Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы экскурсионного метода





 

В экскурсионной методике выделяют локальный и моторный принципы

Локальный принцип или принцип локализации объектов. Изучение реального объекта по месту его естественного нахождения. С действительности объекта вытекает возможность максимальной наглядности при рассмотрении различных сторон объекта с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса и т. Это вызывает эмоциональный подъем у экскурсантов, они начинают чувствовать себя участниками ритуального действа, такой подъем душевных сил резко обостряет восприимчивость, способствует усилению восприятия информации. Восприятие информации может происходить на двух уровнях: логическом и образном (рис.4.).

Рис. 4. Уровни восприятия

Объекты (в зависимости от темы) могут восприниматься как "зрительное поле» и как линейно вытянутый зрительный ряд.

Для реализации этого принципа экскурсовод должен:

- правильно подобрать экскурсионные объекты, которые наиболее отчетливо характеризует тему экскурсии;

- продумать последовательность показа (маршрут);

- продумать движение вокруг объекта и наиболее выгодные точки наблюдения объекта;

- проанализировать возможность восприятия объекта не только зрительно, но и с помощью других органов чувств;

- подобрать наиболее выгодные приемы показа

Без этого экскурсия превращается в лекцию у объекта. При грамотном осуществлении этого принципа в экскурсантов развивается:

1) визуальная культура: человек обогащается зрительными впечатлениями, у него развивается эстетический вкус, наблюдательность, человек приобретает умение смотреть так, чтобы видеть, анализировать увиденное и комплексно воспринимать его.

2) сенсорная культура, то бы то умение воспринимать информацию с помощью ощущений - осязательных, обонятельных, слуховых и др.



3) психологическая разгрузка от нервного напряжения благодаря погружению в культурно-экскурсионную среду, таким образом экскурсант навык эмоциональной коррекции своего состояния.

Моторный (акционарный) принцип - или принцип моторности (рис. 5).

 

Рис. 5. Сущность экскурсионного метода

По Б.Е. Райкову необходимость передвижения во время экскурсии, то бы то экскурсант физически приближается к объекту, тем самым осуществляет действия по преодолению пространства с целью познания.

Преодоление пространства воспринимается человеком как преодоление себя, своей телесной слабости. «Преодоление себя» во время экскурсии имеет более широкий смысл, чем просто физические движения. Экскурсант осуществляет и другие действия в процессе познания на экскурсии: интеллектуальные, психические эмоциональные, социальные и тому подобное.

Принцип моторности подразумевает наличие психофизиологической деятельности экскурсанта в процессе экскурсионного познания действительности.

Понятие акционарности подразумевает получение знаний в жизненно активном смысле. Для осуществления этого принципа нужно:

- продумать маршрут

- активизация внимания (вопрос, дискуссия, другие особые методические приемы активизации внимания)

Правильное применение принципа развивает познавательную активность, усиливает тягу к знаниям.

Также существует принцип экскурсионного рассказа. Текст экскурсии - особый речевой жанр. С помощью речевых показа экскурсовод передает слушателю свое видение объекта, переходит от изображения вещей на изображении идей.

Для применения этого метода нужно:

- учет подготовленности группы;

- популярность изложения;

- создание непринужденного контакта с аудиторией.

При правильном применении принципа у экскурсантов развивается речевая культура, обогащается словарный запас, запоминаются приемы грамотной речи, расстановки ударений, развиваются интеллектуальные умения, а это в свою очередь повышает познавательную активность.

Комплексное осуществление всех трех принципов дает возможность рассматривать и познать все предметы и весь предлагаемый зрительный ряд с разных точек зрения: исторической, искусствоведческой, географической, краеведческой. Это помогает экскурсанту научиться многоаспектному, стереоскопичному видению объектов окружающей среды.

Экскурсионный метод помогает получить знания в виде более укрупненных единиц информации, что актуально при резком повышении потока информации в современном мире.

Эти принципы включают основные принципы педагогического процесса (таблица 1). Экскурсионный метод развивает направленность личности на овладение знаниями.

 

Таблица 1.

Соотношение принципов экскурсионного метода и дидактических принципов

Принципы экскурсионного метода Дидактические принципы
Локальности Наглядность
Акционарности Активность Самостоятельность
Рассказа Научность Доступность

Тема 3.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.