Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика рассказа в экскурсиях





Рассказ - условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, то есть сообщения и объяснения, которые экскурсовод дает группе. Все ученые - екскурсознавци единогласно считают дополнением к показу.

Рассказ комментирует, с, дополняет, реконструирует то, что в этот момент увидел экскурсант. Он должен иметь четкий композиционный план, обусловленный темой.

Хорошо подготовленная и проведенная экскурсия позволяет экскурсанту увидеть мысленным взором нечто большее, чем то, что находится перед ним в этот момент.

Рассказ - это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, выполненная им с соблюдением требований устной публичной речи и образец, представляющий, монолога.

В процессе экскурсии происходит видоизменение рассказы от устной информации к зрительному, от зрительных впечатлений - к словесным оценкам и выводам.

Рассказ на экскурсии в полном объеме готовится заранее. Неправильно рассматривать рассказ экскурсовода как импровизацию, то есть произведение, содержание и языковые особенности которого формируются исключительно в момент его исполнения. В то же время это не означает, что в рассказе экскурсовода не может быть экспромта. Речь идет о примере, изложение факта, небольшом стихотворении или отрывке из художественного произведения, включение которых в рассказ вызывается составом группы или же значительным событием, что только что состоялись жизни данного города, страны.

Основные требования к рассказу: тематичности, конкретность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Рассказ носит, как правило, характер монолога. Однако может быть и диалогом (закрытым или открытым). Важное место занимают при этом вопросы экскурсантов и работа с репликами.

В рассказе сообщается о тех свойствах объекта, которые зрением не наблюдается, он обобщает наблюдения экскурсантов, помогает им правильно воспринимать информацию.

Различные части рассказа выполняют различные задачи: объяснение, выявление качеств предмета, представление о зрительный вид, воспроизведения картины событий. В зависимости от этих задач и используются методические приемы.

Особенности рассказа. На практике можно выделить шесть особенностей рассказа:

1) зависимость от скорости передвижения группы. На пешеходной и автобусной экскурсиях на ту же тему скорость передвижения группы разная, естественно, и темп повествования должен быть разным. На пешеходных экскурсиях для детей и взрослых также различия в скорости передвижения;

2) подчинение показа. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и объясняет то, что видят экскурсанты. Содержание рассказа определяется объектом изучения;

3) необходимость зрительного подтверждения. Устные доказательства в экскурсии заменяются зрительными. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятника, демонстрации наглядных пособий. Рассказ, не связанный с показом, ведет к превращению экскурсии в лекцию.

4) адресный характер. Рассказывая, экскурсовод подразумевает конкретный объект. Так, если экскурсия происходит на улице с тесной застройкой, экскурсовод называет цвет, в который окрашен объект экскурсии, его этажность и т.д. Убедившись, что экскурсанты поняли, о котором сооружение речь идет, экскурсовод продолжает рассказ;

5) конкретность. Этот принцип требует, чтобы на экскурсии давался не материал вообще, а то, что раскрывает конкретную тему. Конкретность не должна замещаться в рассказе достатком фактов, данных, цифр. Это должно быть выражение определенного мнения в более точной форме;

6) утверждающий характер. Рассказывая о событии, экскурсовод утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте. Здесь очень важный подтекст истории - внутренний, дополнительный смысл. Он находит свое выражение в чувствах экскурсовода, в его жестах, мимике, тональности, то есть определяется отношением экскурсовода к предмету разговора.

Методические приемы рассказа. Как и показ, рассказ имеет собственные приемы, использование которых помогает наиболее полно раскрыть тему экскурсии.

Экскурсионная справка широко используется при осмотре объектов, когда выход из автобуса не предусмотрен. Это краткое изложение фактического материала об объекте или события. В справке сообщаются только основные данные об объекте: дата постройки, авторы, размеры. Справки часто применяются в обзорной и загородной историко-краеведческой экскурсиях. В тематических экскурсиях справки даются только об объектах, касается темы. Этот прием используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные. При осмотре дополнительных объектов справка используется самостоятельно, когда, изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.

Описание. С его помощью можно правильно отразить объект в сознании экскурсантов. Для этого приема характерны точность, конкретность, изложение характерных черт, особенностей внешнего вида объекта.

Описание может относиться не только к объектам, но и к происходящему. Образное описание события позволяет экскурсантам представить, как оно происходило. Данный прием носит в этом случае подчиненный характер, соединяясь с методическим приемом зрительной реконструкции.

В автобусных экскурсиях прием описания используется во всех четырех видах показа.

Характеристика. Прием построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и "действующих" в экскурсии лиц.

В отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При этом объект займет свое место в ряду других подобных по характеристике объектов или, наоборот, характеристика его свойств покажет отличие от других объектов.

Объяснение - форма изложения материала, когда в рассказе раскрываются сущность и причины явления, события. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и естественных экскурсиях, где отражаются внутренние связи процессов и явлений. Прием характерен для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод объясняет смысл изображенного художником в картине, в монументальной скульптуре. В архитектурной экскурсии выявляются особенности конструкции здания, характерные черты целого ансамбля.

Комментирование. Данный методический прием используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняет содержание события или замысел автора памятника истории и культуры.

В экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы прием используется в виде критических замечаний о внешнем виде здания, его конструкции, особенностях инженерных сооружений. Характерный для показа экспозиций музеев и выставок как объяснение к экспонатам.

В производственных экскурсиях применяется при показе конвейера движущегося работы машин, механизмов, строительных и реставрационных работ, а также в естественных экскурсиях - при наблюдении за отдельными природными явлениями. Пример: на тематической экскурсии "Донецк - столица шахтерского края" при посещении шахты комментируется работа скипового подъема.

Репортаж. В экскурсии - это краткое сообщение экскурсовода о событии или явлении, очевидцами которых экскурсанты. Прием эффективен только тогда, когда объект показывается в развитии. Сложность применения заключается в том, что рассказ в значительной части не готовится заранее, не входит целиком в индивидуальный текст, а носит характер импровизации и требует от экскурсовода сделанной четкости в изложении материала.

Цитирование. К данному приему прибегают с целью: подтверждение мысли; яркого и убедительного выражения мысли; сохранение особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени; воспроизведения картины события и ознакомления с чьей авторитетным мнением (прием ссылки на автора).

Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений (проза, стихи). Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков.

Вопросы и ответы. Суть приема заключается в том, что в ходе повествования экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Различаются вопрос:

1) на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме;

2) риторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как прием ораторской речи;

3) заданные экскурсоводом экскурсантам, что заостряют внимание последних на содержании экскурсии, вносят некоторую разрядку и способствуют выяснения подтемы.

Ссылка на очевидцев. В этом случае экскурсовод ссылается на неодушевленные предметы. Например, в экскурсии по территории памятника природы "Дружковские окаменелые деревья" можно сказать, что эти деревья видели динозавров.

В рассказе о событиях более близких (например, военных событиях в Святых Горах) экскурсовод может сослаться на таких очевидцев, как местные жители.

Задание. Прием используется в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: "Подумайте, почему этот памятник так называемый". Подобный вопрос не предполагает, что участник экскурсии сразу выполняет эту задачу. Прием направляет внимание, определяет те детали, понимание которых важно для усвоения.

Новизны материала. Прием заключается в том, что в ходе повествования сообщаются только факты и примеры, неизвестные экскурсантам.

Литературный монтаж. Рассказ строится на определенном наборе отрывков из различных литературных произведений. Некоторые отрывки значительные по своему размеру (пятнадцать-двадцать строк машинописного текста). Например, литературные произведения используются в мероприятиях школьного характера и дошкольного: ранки, праздничные выступления.

Применение документов в выступлении добавляет точность и достоверность информации, прозвучавшей ранее, например, очень важно подтвердить или уточнить сказанное. Воспоминания в литературном монтаже играют большую роль, так как они привлекают уставшего слушателя.

Данный прием позволяет воссоздать картину событий. Использование его экскурсоводом основано на "преобразовании" одного вида искусства (словесного) в другой (изобразительный). Поэтому для литературного монтажа создателям текста экскурсии нужно подбирать только такие отрывки, которые позволят экскурсантам увидеть картину событий, изображенных в произведениях или отраженных в документах, представить то, о чем идет речь на экскурсии.

Монтаж оказывает сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов, но доступен не каждому экскурсоводу, так как требует от него глубокого знания литературы, истории, безупречного вкуса и артистических способностей.

Соучастие. С помощью, например, такого обращения: "Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления фашистских войск" - экскурсовод помогает экскурсантам представить себя участниками события.

Дискуссионная ситуация. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, что вызывает дискуссионную ситуацию. Прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.

Сталкивание противоположных версий. Используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).

Персонификация. С помощью рассказы об отдельных эпизодах из жизни конкретного человека мысленно создается его образ.

Проблемная ситуация. Прием заключается в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься и побуждает найти правильный ответ на заданные вопросы. В ряде случаев экскурсантам предлагается найти альтернативу предложенному решению вопроса.

Отступление. В ходе экскурсии в экскурсантов может накопиться усталость. Снять ее можно, отступив на время от темы: прочитать стихотворение, привести пример из собственного опыта. Однако, чтобы добавить сложной информации непринужденный характер, нельзя сводить дело к шуткам, анекдотам среди серьезного изложения материала.

Индукция. Прием применяется в рассказе, когда необходимо сделать переход от частиц (единичных) случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. В рассказе используется также методический прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному. В ряде случаев оба эти приема используются при показе одного объекта. Каждый из них применяется как взаимное дополнение. Например, уместно применить прием дедукции при показе панорамы города.

Климактерический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда сначала сообщаются менее интересные и незначительные факты и аргументы, затем - более значительные и, наконец, - самые интересные. Такая последовательность, по мнению сторонников этого приема, способствует нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.

Антиклимактеричний прием заключается в том, что изложение материала в рассказе начинается с самых интересных фактов и примеров. Интерес к теме, разбуженный в экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом.

В экскурсиях климактерический и антиклимактеричний приемы следует рассматривать как формы изложения материала, как структурные особенности построения повествования. К показу предлагаемые приемы не имеют отношения, поскольку последовательность демонстрации объектов определяется не степенью их значимости, а тем местом на маршруте, что каждому из них выделяется с целью полного и логического освещения темы.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.