Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Первые возражения дарвинизму





С выходом книги Дарвина сама идея эволюции победила поч­ти во всех странах быстро и бесповоротно. Если после этой по­беды еще и оставались креационисты, которых было трудно пе­реубедить, то их число неуклонно сокращалось. Что касается теории естественного отбора, то с ней ситуация была иной: с те­чением времени число ее противников, наоборот, увеличивалось.

Мы не будем описывать негативную, а тем более позитивную реакцию на дарвинизм в разных странах мира. Это значило бы по­вторять то, о чем уже было многократно сказано во многих ру­ководствах и даже в учебниках по эволюционной теории. Зато мы сосредоточим свое внимание на конкретных научных возражени­ях теории естественного отбора со стороны наиболее авторитет­ных оппонентов Дарвина, о чем обычно нигде не пишут. Напом­нить о них тем более важно еще и потому, что в свое время на фоне общего энтузиазма по отношению к дарвинизму они не про­извели особого впечатления на публику, а сейчас, по сути, иден­тичные возражения возникают в дискуссиях как впервые выска­зываемые. Некоторые из них важны и тем, что могут быть адресованы и современной науке, а она не в состоянии дать на них материалистический ответ.

Мы только что видели, что Дарвин был сам себе оппонентом. Предвидя возможные возражения, и, вероятно, желая их упредить, Дарвин сам указал на трудности, которые стоят перед концепци­ей естественного отбора. Они приведены в ряде глав «Происхо­ждения видов», и нам нет нужды на них останавливаться. Но на­ряду с такими ожидаемыми возражениями в этих же главах содержатся и возражения реальных оппонентов. Наиболее суще­ственные из них принадлежат Дж. Майварту, У. Томсону и Ф. Дженкину.

Зоолог Джордж Майварт, будучи сальтационистом, считал, что с помощью естественного отбора невозможно объяснить на­чальные стадии развития органов, когда их рудиментарные зачат­ки не в состоянии приносить их обладателям никакой пользы. Варьируя это возражение, Майварт задавал вопрос, как малые ва-


риации у насекомых могут сделать их сходными с несъедобными или отмершими частями растений, а также вести к развитию ми­микрии.

Авторитетный физик Уильям Томсон (впоследствии лорд Кельвин) первоначально определял возраст Земли в 24 млн лет и из этого факта делал вывод о непригодности теории Дарвина, по­стулирующей медленное и постепенное накопление мелких слу­чайных и разнонаправленных изменений. На такую эволюцию просто не хватило бывремени. Для Дарвина, относившегося к рас­четам физиков с большим доверием, заключение Томсона было тяжелым испытанием. Позднее Томсон отодвинул время отверде­ния земной коры до 98-200 млн лет, но и этого было мало, что­бы Дарвин мог обрести спокойствие.

Возражение шотландского инженера Флеминга Дженкина бы­ло для Дарвина самым дискредитирующим, и оно вошло в исто­рию науки как «кошмар Дженкина». В 1867 г. этот автор опубли­ковал большую статью, где показал, что если полезные изменения возникают, как считает Дарвин, у единичных особей и время от времени, то при их скрещивании с другими особями, не обладаю­щими такими изменениями, по прошествии нескольких поколе­ний полезный признак будет вовсе нивелирован. Он мог бы со­храниться, по Дженкину, лишь в случае его возникновения сразу у большого числа особей и в одном поколении. Но тогда случай­ность и неопределенность изменчивости исчезает, и мы имеем де­ло с односторонним и закономерным изменением (т.е. определен­ной изменчивостью). Аналогичные соображения высказал и математик А. Беннетт.

Во времена Дарвина, когда корпускулярной теории наследст­венности еще не существовало, аргумент Дженкина представлял­ся неопровержимым. Это вытекало из общепринятого ошибочно­го взгляда на наследственность как на стойкое слияние, или, точнее, «сплавление», признаков родителей в новое единое целое, наступающее после оплодотворения. О работе Менделя (1865) Дарвин ничего не знал.

Серьезность возражения Дженкина вынудила Дарвина пойти в шестом издании «Происхождения видов» на целый ряд прин­ципиальных изменений проламаркистского характера, подрывав­ших целостность концепции естественного отбора. Он увеличи­вает роль определенной изменчивости, признав возможность ее проявления у большего числа особей, отказывается от универсаль­ности естественного отбора как движущей силы эволюции, допус­кает большее значение упражнения органов и наследования при-


обретенных признаков. Дарвин умер, так и не зная ответа на возражения Дженкина и Томсона.

Забегая вперед, следует сказать, что и открытие законов Мен­деля не устранило полностью «кошмара Дженкина». Генетика показала, что новый полезный признак хотя и не пропадает бес­следно в генофонде популяции, его распространение в ней может быть процессом очень длительным, причем успех вовсе не гаран­тирован.

Во Франции возражения дарвинизму были выдвинуты непре­менным секретарем Парижской академии наук Пьером Флуран-сом и зоологом и антропологом Арманом Катрфажем де Брео, опубликовавшими по этому вопросу отдельные труды (Flourens, 1864; Quatrefages, 1870). У Флуранса, креациониста и позитиви­ста, шокированного метафорическим языком Дарвина, это малень­кая брошюра, написанная в высокомерном и категорическом то­не. В ней всего четыре научных аргумента, направленных против идеи эволюции вообще. Солидная книга Катрфажа, по словам Ю.А. Филипченко, «единственного серьезного французского кри­тика Дарвина» и тоже креациониста, спокойна, объективна и ис­полнена уважения к гению «английского натуралиста». Мы при­ведем только четыре из восьми возражений Катрфажа, которые могут быть отнесены к роли естественного отбора; из них два по­вторяют ранее высказанные Флурансом и, таким образом, явля­ются общими для обоих критиков (см. подробнее: Назаров, 1974).

I. Наука не располагает фактами превращения одного вида в другой, и Дарвин не привел ни одного подобного примера. По­чему, часто повторял Флуранс, никто никогда не наблюдал, что­бы лошадь породила осла или наоборот? «Видели ли когда-нибудь, чтобы груша превратилась в яблоню, моллюск в насекомое, на­секомое в птицу?*, а белый в негра под влиянием одного и того же климата? — добавлял Катрфаж. Несмотря на все могущество среды, приводящей к изменчивости, за недооценку которой он да­же упрекает Дарвина, последняя всегда ограничена рамками ви­да. Поэтому Дарвин путает изменчивость внутривидовую с пре­вращением видов друг в друга. Флуранс заявляет прямо, что Дарвин вообще пренебрег определением вида. «Дарвин написал книгу о происхождении видов, а в этой книге отсутствует имен­но происхождение видов» (Flourens, 1864. Р. 47).

С этим аргументом связано также противоречие между ясной разфаниченностью (наличием хиатусов) видов в природе и их по­стоянным превращением согласно теории медленной эволюции по Дарвину.

бб


Обоих критиков, вероятно, не удовлетворило объяснение Дар­вина: отсутствие промежуточных форм определяется процессом ди­вергенции и вымиранием исходных типов. Как мы увидим уже в следующей главе, Флуранс и Катрфаж оказались совершенно правы в том, что плавных переходов от вида к виду в природе не бывает, а признаки рас и подвидов никогда до видового ранга не «дорастают». Но они ошибались, отрицая превращение одного ви­да в другой. Согласно современным данным только так и совер­шается эволюция, но при этом вид превращается не в какой-ли­бо другой из существующих, а в совершенно новый.

2. Одновременно существуют высшие и низшие организмы (в
частности, одноклеточные), сохранившие в течение миллионов лет
«исходную простоту строения» вопреки отбору и изменению ус­
ловий среды.

Предвидя это возражение, сам Дарвин указывал, что положен­ный им в основу эволюции принцип дивергенции «не предпола­гает необходимого прогрессивного развития» и вымирания исход­ных форм, что последние могут сохраниться в относительно простых и во многих отношениях мало изменившихся условиях среды вне непосредственной конкуренции с высшими формами. Впрочем, ошибочно было бы считать, что Персистентные виды во­все не изменились. Они, бесспорно, усовершенствовались.

В наши дни самой большой и до сих пор не решенной про­блемой остается вопрос, не почему низшие организмы не превра­тились в высшие, а почему возникли высшие. Теория естествен­ного отбора ответа на него дать не может.

3. Отсутствуют переходные формы в ископаемом состоянии.

Дарвин объяснял этот факт неполнотой геологической лето­писи, связанной с неудовлетворительными условиями сохранения ископаемых.

В настоящее время геологическая летопись считается достаточ­но полной, для того чтобы можно было с уверенностью заключить, что отсутствие переходных форм — реальный факт и один из наи­более веских аргументов против дарвинизма.

4. Абсолютен характер физиологических различий между ра­
сами и видами, проявляющийся при размножении. Если разные
виды способны спариваться и давать потомство, то образующие­
ся гибриды либо бесплодны, либо дают возврат к родительским
формам со второго поколения. По этой причине не существует ни
одной расы гибридного происхождения. Флуранс и Катрфаж ссы­
лались при этом на широко известные во Франции опыты Ш. Но-
дэна (Naudin, 1853).


Непонятно, писал Катрфаж, как между дотоле плодовитыми ра­сами, имеющими общего предка, может в какой-то момент возник­нуть бесплодие, навсегда разделяющее их. По его словам, Дарвин от­ступил перед трудностью этой задачи, а может быть, и не осознавал ее, ибо недооценивал физиологические различия между видами и ра­сами. В одной из последних работ Катрфаж подробно говорит, что этот физиологический аргумент вместе с ним всецело разделяют та­кие последователи Дарвина, как Дж. Ромене и Т. Гексли.

Вопрос о возможности гибридного видообразования во мно­гих систематических группах давно решен положительно, и он бу­дет специально рассмотрен в гл. 10. Но еще в XVIII в. К. Линней и И. Кельрейтер располагали фактами межвидовой гибридизации, причем первый допускал, что она может быть источником обра­зования новых видов. Последующими исследованиями была до­казана относительность физиологического критерия вида. Что касается бесплодия между расами, то оно, действительно, может возникать как результат их длительной взаимной изоляции. Од­нако оно связано не с усилением расовых признаков, а с транс­формацией вида как системы. Очевидно, данный аргумент возра­жением дарвинизму не является.

Критика дарвинизма ознаменовалась в XIX в. двумя высши­ми достижениями — появлением трехтомных трудов немецкого бо­таника Альберта Виганда и его русского единомышленника, зоо­лога и известного славянофила Н.Я. Данилевского. В то время об­разованная часть общества, осле­пленная дарвинизмом, не обрати­ла на них почти никакого внимания, и, по-видимому, не бу­дет преувеличением сказать, что оба труда приобрели подлинную актуальность только в наши дни. Уже в заглавие исследования Виганда (Wigand, 1874-1877) выне­сена главная методологическая причина несостоятельности дарви­низма — уклонение его создателя от требований позитивной науки, которым следовали Ньютон и Кю­вье. В трех книгах последовательно

Альберг Виганд (1821-1886)

Альберт виганд рассмотрены предпосылки, основ-

(1821-1886) ные положения теории Дарвина и


ее следствия, которым противопоставле­на вся совокупность существовавших в то время контраргументов. Проводится ме­тодологический анализ теории.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1895)

Н.Я. Данилевский (1885, 1889) в ос­новном повторяет критику Виганда, в главных чертах следует порядку ее раз­вертывания, но его разбор действия ис­кусственного и естественного отбора от­личается большей глубиной анализа, объективностью, остроумием и ориги­нальностью мысли, а труд в целом выгля­дит более капитальным. Это дает нам основание при перечислении самых трудноопровержимых возражений дар­винизму придерживаться исследования

Данилевского, специально отмечая лишь наиболее важные заслу­ги Виганда.

Но прежде нам трудно воздержаться, чтобы не высказать соб­ственных впечатлений о произведении Данилевского в целом. Всякий, кто решится его прочесть (а это без малого 1500 страниц), согласится, что оно достойно двух главных эволюционных трудов Дарвина, а, возможно, в ряде моментов их и превосходит. Тыся­чи цитат из Дарвина, прослеживание развития его мысли от из­дания к изданию, доскональный анализ критикуемых примеров и аргументов, насыщение произведения великим множеством фак­тов, скрупулезно собранных самим Данилевским и точно докумен­тированных, яркие сравнения с кругом других, более знакомых яв­лений, наблюдательность и чутье натуралиста, едва ли уступающие дарвиновским, наконец, 25-летний напряженный труд делают это произведение действительно «истинным подвигом русского ума и русского чувства», как выразился о нем сподвижник Данилевско­го Н.Н. Страхов (там же, т. 11, с. 48). Главное же впечатление при его чтении — это сколь многое из написанного остается справед­ливым и сейчас, в пору великих научных открытий.

В качестве итоговых Данилевский приводит 15 главных оши­бочных выводов Дарвина и 10 логических промахов, которые к ним привели. Кроме этого, во всех главах по специальным проблемам в общей сложности выявлены многие десятки, а возможно, и сот­ни положений, которые, по Данилевскому, не выдерживают кри­тики и должны быть отвергнуты. Мы приведем не все главные воз­ражения Данилевского, но дополним их интересными и менее



известными более частного характера. Отметим особо, что ниже­следующие пункты сплошь и рядом не соответствуют пунктам Да­нилевского, а сконструированы и сформулированы нами из всей совокупности его возражений ради краткости изложения.

1. Нет никаких оснований распространять на виды дикой
природы выводы, касающиеся способов образования форм домаш­
них животных и культурных растений, а аналогия между искус­
ственным и естественным подбором5 совершенно ложна. (Возра­
жение ранее высказано Вигандом.)

Дарвин не указал ни одной породы, которая возникла бы пу­тем постепенного накопления мелкях индивидуальных изменений, и сильно преувеличил роль искусственного подбора в становле­нии культурных форм растений и животных. Это становление бы­ло с самого начала предопределено более высокой изменчивостью их прародителей, а впоследствии определялось появлением круп­ных внезапных изменений (как в случаях однолистной земляни­ки, пирамидального кипариса и плакучей туи), уродств (анконские овцы, такса, легавая), наследственных болезней (турман), гибри­дизации между породами.

Дарвин игнорировал крупные скачкообразные изменения, ибо в этом случае отпадала надобность в его теории и рушилось ес­тественное объяснение органической целесообразности.

2. Изменения у домашних форм не могут служить основани­
ем для понимания происхождения диких видов и по той причи­
не, что они ни в одном случае не достигают видового уровня. Все
породы свободно скрещиваются друг с другом с образованием пло­
довитого потомства, а в случае одичания возвращаются к исход­
ному дикому типу. Это равнозначно тому, что все здание теории
Дарвина лишается своего фундамента и «всякой положительной
основы» (Данилевский, 1885. Ч. 1. С. 366—367). (Возражение ра­
нее высказано Вигандом.)

3. Большая часть из семи заключений Дарвина, которыми он
обосновывает тезис о разновидностях как «начинающихся видах»,
или неверны или опираются на факты, из которых таких заключе­
ний сделать нельзя. Статистические обсчеты многих региональных
флор не подтвердили положений Дарвина о том, будто процветаю­
щие или господствующие виды чаще образуют хорошо обозначен­
ные разновидности, будто в каждой стране ббльшие роды представ­
лены большим числом господствующих видов или будто виды
больших родов содержат больше разновидностей, чем малые.

* Как все дореволюционные авторы, Данилевский переводит английское сло­во selection как «подбор», и мы сохраняем его терминологию.


Неправомерно вообще игнорировать качественные различия между разновидностями и видами, находя между ними лишь различия в степени, и в самых ответственных дедукциях подме­нять отношения между разновидностями отношениями между ви­дами.

4. Неопределенному и мозаичному характеру изменчивости у
Дарвина противоречат признаваемая им соответственная (соотно­
сительная) изменчивость и в целом принцип коррелятивного
изменения частей и систем органов организма. Если теория не мо­
жет ответить, какая доля в достигнутом преобразовании принад­
лежит неопределенной, а какая — соответственной изменчивости,
то она не может класть первую в фундамент возводимого здания.
Подбор и соответственная изменчивость — «начала... друг друга
исключающие» (там же, с. 169).

5. Жизнеспособность организма при смене окружающих усло­
вий зависит от одновременного изменения большого комплекса
признаков (это равнозначно эффекту соответственной изменчи­
вости), и всякое единичное изменение будет вредно, так как на­
рушит существующую корреляцию. Признать же одновремен­
ность изменений — значит признать определенную изменчивость,
при которой теория Дарвина теряет всякий смысл и значение и
возрождается принцип целестремительного развития Бэра. Ибо то,
что дарвинизм призван объяснить, — внутренняя и внешняя це­
лесообразность — «будет уже вложено в сам процесс изменения
как нечто данное* (там же, ч. 11, с. 22). Изменение же комплек­
са признаков, по теории Дарвина, невозможно.

6. Борьба за существование, хотя она и существует как спора­
дическое явление, совершенно лишена свойств крайней интенсив­
ности, непрерывности и длительной однонаправленности, необ­
ходимых для того, чтобы ее следствием мог явиться естественный
подбор.

С прекращением борьбы или изменением ее направленности (а это случается во много раз раньше, чем появление «заметной разновидности») достигнутое изменение лишается своего пре­имущества, перестает фиксироваться и исчезает. С этого момен­та процесс накопления изменчивости, достигнутого «трудами многих сотен или тысяч поколений», должен начинаться сызно­ва и, вероятнее всего, пойдет теперь в другом направлении.

Коль скоро борьба за существование селективными свойства­ми не обладает, в природе нет и естественного подбора. И это хо­рошо подтверждается отсутствием переходных форм как между ны­не живущими видами, так и между ископаемыми формами.


7. Дарвин не принимает в расчет нивелирующую роль свобод­
ного скрещивания, препятствующего закреплению даже полезно­
го признака. Если новый признак почему-либо и будет сохранять­
ся у какого-то числа индивидов, то на его распространение по
всему виду никогда не хватит времени; если он возникнет сразу
у очень значительного числа особей, то такое явление уже не смо­
жет называться индивидуальной изменчивостью; если, наконец,
признак оказался бы столь полезным и масштабным, что смог бы
превозмочь все стоящие на его пути препятствия, то его бы на­
звали не индивидуальной изменчивостью, а крупным самопроиз­
вольным изменением.

Данилевский резюмирует, что «начинающееся индивидуальное изменение будет всегда, без малейшего возможного исключения побеждено своим коренным видом, сколько бы зачатков выгод, прогресса и усовершенствований, большей и лучшей приспособ­ленности оно в себе ни несло... А из этого прямо следует, что та­кой хитрой и курьезной штуки, как измышленный Дарвином ес­тественный подбор, не существует, не существовало и не может существовать...» (там же, ч. И, с. 100).

8. Никаких средств для устранения свободных скрещиваний
внутри вида у природы нет, и потому она не «производит и не мо­
жет производить подбора». Поглощающая роль свободных скре­
щиваний, признанная самим Дарвином, должна быть представ­
лена одним из первых аргументов против его учения. Удивительно,
что ни в одном из его сочинений нет даже попытки устранить это
противорецие.

Дарвин решительно отклонил гипотезу географической изоля­ции «благоприятно изменившихся организмов», видимо, сознавая ее несовместимость со своей теорией.

9. Теории подбора противоречат многочисленные факты су­
ществования в природе видов с безразличными, бесполезными и
даже вредными признаками. В число последних входят и такие,
которые полезны для других видов.

10. Теория Дарвина не интересуется бесполезными признака­
ми и считает их наиболее изменчивыми. Но к «бесполезным» при­
знакам относятся самые важные (существенные) организацион­
ные признаки, на которых строится систематика от рода до
типа, — и они наиболее константные. Сколь же сужается сфера
подбора, если он не принимает участия в становлении самых
важных признаков! Выходит, что теория Дарвина отстраняется от
объяснения генеалогического характера филогенетической систе­
матики.


Впервые на бессилие дарвинизма объяснить происхождение высших систематических единиц путем дифференциации низ­ших обратил внимание Виганд. Он справедливо указал, что кате­гории вида, рода, семейства и т.д. отличаются друг от друга не столько количественно, сколько качественно (абсолютно). Если вид и может распасться на несколько новых видов, то при этом не возникает автоматически нового рода, ибо это понятие опре­деляется не числом относящихся к нему видов, а совокупностью своих специфических особенностей, которые реально существу­ют у всех его представителей.

11. Если бы органический мир образовался в соответствии с
теорией Дарвина, это был бы совершенно иной мир, в корне от­
личный от того, который мы имеем перед глазами. То был бы мир
«нелепый и бессмысленный». Семена одного и того же растения
образовывались бы то с одной, то с двумя семядолями, животные
рождались бы то с внутренним, то с внешним скелетом, то с брюш­
ным, то со спинным расположением нервной системы. Никогда
не появились бы тяжелые рога оленей, плавательный пузырь рыб,
паразитический инстинкт кукушки. Систематики классифици­
ровали бы организмы (если бы вообще в состоянии были это де­
лать) не по морфологическим, а исключительно по текучим адап­
тивным признакам. Низшие формы были бы вытеснены высшими.

12. Данилевский повторил возражение Майварта о бесполез­
ности, а, возможно, чаше — вредности, в момент зарождения бу­
дущих полезных признаков. Было бы нелепым ожидать от сле­
пого подбора сохранения таких изменений в предвидении их
будущей пользы, если ее нельзя извлечь в данный момент. Кон­
струируя гипотетические примеры нарастания преимущества
признака от поколения к поколению, Дарвин за неимением ре­
альных переходов опирается на пользу новых признаков, беря их
уже в готовой форме, как они представлены у сформировавших­
ся видов.

13. Вымиранию видов не сопутствует процесс нарождения
новых, как это должно следовать из теории Дарвина, по которой
вымирание есть следствие конкурентного вытеснения старых ви­
дов своими более приспособленными потомками. Это хорошо вид­
но на примерах недавнего исчезновения крупных зверей, нелетаю­
щих птиц, слоновых черепах. Они исчезли вместе со своими
разновидностями, не оставив более удачливых потомков. Во всех
известных случаях процесс вымирания оказался независимым от
процесса нарождения видов. Это равнозначно отсутствию естест­
венного подбора, в котором указанные процессы взаимосвязаны.


14. Сколь ни длительна геологическая история Земли, а вре­мени для образования органического мира с помощью естествен­ного подбора при всех уступках этому учению не хватило бы. Раз­ница между реально истекшим временем и потребностью в нем по теории Дарвина слишком велика, чтобы в геологическое вре­мя можно было «вместить дарвиновский процесс образования видов».

В заключение этого перечня возражений нельзя не сказать об отношении Данилевского к Дарвину, его теории и о его собствен­ном биологическом кредо.

Критическое исследование Данилевского вызывает не меньшее восхищение, чем труды Дарвина. Оно содержит не только унич­тожающую критику теории происхождения видов, «ложной в са­мой своей сущности», но и признание многих истинных заслуг ее автора. Главное же состоит в постоянном ощущении Данилевским близости к «великому произведению человеческого ума» (там же, ч. I, с. 24), которое передается и читателю. «Кто прочел и изучил сочинения Дарвина, — пишет Данилевский, — тот может усомнить­ся в чем угодно, только не в его глубокой искренности и не в воз­вышенном благородстве его души» (там же, ч. I, с. 11).

И вместе с тем, по оценке Данилевского, Дарвин создал са­мое неэстетичное, «ужасное учение, ужасом своим превосходящее все вообразимое... Никакая форма грубейшего материализма не опускалась до такого низменного мировоззрения» (там же, ч. II, с. 522, 529). Изобретя механизм подбора, заменивший разум слу­чайностью, Дарвин породил «жалкий и мизерный» виртуальный мир, в котором правят балом «бессмысленность и абсурд». Наше счастье, что мир, в котором мы живем, не имеет ничего общего с изобретенным Дарвином.

Позиция самого Данилевского достаточно близка современной позитивной модели эволюции, к которой мы пришли в результа­те нашего исследования.

Согласно его взглядам, «псевдотелеология» Дарвина (поиск по­лезного во всем) не может заменить истинной телеологии, связан­ной с именами Аристотеля, Кювье и Бэра. В равной мере неле­по думать, что случайность и вероятность могут занять место разума, интеллекта, духовного начала. Превращения видов мыс­лимы лишь в случае признания внутреннего закона развития, который несет в себе каждый живой организм. То, что постули­рует дарвинизм, вообще не заслуживает названия развития. Да­нилевский текстуально предвосхищает главную идею номогене­за, утверждая, что развитие, выражающееся в морфологических


изменениях, есть процесс чисто внутренний, совершающийся со­образно закону. С ним вполне совместимо развитие крупными скачками, при которых целесообразность оказывается выражени­ем определенного внутреннего плана. Хотя Данилевский и счи­тает такой характер развития гипотетическим, он утверждает, что только такую форму происхождения вида от вида позволяют при­нять данные положительной науки.

С той же «положительной» точки зрения Данилевский прини­мает, что виды постоянны и «неизменны в своей сущности». По­стоянство, однако, не синоним вечности. По прошествии како­го-то срока часть из них вымирает, часть мутирует в новые виды. Как мы увидим далее, фактически то же самое утверждают тео­рия прерывистого равновесия и экосистемная теория эволюции. В конце концов, считать виды длительное время не претерпеваю­щими изменений или постоянными, но способными мутиро­вать — это дело вкуса.








ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.