|
Абстрактные знаки - символы, от которых произошли письменаБыли ли эти надписи изначально только графическими, состоящими из линий и их различных комбинаций, или же они - результат эволюции уже существовавших и наделенных религиозной значимостью знаков? Последнее, как мне кажется, ближе к истине, поэтому показательно будет обратиться к символическим обозначениям, имевшим хождение до появления письма. Самостоятельные абстрактные - не пиктографические - обозначения, такие как «V», «X» и «Y», возникли в эпоху верхнего палеолита. Их вырезали на камнях, на костях, на оленьих рогах, и в таком виде многие из них просуществовали весь мезолит вплоть до раннего неолита. В Древней Европе и в Анатолии их можно регулярно видеть на керамических изделиях: они бывают удвоены, утроены, умножены, перевернуты, противопоставлены, соположены с меандрами и параллельными линиями. Существование некоторых знаков идет от верхнепалеолитических культур граветт и мадлен вплоть до неолита, медного века и даже раннего европейского и анатолийского бронзового века, что в общей сложности составляет около 15 тысяч лет. Превосходным примером тому является знак«V», который происходит от обозначения вульвы или лобкового треугольника, одного из древнейших символов во всем доисторическом искусстве. Если сравнить надписи на верхнепалеолитических статуэтках из Мезина (рис. 8-13) и те, что есть на статуэтках культуры винча V тыс. до н.э. (рис. 8-14), то нельзя не отметить их удивительное внешнее сходство. Поскольку их контекст всегда гомологичен, это говорит об их центральной роли в символической системе, связанной с некоторыми проявлениями Богини. Так, если взять знак «V», то он может быть вырезан на статуэтке один раз или повторен несколько раз. Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Богиш
Рис.8-13 Рис. 8-13 Верхнепалеолитические статуэтки из слоновой кости в виде антропоморфных водоплавающих птиц. На них вырезаны знаки «V», шевроны (множественные знаки «V» и «X») и двойные линии. Мезин, бассейн Верхней Десны, Украина. Ок. 17000-14000 гг. до н.э.; высота (1)30 см, (2) 7,2 см.
Рис.8-14 Рис. 8-14 Статуэтки культуры винча со знаками «X», «V» и меандрами. (1) Статуэтка в маске и с крыльями из Турдаша, Клуж, Западна! Румыния, ок. 5200 г. до н.э. (2) Дискообразная статуэтка с клювом (Богиня-птица) и обрубками вместо рук (или крыльев). Ва плоская поверхность покрыта символами. Большой знак «X» делит ее на 4 части: в верхней, пониже шеи, - шеврон, в осталь ныхтрех - концы меандров. Плечи украшены параллельными линиями. Винча. Ок. 5000 г. до н.э.. высота (1) 9 см,,2) 12 см,
Ima VIII. Священные знаки- письмена
Рис. 8-15
Рис. 8-15 Корпус этой статуэтки поделен на четыре секции, в каждой — узор из множественных переплетающихся шевронов различных пропорций и ориентации. Го-молава, средний период культуры винча. Начало Утыс. до н.э.; высота 8,5 см.
Рис. 8-16 Зооморфный сосуд для приношений с картушем, в который заключены шевроны, единичные знаки «V» и ромбы (составленные из двух знаков «V»), Тройные шевроны также повторяются на шее каждого животного (стилизованных баранов). Культура винча, Приштина, Южная Югославия. Ок. 5300-5000 гг. до н. э.; высота 6,7 см. Рис. 8-17 Разбитый на секции символический узор из меандров, спиралей и сетчатого рисунка покрывает поверхность сосуда из ВэлэстрыП, Юго-Западная Румыния. Ок. 5200-5000 гг. юн. э. Нарезной орнамент с белой инкрустацией, серый фон; высота 55 см. Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо т
Часто он бывает утроен или умножен до бесконечности, образуя многослойный шеврон. Варьируются и размеры знаков «V» и шевронов. На некоторых статуэтках, как и на сосудах, знак «X», простые и соединенные друг с другом шевроны появляются в виде отдельных вставок (рис. 8-15). Одинарными и множественными знаками «V» и шевронами бывают украшены изображения Богини-птицы - как детализированные, так и схематические, — и связанные с ее культом предметы: орнитоморфные сосуды и статуэтки баранов, миниатюрные столы или вместилища для приношений (рис. 8-16). Знак «V» или шеврон обычно соседствует с несколькими (двумя, тремя четырьмя или более) параллельными линиями Меандры также бывают одинарными или множественными кроме того они фигурируют на вставках которые перемежаются другими вставками с изобра-жениями спиралей или змей (рис. 8-17). Изучая многообразие встречающихся на статуэтках символов, можно сделать несколько наблюдений. К примеру, знаки, окружающие изображения Богини-птицы («V» и шевроны в сочетании с «X»), служат ее идентификации, меж тем как знак «V» в сочетании с меандрами, зигзагами или параллельными линиями подчеркивает ее тесную связь с водной сферой, источником жизни, и напоминает о ее функции дарительницы влаги и живительных вод. Не исключено, что удвоение и умножение знаков имело заклинательный или магический смысл. Но в любом случае существование комбинаций из двух знаков — к примеру, «V» и ни, которые образуют знак ~<£У^ — свидетельствует о выстраивании более сложного значения, что является необходимым условием развития любого формализованного письма. Такое соположение выходит за рамки простых магических повторов, становясь абстракцией, приспособленной для выражения тончайших различий. Именно поэтому я полагаю, что древнеевропейская знаковая система стала письмом благодаря широкому использованию древнейших символов. А некоторые из этих символов могли иметь фонетическое выражение задолго до VI тыс. до н.э. О том, что абстрактные знаки — это нечто большее, нежели обычные орнаментальные узоры, красноречивей всего говорят выемчатые или резные мотивы на глиняных печатях, штампы на сосудах, рисованные или резные символы на статуэтках, а также знаки, образующие полосы и круги и появляющиеся на прямоугольных полях керамических изделий. Начиная с VII—VI тыс. до н.э. печати с ручками и с изображением общепринятых знаков использовались для маркировки керамики и, возможно, других культовых предметов из менее стойких материалов. Оставляемый этими каменными или глиняными печатями рисунок состоял из следующих знаков: единичных и множественных шевронов, знаков «X» со знаком «V» между перекрестий, зигзагов, знаков «М» и «N», вихреобразных росчерков, обычных заполненных крестов, концентрических кругов квадратов, треугольников с точкой, параллельны: двойных и тройных линий, трех линий, соедини ных горизонтальной перемычкой, кистей, четыр(и более линий, иногда соединенных перемычко (рис. 8-18). Кроме того, на них встречаются меащ ры, свернувшиеся змеи, одинарные и двойные cm ради, сетчатый и шахматный рисунок, а также pi сунок змеиной кожи (точечные полосы с рисунко из соединенных друг с другом ромбов). Когда око; 5000 г. до н.э. появились цилиндрические печати, г них по-прежнему вырезали только отдельные ст волы (рис. 8-19). Однако на цилиндрических печ; тях середины Vтыс. до н.э. из Ситагроя (Макеж ния) помимо отдельных символов можно виде группы знаков «V», Б-образных спиралей и ти] (рис. 8-20). Самые ранние печати с ручками, на которых вь резано более одного знака, датируются первой no.ii виной VI тыс. до н.э. и принадлежат культурам ста] чево (кёрёш) и караново (рис. 8-21). К сходными; блюдениям приводит изучение печатей из Хаджила] (Центральная Анатолия): комбинирование знак(представляет собой начальную фазу развития пис: ма. В Древней Европе его настоящий взрыв при» дится на конец VI тыс. до н.э. Иными словами, KJiai сификация здесь такова: ок. 6000-5300 гг. до н.э. ранний период; ок. 5300-4000 гг. до н.э. - пери< высшего подъема. Заметим, что последний не слел; ет считать «предписьменностью», поскольку это бш полноценное письмо особого рода. Следы письма Древнеевропейское письмо прекратило существ вание приблизительно в 4300-4000 гг. до н.э., од» временно с распадом караново, винча и других кул турных групп Древней Европы, который последов; за наступлением из южнорусских степей всаднико скотоводов, носителей, как можно предположит индоевропейского языка. Однако оно сохранило^ Эгейском регионе, поскольку там, в отличие от Д найских областей, древнеевропейская цивилизащ продолжала существовать еще два тысячелетия. I удивительно, что есть определенное сходство меж, древнеевропейскими письменами и эгейской, mi нойской и критской письменностью раннего 6poi зового века. Более загадочными представляют! аналогии между древнеевропейскими знаками критской иероглификой и линейным письмом III—II тыс. до н.э. Их наличие заставляет предпол жить что сложившееся за четыре тысячелетия до го явления на Крите минойской иероглифики и лине ного письма А древнеевропейское письмо когда-использовалось жителями этого острова kotode говорили на неиндоевропейском языке. 1лша VIII. Священ н ые е наки-п и сьмена Рис. 8-18
- i
rt---------- I III I I'"
^^щ^( \^
Рис. 8-18 Печати с символическими знаками, ок. 6000-5500 гг. до н.э. (1-3) Сескло, Греция; (4) Анза II, культура старчево, Центральная Македония; (5, 6) Неа-Никомедия, поселение культуры сескло в Северной Греции; (7, 8) Чавдар, поселение культуры караново к востоку от Софии, Болгария; (9,10) Копанч и Котачпарт, поселения культуры старчево (кёрёш), Юго-Восточная Венгрия; (11) Пирасос, Фессалия, поселение культуры сескло; (12) Петрены, Северо-Восточная Румыния, поселение культуры старчево; (13, 14) Цани и Нессо-нис культчиа сескло Фессалия Греция Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини Рис. 8-19
Рис. 8-20.1
т VIII. Священные знаки-пись мена
Рис. 8-19 Цилиндрические печати с символами - меандрами, противопоставленными спиралям, зигзагами и точками. Малик Па, Албания. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.; высота ок. 5 см. Рис.8-21
Рис. 8-20 Цилиндрические глиняные печати из Ситагроя, равнина Драмы, Македония, Северо-Вос-ная Греция. Поверхность пеки поделена на две части (см. развертку). На той, что слева, -довольно небрежный нарезной узор из знаков «V», образующих Х-образный мотив. Между ними проведено несколько дополнительных линий, а каждый конец помечен знаком «X». На той, что справа, - знаки «8» и т, а также знаки «V» по краям и на обоих концах. Ситагрой И. 5200-46OO гг. до н.э.; длина (1)3,8 см, (2) 3,9 см.
Рис. 8-21 Глиняные печати с ручками, на которых вырезано более одного знака, появляются в первой половине VI тыс. до н. э. в культурах старчево (кёрёш) и караново. На тех, что представлены здесь, можно видеть знаки «V», «X», зигзаги, прямые линии и точки. (1) Копанч; (2) Котачпарт, поселения культуры кёрёш в Юго-Восточной Венгрии, ок. 5600-5400 гг. до н.э. (3,4) Азмак I, Стара-Загора, культура караново I, ок. 5800 г. до н.э. Масштаб 1:1. Критская иероглифика имела сакральное значение и была связана с ритуальными церемониями, тем самым напрямую продолжая традиции древнеевропейского письма. Более развитое линейное письмо А также ассоциировалось с религиозными практиками, но не исключительно с ритуальными церемониями. Весомым аргументом в пользу того, что в его основе лежит древнеевропейское письмо, может служить сравнительный анализ полного перечня знаков, используемых этими письменными системами. Согласно исследованию Х.Хаарманна (1990), между ними обнаруживается не меньше 50 параллелей (рис. 8-22)3. Кипро-минойская письменность датируется серединой И тыс. до н.э., кипрское классическое письмо - VII—II вв. до н.э. Хотя кипро-минойский шрифт родственен линейному письму А, он, скорей всего, восходит к какому-то другому, более архаическому и общему для них праязыку. Как и линейное письмо А, его до сих пор не удается расшифровать, меж тем как это удалось сделать в случае классического кипрского письма, которое было расшифровано в 1870 г. с помощью двуязычных надписей на кипрском и финикийском. Этот алфавит использовался для записей на греческом Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богини
и этеокипрском языке, последний из которых пока не удалось идентифицировать - судя по всему, он относится к тому же семейству, что минойский идревнеевропейский. В классическом кипрском каждый знак соответствует целому слогу, а не отдельной букве: это либо сочетание согласной и гласной, либо одна гласная. Подобная система не слишком удобна для записи греческого, из чего можно заключить, что она была заимствована из более раннего древнеевропейского языка, а затем адаптирована к его нуждам. Напоследок из чистого любопытства сравним знаки классического кипрского и древнеевропейского алфавита. Отметим сгруппи-рованные вместе обозначения слогов та, те, mi, ти, sa, se, si, so, ra, re, ri, ro, ta, te, //', to, tu, pa, pe, pi и аналогичные им древнеевропей-ские знаки, собранные в соседней графе. Их сходство может говорить о том, что древнеевропейское письмо также было силлабическим и являлось дальним родственником кипрского. В рамках одного семейства языков фонетические эквиваленты способны оставаться неизменными на протяжении многих тысячелетий; в данном случае этот срок мог превышать пять тысяч лет. Заключение Древнеевропейский алфавит был общеупотребительным приблизительно в 5300-4300 гг. до н.э. и представлял собой разновидность священного «письма», которое можно видеть на культовых предметах — статуэтках, тронах, моделях святилищ, вместилищах для приношений, алтарях, сосудах для возлияний, моделях священных хлебов, подвесках, табличках и пряслицах. Он предназначался для сообщения между людьми и божествами и не имел ничего общего с коммерческим и административным письмом Месопотамии или микенским линей-ным письмом Б. Его развитие Рис. 8 -22
Рис. 8-22 Древнеевропейские «письменные» знаки и критское линейное письмо А (см.: Нааrmann 1990). Рис. 8-23 Удивительное формальное сходство классического кипрского алфавита и ] древнеевропейских «пись-1 менных» знаков.
[лава а III. Священ н ые е наки-п и сьмена
Классический Древнеевропейсхие- алфавит знаки Классический КШфСКИЙ алфавит Древнее вропсйские «письменные» знаки Классический кипрский алфавит Древнеевропейские «письменные» знаки
и V «|JLi so *& -)*■ " ОС L /-\ ■ h I /fv • F V м. Ф T n X h t *
" ^
Т 15! сэ 1X1 v\ К < VI
X X GC I >'< Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Боги т
пришлось на эпоху неолита и было вызвано широким хождением разнообразных символических знаков, частично очень древних и, возможно, обладавших фонетическими эквивалентами. Около 6000-5300 гг. до н.э. появились первые комплексные сочетания символов и дополнявших их линейных знаков. Как можно предположить, иероглифические линейные знаки вошли в древнеевропейское письмо в качестве фонетических эквивалентов, из которых можно было вывести другие фонетические эквиваленты, будь то слоги или слова. Последнее достигалось путем модификации первоначальных знаков к которым добавляли прямые или кривые линии и точки удваивали их переворачивали сли- вали вместе, что в итоге и привело к созданию слож- j ного алфавита, который, без учета вариаций, состоял приблизительно из 30 основных знаков и более | 100 модифицированных. Судя по всему, с конца VI тыс. до н.э. отдельные символы и составные знаки образовали морфемо- i графический (логосиллабический) алфавит, исполь- 1 зовавшийся культурными группами винча, тиса, ка- j раново и многими другими по всей Древней Европе. I Исчезновение этого письма в конце Утыс. до н.э. совпадает с началом индоевропеизации Центральной i Европы. Его ответвления еще на протяжении нескольких тысячелетий продолжали существовать щ Крите и на Кипре. Глава IX Структура общества * «
Древнейшие из мировых цивилизаций -китайская, тибетская, египетская, ближневосточная и европейская — были, насколько можно судить, матриархальными «цивилизациями Великой Богини». Поскольку развитие земледелия являлось заслугой женщин, неолит предоставил оптимальные условия для сохранения унаследованной от палеолита мат-рилинейной и эндогамной системы. Именно в раннеземледельческий период влияние женщин на хозяйство, искусства, ремесла и социальные функции общества было особенно высоко. По-прежнему продолжали существовать материнские кланы и связанные с ними принципы коллективизма. Во всей Древней Европе нет признаков присутствия где-либо патриархального института вождей индоевропейского типа. Не найдено ни царских гробниц, ни жилищ-мегаронов на укрепленных возвышенностях. Погребальные обряды и расположение поселений соответствуют матрилинейным структурам, а распределение погребального инвентаря говорит об экономическом эгалитаризме. Первоначальные исследования общественных структур древнего мира, к которым относятся работы Й.-Я.Бахофена (1815-1887) и Р.Бриффо (1873— 1948), были построены на изучении древних исторических записей, археологии, мифов, а также этнографических параллелей1. Эти ученые пришли к выводу, что древнеевропейское общество было матрилинейным (наследование шло по женской линии) и матриархальным. В XX в. нет исследования более широкого междисциплинарного охвата, нежели.Доисторическая Эгея: исследования древнегреческого общества» (1949) Дж.Томсона2. Современные работы, как правило, сосредоточены на изучении того или иного географического региона, в основном Западной3 или Центральной Европы4. Серьезным и в какой-то мере непреодолимым препятствием на пути изучения древних сообществ является подсознательная уверенность в том, что на самом деле они были похожи на наше общество. Еще в 1859 г. Бахофен предупреждал, что «ученый должен обладать способностью отказаться от представлений своего времени и перенестись в самую сердцевину совершенно иного мира мысли»5, однако сложней всего бывает признать само существование «иного мира». Другая сложность связана с термином «матриархат», который в антропологической литературе XX в. часто используется в качестве зеркальной реплики патриархата или андрократии для обозначения иерархической структуры, в которой власть насильственно захвачена не мужчинами, а женщинами. Однако все это бесконечно далеко от истинной Древней Европы Ни в ней ни во всем древнем мире не найти системы женской,автократии которая подразумевала бы соответствующую меру подавления мужчин Напротив мы видим общественное устройство в котором оба пола были в более или менее равном жении: этот тип общества можно было бы линией (tffivlanvH Этот термин приняплежит Р^йслер (первый слог заимствован из словаТ,Упе»/«жeнщи на» часть второго - из «andros»/«MV^HHa» а соединяющая их буква «л» - из «Ive п»/«разрешать» или «^/«освобождать») Гилания полоазумеваетоавно
*
Гимбутас М. Цивилиза ция В ыш кой Бо ат
Материалы поселений В этом разделе использованы данные из Юго-Восточной и Центральной Европы, поскольку именно там получены более полные материалы по структуре поселений и жилищ, нежели в прочих частях Европы. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|