Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Связь экскурсологии с другими науками





 

Специалисту в области экскурсионного дела необходимые знания по истории, географии, различным видам искусств, экономике, правоведению, то есть по тем наукам, которые составляют тематику экскурсий.

Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика - наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторические события. Материал экскурсии воспитывает, морально и эстетически влияя на сознание.

Экскурсионный процесс построен на таких дидактических принципах, как научность, доступность, системность, убедительность, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов.

К экскурсоводу в полной мере может быть отнесена задача создать атмосферу общего переживания, единомыслия, а это значит - сформировать группу людей, объединенных общим интересом и общением. Экскурсоводам нужно больше внимания уделять воспитательному аспекту экскурсии, сочетая его с образовательным. Экскурсионный материал должен быть подобран и использован таким образом, чтобы он развивал познавательные способности участников экскурсии.

Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов. Важной частью является осмысление экскурсионной информации, в ходе которого в сознании экскурсантов происходят различные мыслительные операции: сравнение, выделение главного, обобщения, выводы.

Еще одна задача экскурсии как педагогического процесса - вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов. Экскурсия своей наглядностью, методическими приемами показа, формами рассказа способствует активизации экскурсантов. Важное место на протяжении всего маршрута занимает организаторская работа экскурсовода, при этом выполняются обязанности педагога. В его педагогической деятельности различают такие этапы, как подготовка экскурсовода и группы к экскурсии проведение самой экскурсии послеэкскурсионная работа, закрепляющая материал.



Экскурсовод решает следующие педагогические задачи: дидактическую - вооружение экскурсантов знаниями и воспитательную - формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Составной частью мастерства экскурсовода является владение педагогической техникой, то есть комплексом знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применить на практике методы педагогического воздействия. Педагогическая техника - это умение выбирать правильный тон и стиль в общении с людьми, управлять их вниманием, по внешним признакам определять душевное состояние человека, а также владение культурой речи, техникой мимики и жеста.

Педагогические принципы обучения и воспитания представляют собой фундамент экскурсии. Наличие основных элементов педагогики в ходе проведения экскурсии позволяет определить ее как педагогический процесс. Профессиональное мастерство экскурсовода может быть признано одним из видов педагогического мастерства, важной частью которого является педагогическая техника.

Проведение и подготовка экскурсии требуют знания основ психологии - науки, изучающей проявление различных психических состояний. Основой для таких проявлений служат конкретные условия, в которых находятся экскурсовод и экскурсанты.

Методистам и экскурсоводам в ходе подготовки и проведения экскурсии необходимо учитывать такие черты ее участников, как способности, характер, темперамент, природные качества (память, наблюдательность, воображение и сообразительность). Проводя экскурсию, экскурсовод ориентируется на конкретную группу, исходя из того, что уровень активности зависит от психического состояния каждого экскурсанта.

Экскурсия как процесс познания включает чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и логическое (мышления). Ощущение - это чувственный образ, отражение человеческим мозгом отдельных свойств предметов и явлений. Оно является основой для таких процессов, как восприятие и представления. Восприятие в экскурсии - результат воздействия объекта и устной информации на органы чувств. Наиболее значимо в познании зрительное восприятие.

Для успешного проведения экскурсий обязательные сосредоточенность внимания и единство переживания, способствующие углубленному восприятию материала, разбирает.

Одна из задач экскурсовода - дать экскурсантам установки на восприятие объектов, наблюдение их определенных деталей и особенностей. Установки направлены на запоминание событий, фактов, а также на активизацию мышления экскурсантов. Вплетаясь в содержание рассказа или организационные указания, они обеспечивают устойчивый целенаправленный характер деятельности экскурсанта относительно экскурсионного объекта.

При подготовке и проведении экскурсии необходимо учитывать: опыт человека, активный характер восприятия, зависит от психических особенностей экскурсанта, его настроение, сознание восприятия, его избирательность, зависимость от опыта, предметность и целостность. Поэтому к разным группам экскурсантов нужно подходить дифференцированно.

В восприятии экскурсионного материала можно выделить сочетание трех видов процессов: познавательного, эмоционального и волевого. Они неразрывно связаны, их эффективность определяется внешними воздействиями, которым подвергается личность, и ее психическим состоянием.

Экскурсионная методика использует различные способы активизации познавательного материала. Началом восприятие есть процесс узнавания объекта, основой для которого служит мнимое сравнения воспринимаемого в данный момент со следами информации, остались в памяти.

Качество восприятия материала в значительной степени зависит от психологического климата в группе. Характерными признаками благоприятного климата оптимизм, жизнерадостность, увлеченность экскурсантов. Большая роль в его создании принадлежит экскурсоводу.

Содержание материала любой экскурсии, форму подъема экскурсионного материала и показ объектов необходимо строить на основе требований логики - науки о законах и формах мышления. Эти законы должны найти отражение в экскурсионном рассказе, построении речи экскурсовода, а также в видах экскурсионного анализа.

В экскурсиях должны соблюдать логические законы (определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность), использоваться логические формы и приемы (структура, строение мыслей, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение).

Знание законами логики позволяет методистам и экскурсоводам успешно решать такие проблемы, как:

- обеспечение доказательного изложения материала;

- определение логической последовательности;

- формулирование выводов;

- выбор логической схемы в использовании методических приемов;

- выработка лучшей композиции экскурсии, ее структуры, обеспечивающей логическое раскрытие темы.

Связующим звеном между частями показа и рассказа является логический переход. Он представляет собой словесно-зрительный мостик между объектами и вопросами, которые преподают словесно. Содержание логических переходов между теми же памятниками в экскурсиях на разные темы по-разному. Это происходит потому, что каждый рассказ ведется о различных исторических событиях, а логический переход, являясь частью рассказа, отражает его содержание. Части логического перехода независимо от темы во всех экскурсиях идентичны.

Значение логических переходов в экскурсиях велико. Опережая содержание очередной подтемы, вызывая нужные эмоции участников экскурсии, такие переходы создают необходимые условия для лучшего усвоения подтем и всей темы в целом.

В ходе экскурсии в рассказе широко используются логические суждения, которые являются формой мысли, что утверждает или отрицает что-либо в связи с наблюдаемым объектом. Логические суждения могут быть направлены на решение следующих задач:

- выделение предмета наблюдения из окружающей среды, отделение его от других объектов (на этом построен методический прием абстрагирования)

- раскрытие определенной части внешнего вида объекта;

- рассмотрение отношений между объектом в целом и выделенной части.

Знание законами логики помогает экскурсоводу решить ряды задач, стоящих перед экскурсией, добиться убедительности в изложении материала, необходимой связи мыслей, понимания и запоминания материала экскурсантами. Поэтому законы и требования логики должны быть учтены при разработке новых тем.


Тема 2









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.