Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История развития экскурсологии





Экскурсии, как и туризм, имеют глубокие исторические корни, ведь путешествия известны человечеству с давних времен. Давно мотивам путешествий были торговля, образование, лечение, паломничество. Путешественники посещали различные местности, получали впечатление и распространяли информацию о достопримечательностях и памятных событиях, выдающихся личностей, играло большую роль в познании окружающего мира и вполне может считаться прототипом туризма и экскурсий.

Туризм в настоящее время – важная отрасль непроизводственной сферы. Его неотъемлемой частью является проведение экскурсий. Процесс познания человеком окружающего мира тесно связан с путешествиями. Уже в древние времена народы Египта и Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления об окружающих территориях.

Развитие торговли требовало все новых сведений о странах. Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного рода относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем Египте отмечаются уже в IV в. до н.э. В последующем времени туристские поездки египтян связывались с путешествиями к городам, искусственным озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся пирамиды. Однако недостаток густой сети хороших дорог, мест ночлега и питания, которые появились только в древней Греции и Риме, затрудняли первые путешествия. Туризм в то время не составлял источника доходов.

Значение дорожной сети оценили только персы, которые на территории своей страны развили систему коммуникаций, часто превосходившую даже более поздние известные римские дороги. К самым лучшим из них принадлежали королевские дороги, связывавшие Вавилон, Сузы и Экбатаны с окрестностями. Через каждые 30 миль на этих дорогах располагались корчмы, пункты питания, отдыха и т.п. За оказываемые там услуги полагалась плата согласно ставкам, одинаковым как для богатых, так и для бедных.



Расцвет античного туризма был связан главным образом с древней Грецией и Римом. В этих государствах большое значение придавалось экономической стороне путешествий. И греки, и римляне часто предпринимали весьма далекие поездки, причем греки (из-за слабого развития дорожной сети)совершали их в основном морским путем.

Массовый характер в те времена носили и странствия в религиозных целях. К наиболее известным принадлежали путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые, начиная с VII в. до н.э., проходили каждые 4 года.

Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности. При минеральных источниках либо вблизи святых мест возводились объекты, напоминающие современные санатории. Лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений. Кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем зимние не имели такого массового характера, как летние.

Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения. Возникновение множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой вызвало создание политических барьеров, незнакомых ранее. Только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные поездки в религиозных целях. В позднейших периодах эта форма путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в структуре туристского движения.

Наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки и, как следствие, организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путешествий студентов.

Миграции, связанные с религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство в общей структуре туристского движения в период от позднего средневековья до современной истории.

В XVII в. в Европе появилась форма «чистого туризма», которая охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.

Зарождение туризма как социального явления относится к концу XVII – началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм как форма отдыха и развлечений зародился примерно 150 лет назад.

Первую в мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX в. Ему же принадлежит организация массовой экскурсии в Ливерпуль. С 1847 г. общество Кука стало распространять специальные тарифы на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубеж. Одними из первых объединились любители горных путешествий. В 1857 г. в Лондоне они создали «Альпийский клуб».

Развитие экскурсий также тесно связано с педагогикой. В конце XVII – первой половине XVIII вв. под влиянием идей великих просветителей в некоторых учебных заведениях Европы стали проводить краткие экскурсии и пешеходные прогулки для учащихся. Их организовывали для обеспечения наглядности и предметности в системе обучения и воспитания.

В России в конце XVIII в. выдающиеся педагоги и литературные деятели (Н.И. Новиков, В.К. Тредиаковский, А.Н. Радищев) также говорили о необходимости экскурсионных прогулок на природе.

Во второй половине XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, училищ и школ.

Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.

Крымский горный клуб. В XIX в. среди россиян большую популярность получил горный район Крым, к которому легко было добраться по суше и по морю. Крымские горы привлекали доступностью своих хребтов и удобными для путешествий тропами. К тому же целительный сухой климат благоприятно сказывался на людях с заболеваниями дыхательной системы. Эти свойства сделали его наиболее посещаемым районом России.

В 1876 г. состоялась первая экскурсия в Крым, проведённая профессором геологии Н.А.Головкинским. Он пригласил на экскурсию 25студентов Новороссийского университета, для которых добился бесплатного проезда на пароходе Русского общества пароходства и торговли из Одессы в Крым и обратно. Экскурсанты познакомились с Ялтой, Никитским садом, морским побережьем горной частью Крыма, собрали геологические коллекции. Позже профессор Н.А.Головкинский выпустил путеводитель по Крыму – одно из первых популярных краеведческих изданий.

Интерес, который проявляли в конце XIX в. к Крыму, определил появление второго в России объединения любителей гор (первым был Кавказский горный клуб, основанный в 1877 г.). Клуб был основан в Одессе в 1890 г. и получил название Крымского горного клуба.

Крымский горный клуб поставил перед собой следующие цели:

научное исследование Таврических (Крымских) гор и распространение собираемых о них сведений;

поощрение к посещению и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателям и художникам, отправляющимся в горы с научной или артистической целью;

поддержка местных отраслей сельского хозяйства, садоводства и мелкой горной промышленности;

охрана редких горных видов растений и животных.

Клуб существовал материально за счёт взносов своих членов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий, изданий трудов клуба.

Свою деятельность клуб начал с организации экскурсии 19 членов в Крым в апреле 1891 г. Экскурсанты посетили Севастополь и ознакомились с археологическими раскопками в Херсонесе, древним Инкерманским монастырём, высеченным в известняках, Айтодорским маяком, Никитским садом и другими достопримечательностями Крыма. Во время этой восьмидневной экскурсии членами клуба были собраны геологические, почвенные, ботанические, энтомологические коллекции, которые должны были послужить основой при создании музея Крымского горного клуба.

С первого же года клуб приступил к собиранию данных по геологии, географии, флоре, фауне, этнографии, археологии и истории Крыма и поставил задачу начать издание этих материалов с целью популяризации Крыма как туристского района. И уже в 1891 г. первый выпуск “Записок Крымского горного клуба” увидел свет, после чего регулярное их издание продолжалось в течение 25 лет.

Известность Крымского горного клуба (позже переименованного в Крымско-Кавказский горный клуб) с каждым годом возрастала, что было связано с активной экскурсионной деятельностью, проводимой им, и с открытием новых отделений клуба в различных городах России. Основу деятельности отделений клуба составляла организация экскурсий.

Правление Крымско-Кавказского клуба, начав с экскурсий в Крым для своих членов и для всех желающих, постепенно расширило географию поездок и с 1910 г. начало уделять внимание экскурсиям на Кавказ. А в 1913г. экскурсионная секция подготовила многодневные маршруты по Крыму, Кавказу, Уралу, к Днепропетровским порогам. Приглашение принять участие в этих экскурсиях заранее публиковалось в “Записках клуба”.

Особое место в деятельности Крымско-Кавказского горного клуба занимало Ялтинское отделение. Именно это отделение занялось широкой экскурсионной деятельностью, организацией туристских поездок и экскурсий в Крым и по наиболее интересным местам Крымского побережья.

Ялтинским отделением было сформулировано несколько задач:

создание троп для пешеходных экскурсий в горы;

установление указателей дальнейшего движения и пройденного расстояния, а также скамеек для отдыха;

создание туристского приюта. Туристский приют был создан на Чатырдаге (первый в России);

разработка новых экскурсионных маршрутов; заключение контрактов с поставщиками лошадей и экипажными мастерами; поиск мест для проживания экскурсантов; хлопоты об удешевлении экскурсий для учащихся и др.

Год от года экскурсионная деятельность Ялтинского клуба набирала силу. Число экскурсантов постоянно увеличивалось. Экскурсии отделения отличались большим разнообразием маршрутов. Основу их составляли однодневные экскурсии в окрестностях Ялты.

Популяризация экскурсий проводилась путём рассылки плакатов и брошюр с их описанием в учебные заведения, различные учреждения крупных городов России, публикации рекламных сообщений об экскурсиях, еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий в гостиницах, пансионатах, водолечебницах. Такие методы распространения экскурсий принесли свои плоды. Экскурсиями Ялтинского отделения стали пользоваться приезжие из разных мест.

Особую заботу все отделения Крымско-Кавказского горного клуба проявляли об ученических экскурсиях. В “Записках” были обнародованы “Основания для организации ученических экскурсий в Крым…”, в которых подчёркивалось значение для молодёжи: “Развивая в молодёжи пытливость ума и любознательность, они вместе с тем имеют и гигиеническое значение, давая юношам возможность провести более или менее продолжительное время на чистом воздухе в гористых местностях, что вместе с передвижением по горам должно способствовать физическому развитию и укреплению организма”. По ходатайству правления отделения для участников ученических экскурсий предоставлялось или бесплатное помещение для проживания в ялтинских школах, или крайне дешёвое в некоторых гостиницах.

Понимая, что для дальнейшего развития экскурсионного дела необходимо большое число подготовленных экскурсоводов, правление клуба начало с 1902 г. подготовку руководителей экскурсий из числа школьных учителей.

Педагогические экскурсии Крымско-Кавказского горного клуба стали ещё одной действенной формой пропаганды туризма в России, поскольку в последующие годы участники этих экскурсий возвращались в Крым, но уже с десятками своих учеников, выполняя тем самым задачу клуба “устремить русских туристов мощным потоком” в этот благодатный край.

За время своей работы (более чем за 20 лет) Крымско-Кавказский горный клуб стал влиятельной экскурсионной организацией в России. Он заложил прочный фундамент экскурсионного дела в нашей стране.

Повышенный интерес к экскурсиям, возникший к 10-м г.г. XX в., явился толчком к созданию при некоторых обществах экскурсионных комиссий, бюро, комитетов. Они взяли на себя функции содействия экскурсионным группам и отдельным экскурсантам при знакомстве со столицами и губернскими городами. Кроме экскурсионных организаций при различных обществах, появились и частные туристские конторы, основанные предпринимателями, предлагавшие свои услуги при проведении экскурсий по России и за рубеж.

Количество экскурсионных комиссий постепенно возрастало. Они создавались в различных городах России: Екатеринодаре, Харькове, Ярославле, Москве и др. К концу 1915 г. существовало уже около 100 подобных организаций.

С 1910 г. стали организовывать экскурсии для сельских жителей в другие наиболее развитые сельскохозяйственные губернии. Они проводились для ознакомления с высокопродуктивными сельскими хозяйствами. Эти экскурсии оказались весьма полезными для крестьян, участвовавших в них. Во многих хозяйствах в результате такого своеобразного обмена опытом появились спустя некоторое время различные нововведения.

В конце XIX – нач. XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в “Записках Крымского горного клуба”, в журналах “Русский турист” и “Русская школа”.

Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе – Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н.П.Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.

Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.

Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.

Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга “Школьные экскурсии”, написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е.Райкова. В ней впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов.

В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: “Экскурсионный вестник” в Москве, “Русский экскурсант” в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный музей” в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.

Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.

С 1915-1917 г.г. при пересмотре учебных планов и программ была подписана новая программа для высших начальных школ, в которой указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

Серьёзным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий.

В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.

С развитием экскурсионного дела рос и интерес к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть из журналов, выходивших в различных губерниях России.

Но все эти литературные источники не могли полностью заменить специальной учёбы под руководством опытных теоретиков и практиков экскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы по подготовке руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интерес учительской среды. Курсы были платными. В их программу входили лекции и экскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес, проявленный учителями к курсам по подготовке руководителей естественно-историческими экскурсиями с детьми, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.

Развитие экскурсионного дела сопровождалось открытием исторических, культурных, природоведческих памятников, музеев, выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ, представителей демократически настроенной интеллигенции. В 1872 г. в Москве был открыт политехнический музей, в 1873 г. – исторический.

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, внимание к туризму и экскурсиям в учебных заведениях создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в специализированные организации. Так, в 1895 г. создается Российское общество туристов (Российский туринг-клуб), а в 1901 г. – Русское горное общество, которые просуществовали до Октябрьской революции.

В то же время, несмотря на большой вклад в развитие туризма и экскурсионного дела, ни эти, ни другие организации не были массовыми. Поездки и экскурсии могли позволить себе представители привилегированных классов, для основной же массы населения они были недоступны. Такая же ситуация наблюдалась и в мире.

В первые годы Советской власти перед школами была поставлена задача привнести в обучение активную умственную работу, базирующуюся на личных практических навыках. В связи с этим в единой трудовой школе важное место отводилось практическим занятиям и экскурсиям.

Учителя оказались неподготовленными к немедленному решению поставленных перед ними задач. Поэтому одновременно требовалось учить новым методам преподавания педагогов, и организовывать эффективные практические занятия и экскурсии с учащимися.

Профессору И.И.Полянскому предложили организовать для учителей Северной области курсы по естествознанию с большим числом практических занятий и экскурсий. Эти курсы были организованы летом 1918 г. в Павловске. Занятия посетили два потока слушателей.

Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионного метода в школьное обучение вылилось в создание в феврале 1919 г. экскурсионной секции, задача которой состояла в организации школьных экскурсий. Однако она прежде всего начала создавать загородные естественно-исторические станции, которые должны были принимать школьников для проведения с ними экскурсий под руководством опытных педагогов. С лета 1919 г. первые станции в Павловске, Детском (Царском) селе, на Лахте, в Сестрорецке, Петергофе и при Каменноостровском сельскохозяйственном институте приняли школьников-экскурсантов.

Через год после начала экскурсионной кампании (01.01.1920 г.) было утверждено «Положение об экскурсионной секции и экскурсионных станциях при Коллегии единой трудовой школы Комиссариата Народного Просвещения», в котором уточнялись задачи экскурсионных станций: «Разрабатывать для школ экскурсионные планы и маршруты, содействовать совершению самих экскурсий школами как на экскурсионные станции, так и помимо них, организовывать лекции и курсы для подготовки руководителей экскурсий, издавать посвященные экскурсионному делу книги, журналы и т.п.».

В начале 20-х гг. стали проводиться конференции по вопросам экскурсионного дела. На них закладывалась теоретическая база широко развитой в нашей стране экскурсионной деятельности.

Также в связи с необходимостью научного изучения экскурсионного дела в 1921 г. были созданы три научно-исследовательских учреждения: Центральный музейно-экскурсионный институт в Москве; экскурсионный отдел Институте методов внешкольной работы; научно-исследовательский экскурсионный институт в Петрограде. Цели организаций были следующими:

изучение экскурсоведения (теоретические и практические основы);

обобщение опыта работы различных учреждений в экскурсионной сфере (просветительских организаций, школ и др.);

проведение лекций по экскурсионной тематике, систематических курсов по привлечению к экскурсионному делу более широких кругов общественности;

организация конференций и съездов по теоретическим и практическим вопросам.

Научно-исследовательские организации, созданные в 1921 г., просуществовали недолго. Через несколько лет они были расформированы или реорганизованы.

В 1922 г. работа экскурсионных станций в значительной степени нарушилась из-за сложного экономического положения в стране. Были резко сокращены штаты как экскурсионной секции, так и экскурсионных станций в связи с общим сокращением по всем правительственным учреждениям. В дальнейшем экскурсионная секция и экскурсионные станции прекратили свое существование.

В 1928 г. для концентрации работы и обеспечения материальной базы экскурсионного дела было создано Общество пролетарского туризма, объединившее акционерные экскурсионно-туристские общества и организации. Работу возглавило Государственное акционерное общество «Советский турист».

В 1936 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов создал Туристко-экскурсионное управление ВЦСПС, которое должно было стать ведущей организацией в стране по развитию туризма, экскурсионного дела и альпинизма. С самого начала ТЭУ было ориентировано только на развитие и совершенствование плановых туристских маршрутов. Это послужило толчком к изменению устава ТЭУ. В новой его редакции обратили внимание на создание при общественных организациях и учебных заведениях секций по туризму, на организацию путешествий и экскурсий во время отпусков трудящихся и в выходные дни.

Во время Великой Отечественной войны деятельность туристских организаций была прекращена. Туристское хозяйство страны понесло огромный урон, многие базы были сожжены и разрушены.

Но уже в апреле 1945 г. ВЦСПС принял решение о возобновлении деятельности туристско-экскурсионного управления. В первые же послевоенные месяцы профсоюзы приняли меры по восстановлению туристских маршрутов.

В мире довоенный уровень туризма был достигнут в конце 40-х гг. В этот период туристские путешествия и обмены получили распространение в США и Канаде, за счет туристов США развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе. В начале 50-х гг. в большинстве стран Западной Европы закончился период восстановления разрушенного хозяйства. Все больше расширялись туристские связи и путешествия, чему способствовало заключение специальных соглашений между европейскими капиталистическими странами.

На смену туризму богатых одиночек, представителей имущих классов приходит туризм, в который все более вовлекаются средние слои населения. Путешествия, походы, экскурсии не рассматриваются уже как роскошь. Крупнейшие предприниматели делают ставку на получение доходов от развития массовых форм туризма.

Развитие туризма и экскурсионной деятельности постепенно приобретало массовый характер. В постановлениях ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС ставились общие задачи: развитие туризма и экскурсий в целом и обеспечение массового развития туризма и экскурсий среди трудящихся и молодёжи, расширение сети и улучшение деятельности туристско-экскурсионных учреждений, повышение квалификации кадров для этих организаций и, следовательно, открытие курсов повышения квалификации туристско-экскурсионных работников, превращение туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслуживания населения, повышение качества обслуживания, создание советов по туризму и экскурсиям, бюро путешествий, использование экскурсий в целях трудового, нравственного и культурного воспитания и другие задачи.

Главной задачей Центральный совет по туризму и экскурсиям ставил перед собой такую: “Обеспечение дальнейшего развития массовости туризма экскурсий как наиболее популярных форм активного отдыха населения, укрепления здоровья советских людей, повышения их работоспособности и производительности труда, формирования высоких нравственных качеств”.

При доминирующем государственном регулировании развития туризма, новый импульс экскурсионному делу давали именно государственные нормативные акты. Одним из них становится постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». В постановлении определялась необходимость в принятии мер к массовому развитию туризма и экскурсий в стране, расширению сети и улучшению деятельности туристских и экскурсионных учреждений, превращению туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслужива­ния населения. Министерство просвещения СССР создало Центральную детскую туристско-экскурсионную станцию.

В июле 1971 г. Президиум ВЦСПС принимает постановление о экскурсионном деле: «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы», в котором определялись меры по повышению познавательной ценности экскурсий, улучшению методической работы экскурсоводов, подготовки кадров для бюро путешествий и экскурсий. Постановление давало право комитетам профсоюзов оплачивать 70 % стоимости экскурсий и путешествий на маршрутах выходного дня за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурно-воспитательную работу.

В 70-е гг. XX в. экскурсионное дело становится частью учебного процесса крупнейших ВУЗов страны. На географических факультетах Ростовского, Белорусского, Киевского, Симферопольского, Тбилисского государственных университетов были открыты специализации «Методика и организация туристско-экскурсионного дела». На факультетах общественных профессий педагогических институтов создавались экскурсионные отделения.

В 70-е гг. был разработан ряд нормативно-правовых актов, регулировавших работу экскурсионных учреждений. Были разработаны: «Положение об экскурсионном бюро, бюро путешествий и экскурсий совета по туризму и экскурсиям», «Положение об экскурсоводе туристско-экскурсионных учреждений системы Центрального совета по туризму и экскурсиям», «Положение о методическом совете экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий системы Центрального совета по туризму и экскурси­ям» и др.

В конце 70-х начале 80-х гг. XX в. активизируется теоретическая работа в области теории и практики экскурсионного дела. В массовом порядке издаются монографии, буклеты, инструкции по организации экскурсионной работы. «Подготовка и проведение экскурсий», «Основы экскурсоведения», «Организация экскурсионной работы», «Методические рекомендации по подготовке новой экскурсии», «Требования к методической разработке экскурсий», «Городская обзорная экскурсия», «В помощь преподавателям курсов по подготовке экскурсоводов», «История экскурсионного дела в СССР» и др.

В 1985г. В СССР функционировали 925 бюро путешествий и экскурсий, которые разработали и реализовали около 20 тыс. тематических экскурсий и маршрутов. Участниками этих экскурсий стало более 500 тыс. человек.

Последним законодательным актов регулирующим советское экскурсионное дело становится Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране в 1986 - 1990 годах и на период до 2000 года», принятое в июле 1985 г. В нем подчеркивалась особая роль туризма и экскурсий в идеологическом воспитании трудящихся, в пропаганде достижений страны, ее экономики, науки и культуры.

В 90 -е годы ХХ века экскурсионное дело получило новый толчок для развития. В связи с падением «железного занавеса», налаживанием зарубежных связей и контактов стали организовываться многочисленные поездки россиян за рубеж, в Россию ежегодно приезжали тысячи иностранцев с целью познакомиться с закрытой ранее для всех страной. Экскурсионная деятельность стала динамично развиваться. Образовалось многочисленное количество турфирм, которые, к сожалению, работали на выездные туры и лишь немногие предлагали туры по России.

В настоящее время экскурсии представляют собой важную составляющую рынку туристско-рекреационных услуг.

Экскурсология рассматривает историю становления и развития экскурсионного дела, выделяет ее отдельные этапы, зарождение и деятельность различных школ и направлений, сущности экскурсии, проработке вопросов экскурсионной методики, разработки экскурсионной тематики и подготовки кадров экскурсионной отрасли.

Экскурсология является комплексным понятием, интегрирует теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности и историю экскурсионного дела.

Среди многочисленных определений экскурсологии, как науки, одним из наиболее распространенных, является определение ее как области теоретических знаний, которая изучает проблемы моделирования идеальной экскурсии и влияния экскурсии на сознание людей.

Экскурсология изучает исторические процессы развития экскурсионного дела, и «философию» теорию и методику экскурсионной работы, подготовку квалифицированных специалистов экскурсионной сферы.

Абсолютно очевидным является необходимость исследования социально философского смысла экскурсии, как социокультурного явления, его места в формировании ценностей человеческой жизни, раскрытие глубинного значения экскурсии для процесса глобального взаимодействия культур.

Важнейшими функциями экскурсологии является научно-методическая, миссия, которой заключается в оптимально-рациональном формировании экскурсионного продукта; просветительская - распространение сведений и знаний в области науки, культуры, образования; воспитательная - воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, его истории и культуры; эмоционально-эстетическая функция. Экскурсионный материал, методика его представления должны быть рассчитаны на удовлетворение духовных, нравственных и эстетических потребностей, вызвать у участников экскурсии чувство удовольствия, наслаждения прекрасным.

Теоретические знания по экскурсологии, прежде всего, требуют выяснения объекта этого знания - непосредственно экскурсии. По своей природе экскурсия является многогранным явлением. Она объединяет информацию экскурсовода, учитывая при этом методику подачи информации (профессиональное мастерство), объекты показа, музеи, как отдельные составляющие экскурсионной деятельности в широком смысле транзитное обеспечение и т.д. Наряду с понятием «экскурсология» часто используют и другие, которые рефлексируют феномен экскурсологии - «экскурсоведение», «экскурсионное дело», «экскурсионная деятельность». На первый взгляд все эти дефиниции идентичны по содержанию, отличаются определениями одного и того же. Однако это поверхностное отождествление. Экскурсоведение, по нашему усмотрению, общее понятие, которое охватывает любое знание об экскурсии - общее и частное, теоретическое и практическое, абстрактное и конкретное. Понятие «экскурсология», по нашему убеждению, в отличие от уже названных, наиболее удачно в концептуально-концентрированном виде отражает сущность такого фрагмента общественной культуры как «экскурсия». Во-первых, это понятие соответствует научной традиции образования теорий, базирующихся на знании закономерностей своего объекта (логоса). Во-вторых, оно подчеркивает фундаментальный характер того знания, которое представляет.

Теория экскурсоведения (экскурсология) в значительной степени развивается на основе практики, но не только обобщает практический опыт, но и раскрывает новые связи, стороны предмета исследования, помогая практикам более успешно овладевать ими. Гуманистическая направленность экскурсионной деятельности способствует формированию, углублению и воплощению в общественную жизнь общецивилизационных ценностей: терпимости, свободы и ответственности, справедливости, уважения, творчества и самореализации. Безусловно, экскурсионная деятельность косвенно раскрывает возможности совершенствования личности, формирования ее жизненной позиции, мировоззрения, системы оценивания действительности, создание разветвленной системы непосредственной коммуникации между людьми, ориентации как на национальные, так и общецивилизационные ценности









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.