книги можно так­же убедиться в постепенно возрастающей дифференцирован-ности и гибкости психотерапевтических услуг по оказанию по­мощи детям и подросткам, а также в очевидном стремлении большинства авторов книги учитывать и по возможности ис­пользовать в интересах клиентов факторы социального окру­жения и связанные с ними возможности и ресурсы. Все это достаточно органично сочетается с профилактической направ­ленностью многих представленных в книге стратегий вмеша­тельства.

Надеюсь, что эта книга будет с большим интересом встре­чена отечественными специалистами, работающими с детьми и подростками и их родственниками — как в различных меди­цинских учреждениях, так и в системе образования и учреж­дениях социальной сферы. Немало полезной информации она содержит и для организаторов различных служб и исследова­телей, занимающихся изучением эффективности различных психотерапевтических вмешательств и разработкой перспек­тивных концепций психотерапии в среде детей и подростков. Не сомневаюсь в том, что для многих благодаря знакомству с этой книгой очертания психотерапии XXI века станут более зримыми.

Копытпин А. И.


ЧАСТЬ I _____________

СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ


1.

Мария Каллиас, Эндрю Миллер, Лэвил А. Лэйн, Моника Лэньяло

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ:

СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ__________

Книга посвящена изменениям структуры и функций служб психологической поддержки для детей и молодежи, происходившим в начале 1990-х гг. Предметом нашего рас­смотрения являются такие аспекты психотерапевтического воздействия, как техники, формы терапии и их эффектив­ность, этические вопросы, а также структура и характер дея­тельности служб психологической помощи, призванных по­мочь своим клиентам в решении конкретных вопросов. Авто­ры не ставили перед собой задачу написать руководство по преодолению трудностей и проблем психологического харак­тера у молодежи. Книга так же не содержит последовательного и полного описания психотерапевтических подходов, которые могли бы быть использованы специалистами на практике. Все эти вопросы уже проработаны в ранее вышедших руковод­ствах (Daws & Boston, 1977; Rutter & Hersov, 1976; 1985; Morris & Kratochwill, 1983).

Авторы сознают важность того факта, что многие специ­альные службы, оказывающие психотерапевтические услуги молодежи, претерпевают в настоящее время значительные структурные изменения, доказательством чему служат зако­нодательные нововведения, касающиеся финансирования со­циальной работы, учреждений здравоохранения и образова­ния, а также возложение на них новых обязанностей. Широ-


кая общественность ожидает от психологических служб пре­доставления все новых видов услуг. В настоящее время быту­ет мнение, что решающий голос в определении приоритетов в работе таких служб принадлежит, во-первых, тем, кто их фи­нансирует, а во-вторых, тем, кто является потребителями их услуг. Раньше подобные вопросы были прерогативой исклю­чительно психотерапевтов. Сейчас много внимания уделяет­ся этическим аспектам психотерапевтического вмешательства, а эффективность психотерапии подвергается тщательной оцен­ке. Работники психотерапевтических служб встали перед не­обходимостью учитывать этнокультурную специфику клиен­тов. Кроме того, пересматриваются подходы к работе с лица­ми, относящимися к разного рода меньшинствам.

Эта глава написана группой клиницистов, придерживаю­щихся различных теоретических взглядов. Авторы не ставили перед собой цели представить полный обзор современного со­стояния детской и подростковой психотерапии. Плодотвор­ность совместной работы свидетельствует об искусственности границ между различными теоретическими направлениями. Мы с готовностью воспримем критические замечания в свой адрес как по теоретическим вопросам, так и по вопросам со­вместной работы. Уверены, что доброжелательная критика, а также опыт работы с клиентами придадут новый импульс развитию теории и практики детской и подростковой психо­терапии.

Несмотря на значительный прогресс в ряде областей совре­менной психотерапии, специалисты по-прежнему сталкивают­ся со множеством проблем, касающихся хода, условий и эф­фективности психотерапии. В частности, речь идет о тех зада­чах, которые ставит перед психотерапевтическими службами подрастающее поколение. Ситуация в обществе постоянно ме­няется, и, без сомнения, одной из проблем, требующих особо­го внимания психотерапевтов, является сексуальное насилие над детьми, случаи которого заметно участились с начала 1980-х гг. Другая важная проблема — реабилитация постра­давших, в том числе детей, в результате масштабных ката­строф. Эти вопросы вызывают пристальный интерес и глубо­кое чувство сопереживания к своим клиентам, особенно у тех


психотерапевтов, кому уже довелось столкнуться в своей ра­боте с такими случаями

Значительные изменения коснулись и содержания работы психотерапевтических служб. Отчасти это обусловлено новыми требованиями, предъявляемыми к этим службам. В настоящее время ведется дискуссия о том, следует ли концентрировать усилия на преодолении негативных последствий психотрав-мирующих событий, или же, напротив, надо уделять внима­ние профилактике возможных последствий. Несколько глав специально посвящены этой теме. Приводится подробное опи­сание методов психотерапевтического воздействия при работе с детьми и родителями или лицами, несущими ответствен­ность за ребенка вне дома (loco parentis,). Речь пойдет о дея­тельности агентств, которые, работая в местных центрах, ис­пользуют превентивный подход, и также о работе со школь­ным персоналом и учащимися. Очевидно, что появление все новых и новых аспектов психотерапевтической практики сви­детельствует о необходимости расширить толкование терми­на «психотерапия» применительно к тем видам деятельности психотерапевтических служб, которые призваны обеспечить психологическое благополучие молодежи. Наше определение психотерапии приведено на стр. 15.

Продолжается развитие теории и разработка на ее основе новых видов психотерапевтической практики. Взаимосвязь между теорией и практикой порождает целый ряд проблем. Несколько глав книги специально посвящены тому, какое вли­яние психологическая теория оказывает на деятельность пси­хотерапевтических служб. Так, Кристи с коллегами в главе 3 демонстрируют практическое применение психологии разви­тия (developmental psychology) при работе с аутистичными детьми. Блэгг (глава 6) дает сравнительное описание эффек­тивности психодинамического и поведенческого подходов в случаях школьной фобии. Ньюсон (глава 4) показывает эф­фективность комплексного применения нескольких теорети­ческих подходов тогда, когда ни один из них по отдельности не дает желаемого результата.

В начале следующей главы дается определение психотера­пии, а также перечисляются основные теоретические подхо-


ды, которые лежат в основе техник психотерапевтического воздействия. Далее речь пойдет о тех организациях и профес­сиональных группах, для которых оказание психотерапевти­ческих услуг является основной или одной из основных обя­занностей. Рассматриваются способы направления детей к психотерапевту и связанные с этим последствия. Несколько примеров из практики иллюстрируют многообразие показа­ний к проведению детской психотерапии. Наконец, намечают­ся перспективы оптимизации структуры и функционирования психотерапевтических служб с учетом меняющейся ситуации в обществе.

Что такое психотерапия?

Термином психотерапия (или психологическая тера­пия) обозначается широкий диапазон воздействий, которые осуществляются специалистами — сторонниками различных теоретических подходов и которые направлены на ослабление состояния дистресса у клиента, обратившегося или направлен­ного за помощью в связи с эмоциональными или поведенче­скими проблемами с целью улучшения его состояния (Rutter, 1985; Kazdin, 1988). Точнее, в настоящее время терапевтиче­ское воздействие в работе с клиентами-детьми решает пять основных задач: уменьшение выраженности явных проблем, обеспечение нормального развития ребенка, развитие самосто­ятельности и уверенности в своих силах, генерализация тера­певтических изменений и их сохранение (Rutter, 1985).

Данное определение не содержит в себе указаний на ту или иную теорию и может оказаться неприемлемым для тех, кто при помощи психотерапии пытается исследовать «внутренний мир» ребенка. Оно также не учитывает распространенное мне­ние о том, что посредством психотерапии власть имущие мо­дифицируют поведение лиц, не обладающих властью и авто­ритетом. В последнем случае психотерапевт призван осуще­ствлять социальный контроль вместо того, чтобы выступать в качестве собственно терапевта. Такое разнообразие представ­лений о психотерапии является прямым следствием процесса смены приоритетов в области детской психотерапии.


Многообразие определений психотерапии непосредственно отражается на характере используемых вмешательств. Основ­ной формой терапии в большинстве случаев было и остается межличностное общение и вербальное взаимодействие, хотя в настоящее время все шире применяются игра с ребенком, обучение его новым навыкам, в том числе путем имитации, подкрепление нового или желаемого поведения. С этой целью, наряду с изобразительным искусством, драмой и музыкой ис­пользуются игрушки, марионетки, игры, рассказы и другой ма­териал. Такие процедуры могут проводиться психотерапевта­ми в специальных условиях или в группах; в триадических моделях психотерапии проводятся специальные сессии, во время которых родителей, педагогов, медицинских сестер, сверстников обучают налаживать взаимодействие с ребенком. Привычный стереотип детской психотерапии как процесса, происходящего с глазу на глаз в кабинете психотерапевта, в настоящее время утратил свою актуальность.

Можно выделить более 230 видов психосоциального тера­певтического воздействия (Kazdin, 1988); сюда относятся от­дельные специальные техники, а также психотерапевтические подходы с собственной теоретической базой и широким спек­тром стратегий и техник вмешательства. Большинство из них уже более или менее подробно описаны, но, как правило, их эффективность весьма сомнительна. Тем не менее, наиболее широко распространенные типы терапевтического вмешатель­ства ведут начало от ограниченного круга теоретических под­ходов (Johnson et al., 1986). Различия между психотерапевти­ческими школами заключаются в способах определения про­блем, стратегиях и техниках вмешательства, однако все они имеют целью достижение изменений в мыслях, чувствах и дей­ствиях клиента. Далее речь пойдет о наиболее значимых тео­ретических направлениях в детской психотерапии.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.