Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приватизация, право собственности и контроль





Приватизация активов в России не привела к развитию капиталистичес­кого класса, обладающего стремлением к накоплению капитала. В период распада СССР реальный контроль над государственными активами находил­ся в руках управляющих, и в позднегорбачевский период ресурсы были пе­реданы партийным и правительственным функционерам. Управляющие предприятиями, а также главы местных администраций захватили активы местной промышленности. В торговле стал формироваться мелкий семей­ный бизнес, а в производственном и торговом секторах — принадлежащие управленческому корпусу компании. Новые политические структуры, одна­ко, оказались слабыми. Менеджеры были предрасположены действовать в своих личных интересах, следствием чего стала непропорциональная концен­трация активов в их руках. Во многих отраслях местные управленцы распро­страняли контроль на маркетинг и сбыт, переводя прибыли на себя. Банки образовывались финансовыми институтами расчленявшихся предприятий путем присвоения активов, принадлежавших материнским компаниям. Это привело к тому, что на активы и доходы от производства стали предъявлять­ся права, которые не регулировались законом; этот же процесс служил ос­новой деятельности мафиозного типа. При разгосударствлении многие пред­приятия испытывали нехватку в желающих их приобрести, поэтому прива­тизация приняла форму покупки через институты государства. Фактически были созданы «государственные компании», часто находившиеся в совмест­ном владении через пакеты акций, выкупленные управляющими. Следова­тельно, неолиберальная модель перехода была поломана.

План для нефтяной промышленности, озвученный в ноябре 1992 г., состо­ял в формировании двух типов компаний: дочерних и холдингов1. Холдинго­вая компания могла бы гарантировать поступление доходов и налогов государ­ству, в особенности федеральному правительству2. Они взяли бы под свой кон­троль «дочерние» компании, которые частично стали бы собственностью холдингов3. Это не только обеспечило бы поток прибыли, заработанной новы­ми компаниями, в центральную казну, но и сохранило бы их в юрисдикции фе­дерального правительства, тем самым защищая его права на налоговые поступ­ления4. Другие отрасли (металлообрабатывающая, пищевая, текстильная), тор­гующие на внутреннем рынке, были открыты для внешней конкуренции. На практике многие предприятия не могли существовать без государственных субсидий и были неспособны платить собственным работникам, которые на своем рабочем месте фактически были безработными. Правительство России, в отличие от правительств США и Великобритании, было слишком слабо, что­бы сдерживать последствия массовых банкротств, и поэтому продолжало по мере сил поддерживать погибающие предприятия.

Таким образом, наследие государственного социализма повлияло на мас­штабы и характер приватизации. В 1996 г. российское правительство вла­дело более 10% акций трети всех приватизированных предприятий и более 20% акций их четверти; государство владело третьей частью в пятидесяти крупнейших корпорациях. Более 80% предприятий действительно находят­ся в частной собственности, но если принять во внимание число занятых и объем продукции, то «смешанная» собственность окажется доминирующей. В 1999 г. 14 тыс. предприятий по-прежнему оставались в полной собствен­ности государства и управлялись представителями правительства.

Эти цифры, если пользоваться языком футбольных терминов, говорят о том, что Россия принадлежит совсем к другой лиге стран, чем ведущие ка­питалистические государства по показателю государственной собственнос­ти. К примеру, в США, Великобритании, Японии и Германии доля акций, находящихся в руках государства, чрезвычайно мала — она колеблется от 0% в США до 5%—в Германии. Государственное предпринимательство, как пра­вило, концентрируется в сфере общественного сектора. Его относительная величина (процентная доля в добавленной стоимости и формировании ка­питала) в 1988 г. составила в Великобритании только 8% и в Западной Гер­мании — 11%. Франция в этом отношении (18%) более близка к бывшим стра­нам государственного социализма.

1 Основными документами, в которых эти новые структуры получили юридическое определение, былипрезидентские указы. Здесь есть несколько сходных моментов с формой национализации, прове­денной при Карлосе Пересе в Венесуэле. Там правительство, столкнувшись при рассмотрении пла­нов национализации с сильной местной структурой управления, создало государственную холдин­говую компанию (Petroles de Venezuela) и три-четыре интегрированные нефтяные компании на базеранее существовавших организаций.

2 Само разделение властных полномочий между федеральным и региональным правительствами (рес­публиками, областями) вызывает борьбу за доходы от активов. Этот вопрос не является предметомобсуждения в данной статье. Некоторые субъекты Федерации не признают прав и властных полно­мочий федерального правительства (Чечня — наиболее известный случай), особенно в отношениидоходов от местных активов.

3 Правительство Российской Федерации также должно было сохранить в своей собственности от 45 до51% акций холдинговых компаний как минимум три года.

4 Это право ставится под вопрос многими республиками. Оно является основной причиной сепара­тистского движения в Чечне, материальным мотивом которого служит плата за прокачку по трубо­проводам, проходящим через ее территорию, а также доход от небольшого объема производства ипереработки нефти.

Основной выигрыш от приватизации получили государственные чинов­ники и управляющие, которые в ходе своеобразной революции менеджеров превратили свой исполнительский контроль над предприятиями в легальное право собственности. Первоначально администраторы и управляющие, кон­тролировавшие производственные мощности, значительно выиграли от уп­разднения системы министерств и юридически оформленного раздела прав собственности на экономические активы. В 1995 г. акции, выкупленные уп­равляющими, составили 55% активов крупных и средних компаний, масш­таб же «массовой приватизации» был относительно небольшим: только 11 % активов этих компаний были распроданы посредством равнодоступной ва­учерной приватизации.

Кроме того, после 1997 г. из-за продажи активов внешним покупателям и российским банкам произошло дальнейшее дробление промышленных элит. Корпоративное единство индустриальных элит было отчасти ослаблено появ­лением в верхних эшелонах администрации людей, не имевших никакого от­ношения к соответствующим отраслям. В связи с ростом участия банков и финансовых объединений в деятельности компаний (особенно нефтяных, таких, как «Юкос», «Сиданко» и «Сибнефть») банкиры и финансисты стали занимать места в советах директоров. Среди вице-президентов также стали по­являться представители других деловых сфер. Эти группы являются финан­совыми и промышленными союзами, горизонтально соединяющими промыш­ленность и банки, и рассматриваются как институты, воссоздающие «тради­ционно тесные связи между предприятиями и государством».

Хотя эти данные являются лишь частичными и им недостает подробной статистической базы развитых капиталистических стран, они указывают на значительное расхождение с западными странами. В табл. 1 показано ранго­вое распределение различных категорий собственников и держателей акций

Таблица 1 Распределение собственности в США, Великобритании, Германии, Японии и России

 

 

Категория держателей акции Страна
США Великобритания Япония Германия Россия
Физические лица          
Менеджеры  
Финансовые институты-агенты          
Финансовые институты-собственники          
Нефинансовые корпорации          
Иностранцы          
Государство          

Примечания. 1. Категория «финансовые институты-агенты» включает пенсионные фонды, паевые ин­вестиционные фонды, финансовых менеджеров, которые владеют и управляют портфелями акций вместо и для других инвесторов. Финансовые институты-собственники — это институты, которые владеют акциями, чтобы получать прибыль самим.

2. Распределение категорий по рангам для США, Великобритании, Германии и Японии основыва­ется на данных, цитирующихся в работе С. Прауза.

в США, Великобритании, Японии, Германии, а также в России (чем выше ранг, тем меньше доля общей совокупности акций, принадлежащая соответ­ствующей категории держателей).

Россия находится в диаметрально противоположной позиции относитель­но США и Великобритании. Россия схожа с Германией и Японией в отно­шении перекрестного владения компаниями друг друга. Однако она отли­чается от этих стран размером государственной собственности.

Право собственности является одним из важных аспектов организации компаний. Но не следует предполагать, что оно обеспечивает эффективный контроль. Этого не происходит потому, что собственникам противостоит уп­равляющий и технократический персонал, который, как было отмечено выше, сам является важным собственником. Для внешних собственников оказывается очень трудным обеспечить осуществление своих прав через суд. Российский капитализм в условиях неопределенности относительно будуще­го больше характеризуется взиманием ренты и экспортом капитала, чем ка­питаловложениями и накоплением. С 1991 г. объем инвестиций значитель­но сократился: на 15% в 1991 г., на 40% —в 1992 г. и на 6,7% —в 1998 г. Глав­ным источником капиталовложений является неразделенная прибыль компаний, оставшаяся после выплаты дивидендов. Основной, если не глав­ной, проблемой капиталистической системы становится вопрос о том, кто, какие институты и явления будут определять процесс накопления капитала.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.