Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура сескло (ок. 6500-5500 гг. до н.э.): центрообразующие телли и связанные со святилищами группы домов





Рис. 9-1

Нам до сих пор очень мало известно о политиче­ской и экономической структуре древнейшего не­олита. Предполагается, что каждое сельское сооб­щество осуществляло контроль над собственными производительными ресурсами, земледелием, раз­ведением скота и другими способами обеспечения достаточного пропитания. Однако не следует счи­тать, что древнейшие пахари Юго-Восточной Евро­пы были примитивными земледельца­ми. Нет, они занимались не только производством продуктов пропита­ния но и торговлей строительством домов и святилищ, резьбой по камню, кости и дереву а с середины VI Iтыс. до н.э. — изготовлением керамики. Но что самое важное они были способ­ны воплощать свои религиозные пред-ставленияв скульптуре и в рисунках используя при этом сложную систему символов. Мы также не должны забы-

вать что они непрерывно СОППИкаса-лись с жителями Эгейского и Среди-земноморского побережья которые были мореплавателями и что не так

С 6500 по 6000 г. до н.э. есть свиде­тельства существования центрообра-зующих теллей, которые, возможно, играли роль местных религиозных центров. Они были обитаемы на про­тяжении столетий, порой - тысячеле­тий, при этом от них постоянно отка­лывалась часть обитателей, которые образовывали новые поселения в ра­диусе 5—20 км.

Есть авторы, которые склонны ви­деть в некоторых чертах классической культуры сескло, существовавшей в Фессалии в начале VI тыс. до н.э., при­знаки иерархичности7. Так, Сескло, постоянное поселение-телль на холме возле ущелья (см. рис. 2-4, 2-5), было обозначено как «акрополь», а поселе­ние по ту сторону ущелья — как «го-


род». По подсчетам Д.Теохариса, город покрывал поверхность в 20—25 акров и имел около 3000 жите­лей. В 1973 г. он писал: «Теперь мы почти уверены, что самая высокая часть поселения — на самом деле акрополь маленького средненеолитического город­ка»8.



 

Как мне представляется, термин «акрополь» здесь может ввести в заблуждение. Кроме того, ар­хеологи (Цунтас в начале XX в. и Теохарис в 1970-е гг.) говорят о «мегаронах», располагавшихся в центре поселка, в котором было раскопано около 30 домов. А ведь отсутствие заметных построек в центральной части, — которое может быть свиде­тельством отсутствия иерархии, — отмечалось все­ми учеными, проводившими раскопки поселений культуры сескло. Как мне кажется, мегароны куль­туры сескло — совсем не те центральные построй­ки раннего бронзового века которые служили жи-лищами вождей. Что же касается каменной стены, возведенной вокруг телля Сескло, то в ней, очевид-

 


Ima IX. Структура общества



 


 


ным образом, была необходимость из-за крутизны холма.

Эти дома с двумя комнатами (одна чуть побольше, другая чуть поменьше), которые работавшие в Сескло археологи сочли мегаронами, на самом деле были святилищами: это подтверждают мои собственные раскопки в Ахиллейоне (см. рис. 7-46), поселении приблизительно 6000-5800 гг. до н.э., т.е. того же пе­риода, что и «мегароны» Сескло. Подобного рода свя­тилища обнаруживаются и в малых, и в больших по­селениях и своей архитектурой почти не отличаются от обычных жилищ, за исключением того, что в них, как правило, две комнаты (собственно святилище и мастерская). В Сескло самое большое число керами­ческих находок было сделано в двухкомнатном святи-лище в том числе обнаружены удивительно красивые кувшины (рис. 9-1). В святилище как тиковом (ком­ната слева) было каменное возвышение (алтарь) и сле­ды стоявших посередине двух деревянных колонн.

Святилища располагались в непосредственной близости от жилищ. В ранненеолитическом поселе­нии Неа-Никомедия (Македония, ок. 6300-6100 гг. до н.э.) большое святилище шириной около 12 м было окружено шестью домами шириной около 8 м, распоооженными в 2—5 м друг от друга (рис. 9-2)9. Внутри него были найдены скульптуры Богини-пти­цы, аски (сосуды, очертания которых напоминают


птиц), сосуд с изображением лика богини на гор­лышке, чрезмерно большие, не бывавшие в употреб­лении топоры (символы Богини) из зеленого камня и другие сакральные предметы.

Обычай возводить церкви рядом с жилыми до­мами, архитектурно их ничем не выделяя, по сей день жив в деревнях и в небольших городках Эгей­ских островов. Семья или несколько связанных род­ственными узами семей, живущих в 4—6 домах, име­ют свою маленькую церковь, забота о которой ле­жит на женщинах. Православные священники —для них редкие гости, и служат они лишь по особо тор­жественным случаям. Эту традицию я сама имела возможность наблюдать в последние десятилетия на островах Скирос, Парос, Наксос, Китнос, Мелос, Миконос и других.

Взаимосвязь между более крупными поселения­ми-теллям и и окрестными поселками, как и между обычными домами и святилищами, не всегда доста­точно выявлена, поскольку поселения редко бывают раскопаны полностью. Однако можно утверждать, что здесь есть достаточно прочная и повторяющаяся на протяжении тысячелетий закономерность: отсут­ствие акрополей, мощных укреплений и особых цен­тральных построек. Что касается святилищ, то они обязательно включены в повседневную жизнь по­селения.



Рис. 9-2

   

Рис. 9-1 Похожее на жилой дом двухкомнатное святилище изСескло, Фессалия. Спра­ва мастерская с чердаком для сушки керамики; сле­ва-культовое помещение с глиняным алтарем, покры­тым плоскими камнями. В середине комнаты найде­ны следы двух колонн. Средний неолит, Сескло. Ок.UX-LVIIвbb. до н.э.; ширина 7 м.

 

Рис. 9-2

Ранненеолитическое посе­ление Неа-Никомедия, Ма­кедония: план жилых домов и святилища (большое строение в центре). Ок. 6300-6100 гг. до н.э.


 



Гимбутас М. Цившизацяя Великой Богини


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.