|
Семейные и социальные характеристикиДети и подростки поддерживают тесную связь со своей семьей, поэтому работать с ними необходимо в расширенном социальном контексте. При одних и тех же проблемах прогноз может сильно зависеть от семейных и школьных обстоятельств. Требуется систематическое изучение характеристик семьи ребенка в связи с их потенциальным влиянием на исход терапии. В настоящее время к семейной терапии все чаще привлекаются родители ребенка, с ними проводится тренинг родительских навыков, однако влияние семейной структуры и стиля взаимодействия на результаты вмешательства до сих пор практически не оценивается. Вместе с тем, хорошо известна негативная роль социальной изоляции неполных семей, когда у родителя нет возможности закрепить навыки, полученные во время тренинга (Wahler, 1980). При проведении тренингов для родителей учитываются представления родителей о причинах проблем у детей (Wahler & Dumas, 1984) и особенностях семейного функционирования (Patterson & Fleishman, 1979; Embry, 1984). Часто основной задачей терапии становится коррекция этих представлений, например, при проведении семейной психотерапии, направленной на изменение паттернов общения в семьях с делинквентными детьми (Alexander et al., 1976), а также в случаях других видов вмешательства при расстройствах поведения у детей (Patterson, 1982; Kazdin, 1987). В результате на смену настороженности и неопределенности в отношениях приходят открытость и ясность. Влияние особенностей ребенка и членов его семьи на исход вмешательства целесообразно изучать в ходе специальных исследований. Так, известно, что большинство терапевтических процедур помогает некоторому числу клиентов, но хотелось бы знать, кому именно и почему. Интересно было бы выяснить, действительно ли эффективность вмешательства обратно пропорциональна выраженности проблемы, и не значит ли это, что следует выделять больше сил и средств на разработку стратегий вмешательства для более проблемных семей. Методы оценки Существуют два основных условия методологической корректности исследований: во-первых, валидность и надежность методов оценки проблем и других сопутствующих факторов для выявления терапевтических изменений; и, во-вторых, правильное планирование исследования с целью исключить все другие возможные объяснения достигнутых результатов. Только при соблюдении этих условий можно де- лать обоснованные выводы о том, какова роль изучаемого вида вмешательства в достижении терапевтических изменений. Оценка проблемы ребенка Оценивать характер и выраженность проблем у ребенка можно двумя основными способами: психометрическим, то есть путем сопоставления данных ребенка с данными его сверстников и присвоения ему определенной оценки по шкале отклонений (Rutter et al., 1970), а также критериальным, с указанием выраженности конкретной проблемы (например, минимальное расстояние до объекта, вызывающего страх). Последний способ оценки применяется, как правило, при исследовании единичных случаев или серии случаев, а также для оценки прогресса, достигнутого в ходе терапии. Сопоставление групповых результатов проводится с использованием стандартизованного инструментария. В последнее время все большую популярность приобретают методы комплексной оценки, позволяющие составить представление о поведении ребенка в различных ситуациях. Интерес к этим методам объясняется расхождениями в результатах различных исследований, вероятно, из-за влияния конкретных обстоятельств проведения терапии, а также особенностями клиентов (Achenbach, 1987). При этом основными источниками информации о ребенке служат родители, учителя и, реже, терапевты. Самоотчеты детей в отсутствие других источников информации практически не используются. Дело в том, что дети склонны скрывать симптомы и часто недооценивают имеющееся у них расстройство (Kazdin et al., 1983). Следует учитывать, что разные методы оценки эффективности вмешательства иногда дают противоречивые результаты. Более того, один и тот же метод оценки эффективности может давать разные результаты в разные моменты времени (Kolvin et al., 1981). При проспективном наблюдении важно принимать во внимание фактор времени и его влияние на динамику терапевтических изменений. Причины этой динамики кроются не только в особенностях самого вмешательства, но и в характере симптомов и дисфункции у конкретного клиента. Имеет значение и анамнез расстройства. При работе с детьми необходимо четко решить, какие именно терапевтические изменения следует оценивать: ослабление симптомов не всегда ведет за собой и улучшение социального функционирования. Так, снижение выраженности агрессивного поведения ребенка по отношению к сверстникам — это не то же самое, что налаживание социально одобряемого взаимодействия с окружением. Для принятия решения о преимущественной направленности терапии необходимо оценить оба этих аспекта, что, к сожалению, делается редко. Методы оценки терапевтических изменений в связи с проведенным вмешательством в процессе своего становления прошли долгий путь от простой удовлетворенности достигнутыми изменениями группы в целом до методологически более совершенного представления результатов, например, количественно, в виде числа клиентов или семей, достигших улучшения, включая меру этого улучшения (Jackobson, 1985; Kazdin et al., 1987a; 1987b; Blagg & Yule, 1984) и его клиническую значимость. Интерпретируя результаты работы с детьми, следует учитывать особенности их развития. Одним из возможных вариантов оценки может быть сравнение показателей у проблемных детей после завершения курса терапии с аналогичными показателями нормальных детей (Kazdin et al., 1987a; 1987b). Иногда характер расстройства мешает решить основную задачу терапии — достижение возрастных норм. В любом случае, детальная оценка психологического статуса каждого клиента и сопоставление результатов различных исследований внесут ясность в эти вопросы. Удовлетворенность вмешательством как критерий его эффективности Косвенными, но важными показателями действенности вмешательства являются восприятие клиентом терапевтических изменений и его удовлетворенность вмешательством. Судить об эффективности вмешательства можно по разным критериям. Одними из важнейших являются принятие клиентом терапевтических изменений и его благодарность за предоставленную помощь. Однако справедливости ради надо признать, что иногда позитивное отношение клиента к вмешательству сопровождается лишь незначительными терапевтическими изменениями (Scott & Richards, 1990; Howlin & Rutter, 1987). По-видимому, сталкиваясь с теми или иными трудностями, члены семьи ценят попытку помочь и оказать поддержку даже в том случае, если эта попытка не увенчалась успехом. Это следует учесть при разработке стратегий оказания психотерапевтической помощи, особенно когда вмешательство не может полностью устранить проблему. Рентабельность Наконец, настало время уделить внимание административным аспектам терапевтического воздействия, а именно, трудозатратам и подготовке психотерапевтов, использованию специального оборудования и дополнительной поддержке. Иногда достаточно эффективные виды терапевтического воздействия требуют меньших затрат по сравнению с широко распространенными (Blagg & Yule, 1984). Бывает и так, что новые подходы оказываются дорогостоящими из-за необходимости разработать оригинальные стратегии вмешательства в особо трудных случаях, а также потому, что в рамках исследовательских проектов создаются свои службы оказания услуг (Howlin & Rutter, 1987; Callias & Сагг, 1975; Callias et al., 1987). Таким образом, средства, выделяемые на исследовательский проект, идут как на разработку эффективных стратегий терапевтического воздействия, так и на их практическую реализацию. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|