Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика экскурсионного показа





 

Основное и определяющую роль в экскурсии играет показ. Показ - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, экскурсанты получают под руководством экскурсовода в определенной последовательности, с конкретной целью.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) объекта, наблюдают, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность показа зависит от организации правильного наблюдения объектов экскурсантами.

Цель показа - научить экскурсантов определенным образом смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В ходе экскурсии цель реализуется путем решения таких задач, как показ: объектов, находящихся перед экскурсантами; объектов, которых уже нет; исторических событий, которые происходили на данном месте; действий исторического лица; объекта таким, каким он был в период события, описывается.

Показ базируется на созерцании и осмотре.

При осмотре человек воспринимает только внешний вид объекта, при показе же изучает его разные стороны с помощью объяснений экскурсовода.

Существует сюжетный и бессюжетный показ. Сюжетный отличается присутствием конкретных личностей с их характерами, действиями. Такой показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают увиденное, усваивают суть событий. Бессюжетный показ характерен чаще для обзорных экскурсий, при этом экскурсанты получают общие впечатления (например, о застройке города).

Для эффективного показа экскурсионных объектов необходимо выполнить следующие условия:

- правильно выбрать точки показа и благоприятное для него время;



- предусмотреть возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не раскрывают тему;

- использовать приемы движения;

- подготовить экскурсантов к восприятию.

Указания экскурсовода могут:

- ориентировать на определенные части или детали объекта (по времени - до наблюдения): "Сейчас слева на фоне заката можно будет увидеть башни дома - памятника архитектуры";

- направлять внимание экскурсантов на определенный объект: "Справа будет виден памятник Т.Г. Шевченко";

- рекомендовать сравнить данный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (например, памятники Артему в Донецке и в Святогорске)

- разъяснять особенности объекта показа с целью его более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

- выделять объект из ансамбля или из ряда подобных ему в окружающей среде;

- предлагать сделать выводы на основе общих наблюдений.

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты "заговорить" особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло, при показе объектов необходимо учитывать их признаки - размеры, объемную форму, назначение, функции, выполняемые в настоящее время, покраска.

Виды показа. Одним из признаков экскурсии, как уже отмечалось ранее, является движение по заранее составленному маршруту. Темп движения в различных экскурсий разный, в зависимости от чего выделяют показ объектов по ходу движения и во время специальных остановок.

Для автобусной экскурсии характерны, например, такие виды показа:

1) комментарии экскурсовода по объектам, которые видят экскурсанты по ходу движения на скорости 50-60 км / ч. Такой вид показа характерен для путевой информации;

2) показ при замедленном движении (до 40 км / ч). Дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, используется для знакомства с дополнительными объектами;

3) показ объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;

4) более глубокий показ на остановке с выходом из автобуса. Используются методические приемы показа.

Особенности показа на экскурсии. Характерными чертами показа на экскурсии являются:

1. Активность. Показ - не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.

2. Логическая последовательность. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой к раскрытию темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются продуманной очередности.

3. Главное значение. Без показа не может быть экскурсии. Он первичный и в тех случаях, когда с его помощью иллюстрируется рассказ. Для большинства экскурсий объекты являются единственным доказательством выдвинутых экскурсоводом положений.

4. Определяющая роль. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу или используется одновременно с ним. Это привело к рождению формулы "от показа - к рассказу". Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств.

5. Сюжетность. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии сложнее, чем в произведении литературы или изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий ее участников, показ хода исторического события, жизни и деятельности исторического деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, сочетающая элементы показа и рассказа. Конечно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектами показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.

6. Парадоксальность заключается в том, что экскурсант в ходе показа видит больше того, что находится перед ним в этот момент. Наблюдение объекта под руководством экскурсовода создает условия для того, чтобы экскурсант увидел больше того, что он увидел бы при самостоятельном осмотре объекта. Например, он мысленно представляет не только видимую стену дома, но и то, что находится за этой стеной, внутри дома. На основании образного рассказа экскурсовода перед ним возникают образы кабинета писателя и самого автора, работает над произведением.

Методические приемы показа. Методические приемы показа организуют наблюдения объекта и позволяют выделить его из окружающей среды. Они подразделяются на несколько групп в зависимости от их назначения.

Предварительный осмотр используется в начале наблюдения объекта. Существуют два варианта этого приема. Первый начинается со слов экскурсовода: "А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним". Тем самым экскурсантам предлагается самостоятельно провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта дает экскурсантам возможность:

- Составить представление об исторической местности, где происходили рассмотрены события;

- Представить данный объект в естественной обстановке;

- Дать определенную оценку объекта;

- Получить представление о его природное окружение.

Во втором варианте приема предварительного осмотра началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно стоит увидеть в ходе наблюдения объекта, которые его качества и конкретные особенности рекомендуется при этом обнаружить.

Панорамный показ позволяет наблюдать его состояние. Для этого приема можно использовать башни, колокольни, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля боя, долины, реки. С целью активизации восприятия панорамной картины необходимо выявить в ней композиционный центр и обратить на него внимание экскурсантов. Также для раскрытия темы нужно указать те объекты, которые этому способствуют, и перейти от общего к частному. Данный прием используется в экскурсиях по Святых Горах, на Саур-Могилу и т.д.

Зрительная реконструкция (восстановление). Термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида (вида) чего-нибудь по остаткам или письменным источникам. Сущность данного приема заключается в том, что путем словесного описания восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Экскурсовод при этом опирается на зрительные впечатления экскурсантов. Такой прием широко используется при показе памятных мест, где проходили, например, военные бои, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда можно отнести места, связанные с жизнью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.

Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Его компетентность позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

Зрительный монтаж является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя этот прием, составляет нужный образ, суммируя внешний вид нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть "заимствованы" из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже используются фотографии, чертежи, рисунки.

Локализация играет важную роль в конкретизации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в пределах данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала предполагается переход от общего к частному. (Например, эффективное использование приема привязки событий к определенному месту в экскурсиях на производственные темы: "В этом цехе был построен первый в стране трактор").

Прием локализации требует от экскурсовода точности воспроизведения исторического события и часто сочетается с приемом реконструкции. Использование данного приема вызывает у экскурсантов чувство причастности к событиям, оказывает сильное эмоциональное воздействие и получило образное название "власть места". Чаще всего прием используется в экскурсиях на исторические и военно-исторические темы.

Абстрагирование предусматривает мысленное выделение частей из целого для последующего глубокого наблюдения. Оно может быть построено на наблюдении одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, одной из частей дома (этажа, балкона, колоннады) при отвлечении от других частей, которые менее существенны при раскрытии темы. Очень часто применяется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы.

Сравнение. В экскурсионной методике используются различные виды этого приема: зрительное, словесное сравнение объекта с тем, что мысленно реконструируется или показанным ранее. Прием построен на зрительном сопоставлении различных объектов или частей одного объекта, находящихся в поле зрения экскурсантов. При этом сравниваются объекты, как похожи, так и различные по своему внешнему виду.

Использование предметов зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), сократить количество цифр в рассказе.

Одна из задач данного методического приема - выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Подводя итоги "наблюдение", экскурсовод называет подобные или отличные элементы сравниваемых объектов.

Например, в обзорной экскурсии по. Донецк, демонстрируя копию пальмы Мерцалова, которая изображена на гербе Донецкой области, экскурсовод предлагает сравнить данный объект с растением пальмы, проявляя общие и отличительные черты.

Интеграция(воссоединения). Прием построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Показывая здание, сооружение, экскурсовод идет путем объединения разных сторон, деталей, свойств. Прием не вызывает затруднений, так как каждый человек начинает познания окружающего мира по изучению единичных предметов.

Может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждый дом отдельно, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, и на заключительном этапе группа наблюдает ансамбль как единство нескольких домов.

Зрительная аналогия. Прием более сложный, чем зрительное сравнение, потому что задача экскурсовода - привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде подобного объекта. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия. Данный прием иногда называют еще приемом ассоциации. Особенно часто он строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности.

Переключение внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переводят взгляд на другой объект (например, из дома, построенного в начале IX в., на сегодняшний многоэтажный дом). Присутствие контрастов обогащает новыми впечатлениями.

Показ мемориальной доски. При наличии ее на экскурсионном объекте экскурсоводу следует начать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание обращают на мемориальную доску. Если она хорошо видна экскурсантам, экскурсоводу не следует читать подпись на ней.

В случае если объект, о котором идет речь, не сохранилась и мемориальная доска установлена на доме (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где происходили события, освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски .. В тематической экскурсии "Донецк литературный "при рассказе о В. Стуса и университет, в котором он учился, можно продемонстрировать мемориальную доску на доме корпуса филологического факультета. При этом читать надпись не надо, но можно обратить внимание на оригинальность мемориальной доски, сравнив ее с другими, ранее увиденными.

Показ «портфеля экскурсовода». Заполнить отсутствует зрительный ряд или более конкретно воспринять экскурсионный объект и связанные с ним события помогают наглядные пособия. Они не должны подменять зрительный материал, который можно увидеть на экскурсии. Наглядные пособия - это дополнительный источник знаний об объекте и события, связанных с ним; они особенно необходимы при осмотре и реконструкции памятных мест, объектов, где происходили исторические события. "Портфель экскурсовода» широко применяется в обзорных и тематических экскурсиях.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.