Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Материалы из мегалитических гробниц, длинных курганов и хенджей Западной Европы





Всего в Западной Европе известно более 10 000 мегалитических гробниц и длинных курганов. Однако либо в силу специфики погребальных ри­туалов, либо из-за того, что многие гробницы были разграблены еще в древности, из них можно извлечь лишь скудную информацию о структуре общества. Как уже говорилось, мегалиты служили оссуариями и культовыми центрами, будучи важнейшей точкой для одного или нескольких поселений. В них скла­дывали голые, уже прошедшие экскарнацию кости, и те что долго лежали на солнце были расколоты; кроме того, во многих случаях в гробницу помеща-ли тольКО определенные части скелета, такие как череп и длинные кости. В некоторых местах прак­тиковалась кремация. Поэтому практически невоз­можно определить количество человек покоящих-ся в той или иной гробнице, и приблизительно под-считать сколько было жителей на этой территории в эпоху их активного использования а УЖ тем более рассуждать о соотношении полов

Нам почти ничего не известно о том, как мега­литические гробницы и курганы соотносились с поселениями, поскольку от последних едва ли что сохранилось. В наши дни величественные каменные курганы и гигантские хенджи по-прежнему стоят, и значительную долю информации о выстроивших их сообществах приходится извлекать из их местопо­ложения и архитектуры. Исследования, в которых предпринимается реконструкция неолитического общества, в основном посвящены Британским островам, в особенности расположенным к северу от Шотландии Оркнейским островам.

В 1976 г. К.Ренфрю представил мегалитическую культуру собранием небольших разрозненных сооб­ществ, которые лишены централизованной иерархи­ческой структуры (связанной с институтом вождя или с государством) и состоят из модульных автономнщ ячеек44, однако он считал, что перенаселение и не­хватка важнейших ресурсов породили в них повы­шенное чувство территории45. Несмотря на внуши­тельную архитектуру мегалитов и огромные затра­ты времени и сил, которых требовало их возведение,



Рис. 9-14 Распределение камерных гробниц с каменными на­сыпями с общим объемом более 340 кв. м по Оркней­ским островам: карта, со­ставленная Д. Фрейзером в 1983 г.

 



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богини


 


Рис. 9-15

- поселение

- небольшой каирн (центр первого порядка) большой каирн (центр второго порядка)

- хендж (центр третьего порядка)

Рис. 9-15 Пространственная стратифи­кация на Оркнейских островах эпохи неолита (упрощенная ре­конструкция Д.Фрейзера).


на всем протяжении их активного ис­пользования нет никаких признаков того, что они были связаны с институ­том правителей индоевропейского типа.

Теория автономных поселений-ячеек с примерно одинаковым числом жителей приложима лишь к раннему периоду их существования до середи­ны IVтыс. до н.э. Приблизительное 3500 г. до н.э., когда численность на­селения начинает возрастать, появля­ются группы поселений с определен­ной мерой формальной организации (пространственной стратификации), которая включала в себя большие ме­галитические конструкции, камерные гробницы с каменными насыпями и гигантские хенджи, — что указывает на расширение и усложнение структур­ных элементов общества.

Некоторая ясность в вопросе рас­пределения крупных и небольших гробниц была достигнута на Оркней­ских островах, где в последние деся­тилетия велись интенсивные археоло­гические изыскания. На карте остро­вов отмечено 10 камерных гробнице каирнами (гробниц, покрытых насы­пью из камней), объем которых пре­вышает 340 кубических метров (рис. 9-14). Они сильно рассредоточены, и две крупные насыпи никогда не стоят слишком близко друг к другу. Было за­мечено, что на группу островов или на участок территории, который пред­ставляет собой естественную топогра­фическую единицу, приходится одна насыпь больших размеров46. Неболь­шие насыпи располагались неподале­ку от поселений: по-видимому, они служили центрами для отдельных об­щин. Что касается больших насыпей, то они сKODce всего возводились и использовались жителями нескольких окрестных общин а огромные хенджи выполняли такую же функцию для всего населения Оркнейских островов, Реконструкция этой сложной системы организации общества гшедложена на рисунке Д Фпейзеоа (оис 9-15) Со­гласно его ин^

пи бкити пячгнпй чягтктп пгтгрпнринпй \ жи иыли вчжнин час ыи ииткеднеинш

ки к определенном^месту Хенджи |


[зава IX. Структура общес тва



 


служили местами всеобщих сборов, которые проис­ходили не чаще раза в год или даже реже; их строи­тельство и сохранение осуществлялось силами пред­ставителей всех оркнейских поселений. Это требо­вало в полном смысле слова титанического труда: хенджи имели жизненно важное назначение и мог­ли быть результатом совместных усилий больших кол­лективов. Работы такого масштаба очевидным обра­зом должны были опираться на общественные и ре­лигиозные структуры сообщества. Способность организовать общественные работы подобного мас­штаба - одна из основных характеристик культуры строителей мегалитов. Согласно Фрейзеру, нет ни­каких указаний на то, что в общинах Оркнейских островов власть находилась в руках одного челове­ка. Такая организация пространства если верить оалио\тллоолным датировкам существовала на островах более тысячелетия, с конца IV тыс. до н.э. ина всем протяжении 11I тыс. до н.э.

Похожее положение вещей имело место на юге Англии, где есть и длинные курганы, и «лагеря с вымостками», и хенджи. Количество усилий, кото­рое затрачивалось на возведение «лагеря с вымос­тками», намного превышало то, что требовалось для построения большой мегалитической гробницы, а хенджи предполагали еще большее. Подсчитано, что Уиндмиллхилл должен был поглотить 120 тысяч ра­бочих часов, Эвбюри - 115 миллиона,, Даррингтон-Уоллз - 0,9 миллиона. Опираясь на эти подсчеты, Ренфрю сделал вывод, что в неолитическом Уэссексе общины должны были иметь вождей48. Это проти­воречит уже приведенным данным о сложном харак­тере сообщества Оркнейских островов а ведь со­стояние обществ в обоих районах практически оди­наковое. Мегалитическая культура всей Британии и Западной Европы — единый взаимосвязанный ком­плекс поэтому маловероятно чтобы Уэссекс ока­зался исключением из правила, а его обитатели -пзтриархальны м сообществом под предводительством йож1я Не caedvem забыват, что все ппоазительные шжник и Англии и Ирланди ии Эвбюри Силбюри Дар- жтон-Уоялз Нью Греиндж Яаут - представляли ^Трешгиоз ные, сооружения с были общественной 2твен н остъГ ттной преданности и июбви Это он еарскке есыы

альнииы и не административные постройки воз-

вигнутые по приказу паря или вождя ради увеко-кчивания их славы - такого оола^соооужения не

ГьшТись в систему л^

и КоТласп^ I таниин^ 1!ш ™чезлиТэти^^^^^^

Хенджи из 2-6 концентрических рвов и верти­кальных бревенчатых изгородей не являются исклю­чительно уэссекским или даже британским феноме­ном. Их также удалось обнаружить в Центральной Европе (культура линейно-ленточной керамики),


Моравии (культура лендель) и Восточной Германии (культура воронковидных кубков)49 (см. рис. 6-27). Можно предположить, что следы хенджей еще бу­дут найдены и у других культурных групп Централь­ной Европы50. Хенджи культур лендель и линейно-ленточной керамики восходят к V тыс. до н.э. Таким образом, традиция их возведения насчитывает по крайней мере несколько тысячелетий. Наперекор тому, что писали ранее, их строили не ради защиты людей и имущества, но в качестве центров для про­ведения праздников и общих сборов, во время кото­рых осуществлялись погребальные ритуалы, сопро­вождавшиеся музыкой и танцами; не исключено, что они также служили площадками для состязаний игр51. Во внутреннем пространстве ВудхенджаиДар-рингтон-Уоллза имелись деревянные постройки: поставленные концентрическими кругами деревян­ные столбы поддерживали конусообразную кров­лю52. Не исключено, что круглая постройка такого типа стояла в центре Стоунхенджа I53 В Обри-Хол-зе внутри центральной конструкции были найдены кремированные останки: можно предположить что это был хоам посвященный смерти и возрождению в котороГпроисходили соответствующие ритуалы., Теперь давайте обратимся к самим захоронени­ям и посмотрим, что известно о тех людях, чьи кос­ти покоились в мегалитических гробницах и под тра­пециевидными курганами. Только в нескольких из древнейших гробниц удалось обнаружить и изучить человеческие останки; большая часть этих данных получена в результате недавних раскопок. Исследо­вание половой принадлежности похороненных в древних гробницах Бретани, Нормандии, Южной Англии и Оркнейских островов показало примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Так, в ранних коридорных гробницах Нормандии в Ла-Огетте было найдено 1 8 мужчин, 19 женщин и 18 де­тей54. Под трапециевидным курганом длиной в 50 м, который расположен между Оксфордом и Челтен-хемом в Эскоте-под-Уичвуд, в двух камерах, каждая из которых поделена на три отсека, было обнаруже­но 4311 костей и 236 зубов. Всего удалось иденти­фицировать 49 человек причем число мужчин и женщин практически совпадает. Проведенное Чес-терманом исследование костей показало, что здесь существовал обычай экскарнапии причем останки выставляли на солнце. Большая часть их была раз-дроблена далеко не все были помещены в гробни-цу и лишь немногие-в сохранном состоянии55 Из 76 мегалитических гробниц Оркнейских островов человеческие кости были найдены только в 26 (что составляет 28% от числа известных гробниц) На­д£*жнкгр данНК1Р кoxookic пролинзют некоторый свет на отстояниеэтогообшестм получены при анали-

В ^ой^л^иаенЗип^о^ъ 157тоюве^ио



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богини


 


насыпей, число мужчин и женщин было примерно одинаковым, детская смертность — высокой (хотя в Куонтернессе не обнаружено останков младенцев моложе 8 месяцев); кроме того, в эти гробницы по­мещали всех покойников данной общины, а средняя продолжительность жизни была низкой. Любопыт­ные результаты дал палеопатологический анализ. Честерману удалось выявить большое количество вылеченных переломов и разрушенных спинных позвонков. Также были обнаружены признаки ос-теоартрита поперечно-реберных суставов, что, воз­можно, связано с ношением тяжестей на спине при помощи веревочной петли. Ни в одной из гробниц нет указаний на то, что кого-либо постигла насиль­ственная смерть^, иначе говоря, можно констати­ровать отсутствие насилия между людьми.

Отражение структуры древнеевропейского общества в религиозных изображениях и мифах

Возникновение культа Богини в эпоху палеоли­та должно было отвечать уже существовавшим мо­делям человеческого общества. Поклонение жен­ским божествам связано с матрилинейной системой родства и с почитанием предков: пол главы семьи и рода определял пол верховного божества. В сообще­ствах, где родство считается по материнской линии, в центре стоит женщина-мать. Ее почитают как пра­родительницу семьи и всего рода, к ней обращают­ся с молитвами и благодарственными приношения­ми.

Для реконструкции общественного уклада верх­него палеолита и неолита следует обратиться к до­исторической религии. Изучение типов и функций различных богинь, их одеяний, мест, где им покло­нялись (в святилищах, во дворах или в гробницах), их спутников, а также их отношений с мужскими божествами, дает не меньше, а в некоторых аспек­тах даже больше, нежели структура поселений и за­хоронений. Другой богатый источник, помогающий заполнить пробелы в археологических данных, — дошедшие до исторической эпохи и сохранившиеся в мифах следы культа Богини.

Стандартный археологический анализ не исполь­зует междисциплинарные методы, хотя именно со­четание различных дисциплин может способствовать расширению и углублению нашего знания прошло­го. Такой интеграционный подход, которого я стара­юсь придерживаться, представляет собой новую об­ласть знания: я называю его археомифологией.

Значительное количество информации можно извлечь не только из древнегреческих и римских ми­фов и религий, но также из баскских, древнеирланд-ских, уэльских, галльских, норвежских и герман­ских, литовских, латвийских и всех славянских ве-


рований и фольклора. Достойно удивления, что под совместной толщей христианских и индоевропей­ских влияний все еще существуют многие элемен­ты древнеевропейской культуры.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.