Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Восточная и Центральная Европа (5500-3500 гг. до н.э.): крупные телли — религиозные центры; группы домов со святилищами; большие дома матрилинейных родов





В 5300-4300 гг. до н.э. в культурах винча, бутмир, тиса и караново зафиксировано наличие постоян­ных центральных поселений, чье существование нередко измерялось столетиями. Они занимали тер­риторию в 2—5 га, а в культуре тиса — вплоть до 1 1 га (самое крупное поселение - Сегвар-Тюзкёвеш в Юго-Восточной Венгрии). В радиусе 25-30 га от поселений-теллей археологи находят однослойные поселения, куда, как можно предположить, выпле­скивался излишек населения. Крупные поселения-телли — такие же религиозные центры, как миной-ские дворцы-храмы, чем, возможно, и объясняется их долговечность. При их раскопках было обнару­жено большое количество церемониальной утвари: так, телль Винча скрывал в себе не менее 2 тысяч статуэток зооморфных и орнитомоосЪных СОсУДОв столов и вместилищ для приношений а также дру­гих предметов В огромных теллях культуры тиса таких как Сегвар-Тюзкёвеш и Кёкеньдомб, были найдены большие антропомопгпные сосулы скульп-туры и алтари Святилища как правило имели две комнаты или два этажа их стены с обеих сторон были покрыты символическими D И С V н К Э М И а С внешней их порой укр'литпи еще и йукпянии кото-рые также могли быть на шоонтоне Внутреннее уб­ранство включало плоские чаши алтари керносы

(блюдГдля приношений)^^oroo,bie прямоугольные
сосудыГпечи фомные прнмоуюльные

Дома с 2-5 комнатами стояли группами. В куль­туре винча близкое соседство объединяло два - три дома, в культуре тиса — от четырех до шести домов, причем в самых больших группах их могло быть де­сять и более. В культурах тиса и караново среди них обязательно было святилище (см. рис. 3-24, 3-50). Не исключено, что в сгруппированных вместе до­мах жили родственники.



Как уже было сказано в главе Ш, приблизитель­но в 4800-3500 гг. до н.э. поселения кукутенской культуры, которые на ранней фазе ее развития со­стояли из двух десятков жилищ, во время классиче­ской фазы превратились в крупные деревни или не­большие города с парой сотен жилищ (см. рис. 3-62), а в первой половине IVтыс. до н.э., что соответст­вует поздней фазе, доросли до больших городов с территорией в 250-400 га (см. рис. 3-63, 3-64). Са­мые обширные города с населением до 10 тысяч че­ловек располагались примерно в 10—15 км друг от друга и к этому моменту очевидным образом играли роль районных центров. Их окружали города и де­ревни ощутимо меньших размеров (см. рис. 6-65). Это единственная часть Европы, где поселения дос­тигали таких размеров: сверхплодородные почвы Ук-


раины и Молдавии гарантировали постоянный при­рост населения.

Многие поселения кукутенской культуры клас-1 сического периода, часть которых была полностью раскопана, состояли из 100-200 домов. В отличие от позднекукутенских городов, где постройки расш-лагались концентрическими кругами, они не имели отчетливой планировки. Дома разных размеров-большие, средние и малые - образовывали отдель­ные скопления или неправильные ряды. Как мож­но предположить, в них жили большие семьи род­ственников, имевшие общих предков-родоначаль­ников.

Рассмотрим большой поселок Трушешти, распо­ложенный на севере Молдавии в долине реки Прут (рис. 9-3): в 1950-х гг. он был полностью раскопан Петреску-Дымбовицей. Число его обитателей мог­ло достигать 900 человек. Было раскопано почти сто домов, большая часть которых относится к фазе А2 кукутенской культуры (ок. 4400-4300 гг. до н.э.) и' лишь пять — к фазе В (начало IV тыс. до н.э.). Судя по вскрытым основаниям домов, они стояли груп­пами или рядами по 5—8 штук и были разных раз­меров — крупные (12—20 м в длину), средние (8-12 м) и небольшие (5-8 м). Крупные постройки ни­как не отделялись от остальных, четкого различия между ними и строениями средних размеров не су­ществовало, как не было в поселении и выделяю­щихся центральных построек.

Святилища можно опознать по наличию алтарей, больших заалтарных изображений, алтарных стенок (рис. 9-4), а в одном случае — по крупной скульпту­ре Богини с поднятыми руками, которая была изго­товлена из пласта глины и, скорей всего, крепилась к стене святилища (рис. 9-5). Кроме того, в святи­лищах были обнаружены огромные разукрашенные сосуды, часть из них — с рельефами в виде богинь и с другими примечательными антропоморфными изображениями (см. рис. 9-3: постройки, отмечен­ные черным цветом).

В Трушешти, Хэбэшешти и других поселениях классического периода кукутенской культуры не заметно строений, которые бы указывали на иерар­хическое положение того или иного «великого мужа». Как можно предположить, крупные построй­ки были обиталищем основных семейств, а более мелкие —дополнительными помещениями для раз­растающихся семей или мужскими домами, что со­ответствует схеме разрастания самих поселений.

Когда на позднем этапе развития кукутенской культуры деревни и города стали строить концен­трическими кругами, то разного рода дома по-преж­нему располагались смешанными группами. Одно из поселений такого рода - Коломийщина (бассейн Среднего Днепра неподалеку от Киева) - в 1934-1939 гг. полностью раскопано Т.Пассек (рис. 9-6). Благодаря давности раскопок и наличию выполнен-



 


 


Рис. 9-3 Упрощенный план поселений кукутенской культуры в Тру-шешти, долина реки Прут, Се­верная Молдавия. 4400-4300 гг. 10 н.э.


 


 


 



 

о

и


Рис. 9-4 Деталь алтаря (керамика) или уменьшенная копия фасада святилища с круглым входом и двумя антропоморфными фи­гурами на крыше. Трушешти, СевеероВосточная Румыния (дом № 24), кукутенская куль­тура А2. Ок. 4400-4300 гг. до н.э.; ок. 150 см.


Рис. 9-4




Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини


 



Рис.9-5


Рис. 9-5 Деталь алтаря в виде Богини с воздетыми руками. Трушешти, Северо-Восточная Румыния (дом №27). 4400-4300 гг. до н.э.; размер 73 на 70 см.

Рис. 9-6 (а) План и (Ь) реконструкция организованого концентриче­скими кругами поселения Ко­ломийщина. Дома в нем были маленькие (до 8 м в длину), средние (до 15 м в длину) и большие (до 20-22 м в длину). Начало IVтыс. до н.э.


 


ной художником предположительной реконструк­ции Коломийщина неоднократно фигурировала в общих трудах о доисторической Европе в качестве примера поселения эпохи неолита. К сожалению, его внутренняя организация была неверно истолко­вана, поскольку опиралась на рисунок художника, а не на археологический отчет. Так, к примеру, один исследователь объясняет структуру поселка следую­щим образом: «Два больших дома в центре - чертог предводителя; небольшие дома, образующие внут­реннее кольцо, — жилища его свиты, а внешнее кольцо домов - жилье свободных земледельцев»11. Эта интерпретация была недавно воспроизведена в книге, посвященной развитию европейского обще­ства". Однако, согласно Т.Пассек, поселение со­стояло из внешнего кольца домов (31 строение) и внутреннего (8 строений). Центральная часть не была застроена — это пространство могло исполь­зоваться для проведения обрядов и пиршеств или для содержания скота. Дома отличались друг от друга размерами: десять крупных (16—23 м в длину), три­надцать средних (10—15 м в длину) и пять малень­ких однокомнатных (4-8 м в длину). Первые счита­ются основными родовыми жилищами; их пол со­стоял из нескольких слоев глиняных кирпичей на. деревянном настиле и в разных комнатах мог быть поднят на разную высоту Обычно в них три—четы-ре комнаты в каждой были печи (см рис 3-66) Все указывает на то Тто люди здесь жили на протяже-нии нескольких поколений чего нельзя сказать о


небольших домах. Жилища среднего размера явля­ются копией более крупных, с той разницей, что они проще и полы в них имеют меньшее количество сло­ев. Что касается небольших домов, то у них одно­слойный пол и одна печь. Согласно Пассек, неболь­шие дома внутреннего круга — свидетельства разрас­тания поселения, когда ветви материнского рода отделялись и обзаводились новыми жилищами. Она считает, что поселение начиналось с внешнего коль­ца, а затем появилось внутреннее, т.е. что распро-странение шло во внутреннюю часть круга. Что ка­сается двух больших домов внутреннего круга, то там не обнаружено ничего из ряда вон выходящего одна кухонная утварь; нет ни малейшего основания считать, что это были жилища вождей. В них могло жить 20-30 человек, членов одной большой семьи, а общее число обитателей К.оломийЩИНЫ могло со-стЭ-ВлЯТЬ около 500 человек12.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.