Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воспитательное воздействие экскурсии





 

Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика - наука о закономерностях воспитания, обучения и образования. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, то есть она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов, воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относятся: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.

Экскурсия как форма культурно-просветительной работы играет самостоятельную роль. Что же касается общеобразовательной школы, здесь она подчинена другим видам общеобразовательной деятельности - урока и лекции. В учебном процессе экскурсия, являясь формой обучения, по своему значению не отличается от других форм этого процесса.

Однако не только учебные, но и другие экскурсии по своим задачам и воздействия на участников представляют собой педагогический процесс. Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: учебный экскурсовод и обучаемые, экскурсанты. Экскурсовод сообщает знания по определенной теме, экскурсанты эти знания воспринимают. Взаимодействие этих двух сторон является основой педагогического процесса. Экскурсовод во взаимоотношениях с аудиторией использует методику педагогического воздействия.



Составной частью профессионального мастерства экскурсовода является педагогическое мастерство, искусство педагога. Понятие "педагогическое мастерство экскурсовода" включает в себя: знания по специальности; способности к анализу, образному мышлению; понимание психологии экскурсанта; умение управлять группой; знания и умения в области педагогической техники; интуицию; уважение личности экскурсанта, а также искусное использование педагогических средств в целях воспитания. Педагогика отводит важное место требовательности воспитателя, стимулирует, а в нужных случаях затормаживает деятельность экскурсантов, обеспечивает необходимую активность в проявлении их деловых и моральных качеств.

К экскурсоводу в полной мере может быть отнесена задача создать атмосферу общего переживания, единомыслия (в экскурсионной группе), а это значит создать из группы людей, объединенных общим интересом общением, коллективе.

Экскурсоводам нужно больше внимания уделять воспитательному аспекту экскурсии, сочетая его с образовательным аспектом. Экскурсионный материал должен быть подобран и использован таким образом, чтобы он развивал познавательные способности участников экскурсии, воспитывал в них высокие моральные качества - любовь к своей Родине, уважение к другим народам, коллективизм и т.д.

Каждая из групп тематических экскурсий имеет свои задачи:

Естественные экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру.

Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.

Производственные экскурсии формируют любовь и уважение к труду.

Исторические экскурсии воспитывают патриотизм. уважение к обычаям и традициям других народов, населяющих Украину.

В основе педагогического процесса лежит воспитания.

Уровни воспитательного процесса

1) воспитание является вечной категории, присущей обществу на любой стадии его развития передается от поколения к поколению - это социеторный уровень;

2) учреждения, организации, которые специально создаются с целью осуществления воспитательного воздействия - институциональный уровень;

3) уровень социально-психологический: в качестве субъекта педагогического воздействия выступают неиституированные социальные общества разного типа: ассоциации, кооперации, корпорации, коллективы (пионеры, скауты, пластуны и т.п.);

4) воспитание как определенную сторону межличностного взаимодействия - межличностный уровень;

5) педагогическое воздействие осуществляется в форме самовоспитания -интраперсональный уровень.

Аспекты воспитания

1. Воспитание - процесс, ведущий к определенным изменениям.

2. Воспитание - процесс социальный и осуществляется людьми.

3. Воспитание - процесс социализации, протекает в форме последовательного постепенного усвоения люди мной или группой лиц социально наработанных норм.

4. Воспитание - сознательная и целенаправленная деятельность его участников, которые являются носителями воспитания.

5. Воспитание - процесс социальной деятельности, предусматривает функционально не равноправия его участников (преподаватель всегда прав).

Участниками воспитательного процесса является два звена (рис. 6).

Учасники воспитательного процеса
Рис. 6. Участник воспитательного процесса

Воспитание - процесс активного формирования и управления развитием другого индивидуума или группы лиц.

Педагогическое воздействие - информационное воздействие. Информация, которая передается при взаимодействии должна меняться определенным образом в плане ее адаптации к возможностям объекта воспитания.

Средства педагогического воздействия - любые природные и искусственно созданные предметы, явления, процессы.

 

Обучение во время экскурсии

 

Во время экскурсии экскурсовод использует педагогические методы сообщения знаний. Они подразделяются на индуктивные и дедуктивные. Применяя индуктивный метод сообщения знаний, экскурсовод обобщает факты и делает выводы на основе изложенного материала, продвигаясь от частного к общему, от единичных фактов к общему положению.

Используя дедуктивный метод, он идет от общего к частному и только после этого с помощью аргументов доказывает тезис, выдвинутый сначала. Обычно в качестве такой тезис выступает формулировка подтемы или одного из основных вопросов.

Основываясь на требованиях педагогики, экскурсовод использует пять уровней перехода от прямого дедуктивного объяснения, возможного при наличии достаточных знаний, к вероятному объяснения при отсутствии достаточных знаний:

- первый - объяснение фактов из известных теоретических знаний;

- второй - объяснение фактов на основе перестройки ранее усвоенных знаний и их комбинирования;

- третий - высказывание способа объяснения в форме дедуктивного догадки в тех случаях, когда объяснение невозможно первыми двумя путями;

- четвертый - объяснение с помощью моделирования (индуктивно-дедуктивным путем) или аналогии;

- пятый - объяснение индуктивное. Применяется при отсутствии возможности использовать моделирование или аналогию.

Логическая схема при пятом уровне объяснения представляет собой следующее: сначала формулируется гипотеза, затем она в процессе приложения к новым фактам, их объясняя, превращается в доказательное понятие, умозаключение.

Как и на первом уровне, в свете общего положения рассматриваются частицы, отдельные факты и явления. В конце объяснения экскурсовод, возвращаясь к исходной точке, делает вывод.

Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов. Создатели экскурсий для учащейся молодежи в двадцатом года ставили задачу - добиться максимальной активности и самодеятельности экскурсантов, побудить их самостоятельно "работать" на экскурсиях. От экскурсовода требовали так вести показ объектов, чтобы подводить экскурсантов к анализу зрительных впечатлений, накопленных в ходе наблюдения объектов.

Важной частью педагогического процесса, протекающего в ходе экскурсии, является осмысление экскурсионной информации. В ходе такого осмысления в сознании экскурсантов происходят различные мыслительные операции - сравнение с ранее увиденное и услышанным, сопоставление данного объекта с другим, выделение главное и второстепенное, обобщения, выводы.

Другая задача экскурсии как педагогического процесса - вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов. Экскурсия своей наглядностью, методическими приемами показа, формами рассказа способствует активизации экскурсантов. Для решения этой задачи экскурсовод стремится привить группе определенную "экскурсионную грамотность", прежде всего умение видеть объект.

Важное место в экскурсионном процессе занимает организаторская работа экскурсовода, проводимая на протяжении всего маршрута с момента посадки группы в экскурсионный автобус, с первых шагов в пешеходной экскурсии. Организовать экскурсантов, экскурсовод выполняет обязанности педагога.

Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа экскурсовода. Перед экскурсоводом ставится задача - превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной домашней работы ее участников по закреплению и углублению полученных знаний. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщаются список литературы для чтения, перечень кинофильмов для просмотра, названия экскурсий, которые необходимо посетить.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.