|
Механизмы восприятия информации на экскурсии
Восприятие, перцепция (от лат. рerceptio) - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приема и преобразования информации, получаемой с помощью органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта влияет на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает выявление объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие - нечто гораздо большее, чем передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенных представлений о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо почувствовать "ввод" сенсорной информации, то есть испытать ощущения. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире. Уровни перцептивного восприятия. Выделяются четыре операции или четыре уровня перцептивного действия: выявление, различение, индентификации и опознания. Первые два относятся к перцептивным, остальные - к отличительным действий. Выявление - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить только на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - различение, или собственно восприятия. Конечный результат ее - формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предлагаемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление отличительного действия. Для опознания обязательны различение и идентификация. Идентификация является отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, что сохраняется в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимались ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Свойства восприятия. Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляют конкретные предметы. Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры. Апперцептивность - на восприятие влияет общий смысл психики человека. Константа - постоянство восприятия самого дистального объекта при изменении проксимального стимула. Константа - постоянство восприятия наиболее дистального объекта при изменении проксимального стимула, способность распознавать тот же объект на основе сенсорной информации, различается (ощущений). Воспринимаемый в разных обстоятельствах и условиях объект рассматривается как тот же. Так, яркость объекта как величина характеризует отраженный свет меняется при перемещении его со слабо освещенной комнаты в комнату с хорошим освещением. Однако объект при изменении проксимальной стимулирующей информации в обоих случаях рассматривается как тот же. Можно выделить константу таких свойств объекта как размер, форма, яркость, цвет. Константа восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая экспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия. Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс, связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимулирующей информацией. Иллюзия Понцо - оптическая иллюзия, впервые продемонстрированная итальянским психологом Марио Понцо (1882-1960) в 1913 году. Он предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Понцо нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, вроде вдаль железнодорожного полотна, идет. Верхний отрезок кажется крупнее, поскольку мозг интерпретирует совпадающие линии как перспективу (как две параллельные линии на расстоянии). Поэтому мы думаем, что верхний отрезок расположен дальше, и думаем, что его размер больше. Кроме сходящихся линий силу эффекта добавляет уменьшающееся расстояние между промежуточными горизонтальными отрезками. Некоторые исследователи полагают, что месячная иллюзия является примером иллюзии Понцо, в которой деревья, дома и другие детали ландшафта играют роль сходящихся линий. Объекты переднего плана заставляют наш мозг думать, что Луна больше, чем она есть на самом деле. Рис. 7. Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.
Иллюзия Понцо показывает, как осуществляемая восприятием регрессия к истинным объектов, которые располагаются в трехмерном мире, в случае с двухмерным объектом - рисунком - заставляет человека воспринимать горизонтальный отрезок в сходящихся концов вертикальных линий как более длинный, чем отрезок расположен в расходящихся концов тех же вертикальных линий, как будто последний расположен "ближе" к наблюдателю. Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Сознание - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определенной категорией), относится к определенному классу (рис. 8) Рис. 8. Факторы восприятия
Установка восприятия - ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация - человек видит то, в чем нуждается или что считает важным. Опыт - человек воспринимает тот аспект стимула, которому научный прошлым опытом. Концепция - восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности - оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, - в неблагоприятном. Три механизма селективности восприятия: 1) Принцип резонанса - соответствующим потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. 2) Принцип защиты - противостоящим ожиданиям человека воспринимается хуже. 3) Принцип настороженности - угрожающей психике человека распознается быстрее другого. Образ - субъективное видение реального мира, воспринимаемого с помощью органов чувств. Получив образ, человек (или другой субъект) делает определение ситуации, то есть оценивает ее, после чего принимает решение о своем поведении. Восприятие - одна из психических функций, сложный процесс приема и преобразования сенсорной информации, формирует субъективный целостный образ объекта влияет на анализаторы через совокупность ощущений, инициируется данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает выявление объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создает целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта. Социальное восприятие - восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина было дано в рамках социальной психологии. К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию, идентификацию, каузальную атрибуцию. Социальному восприятию присущи некоторые особые проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия. Эффекты стереотипизации: Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятная или неблагоприятная мнение о человеке переносится на его неизвестные черты. Эффекты последовательности: Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по следующей. Эффект новизны - новой информации о неожиданном обращения хорошо знакомого, близкого человека предоставляется большее значение, чем всей информации, полученной о нем раньше. Эффект роли - поведение, обусловленное ролевыми функциями, принимается за личностную особенность. Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве. Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств. Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует положительные черты подчиненных и недооценивает отрицательные (характерно для руководителя демократического стиля). Эффект гипертребовательности - руководитель гипертрофирует черты подчиненных и недооценивает положительные (характерно для руководителя авторитарного стиля). Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности. Эффект красоты - внешне больше привлекательной человеку приписывается больше положительных черт. Эффект ожидания - ожидая от человека определенной реакции, мы провоцируем его на нее. Внутригрупповой фаворитизм - "свои" кажутся лучше. Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени тенденция к противоположному внутригруппового фаворитизма. Презумпция взаимности - человек считает, что "другой" относится к нему так, как он относится к "другому". Эффект проекции - человек исходит из того, что другие имеют такие же качества, как он. Феномен игнорирования информационной ценности того, что не произошло - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется. Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывание могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным последствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений в отношении представителей различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т.д.) Основным "орудием труда" и педагога, и психолога и экскурсовода является их собственная личность. Для того чтобы оказывать эффективную помощь другим людям, необходимо хорошо понимать не только уровень собственной личностной и профессиональной зрелости, но и собственный психоэмоциональное состояние. Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа психолога, педагога, специалистов различных социальных служб связана с большими нервно-психическими нагрузками. Предоставляя свою личность клиенту, ученику как точку опоры, психолог (экскурсовод) часто незаметно для себя начинает "профессионально выгорать". Дело в том, что в процессе выполнения любой работы человек испытывает физические и нервно-психические нагрузки. При небольших, или при значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, благодаря чему организм справляется с последствиями нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой физической (реже - умственной) работы человек может проспать больше обычного и встать отдохнувшим. Если нагрузка значительные и действуют длительное время, для сохранения психосоматического здоровья необходимо бывает сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановить силы. Первым шагом в профилактике синдрома профессионального выгорания должно быть осознание, отслеживание, мониторинг собственного психоэмоционального состояния. Осознание предполагает учет тех профессиональных факторов, которые способствуют появлению симптомов "профессионального сгорания»: Физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой, голосовой аппараты; Психологические трудности: контакт, как правило, с клиентами, которые находятся в негативном эмоциональном состоянии, имеющих различные нарушения в интеллектуальном и психическом развитии, необходимость быть все время в "форме", отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение дня и т.д. Специалист должен понимать, что при таких особенностях профессиональной деятельности уровень психоэмоционального напряжения постепенно накапливается. Выражается это в повышенной раздражительности, беспокойстве, повышенной утомляемости и т.п. При достижении определенного уровня напряженности организм пытается защитить себя. Это проявляется в осознаваемом или неосознаваемом желании уменьшить нагрузки, например, уменьшить или формализовать время взаимодействия с клиентами, учениками. Специалисты выделяют 3 основных стадии синдрома профессионального выгорания. Первая стадия - функциональный уровень: забывание каких-то моментов, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех - пяти лет работы. На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, нарастание апатии, появление устойчивых соматических симптомов (головные боли, нарушения сна) повышенная раздражительность, что становится больше заметной, чем на первом этапе, и самому человеку, и окружающим. Время формирования данной стадии - 5 - 15 лет. Третья стадия - собственно личностное выгорания. Характерна полная потеря интереса к работе и к жизни вообще, эмоциональная безразличие, чувство постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет. В работе по профилактике синдрома "профессионального сгорания" вслед за осознанием механизма его возникновения уходит мониторинг собственного психоэмоционального состояния. Положительное действие этого мониторинга основано на том, что человек не может одновременно "прокручивать" негативные эмоции и логически оценивать ситуацию: либо одно, либо другое. То есть, начав логический анализ ситуации, человек "исключает" непроизводительные негативные эмоции. Мониторинг необходим также для того, чтобы выявить ранние признаки психоэмоционального перегрузки. Некоторые изменения в эмоциональном состоянии являются достоверными признаками этого перегрузки или манипуляции, начинается. К числу таких признаков относятся: Дисбаланс эмоций - противоречивость, амбивалентность, например, сочетание гордости и обиды, радости и недоверия, "когда одновременно смешно и неприятно"; "странность" эмоций, например вспышка ярости в момент обсуждения несущественных подробностей плана действий, и т.п.; резкий всплеск эмоций, не кажется оправданным объективными характеристиками ситуации. Это важнейший индикатор, который должен быть проанализирован в первую очередь. Однако парадокс заключается в том, что при возникновении интенсивной реакции мы забываем о мониторинге. Поэтому тот индикатор, легче всего заметить, оказывается самым трудным для практического применения. Вместо того, чтобы использовать собственную эмоцию как важный информационный сигнал, мы отдаемся во власть этой эмоции. Альберт Эллис высказывал идею о том, что преувеличены эмоции являются признаком того, что активизирована иррациональную идею. Если затронуты наши (чаще неосознаваемые) представление о том, какими должны быть мы сам, окружающие и мир в целом, то возникают неприятные чувства, по интенсивности преобладающее значение события, что произошло. Вместо легкой озабоченности, человек почему-то испытывает панику, вместо сожаления - отчаяние, вместо небольшого раздражения - бешенство. Существует несколько типов иррациональных идей: Все должны меня любить и одобрять то, что я делаю. Это - общая установка, и она может быть конкретизирована в виде следующих вариантов: а) все должны уважать меня, потому что я - хороший специалист (хороший человек, начальник) б) если я делаю что-то, значит, я должен быть уверен, что все это одобрят (если нет, значит, я делаю что-то не то или не так). Феномен предположение о сходстве - человек считает, что "свои" относятся к другим людям так же, как он. Эта установка сознания абсолютно неразумная: ожидать любви и одобрения - значит, подвергаться беспокойству, горестям, потому что кто не одобряет наши действия. Невозможно удовлетворять вкусам одновременно всех людей. То, что нравится одним, раздражает других. Кроме того, если человек вполне ориентирована на одобрение других людей, он вольно или невольно попадает в зависимость от них. Из всех видов зависимости этот - плохой, ведь чувства и эмоции изменчивы. Нет лучшего пути к потере самостоятельности, уверенности в себе, целостности и глубины, чем постоянное желание заслужить любовь окружающих. Лучше оставаться верным самому себе, стремясь к творчеству, продуктивной деятельности, раскрытию своих способностей. Если человек такой, то любовь или со стороны окружающих вряд ли его беспокоить. Но если, в силу индивидуальных особенностей, вы зависите от мнения окружающих, то лучшим выходом для вас будет поиск людей, с которыми вас объединяли бы общие взгляды, убеждения, идеи. Лучше тратить время на общение с друзьями и единомышленниками, чем на бесполезные попытки угодить всем и каждому. 2. Человек должен быть прекрасным (идеальным), безупречным во всех отношениях и добиваться успеха в любой области. Распространенный вариант этого ложного убеждения может выглядеть так: если человек не добивается успеха - это недостойный человек. Очевидно, что быть совершенным, безупречным во всем сразу невозможно. Если это становится целью, то человек обречен на постоянные терзания по поводу своих неудач, действительных, прошлых и будущих. Он загоняет себя в психологический тупик, и даже тогда, когда ему удается добиться успеха и окружающие признают его талантливым (даже самым талантливым!) В какой-то области, такой человек постоянно беспокоится из-за того, что завтра, возможно, потеряет лидирующее положение. Конечно, стремление к совершенству необходимо, но история показывает, что многие люди, попавшие в плен завышенных требований к себе, не добились того, чего хотели. Мало кому удается достичь чего-то сверхъестественного, зато неудачи и промахи постигают каждого. Важно хорошо делать дело, усваивать уроки, которые дает нам жизнь, а другое - приложится. 3. Ужасно, когда у меня получается не так, как хочется. Вариант этого убеждения: "Вечно у меня все не так!" или "Другим все дается легко, а мне...". Такого рода взгляды можно охарактеризовать как инфантилизм, то есть сохранение во взрослом возрасте некоторых детских представлений о мире. Это иллюзия, что мир и все, что в нем происходит, должен быть таким, каким он нам нравится. Взрослый человек принимает как должное то, что окружающая среда точно не соответствует его желаниям. Что же касается успехов других, убеждение, что им все легко дается, нужно иметь в виду следующее обстоятельство: когда мы видим или успехи, мы в первую очередь обращаем внимание на результат. Усилия, направленные на его достижение, остаются скрытыми от нас. Отсюда иллюзия, что результат достигнут легко. Без труда можно выиграть в лотерею, но победить нельзя. Вместо того чтобы мучиться и переживать по поводу успехов других, лучше направить усилия на достижение собственного успеха. Важно помнить, что в нашем мире больше сдавшихся, чем побежденных. 4. Человек развивается через внешние события и обстоятельства, на которые не может повлиять. Отсюда следует убеждение, что причины наших волнений, переживаний, негативных эмоций лежат вне нас, в объективном мире, от данного человека не зависит. В действительности же в абсолютном большинстве случаев люди развиваются не в силу обстоятельств, а потому, как они интерпретируют их для себя. Нет никакого смысла переживать из-за какое-то событие, что уже произошло. Переживания не только не исправят дело, но и заблокируют выход из создавшегося положения. А во-вторых, событие может оказаться не таким страшным, как это представляется. Объясню на простом примере, что я имею в виду. Представьте, что вы потеряли кошелек. Конечно, в большинстве случаев это заставит вас нервничать. Но сколько бы вы не расстраивались, кошелек не вернется, а нервы будут потрачены впустую. Слишком сильно переживая по поводу потери, человек преувеличивает ее последствия и тем наносит вред самому себе. Как мы реагируем, когда кошелек теряет один из наших друзей? "Мне бы твои проблемы" или "Пусть это будет самой большой твоей потерей". Эти истины не следует забывать, когда неприятности случаются с вашими друзьями, а с вами. 5. Возможная неприятность порождает беспокойство. Пока опасность не пройдет, надо все время ее ожидать и готовиться к ней. Беспокойство по поводу возможной неприятности - это не лучший способ борьбы с ней. Во-первых, нет никакого смысла беспокоиться и нервничать без повода. Делая это, ям вы не избавите себя от неприятности. Более того, беспокойство и волнение не только не предотвратят неприятности, но могут и способствовать ей, сделать из возможной реальной. Во-вторых, часто бывает, что когда ожидаемая неприятность все-таки происходит, человек уже не в силах с ней справиться, ведь все его внутренние силы ушли на переживание во время ее ожидания. Может случиться и так, что ожидаемая неприятность вообще не произойдет или произойдет, но не с такими последствиями, которые ожидались. А это значит, что силы и нервы потрачены впустую. 6. Избегать трудностей и ответственности легче (удобнее), чем брать их на себя и справляться с ними. Отстранение от ответственности приводит к тому, что в будущем нерешенные проблемы становятся неразрешимыми. Счастливая жизнь - это не отсутствие проблем, а успешное их решение. 7. В жизни всегда нужен кто-то, кто сильнее, более мощный, на кого можно положиться. Заместитель, каким бы сильным и мощным он ни был, не возьмет на себя решение ваших проблем, не примет ответственность за ваши ошибки. Покровительство имеет свои плюсы. Но есть и минусы. Главный из них - зависимость. 8. Поведение человека в настоящем определяется тем, что влияло на него в прошлом. Влияние прошлого невозможно преодолеть. То, что делают другие, для нас очень важно. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы они изменились в нужном направлении. Мы не можем влиять на других людей и изменять их сколько-нибудь существенно. А если это и происходит, то требует колоссального количества времени и сил. 10. Каждая проблема имеет единственно правильное решение. Его необходимо найти - в этом главная задача. На самом деле абсолютное большинство проблем имеет много решений (более двух), так что редко существует одно, абсолютно правильное решение. Каждому из возможных решений свойственны как достоинства, так и недостатки. Одно имеет стратегические достоинства и тактические недостатки, другое - наоборот. Нам остается только выбрать наиболее приемлемый вариант и действовать. Чтобы отследить и осознать действие какой-либо иррациональной идеи или эмоции, не оправданы объективными характеристиками ситуации, необходимо уметь "выходить" из этой ситуации, то есть становиться над ней. Для этого нужно как бы остановиться и посмотреть на себя, на ситуацию со стороны. Основным препятствием для этого шага является нежелание терять время. Безусловно, существуют серьезные объективные трудности, но, как известно, не события влияют на наше психосоматическое здоровье, а то, как мы их воспринимаем и интерпретируем. Ясное осознание того, что происходит - начало мудрого отношения к жизни, заключается в том, что человек стремится иметь силы изменить, то, что можно изменить; терпения, чтобы принять то, что нельзя изменить и ум, чтобы отличить одно от другого.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|