|
Юго-Восточная и Центральная Европа (6500-3500 гг. до н.э.): погребения выдающихся женщин и мужчин—торговцев и ремесленниковВVII—VI тыс. до н.э. для неолитических культур ЮгооВосточной Европы сескло, старчево и карано-вобыли характерны захоронения внутри домов: детей, мальчиков и девочек, а также женщин погребали под полом. Это говорит о статусе женщин и их потомства и о том, сколь тесна была их связь с домом. Как уже было отмечено в главе VII, обращает на себя внимание отсутствие мест для погребения взрослых мужчин. Во второй половине VI тыс. до н.э. в некоторых частях Балкан детей хоронили во дворах рядом с домом и на особых выложенных камнями участках (это показали раскопки Обре I, позднестарчевского поселения в Боснии)19. Взрослых захоронений пока не удавалось обнаружить, и их местонахождение остается загадкой. Исключение составляют останки 10 взрослых человек, обнаруженные в нижнем слое поселения культуры винча к востоку от Белграда (ок. 5400-5300 гг. до н.э.): это единственный пример подобного захоронения во всей Восточной и Центральной Европе. Оно представляет собой глубокую яму, закрытую сверху деревянной надстройкой; останки уложены без определенного порядка, восемь принад- "41 лежали мужчинам и двое женщинам. Из 17 погребений эпохи раннего и среднего неолита, обнаруженных в пещерах и стоянках Фран-хти (Пелопоннес), погребальный инвентарь имелся лишь у взрослых женщин. Самая значительная его концентрация — 11 предметов (горшки, орудия из кости и обсидиана) - найдена в могиле, в которой лежали сильно скорченные останки старой женщины21, которая, по-видимому, занимала высокое положение в обществе. Когда приблизительно в 5000 г. до н.э. стали появляться могильники, детей по-прежнему продолжали хоронить под полом дома или во дворе. Что касается взрослых захоронений, то вплоть до конца УTbic. до н.э. они могли быть как в домах, так и в специально выделенных могильниках. Сначала УTbic. до н.э. в могильниках разного размера большей части культурных групп Центральной Европы и Балкан (культуры линейно-ленточной керамики, бутмир, тиса и боян)22 начинают появляться скопления из 5—10 могил. В крупных могильниках, таких как Асод к северу от Будапешта, могилы образуют три группы, приблизительно по 30 в каждой (рис. 9-8). В бассейне Днепра захоронения производились в общих ямах, независимо от возраста и пола, от 2-3 до 8-10 и более покойников в каждой. Эти ямы нередко примыкали друг к другу или образовывали длинный ров (см. рис. 3-79, 3-80), который, возможно, предназначался для захоронения родственников. В еще более крупных могильниках днепро-донецкой культуры удалось обнаружить по два—три ряда таких траншей: не исключено, что покойников распределяли по принадлежности к одному роду. Группировка по 20—"Ю человек также наблю- дается в коллективных захоронениях мегалитических гробнhu Эта закономсоность была характсона дл я всей Древней Европы вплоть до второй половины Iyj -- начала III тыс до н э когда на смchv коллск- тивным приходят индивидуальные захоронения Согласно исследованиям Х.Ульриха, специалиста по физической антропологии, скелеты, захороненные Гимбутас М. Ц мшш зац и я Великой Богини
Рис. 9-9
Ima IX. Струк тура общества
Рис. 9-8 Три группы захоронений -скорей всего, членов одно-города - в могильнике Асод к северу от Будапешта. Культура лендель. Начало Vтысдон.э.
Рис.9-10 Ъ9 ~Л
о 9 d о а * *о*
9» >9* Ч 2 do ■°о 9
Рис. 9-Ю (1) Три группы скелетов и их расположение в погребальной камере гробницы в Нордхаузене. (2) Пространственное соотношение между покойниками в гробнице Нидербеза, район Зондерхаузен Германия Согласно исследованию X. Ульриха, гоуппы приблизительно по 30человек в каждой Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
в камерах гробниц культуры воронковидных кубков (Центральная Германия, группа вальтернинбург второй половины IVтыс. до н.э.), обычно образуют 2-3 группы по 20—30 генетических родственников в каждой23 (рис. 9-9, 9-10). Что касается захоронений, то с этой точки зрения лучше всего изучена центральноевропейская культура линейно-ленточной керамики (ок. 5000 г. до н.э.). На территории Восточной Франции, Голландии, Германии, Польши и Чехословакии было раскопано в общей сложности около 20 могильников24. Они располагались в 100-500 м от поселений и включали в себя как трупоположения, так и сожжения. Количество захоронений в одном могильнике может варьироваться от 20 до более чем 200. Самые крупные: Эльсло в Лимбурге (Голландия) - ПЗингумаций и кремаций; район Альцей-Вормс (Западная Германия) - 85 ингумаций; Айтерхофен в Баварии — 160 могил со скелетами и 69 кремаций; Нитра (Словакия) - 72 ингумаций. В некоторых могильниках захоронения явньгм образом сгруппированы: к примеру, в Нитре было идентифицировано 10 групп по 5—10 могил в каждой25. Другой пример — Айтерхофен, где 160 могил со скелетами образуют несколько roупn которые принято рассматривать как семейные или родственные погребения26. Что касается кремаций то в данном случае они расположе-ны полукружиями в одной части могильника. Кро-ме того в некоторых могильниках заметна тенден-IIи я к однополым захо d онениям когд а рядом погребают двух—трех мужчин или женщин Но ни-где не просматривается наличие пространственной иерархии выделения особого места для бедных или богатых могил. Любопытные результаты были получены при изучении погребального инвентаря. Он встречается не более чем в 30% захоронений. В него могут входить один — два сосуда, бусины из раковин спондилус, браслеты или каменные орудия — каменные тесла («тесла в виде башмачной колодки»), скребки, наконечники стрел, зернотерки или палетки для смешения красок. Изучение соотношения между полом покойника и погребальным инвентарем показало, что в большинстве могильников мужские захоронения содержат каменные тесла и украшения из раковин спондилус, реже — кремневые скребки и наконечники стрел. В ряде могильников каменные тесла есть примерно в 20% захоронений: могилы эти, как правило, располагаются парами или по три. В дунайской части Баварии основным элементом мужского погребального инвентаря были не тесла, а украшения из раковин спондилус Все это говорит об уважении которым были окружены искуснейшие мастера в особенности те кто работали по дереву и строили дома а также торговцы раковинами спондилус В Нитре было замечено что кремневые инструменты для обработки дерева чаще всего встре- чаются в могилах немолодых мужчин27, которые, возможно, были лучшими в домостроительном ремесле. Но далеко не везде можно наблюдать обособление мужского и женского погребального инвентаря. К примеру, зернотерки бывают не только в женских, но и в мужских могилах, каменные тесла -в женских или же и в тех, и в других. Как правило, для женских захоронений характерна расписная керамика, охра, зернотерки, палетки, украшения и разнообразные предметы символической значимости. Наличие в мужских захоронениях украшений из раковин спондилус, по всей видимости, указывает на то, что покойный участвовал в торговом распространении этих раковин, и символически подчеркивает уважение к этому занятию. В могильнике Риксхайм (Восточная Франция) украшения безусловно превалируют в женских могилах, где в четырех из пяти случаев имеются либо ожерелья, браслеты и кольца, либо головные уборы28. Могилы пожилых женщин удостаивались символически значимого инвентаря, в качестве которого нередко выступали богато украшенные сосуды. Примером тому может служить захоронение 50-60-летней женщины из могильника Самборжец (Польша), у которой в правой руке, в непосредственной близости от лица, был горшок, до краев заполненный красной охрой29. В заключение можно сказать, что изучение погребального инвентаря могильников культуры линейно-ленточной керамики позволяет говорить о существовании двух основных категорий захоронений: с одной стороны, могил мужчин-ремесленников и купцов, с другой — женщин, игравших значительную роль в религиозной жизни. Судя по имеющимся материалам, статус некоторых мужчин был достаточно высок, однако ничто не указывает на их принадлежность к власти, меж тем как некоторые пожилые женщины были окружены особым почетом. Нет ни одного мужского захоронения, в котором бы имелись естественные для правящей аристократии признаки высокого ранга. Напротив, максимальное общественное уважение выпадало на долю старух, великих родоначальниц. Похожие обычаи были и у других культурных групп. Так, в могильниках культуры лендель мужские захоронения снабжены каменными топорами и топорами-молотами из оленьего рога, а женские -значительным количеством браслетов из раковин спондилус или из кости, ожерельями из клыков животных, бусинами из раковин спондилус и из меди, набедренными повязками из раковин денталиум и каменных бусин. В могильнике Асод наиболее примечательно захоронение девочки-подростка, в котором была найдена большая глиняная модель святилища, увенчанного головой птицы и стоящего на человеческой ноге30 (см. рис. 3-39). По всей видимости, девочка имела какое-то отношение к основ-
Глава IX. Структура общес тва
Рис. 9-11 Скопления захоронений у трапециевидного дома в поселении Бжесць-Куявски, Куявия, Западная Польша, площадка № 4, дом № 56, культура лендель, ок. 4300 г. дон.э. (а) Женщина приблизительно 45 лет. (Ь) Четыре женщины в возрасте 1) 56---- 60 лет, 2) 50-55 лет 3) 65-70 лет 4) 45—50 лет и мужчи и 50-55 лет (сl Женшиня . м ) тип* женщина и мужчина) и муж- Рис. 9-11 © Рис.9-12А Рис. 9-12А Мужское и женское захоронения в Бжесць-Куявском (группа С), дом № 56, ок. 4000 г. до н.э. (1) Мужское захоронение с топором из оленьего рога. (2) Женское захоронение с наручными браслетами из кости с резным зигзагообразным узором бшжение) набедренной по- вязкой из ракушечных бтеин в области шеи и груди. Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бог ат
Рис. 9-12В
Рис. 9-12В Захоронение матери и дочери с удивительно богатым погребальным инвентарем: несколькими наручными браслетами из кости, набедренными повязками из импортированных раковин, диадемой из меди (могила дочери) и раковин (могила матери), медными и каменными серьгами. Круша-Замкова, Западная Польша, культура лендель. Ок. 4400-4300 гг. до н.э. ному роду и к святилищу. Как в этом, так и в других могильниках культуры лендель для женских захоронений часто свойственен большой набор сосудов с росписью из спиралей и меандров. Исследованные И.Залай-Гаалом захоронения из могильников культуры лендель Морадь-Тюзкёдомб и Зенгёварконь (Западная Венгрия) показали, что в женских захоронениях больше всего сосудов и что самые богатые украшения и предметы символического значения характерны для могил девочек и младенцев женского пола. Захоронения мальчиков более бедны, а взрослых и пожилых мужчин редко имеют что-либо, помимо одного или нескольких орудий. Важное значение девочек объясняется их наследственно высоким статусом в системе матрилинейно-го общества31. Об этом говорит и серогенетический анализ, проведенный в 1986 г. И.Ленделем. Сходные наборы погребального инвентаря были обнаружены в захоронениях состоявших в кровном родстве женщин и детей, а анализ групп крови показал, что для этого сообщества был характерен высокий процент эндогамии (внутриродовых браков)32. Мужчины же не состояли в родстве; у их захоронений иногда встречаются не свойственные другим черты: возможно, они были захоронены в соответствии с обычаям и их родных мест. В Бжесць-Куявском (Западная Польша), поселении культуры лендель конца Утыс. до н.э., вокруг трапециевидных домов были найдены погребения людей довольно преклонного возраста33. Рядом с одним из таких домов обнаружены скопления ямных погребений (рис. 9-11); лежащие в них части скелета прекрасно сохранились, что дало возможность провести антропологический анализ. Первой к вое- bona IX. Структура общес тва
тоkv от дома была похоронена женщина лет 40—45 (рис. 9-11.а) с медными бусинами на голове. К западу от дома было похоронено 5 человек, четыре жен-шины и один мужчина, все в преклонных годах (от 50до 70 лет). Самой старшей женщине - 65-70 лет, мужчине- 50-55лет (рис. 9-11.Ь). Погребальный инвентарь женских могил состоял из медных бусин, ожерелья из клыков животных, пояса из ракушечных бусин и сосуда; в могиле мужчины его просто не было. На некотором расстоянии от дома расположеныещедве группы захоронений (рис. 9-11.с, а). В одной из них было захоронение женщины и немолодого мужчины (9-11 с) рядом с последним лежал топор-молот из оленьего рога, а останки женщины лет 30-35 были усыпаны бусинами Кроме того на ней были той наручных костяных браслета с тонким геометрическимузором и набедренная повязка из шкушечных бусин (рис 9-12А 9-12В) То что эти гауппы могил располагались в непосредственной близости от дома может говорить об уважении к старости В могилы,пожилых женшин бывших главами семей клшти украшения что указывало на их почетное'положение и[вь^окий статус вадовой сис- В Северо-Восточной Венгрии половая дихотомия погребального инвентаря изучена на примере могильника Башатанья, который расположен между рекой Тиса и городом Польгар: раскопки здесь были проведены И.Богнар-Кутзян, а их материалы в 1983 г. были использованы С.Скомаль, а в 1989 г. - М.Майзен-иймер3'1. Этот могильник относится к тисапольгар-ской фазе и состоит из 57 захоронений; за ним следует могильник бодрогкерестурской фазы с 87 захоронениями. Его местоположение давало прямой доступ ккарпатским источникам обсидиана, кремня и меди. Однако нуклеусы кремня и обсидиана обнаружены только в мужских захоронениях: возможно, именно мужчины занимались производством и торговлей обсидиановыми и кремневыми орудиями. Чего нельзя сказать относительно торговли медью, поскольку медные браслеты Фигурируют и в мужских и в женских захоронениях а медные кольца бусины и слитки -только в женских Изучение материалов из могильника Башатанья убедительно показало что производство и украшение керамики было женским делом поскольку гялькэ. для лощения пиняных изделий! КПЯСЯШИе мЯТЕрИЯЛЫ и камеННЫЁ ПЗЛЁТКИ ВСТПЕЧЭЮТ- ся исключительно в женских могилах. В той части могильника, что относится к ранней гасспольгарской фазе, в пяти мужских могилах найдено более одного орудия. Помимо нуклеусов кремня или обсидиана и кремневого резца, в нескольких захоронениях был также топор из камня или оленьего рога, тесло, булава и наконечник стрелы. Как и вдругих районах, богатство мужских захоронений, по-видимому, является свидетельством успехов в ремеслах, охоте и торговле. Отличие женских мо- гил — в большом количестве утвари и ритуальных предметов. Самой примечательной является могила № 4, в которой похоронена молодая девушка с медным наручным браслетом, черепом козы и нижней челюстью свиньи. Не исключено, что, как и в аналогичных могильниках культуры лендель, эта девушка могла принадлежать к той линии матрили-нейного рода, которая считалась наиболее важной, - скажем, к жреческой династии. Эту закономерность можно наблюдать и в ряде других культурных групп, чьи могильники нам известны. В захоронениях девочек-подростков чаще всего присутствует большое количество украшений, или их погребальный инвентарь включает в себя предметы исключительной ритуальной ценности. Так, в бухарестском могильнике Черника (уже упоминавшемся в главе III) из 362 могил богаче всего та, что принадлежит девушке лет шестнадцати. Она была погребена с восемью наручными браслетами на одной руке и еще двумя на другой, костяным кольцом на левой руке и большим количеством ракушечных бусин. В Выхватинском могильнике (Молдавия) позднекукутенской культуры имеются два исключительных захоронения девочек 9 — 10 лет каждое из которых занимает центральную часть в своей половине могильника. В них найдено 5 изумительных сOCVJLOB раKVIUечHbIC бусинbl ГЮЯСЛИце (только в одной из них) и даже три столбообразные статуэтки изображения Богини смерти и возрождения Ни в каком другом захоронении этого могильника нет такого количества статуэток35. Почитание женщины также хорошо видно на примере захоронений культуры воронковидных кубков. Здесь над одной-единственной женской могилой мог быть возведен длинный курган огромных размеров. В Сарново (Куявия, Западная Польша) треугольная насыпь длиной в 30 м покрывает центральную могильную яму, в которой обнаружены кости женщины лет семидесяти. Она была похоронена в деревянном гробу; под ее скелетом —тонкий слой известняковой пыли. Над могилой были найдены следы прямоугольной постройки из деревянных брусьев площадью 300 на 240 м. По всей видимости это было строение сакрального характера в котором происходили какие-то ритуалы. В могиле и вокруг нее разбросано большое количество горшечных черепков (рис. 9-13); кроме того, среди заполнявших ее предметов найдены глиняная ЛОжка и острие из оленьего рога36. Мы не можем с полной уверенностью утверждать, что все огромные треугольные/трапециевидные курганы были возведены в честь уважаемых женщин, поскольку во многих случаях в первичных захоронениях, над которыми их насыпали, не сохранилось останков. Однако это весьма вероятно, если принимать во внимание, что в древнеевропейском обществе женские погребения имели особый статус. В не- Гимбутас М. Ци ишпиации Ве .нтш Бо гш
Рис. 9-13
50*
_1
Рис. 9-13 Длинный курган (№ 9) в Сарно-во, район Влоцлавека, Польша. Возведен над захоронением женщины примерно 70 лет: она похоронена в центральной мо-гильной яме, над которой возведено деревянное строение (см. правый рисунок). Длина кургана 30 м. Ранний этап культуры воронковидных кубков. 1.'.,..i; а ', X 'тпумт-ри а ошетта
)- A. м la J- J-le ia ь- которых из этих гигантских могил культуры ворон-ковидных кубков есть дополнительные захоронения разрозненных (но принадлежавших одному индивидууму) костей, которые размещались за первой могилой. Остеологическое исследование показало, что в подобных случаях длинные кости были разбиты или расколоты вплоть до костного мозга37. Можно предположить, что это - вторичные захоронения уже полностью очищенных от тканей и костного мозга костей (но отнюдь не свидетельство существования каннибализма, как первоначально предполагали археологи). Старая женщина, чей прах был почтен возведением треугольного кургана, могла быть правительницей-жрицей или же считалась прародительницей клана, Великой Матерью. В отличие от индоевропейских, древнеевропей-ские могильники не позволяют делить могилы на богатые и бедные, поскольку их погребальный инвентарь не имеет отношения к личной состоятельности, но символически обозначает либо некоторые религиозные представления, либо личные качества. Погребения с большим и с меньшим количеством погребального инвентаря располагаются вперемежку и не имеют ощутимых отличий от прочих захоронений. Те же типы символических предметов и предметов торговли, какие мы видим в захоронениях, присстствуют и в кладах которые находят в святи-лищахили под жилищами, порой в удивительно украшенных сосудах. Целый ряд храмовых кладов состоит из никогда не использовавшихся топоров из icienoro камня черного камня мрамора глины или янтаря. Их присутствие имело символическое значение, и они отнюдь не считались орудиями, кото-рые можно будет использовать в потусторонней жизни. Скорее, их помещали в женские и мужские мо-гилы в качестве символов регенерации поскольку их треугольная форма ассоциировалась с жизнерод-ной вульвой Богини38 На символическое значение листа в западноевропейском неолите указывает тот diatiT что его изобпэжения выречзли на менгирах и стенах гробниц Любопытно отметить что в захоронениях и в кладах было найдено больше топоров, не-Кбщ в самих поселениях Finе оггна хяпяктерная чеп— таЛоевнейЕвропы веежи™ шетемшений, нежелиГГмоТилах КаГз^етил Лж К Чэпмен если брать погребальныйi инвентарь дельно отнаходок из ж^Ттоможиаподшл^ Гпепе л нам и^ве^мГбелнгТсообшесТво со слабой жппативноГттлГГией тГ^ьГпогпеПий могут 1тятГиста1и7камТЯ- Заключение Материалы из могильников Центральной и Восточной Европы V тыс. до н.э. свидетельствуют о существовании в это время родовых общин. Захоронения, как правило, располагались рядами или группами по 20—35 человек, что могло отражать систему родства. Наибольших почестей в древнеевропейском обществе были удостоены пожилые женщины — вероятно, родоначальницы или правительницы, - а также девушки, которые, скорей всего, были членами основной династии или жрицами. В их погребениях нет нагромождений личного имущества, там собраны предметы символического характера и, порой поразительного мастерства Кроме того в знак уважения над женскими погребениями воздвигали гигантские курганы и священные постройки. Девочек и младенцев женского пола в могилу сопровождали ритуальные предметы которых не бывает в других захоронениях Изучение групп крови говорит о том что данное общество имело выраженный эндогамный характер поэтому не исключено что эти девочки были наследницами по женской линии какИХ-ТО важных родов ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|