Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правила экскурсионного общения





В условиях быстро набирающего темп, развития экскурсионного сервиса одним из аспектов для с выступили его задачи. Можно сказать, что они направлены на решение специалистами следующих профессиональных (сервисных) проблем:

- Мотивации участников экскурсии (или выставки) к серьезному и глубинного познания ее предмета и культурном выражению своих эмоций, получаемых в ходе познания;

- Контроль познавательной активности участников экскурсии, выраженного необходимостью строго отслеживания познавательного (когнитивного) из экскурсантов, их познавательной потребности и ее удовлетворенности;

- Реагирование на непредвиденные события во время экскурсии (или выставки).

И экскурсии, и выставки давно стали и неотъемлемой частью культурной жизни человека, его туристской деятельности. Рано или поздно он ощущает потребность отправиться в путешествие, насладиться познанием самых различных объектов. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с изменением мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой.

Мотивация - акт пробуждения человека к чему средствами подбора стимула

Для поддержки познавательной активности экскурсантов необходимо:

- Вести учет изменений поведения экскурсантов

- Обращать внимание на количество вопросов (чем больше это количество, тем ярче выражена познавательная активность)

- Понимать уровень знаний, у экскурсантов, и гибко перестраивать рассказ.

Учет изменений в поведении экскурсантов ведется скрыто (нельзя делать замечания и тем более не указывать на отклонения в поведении экскурсантов. Вместе с тем, экскурсовод должен быть готовым к нежелательным поступкам, проявлений в поведении агрессии, индифферентности.



Количество вопросов является индикатором активности экскурсантов. Всегда найдется такой экскурсант, который забрасывает вопросами. И такой, который не задаст ни одного, и те или иные должны стать объектами пристального внимания со стороны экскурсовода.

Уровень знаний - важный фактор, если у экскурсовода уровень знаний выше того, что у экскурсантов - экскурсия будет успешной.

Оперативная задача - реагирование на непредвиденные события.

Реагирование - совокупность реакций человека (может быть реагирования на погодные условия, транспортные расходы, специфические модели поведения). Реакции должны быть адекватными. Экскурсовод не может игнорировать условия, но его реакции не должны выходить за рамки профессиональных.

Профессиональное реагирования состоит из:

- готовности к самостоятельному управлению

- готовности к максимально рационального использования средств воздействия на обстоятельства или способов изменения хода экскурсии в связи с ними. В таком случае смены событий мало затронут экскурсантов, но обеспечат удовлетворение их потребностей.

Все это обязывает организаторов экскурсионного сервиса адекватно формулировать задачи, видеть перед собой перспективу удовлетворения потребностей туристов.

Приоритетная (стратегическая) задача такого сервиса - повышение мотивации участников экскурсии или выставки к серьезному и глубинного восприятия ее предмета в процессе его познания.

В психологии мотивация определена как акт побуждения человека к чему-либо средствами подбора стимулов.

Мотивация человека вообще - это ожидаемая реакция на специально организованное его стимулирования.

Культурологический содержание мотивации заключается в продвижении человека по ступеням преобразования его потребностей, по ступеням восхождения к высшему их уровня. Культурным в процессе мотивации следует считать эстетически достойное реагирования человека на вызовы из внешнего мира. Это то, о чем стоит говорить как о общественную потребность в относительно сдержанной демонстрации отдельной личностью своих эмоций на что-нибудь.

Повышение мотивации участников экскурсии или выставки к серьезному и глубинного восприятия ее предмета в процессе его познания, следующим образом:

- Во-первых, должно носить явно выраженный культурный смысл, а именно быть связано с эстетикой выражения эмоций, с адекватностью поведения во время прохождения экскурсии или посещение выставки;

- Во-вторых, содержать в себе воспитание участников или особо организованную работу организаторов в виде инструкций, подготовительных бесед, специально разработанных комментариев к поведению во время прохождения экскурсии или посещение выставки.

Другая (тактическая) задачи экскурсионного сервиса, возникает на фоне выявленных в нем проблем - это контроль просветительской активности участников экскурсии или выставки (туристов), контроль познавательной потребности и уровня ее удовлетворения организаторами экскурсии или выставки.

Известно, что познавательная активность человека имеет способность повышаться или снижаться со временем, по-разному развиваться в ходе одной и той же деятельности, время исчезать совсем или, напротив, переходить в высшую стадию своего проявления - исследовательскую активность. Для поддержки познавательной активности у участников экскурсии или выставки в необходимом тонусе, важно:

- Вести строгий учет изменений обращения экскурсанта, что может легко отвлекаться от предметного разговора или проявлять непоследовательность в рассмотрении предметов экскурсии (выставки);

- Обращать внимание на количество интересующих экскурсанта и задаваемых вопросов в ходе экскурсии, (чем их больше, тем ярче и больше выражена познавательная активность);

- Понимать уровень имеющихся в экскурсанта знаний о предмете экскурсии или выставки и гибко перестраивать разговор.

Учет изменения в поведении экскурсанта осуществляется скрытно. Ему не делаются открытые замечания и, тем более, не указывается на имеющееся в его поведении то или иное отклонение. Вместе с тем, организатор экскурсии должен быть готов (и это входит в задачи организации экскурсионно-выставочного сервиса) к неожиданному повороту событий - к нежелательным поступкам экскурсантов, появлению в их поведении агрессии или, напротив, индифферентности.

Количество интересующих экскурсанта ,, которые входят в состав объектов контроля познавательной активности участников экскурсии, регулируется организатором с помощью хорошего инструктирования в начале данного мероприятия. Всегда найдется среди участников экскурсии такой, который вопросами "замучает" и тот, кто не задаст ни одного. И те, и другие экскурсанты должны стать объектами пристального внимания экскурсовода, предметом специальной постановки и решения соответствующих задач при разработке экскурсии. Эта задача прогнозирования вопросов, задача нахождения наиболее оптимального вопросом в ходе экскурсии, задача использования методов регулирования вопросов, если они слишком интенсивные или, напротив, минимальны.

Уровень имеющихся в экскурсанта знаний о предмете экскурсии или выставки - важный фактор, с которым нужно считаться в ходе решения задачи разработки экскурсии. При наличии большего количества знаний в экскурсовода по сравнению со знаниями экскурсанта - это потенциальный путь к по успеваемости экскурсии. При отсутствии таких экскурсовод не огорожен от опасности быть бесполезным и неинтересным для участников экскурсии. Разработка экскурсии - это то ее этап, когда потенциальные знания экскурсантов, их учет должны подлежать особому учета и контроля. В противном случае экскурсия (или выставка) могут стать источником когнитивных (связанных с познанием) споров, фактом когнитивной напряжения, провокатором когнитивного конфликта.

Третья (оперативная) задачи экскурсионно-выставочного сервиса - реагирование экскурсовода на непредвиденные события во время экскурсии или выставки.

Реагирование - это совокупность реакций человека, синхронно или выражают постепенно со связанными с ними событиями. Реагирование на непредвиденные обстоятельства в экскурсионно-выставочной деле - это совокупность реакций экскурсовода на:

- Погодные условия проведения экскурсии

- транспортные расходы;

- Специфические модели поведения экскурсантов.

Такие реакции могут быть излишне подчеркнутыми. Но всегда они должны быть адекватными. Экскурсовод не может игнорировать обстоятельств проведения экскурсии, но его реакции не должны "выходить" за рамки профессиональных.

Профессиональное реагирования экскурсовода на непредвиденные события во время экскурсии или выставки состоит из:

- Готовности к максимально самостоятельного управления ими (без участия экскурсантов)

- Готовности к максимально рационального использования средств воздействия на обстоятельства или, средств изменения ходу экскурсии в соответствии с ними.

Изменения событий, если реагирования экскурсовода на непредвиденные события профессионально, должно было затронуть экскурсантов, но обеспечат им удовлетворения их соответствующих потребностей. Именно профессионализм - залог получения ожидаемых эффектов экскурсии или выставки.

Итак, исследуя задачи экскурсионно-выставочного сервиса, мы приходим к выводу: об их важности; разницы по критериям стратегических, тактической и оперативных; о опасности для экскурсовода в их решении допустить профессиональной ошибки. Только особое внимание к задачам, ответственность за их постановку и исполнение могут позволить экскурсионно-выставочном сервиса реализоваться максимально эффективно.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.