Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Абстрактные знаки - символы, от которых произошли письмена





Были ли эти надписи изначально только графи­ческими, состоящими из линий и их различных ком­бинаций, или же они - результат эволюции уже су­ществовавших и наделенных религиозной значимо­стью знаков? Последнее, как мне кажется, ближе к истине, поэтому показательно будет обратиться к символическим обозначениям, имевшим хождение до появления письма.

Самостоятельные абстрактные - не пиктографи­ческие - обозначения, такие как «V», «X» и «Y», воз­никли в эпоху верхнего палеолита. Их вырезали на камнях, на костях, на оленьих рогах, и в таком виде многие из них просуществовали весь мезолит вплоть до раннего неолита. В Древней Европе и в Анатолии их можно регулярно видеть на керамических издели­ях: они бывают удвоены, утроены, умножены, пере­вернуты, противопоставлены, соположены с меанд­рами и параллельными линиями.

Существование некоторых знаков идет от верхне­палеолитических культур граветт и мадлен вплоть до неолита, медного века и даже раннего европейского и анатолийского бронзового века, что в общей слож­ности составляет около 15 тысяч лет. Превосходным примером тому является знак«V», который происхо­дит от обозначения вульвы или лобкового тре­угольника, одного из древнейших символов во всем доисторическом искусстве. Если сравнить надписи на верхнепалеолитических статуэтках из Мезина (рис. 8-13) и те, что есть на статуэтках культуры винча V тыс. до н.э. (рис. 8-14), то нельзя не отметить их удиви­тельное внешнее сходство. Поскольку их контекст всегда гомологичен, это говорит об их центральной роли в символической системе, связанной с некото­рыми проявлениями Богини.

Так, если взять знак «V», то он может быть выре­зан на статуэтке один раз или повторен несколько раз.



Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Богиш


 




Рис.8-13


Рис. 8-13 Верхнепалеолитические стату­этки из слоновой кости в виде антропоморфных водоплаваю­щих птиц. На них вырезаны знаки «V», шевроны (множест­венные знаки «V» и «X») и двой­ные линии. Мезин, бассейн Верхней Десны, Украина. Ок. 17000-14000 гг. до н.э.; высота (1)30 см, (2) 7,2 см.

 


Рис.8-14


Рис. 8-14 Статуэтки культуры винча со знаками «X», «V» и меандрами. (1) Статуэтка в маске и с крыльями из Турдаша, Клуж, Западна! Румыния, ок. 5200 г. до н.э. (2) Дискообразная статуэтка с клювом (Богиня-птица) и обрубками вместо рук (или крыльев). Ва плоская поверхность покрыта символами. Большой знак «X» делит ее на 4 части: в верхней, пониже шеи, - шеврон, в осталь ныхтрех - концы меандров. Плечи украшены параллельными линиями. Винча. Ок. 5000 г. до н.э.. высота (1) 9 см,,2) 12 см,

 


Ima VIII. Священные знаки- письмена



 


Рис. 8-15


 

Рис. 8-17

Рис. 8-15 Корпус этой статуэтки поделен на четыре секции, в каждой — узор из множественных переплетающихся шевронов различных пропорций и ориентации. Го-молава, средний период культуры винча. Начало Утыс. до н.э.; высота 8,5 см.



n^iiiyiNV'Mr

Рис. 8-16

Зооморфный сосуд для приношений с карту­шем, в который заключены шевроны, единич­ные знаки «V» и ромбы (составленные из двух знаков «V»), Тройные шевроны также повто­ряются на шее каждого животного (стилизо­ванных баранов). Культура винча, Приштина, Южная Югославия. Ок. 5300-5000 гг. до н. э.; высота 6,7 см.

Рис. 8-17 Разбитый на секции символический узор из меандров, спи­ралей и сетчатого рисунка покрывает поверхность сосуда из ВэлэстрыП, Юго-Западная Румыния. Ок. 5200-5000 гг. юн. э. Нарезной орнамент с белой инкрустацией, серый фон; высота 55 см.



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо т


 


Часто он бывает утроен или умножен до бесконечно­сти, образуя многослойный шеврон. Варьируются и размеры знаков «V» и шевронов. На некоторых ста­туэтках, как и на сосудах, знак «X», простые и соеди­ненные друг с другом шевроны появляются в виде отдельных вставок (рис. 8-15). Одинарными и мно­жественными знаками «V» и шевронами бывают ук­рашены изображения Богини-птицы - как детали­зированные, так и схематические, — и связанные с ее культом предметы: орнитоморфные сосуды и ста­туэтки баранов, миниатюрные столы или вместили­ща для приношений (рис. 8-16). Знак «V» или шев­рон обычно соседствует с несколькими (двумя, тре­мя четырьмя или более) параллельными линиями Меандры также бывают одинарными или множест­венными кроме того они фигурируют на вставках которые перемежаются другими вставками с изобра-жениями спиралей или змей (рис. 8-17).

Изучая многообразие встречающихся на статуэт­ках символов, можно сделать несколько наблюдений. К примеру, знаки, окружающие изображения Боги­ни-птицы («V» и шевроны в сочетании с «X»), слу­жат ее идентификации, меж тем как знак «V» в соче­тании с меандрами, зигзагами или параллельными линиями подчеркивает ее тесную связь с водной сфе­рой, источником жизни, и напоминает о ее функции дарительницы влаги и живительных вод.

Не исключено, что удвоение и умножение знаков имело заклинательный или магический смысл. Но в любом случае существование комбинаций из двух знаков — к примеру, «V» и ни, которые образуют знак ~<£У^ — свидетельствует о выстраивании более слож­ного значения, что является необходимым условием развития любого формализованного письма. Такое соположение выходит за рамки простых магических повторов, становясь абстракцией, приспособленной для выражения тончайших различий. Именно поэто­му я полагаю, что древнеевропейская знаковая сис­тема стала письмом благодаря широкому использо­ванию древнейших символов. А некоторые из этих символов могли иметь фонетическое выражение за­долго до VI тыс. до н.э.

О том, что абстрактные знаки — это нечто боль­шее, нежели обычные орнаментальные узоры, крас­норечивей всего говорят выемчатые или резные мо­тивы на глиняных печатях, штампы на сосудах, ри­сованные или резные символы на статуэтках, а также знаки, образующие полосы и круги и появляющие­ся на прямоугольных полях керамических изделий. Начиная с VII—VI тыс. до н.э. печати с ручками и с изображением общепринятых знаков использова­лись для маркировки керамики и, возможно, дру­гих культовых предметов из менее стойких материа­лов. Оставляемый этими каменными или глиняны­ми печатями рисунок состоял из следующих знаков: единичных и множественных шевронов, знаков «X» со знаком «V» между перекрестий, зигзагов, знаков


«М» и «N», вихреобразных росчерков, обычных заполненных крестов, концентрических кругов квадратов, треугольников с точкой, параллельны: двойных и тройных линий, трех линий, соедини ных горизонтальной перемычкой, кистей, четыр(и более линий, иногда соединенных перемычко (рис. 8-18). Кроме того, на них встречаются меащ ры, свернувшиеся змеи, одинарные и двойные cm ради, сетчатый и шахматный рисунок, а также pi сунок змеиной кожи (точечные полосы с рисунко из соединенных друг с другом ромбов). Когда око; 5000 г. до н.э. появились цилиндрические печати, г них по-прежнему вырезали только отдельные ст волы (рис. 8-19). Однако на цилиндрических печ; тях середины Vтыс. до н.э. из Ситагроя (Макеж ния) помимо отдельных символов можно виде группы знаков «V», Б-образных спиралей и ти] (рис. 8-20).

Самые ранние печати с ручками, на которых вь резано более одного знака, датируются первой no.ii виной VI тыс. до н.э. и принадлежат культурам ста] чево (кёрёш) и караново (рис. 8-21). К сходными; блюдениям приводит изучение печатей из Хаджила] (Центральная Анатолия): комбинирование знак(представляет собой начальную фазу развития пис: ма. В Древней Европе его настоящий взрыв при» дится на конец VI тыс. до н.э. Иными словами, KJiai сификация здесь такова: ок. 6000-5300 гг. до н.э. ранний период; ок. 5300-4000 гг. до н.э. - пери< высшего подъема. Заметим, что последний не слел; ет считать «предписьменностью», поскольку это бш полноценное письмо особого рода.

Следы письма

Древнеевропейское письмо прекратило существ вание приблизительно в 4300-4000 гг. до н.э., од» временно с распадом караново, винча и других кул турных групп Древней Европы, который последов; за наступлением из южнорусских степей всаднико скотоводов, носителей, как можно предположит индоевропейского языка. Однако оно сохранило^ Эгейском регионе, поскольку там, в отличие от Д найских областей, древнеевропейская цивилизащ продолжала существовать еще два тысячелетия. I удивительно, что есть определенное сходство меж, древнеевропейскими письменами и эгейской, mi нойской и критской письменностью раннего 6poi зового века. Более загадочными представляют! аналогии между древнеевропейскими знаками критской иероглификой и линейным письмом III—II тыс. до н.э. Их наличие заставляет предпол жить что сложившееся за четыре тысячелетия до го явления на Крите минойской иероглифики и лине ного письма А древнеевропейское письмо когда-использовалось жителями этого острова kotode говорили на неиндоевропейском языке.


1лша VIII. Священ н ые е наки-п и сьмена



Рис. 8-18




 

- i

 


rt---------- I III I I'"

if

^^щ^(




\^





 


Рис. 8-18 Печати с символическими знаками, ок. 6000-5500 гг. до н.э. (1-3) Сескло, Греция; (4) Анза II, культура старчево, Центральная Македония; (5, 6) Неа-Никомедия, поселение культуры сескло в Северной Греции; (7, 8) Чавдар, поселение культуры караново к востоку от Софии, Болгария; (9,10) Копанч и Котачпарт, поселения культуры старчево (кёрёш), Юго-Восточная Венгрия; (11) Пирасос, Фессалия, поселение культуры сескло; (12) Петрены, Северо-Восточная Румыния, поселение культуры старчево; (13, 14) Цани и Нессо-нис культчиа сескло Фессалия Греция



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини


Рис. 8-19



Рис. 8-20.2

Рис. 8-20.1


 


т VIII. Священные знаки-пись мена



 



Рис. 8-19 Цилиндрические печати с сим­волами - меандрами, противо­поставленными спиралям, зиг­загами и точками. Малик Па, Албания. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.; высота ок. 5 см.


Рис.8-21


 



 


 


 

Рис. 8-20

Цилиндрические глиняные пе­чати из Ситагроя, равнина Дра­мы, Македония, Северо-Вос-ная Греция. Поверхность пе­ки поделена на две части (см. развертку). На той, что слева, -довольно небрежный нарезной узор из знаков «V», образующих Х-образный мотив. Между ними проведено несколько до­полнительных линий, а каждый конец помечен знаком «X». На той, что справа, - знаки «8» и т, а также знаки «V» по краям и на обоих концах. Ситагрой И. 5200-46OO гг. до н.э.; длина (1)3,8 см, (2) 3,9 см.


 

 


Рис. 8-21 Глиняные печати с ручками, на которых вырезано более одного знака, появляются в первой половине VI тыс. до н. э. в культурах старчево (кёрёш) и караново. На тех, что представлены здесь, можно видеть знаки «V», «X», зигзаги, прямые линии и точки. (1) Копанч; (2) Котачпарт, поселения культуры кёрёш в Юго-Восточной Венгрии, ок. 5600-5400 гг. до н.э. (3,4) Азмак I, Ста­ра-Загора, культура караново I, ок. 5800 г. до н.э. Масштаб 1:1.


Критская иероглифика имела сакральное значение и была связана с ритуальными церемониями, тем самым напрямую продолжая традиции древнеевропейского письма. Более развитое линейное письмо А также ассоциировалось с религиозными практиками, но не исключительно с ритуальны­ми церемониями. Весомым аргументом в пользу того, что в его основе лежит древнеевропейское письмо, может служить сравнительный анализ полного перечня знаков, используемых этими пись­менными системами. Согласно исследованию Х.Хаарманна (1990), между ними обнаруживается не меньше 50 параллелей (рис. 8-22)3.

Кипро-минойская письменность датируется серединой И тыс. до н.э., кипрское классическое письмо - VII—II вв. до н.э. Хотя кипро-минойский шрифт родственен линейному письму А, он, ско­рей всего, восходит к какому-то другому, более архаическому и общему для них праязыку. Как и линейное письмо А, его до сих пор не удается расшифровать, меж тем как это удалось сделать в случае классического кипрского письма, которое было расшифровано в 1870 г. с помощью двуязыч­ных надписей на кипрском и финикийском. Этот алфавит использовался для записей на греческом



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богини


 


и этеокипрском языке, последний из которых пока не удалось иден­тифицировать - судя по всему, он относится к тому же семейству, что минойский идревнеевропейский. В классическом кипрском каждый знак соответствует целому слогу, а не отдельной букве: это либо соче­тание согласной и гласной, либо одна гласная. Подобная система не слишком удобна для записи грече­ского, из чего можно заключить, что она была заимствована из бо­лее раннего древнеевропейского языка, а затем адаптирована к его нуждам.

Напоследок из чистого любо­пытства сравним знаки классиче­ского кипрского и древнеевропей­ского алфавита. Отметим сгруппи-рованные вместе обозначения слогов та, те, mi, ти, sa, se, si, so, ra, re, ri, ro, ta, te, //', to, tu, pa, pe, pi и аналогичные им древнеевропей-ские знаки, собранные в соседней графе. Их сходство может говорить о том, что древнеевропейское письмо также было силлабическим и являлось дальним родственни­ком кипрского. В рамках одного семейства языков фонетические эквиваленты способны оставаться неизменными на протяжении многих тысячелетий; в данном случае этот срок мог превышать пять тысяч лет.

Заключение

Древнеевропейский алфавит был общеупотребительным при­близительно в 5300-4300 гг. до н.э. и представлял собой разно­видность священного «письма», которое можно видеть на культо­вых предметах — статуэтках, тро­нах, моделях святилищ, вмести­лищах для приношений, алтарях, сосудах для возлияний, моделях священных хлебов, подвесках, табличках и пряслицах. Он пред­назначался для сообщения между людьми и божествами и не имел ничего общего с коммерческим и административным письмом Ме­сопотамии или микенским линей-ным письмом Б. Его развитие


Рис. 8 -22

 

Древнееврспейское «письмо» Линейное письмо А
     
У \
t Y Y
Т   г
t   т
I   £
  Г  
Z   *
т    
     
\   м
ы   2)
UJ   I?
ЧГ-»   Ь
   
*   >
9 ®   d
ы   И
$   |

Рис. 8-22 Древнеевропейские «пись­менные» знаки и критское линейное письмо А (см.: Нааrmann 1990).

Рис. 8-23 Удивительное формальное сходство классического кипрского алфавита и ] древнеевропейских «пись-1 менных» знаков.


ham а III. С Рис. 8-23

[лава а III. Священ н ые е наки-п и сьмена



 


Классический Древнеевропейсхие-
кипрский «письменные»

алфавит знаки


Классический

КШфСКИЙ

алфавит


Древнее вропсйские

«письменные»

знаки


Классический

кипрский

алфавит


Древнеевропейские

«письменные»

знаки


 


и V

«|JLi

so *&

-)*■

" ОС

L /-\

■ h

I /fv

• F


V

м.

Ф

T n X

h

t


*

Р*
ри

" ^

 

пе Ю
Bl £
по *
пи >!
та У<
те X
mi *£.
то CD
ти IX
У\
 

Т

15!

сэ 1X1 v\

К

< VI


 

+
(Qi
га Q.
it
ri &
го Я
га XC
wa и
we X
wi  

X


X

GC

I >'<



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Боги т


 


пришлось на эпоху неолита и было вызвано широ­ким хождением разнообразных символических зна­ков, частично очень древних и, возможно, обладав­ших фонетическими эквивалентами. Около 6000-5300 гг. до н.э. появились первые комплексные сочетания символов и дополнявших их линейных знаков. Как можно предположить, иероглифические линейные знаки вошли в древнеевропейское пись­мо в качестве фонетических эквивалентов, из кото­рых можно было вывести другие фонетические эк­виваленты, будь то слоги или слова. Последнее до­стигалось путем модификации первоначальных знаков к которым добавляли прямые или кривые линии и точки удваивали их переворачивали сли-


вали вместе, что в итоге и привело к созданию слож- j ного алфавита, который, без учета вариаций, состо­ял приблизительно из 30 основных знаков и более | 100 модифицированных.

Судя по всему, с конца VI тыс. до н.э. отдельные символы и составные знаки образовали морфемо- i графический (логосиллабический) алфавит, исполь- 1 зовавшийся культурными группами винча, тиса, ка- j раново и многими другими по всей Древней Европе. I Исчезновение этого письма в конце Утыс. до н.э. совпадает с началом индоевропеизации Центральной i Европы. Его ответвления еще на протяжении не­скольких тысячелетий продолжали существовать щ Крите и на Кипре.


Глава IX

Структура общества

*

«


 


 


 


 


Древнейшие из мировых цивилизаций -китайская, тибетская, египетская, ближневосточная и европейская — были, насколько можно судить, мат­риархальными «цивилизациями Великой Богини». Поскольку развитие земледелия являлось заслугой женщин, неолит предоставил оптимальные условия для сохранения унаследованной от палеолита мат-рилинейной и эндогамной системы. Именно в ран­неземледельческий период влияние женщин на хо­зяйство, искусства, ремесла и социальные функции общества было особенно высоко. По-прежнему про­должали существовать материнские кланы и связан­ные с ними принципы коллективизма.

Во всей Древней Европе нет признаков присутст­вия где-либо патриархального института вождей ин­доевропейского типа. Не найдено ни царских гроб­ниц, ни жилищ-мегаронов на укрепленных возвы­шенностях. Погребальные обряды и расположение поселений соответствуют матрилинейным структу­рам, а распределение погребального инвентаря гово­рит об экономическом эгалитаризме.

Первоначальные исследования общественных структур древнего мира, к которым относятся рабо­ты Й.-Я.Бахофена (1815-1887) и Р.Бриффо (1873— 1948), были построены на изучении древних истори­ческих записей, археологии, мифов, а также этно­графических параллелей1. Эти ученые пришли к выводу, что древнеевропейское общество было мат­рилинейным (наследование шло по женской линии) и матриархальным. В XX в. нет исследования более широкого междисциплинарного охвата, нежели.Доисторическая Эгея: исследования древнегрече­ского общества» (1949) Дж.Томсона2. Современные работы, как правило, сосредоточены на изучении того


или иного географического региона, в основном За­падной3 или Центральной Европы4.

Серьезным и в какой-то мере непреодолимым пре­пятствием на пути изучения древних сообществ яв­ляется подсознательная уверенность в том, что на са­мом деле они были похожи на наше общество. Еще в 1859 г. Бахофен предупреждал, что «ученый должен обладать способностью отказаться от представлений своего времени и перенестись в самую сердцевину совершенно иного мира мысли»5, однако сложней всего бывает признать само существование «иного мира». Другая сложность связана с термином «мат­риархат», который в антропологической литературе XX в. часто используется в качестве зеркальной реп­лики патриархата или андрократии для обозначения иерархической структуры, в которой власть насиль­ственно захвачена не мужчинами, а женщинами. Од­нако все это бесконечно далеко от истинной Древней Европы Ни в ней ни во всем древнем мире не найти системы женской,автократии которая подразумева­ла бы соответствующую меру подавления мужчин Напротив мы видим общественное устройство в ко­тором оба пола были в более или менее равном жении: этот тип общества можно было бы линией (tffivlanvH Этот термин приняплежит Р^йслер (первый слог заимствован из словаТ,Упе»/«жeнщи на» часть второго - из «andros»/«MV^HHa» а соеди­няющая их буква «л» - из «Ive п»/«разрешать» или «^/«освобождать») Гилания полоазумеваетоавно


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


*


 


 


 


 


 



Гимбутас М. Цивилиза ция В ыш кой Бо ат


 


 
 

Материалы поселений

В этом разделе использованы данные из Юго-Восточной и Центральной Европы, поскольку имен­но там получены более полные материалы по струк­туре поселений и жилищ, нежели в прочих частях Европы.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.