|
Восточная и Центральная Европа (5500-3500 гг. до н.э.): крупные телли — религиозные центры; группы домов со святилищами; большие дома матрилинейных родовВ 5300-4300 гг. до н.э. в культурах винча, бутмир, тиса и караново зафиксировано наличие постоянных центральных поселений, чье существование нередко измерялось столетиями. Они занимали территорию в 2—5 га, а в культуре тиса — вплоть до 1 1 га (самое крупное поселение - Сегвар-Тюзкёвеш в Юго-Восточной Венгрии). В радиусе 25-30 га от поселений-теллей археологи находят однослойные поселения, куда, как можно предположить, выплескивался излишек населения. Крупные поселения-телли — такие же религиозные центры, как миной-ские дворцы-храмы, чем, возможно, и объясняется их долговечность. При их раскопках было обнаружено большое количество церемониальной утвари: так, телль Винча скрывал в себе не менее 2 тысяч статуэток зооморфных и орнитомоосЪных СОсУДОв столов и вместилищ для приношений а также других предметов В огромных теллях культуры тиса таких как Сегвар-Тюзкёвеш и Кёкеньдомб, были найдены большие антропомопгпные сосулы скульп-туры и алтари Святилища как правило имели две комнаты или два этажа их стены с обеих сторон были покрыты символическими D И С V н К Э М И а С внешней их порой укр'литпи еще и йукпянии кото-рые также могли быть на шоонтоне Внутреннее убранство включало плоские чаши алтари керносы (блюдГдля приношений)^^oroo,bie прямоугольные Дома с 2-5 комнатами стояли группами. В культуре винча близкое соседство объединяло два - три дома, в культуре тиса — от четырех до шести домов, причем в самых больших группах их могло быть десять и более. В культурах тиса и караново среди них обязательно было святилище (см. рис. 3-24, 3-50). Не исключено, что в сгруппированных вместе домах жили родственники. Как уже было сказано в главе Ш, приблизительно в 4800-3500 гг. до н.э. поселения кукутенской культуры, которые на ранней фазе ее развития состояли из двух десятков жилищ, во время классической фазы превратились в крупные деревни или небольшие города с парой сотен жилищ (см. рис. 3-62), а в первой половине IVтыс. до н.э., что соответствует поздней фазе, доросли до больших городов с территорией в 250-400 га (см. рис. 3-63, 3-64). Самые обширные города с населением до 10 тысяч человек располагались примерно в 10—15 км друг от друга и к этому моменту очевидным образом играли роль районных центров. Их окружали города и деревни ощутимо меньших размеров (см. рис. 6-65). Это единственная часть Европы, где поселения достигали таких размеров: сверхплодородные почвы Ук- раины и Молдавии гарантировали постоянный прирост населения. Многие поселения кукутенской культуры клас-1 сического периода, часть которых была полностью раскопана, состояли из 100-200 домов. В отличие от позднекукутенских городов, где постройки расш-лагались концентрическими кругами, они не имели отчетливой планировки. Дома разных размеров-большие, средние и малые - образовывали отдельные скопления или неправильные ряды. Как можно предположить, в них жили большие семьи родственников, имевшие общих предков-родоначальников. Рассмотрим большой поселок Трушешти, расположенный на севере Молдавии в долине реки Прут (рис. 9-3): в 1950-х гг. он был полностью раскопан Петреску-Дымбовицей. Число его обитателей могло достигать 900 человек. Было раскопано почти сто домов, большая часть которых относится к фазе А2 кукутенской культуры (ок. 4400-4300 гг. до н.э.) и' лишь пять — к фазе В (начало IV тыс. до н.э.). Судя по вскрытым основаниям домов, они стояли группами или рядами по 5—8 штук и были разных размеров — крупные (12—20 м в длину), средние (8-12 м) и небольшие (5-8 м). Крупные постройки никак не отделялись от остальных, четкого различия между ними и строениями средних размеров не существовало, как не было в поселении и выделяющихся центральных построек. Святилища можно опознать по наличию алтарей, больших заалтарных изображений, алтарных стенок (рис. 9-4), а в одном случае — по крупной скульптуре Богини с поднятыми руками, которая была изготовлена из пласта глины и, скорей всего, крепилась к стене святилища (рис. 9-5). Кроме того, в святилищах были обнаружены огромные разукрашенные сосуды, часть из них — с рельефами в виде богинь и с другими примечательными антропоморфными изображениями (см. рис. 9-3: постройки, отмеченные черным цветом). В Трушешти, Хэбэшешти и других поселениях классического периода кукутенской культуры не заметно строений, которые бы указывали на иерархическое положение того или иного «великого мужа». Как можно предположить, крупные постройки были обиталищем основных семейств, а более мелкие —дополнительными помещениями для разрастающихся семей или мужскими домами, что соответствует схеме разрастания самих поселений. Когда на позднем этапе развития кукутенской культуры деревни и города стали строить концентрическими кругами, то разного рода дома по-прежнему располагались смешанными группами. Одно из поселений такого рода - Коломийщина (бассейн Среднего Днепра неподалеку от Киева) - в 1 934-1939 гг. полностью раскопано Т.Пассек (рис. 9-6). Благодаря давности раскопок и наличию выполнен-
Рис. 9-3 Упрощенный план поселений кукутенской культуры в Тру-шешти, долина реки Прут, Северная Молдавия. 4400-4300 гг. 10 н.э.
о и Рис. 9-4 Деталь алтаря (керамика) или уменьшенная копия фасада святилища с круглым входом и двумя антропоморфными фигурами на крыше. Трушешти, СевеероВосточная Румыния (дом № 24), кукутенская культура А2. Ок. 4400-4300 гг. до н.э.; ок. 150 см. Рис. 9-4 Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
Рис. 9-5 Рис. 9-5 Деталь алтаря в виде Богини с воздетыми руками. Трушешти, Северо-Восточная Румыния (дом №27). 4400-4300 гг. до н.э.; размер 73 на 70 см. Рис. 9-6 (а) План и (Ь) реконструкция организованого концентрическими кругами поселения Коломийщина. Дома в нем были маленькие (до 8 м в длину), средние (до 15 м в длину) и большие (до 20-22 м в длину). Начало IVтыс. до н.э.
ной художником предположительной реконструкции Коломийщина неоднократно фигурировала в общих трудах о доисторической Европе в качестве примера поселения эпохи неолита. К сожалению, его внутренняя организация была неверно истолкована, поскольку опиралась на рисунок художника, а не на археологический отчет. Так, к примеру, один исследователь объясняет структуру поселка следующим образом: «Два больших дома в центре - чертог предводителя; небольшие дома, образующие внутреннее кольцо, — жилища его свиты, а внешнее кольцо домов - жилье свободных земледельцев»11. Эта интерпретация была недавно воспроизведена в книге, посвященной развитию европейского общества". Однако, согласно Т.Пассек, поселение состояло из внешнего кольца домов (31 строение) и внутреннего (8 строений). Центральная часть не была застроена — это пространство могло использоваться для проведения обрядов и пиршеств или для содержания скота. Дома отличались друг от друга размерами: десять крупных (16—23 м в длину), тринадцать средних (10—15 м в длину) и пять маленьких однокомнатных (4-8 м в длину). Первые считаются основными родовыми жилищами; их пол состоял из нескольких слоев глиняных кирпичей на. деревянном настиле и в разных комнатах мог быть поднят на разную высоту Обычно в них три—четы-ре комнаты в каждой были печи (см рис 3-66) Все указывает на то Тто люди здесь жили на протяже-нии нескольких поколений чего нельзя сказать о небольших домах. Жилища среднего размера являются копией более крупных, с той разницей, что они проще и полы в них имеют меньшее количество слоев. Что касается небольших домов, то у них однослойный пол и одна печь. Согласно Пассек, небольшие дома внутреннего круга — свидетельства разрастания поселения, когда ветви материнского рода отделялись и обзаводились новыми жилищами. Она считает, что поселение начиналось с внешнего кольца, а затем появилось внутреннее, т.е. что распро-странение шло во внутреннюю часть круга. Что касается двух больших домов внутреннего круга, то там не обнаружено ничего из ряда вон выходящего одна кухонная утварь; нет ни малейшего основания считать, что это были жилища вождей. В них могло жить 20-30 человек, членов одной большой семьи, а общее число обитателей К.оломийЩИНЫ могло со-стЭ-ВлЯТЬ около 500 человек12. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|