|
Принципы экскурсионного метода
В экскурсионной методике выделяют локальный и моторный принципы Локальный принцип или принцип локализации объектов. Изучение реального объекта по месту его естественного нахождения. С действительности объекта вытекает возможность максимальной наглядности при рассмотрении различных сторон объекта с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса и т. Это вызывает эмоциональный подъем у экскурсантов, они начинают чувствовать себя участниками ритуального действа, такой подъем душевных сил резко обостряет восприимчивость, способствует усилению восприятия информации. Восприятие информации может происходить на двух уровнях: логическом и образном (рис.4.). Рис. 4. Уровни восприятия Объекты (в зависимости от темы) могут восприниматься как "зрительное поле» и как линейно вытянутый зрительный ряд. Для реализации этого принципа экскурсовод должен: - правильно подобрать экскурсионные объекты, которые наиболее отчетливо характеризует тему экскурсии; - продумать последовательность показа (маршрут); - продумать движение вокруг объекта и наиболее выгодные точки наблюдения объекта; - проанализировать возможность восприятия объекта не только зрительно, но и с помощью других органов чувств; - подобрать наиболее выгодные приемы показа Без этого экскурсия превращается в лекцию у объекта. При грамотном осуществлении этого принципа в экскурсантов развивается: 1) визуальная культура: человек обогащается зрительными впечатлениями, у него развивается эстетический вкус, наблюдательность, человек приобретает умение смотреть так, чтобы видеть, анализировать увиденное и комплексно воспринимать его. 2) сенсорная культура, то бы то умение воспринимать информацию с помощью ощущений - осязательных, обонятельных, слуховых и др. 3) психологическая разгрузка от нервного напряжения благодаря погружению в культурно-экскурсионную среду, таким образом экскурсант навык эмоциональной коррекции своего состояния. Моторный (акционарный) принцип - или принцип моторности (рис. 5).
Рис. 5. Сущность экскурсионного метода По Б.Е. Райкову необходимость передвижения во время экскурсии, то бы то экскурсант физически приближается к объекту, тем самым осуществляет действия по преодолению пространства с целью познания. Преодоление пространства воспринимается человеком как преодоление себя, своей телесной слабости. «Преодоление себя» во время экскурсии имеет более широкий смысл, чем просто физические движения. Экскурсант осуществляет и другие действия в процессе познания на экскурсии: интеллектуальные, психические эмоциональные, социальные и тому подобное. Принцип моторности подразумевает наличие психофизиологической деятельности экскурсанта в процессе экскурсионного познания действительности. Понятие акционарности подразумевает получение знаний в жизненно активном смысле. Для осуществления этого принципа нужно: - продумать маршрут - активизация внимания (вопрос, дискуссия, другие особые методические приемы активизации внимания) Правильное применение принципа развивает познавательную активность, усиливает тягу к знаниям. Также существует принцип экскурсионного рассказа. Текст экскурсии - особый речевой жанр. С помощью речевых показа экскурсовод передает слушателю свое видение объекта, переходит от изображения вещей на изображении идей. Для применения этого метода нужно: - учет подготовленности группы; - популярность изложения; - создание непринужденного контакта с аудиторией. При правильном применении принципа у экскурсантов развивается речевая культура, обогащается словарный запас, запоминаются приемы грамотной речи, расстановки ударений, развиваются интеллектуальные умения, а это в свою очередь повышает познавательную активность. Комплексное осуществление всех трех принципов дает возможность рассматривать и познать все предметы и весь предлагаемый зрительный ряд с разных точек зрения: исторической, искусствоведческой, географической, краеведческой. Это помогает экскурсанту научиться многоаспектному, стереоскопичному видению объектов окружающей среды. Экскурсионный метод помогает получить знания в виде более укрупненных единиц информации, что актуально при резком повышении потока информации в современном мире. Эти принципы включают основные принципы педагогического процесса (таблица 1). Экскурсионный метод развивает направленность личности на овладение знаниями.
Таблица 1. Соотношение принципов экскурсионного метода и дидактических принципов
Тема 3. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|