|
Телли — остатки древних поселенийРавнины Северной Греции покрыты холмами, которые называют «теллями» (или, по-гречески, «maguías»): это холмообразные напластования остатков древних поселений эпохи неолита или раннего бронзового века. Если от бухты Волос держать путь на запад, пересекая равнину примерно между современными городами Кардица, Трикала и Ларисса, то можно насчитать сотни теллей, от пяти до пятнадцати метров высотой (рис. 2-1). Они хранят в себе тайны народа, обитавшего в этих краях на протяжении многих веков, 8500-4500 лет назад. Время разрушало глиняные стены жилищ, на их месте строили новые дома и телли, слой за слоем, становились вес выше и выше. Эти рукотворные холмы окутаны тайной, и археологи одержимы желанием узнать их секреты. Мне это чувство хорошо знакомо: в 1973—1974 гг. оно подвигло меня на раскопки одного ранненеолитиче-ского телля у южной оконечности Фессалийской равнины. Это место - Ахиллейон - ввбизи оо торода Фарсала оказалось ключом к пониманию хронологического, архитектурного керамического, равно как и религиозного развития Эгей- ского неолита. Рис. 2-1 Фессалийские телли (холмы, образующиеся на месте поселений в ре зультате накопления отходов). (1)ТелльАргисса, расположенный к западу от г. Ларисса: более чем 121 культурных остатков неолита и раннего бронзового века. (2) Поперечный срез телля Сескло: приблизительно 12 м культурны остатков, начиная с ранненеолитического (раннекерамического) ело внизу и до слоя классической культуры сескло наверху (ок. LXV-LV] вв. до н.э.); расположен в 14 км к западу от г. Волос, Фессалия (Север ная Греция). Г шо II. Неолитические культуры Юго-Восточно й и Центральной Е в вопы
перь при помощи радиоуглеродного анализа установлено, что ее самые ранние этапы, уже с керамикой, одомашненными животными, выращиванием пшеницы, ячменя, чечевицы и гороха, датируются 6500 г. до н.э. или чуть более ранним периодом. Стратиграфия кургана Ахиллейон в Центральной Фессалии и 42 полученные там радиоуглеродные датировки помогли уточнить хронологию культуры сескло. Мы получили возможность проследить постепенный переход от одной фазы культурного развития к другой, начиная с 6500-6400 гг. до н.э., когдавАхиллейоне возникает поселение, и заканчивая 5600 г. до н.э. Лишь несколько теллей имеют радиоуглеродные датировки. В частности, Сескло в Фессалии, Эла-тея в Фокиде3, Неа-Никомедия на западе греческой Македонии4, Аргисса5 и пещера Франхти на Пелопоннесе6 дали ряд близких датировок (Табл. 1). Ранняя культура сескло соответствует раннему неолиту (6500-6000 гг. до н.э.)7, ее классический период - среднему неолиту (6000-5500 гг. до н.э.). Высшая точка ее развития приходится на 6000 г. до н.э. Возможно, что в первой половине VII тыс. до н.э. здесь сущест-воваладокерамическая культура: в Фессалии этому нет достаточных подтверждений, в отличие от Пелопоннеса (пещера Франхти), Крита (Кносс) или острова Кит-нос. Архитектура В отличие от Ближнего Востока, где жилища были соединены между собой и имели общие стены, поселения культуры сескло состояли из отдельно стоящих домов. С открытой стороны средне-неолитические деревни культуры сескло окружали V-oбразныe рвы — возможно, для защиты от диких животных.
Построение жилищ засвидетельствовано на всех этапах существования Ахиллейона: их архитектура изменялась в соответствии с колебаниями климата от более прохладного и сырого (6500-6000 гг. до н.э.) к более теплому (6000-5500 гг. до н.э.). Первые постройки появились в середине VII тыс. до н.э., это были вырытые в земле обиталища, которые примерно к 6200 г. до н.э. сменились Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
прямоугольными домами с глинобитными стенами (рис. 2-3-2-5). В 6100-6000 гг. до н.э. появилисьдома с каркасами из деревянных столбов, длиной до 6 м, с обмазанными глиной плетеными стенами. Между 6000 и 5600 гг. начинают возводить прочные дома прямоугольной формы на каменном фундаменте, со стенами из сырцового кирпича (рис. 2-4). В Сескло основное поселение из тридцати или более домов располагалось на вершине холма, отдельно от разбросанных по соседним склонам жилищ, и было окружено каменной оградой (см. его примерную реконструкцию, сделанную на основе раскопок Цунтаса: рис. 2-5). По подсчетам Демет-риоса Теохариса, продолжившего раскопки Сескло в 1958-1976 гг., общая площадь поселения была 20-25 акров8. (О Сескло см. также главу IX.) Дома чаще всего состояли из одного помещения: как показали раскопки в Ахиллейоне, двухкомнатные постройки были святилищами, причем одна комната отводилась собственно под святилище, а вторая — под мастерскую (см. рис. 7-46). Некоторые дома были двухэтажными или имели поддерживаемый опорами чердак. Судя по вылепленным из глины миниатюрным изображениям святилищ, Рис. 2-3
Рис. 2-3 Дома с каркасом из деревянных столбов и стенами-мазанками; двор с круглыми обмазанными глиной очагами, куполообразными печками и глиняными платформами. Ахиллейон II, неподалеку от г. Фарсала, Фессалия, 6300-6200 гг. до н. э. Реконструкция Д. Шимабуку. Глава И. Неолитические культуры Юго-Восточнй й и Центральной Е в ропы
Рис. 2-4.1 Рис. 2-4.2 Рис. 2-4 Каменные фундаменты жилищ культуры сескло, Фессалия, 5900-5700 гг. до н.э. (современный вид). кровли могли быть покатыми. Куполообразные печи располагались во дворе; к ним с одной стороны была приставлена прямоугольная скамья, или перед ними располагалась большая круглая платформа (рис. 2-6. 1). Вокруг печей и на платформах часто находят статуэтки беременной богини (см. рис. 7-48 и 7-49), а поблизости от них - камни для пе-ретирания зерна, каменные и костяные орудия горшки и зер-но. Здесь готовили еду и выпол-няли доугнс виды р*i6ot чтО по-видимому, объясняет загадочное отсутствие следов мvcоDa в поме-щениях и их столь удивительную для того времени чистоту. Хозяйственный уклад На протяжении всего существования культура сескло была связана со стабильным хозяйственным укладом, основанным на выращивании пшеницы (эммера, однозернянки и мягкой карликовой), ячменя, проса, вики и гороха9. Для самых ранних слоев культуры сескло характерны смешанные посевы: подобная форма земледелия гарантирует выживание поскольку обеспечивает урожай, независимо от климата и качества почвы. Использование этих однолетних культур позволяло сохранить избыток крупных съедобных семян которые на протяже-нии всего года были для общины источником крахмала протеина и растительного масла. Для поддержания плодорОДИя пОЧВЫ 3EDно- вые культуры засевали вместе с бобовыми; которые способны ак-тивигювать азот содержагпийся в корневых узелках и восстанавливать щелочной баланс после сезона дождей. Среди одомашненных животных первое место занимали козы и овцы, за ними шел крупный рогатый скот и свиньи. Однако со временем доля коз постепенно уменьшалась: в Ахиллейоне I (середина VII тыс. до н.э.) их было 82%, а в Ахиллейоне IV (начало Гимбутас M. Цив ы изаця я Великой Богини
Рис. 2-5.1 >^" а&* Рис. 2-5 (1) Художественная реконст рукция поселения классиче ского периода культуры сескло Приблизительно 30 домов ок ружены каменными опорным] стенами и обнесены каменно] стеной. Реконструкция основа на на материалах раскопо! Цунтаса 1901 г. (2) Остальная часть поселени: рассыпана по прилегающш склонам и занимает около 20-25 акров (5900-5700 гг. до н.э.)
Рис. 2-5.2 Рис. 2-6 (1) Куполообразные печи < скамейкой или круглой плат формой, найденные во двора поселений культуры сесклс рядом с ними — кувшины зернотерки, пестики и ступки (a)Ахиллейон II, ок. 6300-6200 гг. до н.э.; (Ь) Ахиллейо 1\ а, 5900-5800 гт. до н. э. На раз резе видно, что несколько ело ев глиняной обмазки перемежа ются со слоями чернозема. (2) Каменные зернотерки и то поры для работ по дереву, Ахил лейон IV, Фессалия, ок. 5900-5800 гг. до н.э. Небольшие топе ры изготавливали из зеленог камня. Миниатюрные тре угольные топоры, судя по все му, использовались крайне ред ко и имели скорее символиче ское назначение, хотя на и обухах заметны поврежденш возможно, полученные при т садке на рукоятку. (3) Инструменты, использовав шиеся при изготовлении тка ных материалов: (а) глиняны пряслица; (Ь) глиняные боби ны; (с) костяные иглы, (а) (b) - Ахиллейон III, ок. 6100 5900 гг. до н.э.; (с) - Ахилле* он II, ок. 6200 г. до н. э. (4) Глиняная ложка, Ахилле* он lb, ок. 6300 г. до н. э. Глава //. Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Европы
г- Рис. 2-6.1 Рис. 2-6.3
Рис. 2-6.2 Г\ г\ \ I \ i \ U ц v Pi
: Рис. 2-6.4 Гимбутас М. Цивилизация Великой Бог ш,.
VI тыс. до н.э.) — 70,6%; одновременно с этим воз В эпоху раннего неолита люди умели делать чаши и блюда из мрамора, порфира и нефрита, вытачивать крохотные подвески, бусины и статуэтки из черного камня, нефрита, мрамора или алебастра; алебастровые и глиняные печати они украшали меандрами, спиралями, треугольниками или зигзагами. Найденная в Ахиллейоне алебастровая печать (или игральная доска с волнообразным орнаментом) - прекрасный образец этого изящного искусства (цветная вклейка 1). Керамика Наиболее очевидная часть инвентаря — керамические изделия, хорошо представленные на всех фазах культурного развития, начиная с середины VII тыс. до н.э. Постепенное изменение их форм и технологии изготовления помогает установить хронологическую последовательность этих фаз. С момента возникновения керамики, или вскоре после того, глиняные изделия начинают украшать символическими рисунками. К 6400—6300 гг. до н.э. заметно превалируют несколько мотивов — треугольники, зигзаги, уголки (шевроны) и сетчатый рисунок (рис. 2-7; цветная вклейка 3). Округлые формы и круглые донышки самых ранних глиняных чаш и блюд указывают на то, что они имитировали каменные сосуды, которые продолжали изготавливать и в ранний керамический период (рис. 2-8). Эволюция керамики отражает постепенное совершенствование мастерства: от характерных для раннего неолита I простых лощеных сосудов в форме шара или полушария, с закругленными краями и иногда с круглым донышком, к широкому ассортименту эпохи среднего неолита (классический период культуры сескло) из красной, коричневой и черной глины, нередко тонкостенных и хорошо обожженных (рис. 2-9). Значительный процент этих поздних изделий покрыт тонким слоем белого каолина, на который контрастными оттенками красных железистых оксидов нанесен рисунок. Типичные черты прославленного стиля культуры сескло — изображения «языков пламени», треугольников, зигзагов, ромбов и лесенок (рис. 2-10; цветная вклейка 4). Среди прочих производились орнитоморфные (птицеобразные) и антропоморфные сосуды. К горловине ритуальных сосудов часто прикреплялись маски Боги-ни (цветная вклейка 5). Искусство скульптуры Традиция лепить или вырезать фигурные изображения восходит к позднему палеолиту. В Эгейском регионе, как и на Ближнем Востоке, она предшествовала появлению керамики. Так, глиняные фигурки были найдены при раскопках докерамического Кносса, на Крите. Документально засвидетельствовано, что статуэтки из глины, алебастра, нефрита и черного камня существовали с самого начала культуры сескло и на всех фазах ее развития. На поздних этапах около 90% статуэток лепили из глины, накладывая ее поверх гальки или цилиндрического или круглого глиняного катышка, меж тем как количество каменных фигурок заметно уменьшилось. Небольшие статуэтки высотой в 2-6 см сохраняются лучше крупных скульптур от которых как правило остаются лишь отдельные фрагменты. В Ахиллейоне; при раскопках участка приблизительно в 100 кв. м, было найдено более 200 глиняных фигурок. Из них 132 — в святилищах 99 — во дворах, рядом с платформой или очагом остальные же — в ямах-свалках. Можно с большой степенью уверенности предположить что статуэтки в основном группировались Б святилишах на алтарях э. также во дворе на платфор-мэх или пялом с печью для выпечки хлебэ Почти вСЁГЛа ПЯЛОМ с ними на.ХОЛЯТ хороПЮ сделаНгТУЮ VT' варь обрядовые сосуды лампь! чеопаки печати с ручкой Здешние раскопки показали что некоторьк типы женских изображений (Богини-птицы Богини змеи Кормилипы)были храмовыми или домашним» г^жествами Другим как например Беременной Бо гине поклоня.шсь во лвопе на специально ппелназна ченных^Гэтогоплятгпоомах,а ямыСя полн^ени( пягпптяг^ьвя^^ располагались.рядом_с^еоными печатни (смлриса/ дены'вАхиллейГнеОбнаружены фрагменты толь Глав е II Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Е в вопы I]
I- IX В I- й 11 о а)- IX )-I- S, >-I- I- I-м
Рис. 2-7 и Рис. 2-8.1 Рис. 2-8.2
Х 1-н я >, I, X
Рис. 2-8 Древнейшая керамика своими формами имитировала каменную утварь: (1) блюдо из зеленого камня и (2) керамическое блюдо, Ахиллейон 1а, ок. 6400 г. до н.э. Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
Рис. 2-9 ^Z7 v ■и о о о
Рис. 2-9 III и IVxar/актерен большой ас сортимент ичлелий изкрасной тельного процента изделий nох росписью, выполненной контрастными оттенками красны> оксидов железа, заметен тон-кий белый каолиновый ангоб.
Рис. 2-10 Рис. 2-10 Керамика культуры сескло и: Ахиллейона с красным орнаментом из «языков пламени» ш белом фоне, ок. 6100-5900 гг до н.э., Ахиллейон Illb- ГVa Южная Фессалия.
%8Ш
Глава П . Неолитические культуры Юго-Восточно й и Центральной Е вро И
ко двух изображений мужского божества - в сидячей позе, с руками на коленях. Абстрактное и проникнутое символизмом искусство скульптуры имело религиозное назначение - воспроизведение сезонных ритуалов, изображение домашних охранительных божеств и прародительниц, ис-полнение обетов. По-видимому, мастеров культуры сескло не интересовало натуралистическое изображение человеческого тела, однако они превосходно владели и этой техникой, о чем свидетельствуют некоторые сохранившиеся статуэтки иже 2-11 2-12;цветная вклей-ка!)., ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|