Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности экскурсионной методики в различных видов экскурсий





Городские экскурсии являются самыми популярными в наше время. По содержанию их можно разделить на тематические и обзорные. Последние раскрывают несколько подтем, которые в разных местах имеют неодинаковое значение. Предпочтение следует отдавать подтемам, определяющих облик города. В городе-герое это будут военно-исторические подтемы, в городе-родине выдающегося деятеля - литературная подтема. Обязательные вопросы возникновения города, его роста, особенностей застройки, промышленности, культуры.

В городах, имеющих богатое историческое прошлое, большая часть времени уделяется рассказы о памятниках старины, в городах-новостройках почти все в рассказе посвящена современности.

Маршрут городской экскурсии конечно тематико-хронологический. Очень часто в экскурсию входит посещение музея, причем в краеведческий уделяется 30-40 мин., На другие музеи - 15-20 мин. На маршруте и в музеях часто встречаются объекты, не имеющие отношение к данной теме, но привлекают внимание экскурсантов. В таких случаях о них дается краткая справка и продолжается показ объектов, предусмотренных технологической картой.

Многоплановый характер обзорной экскурсии, включая различные подтемы, определяет сложные логические переходы, с помощью которых связываются в единое целое памятники разных эпох.

Методические приемы показа и рассказа в таких экскурсиях очень разнообразны. Из приемов показа часто используется предварительный осмотр. Экскурсионный анализ обычно дается при осмотре основных объектов. Достаточно часто применяется прием сравнения (по сходства и различия). Прием зрительной реконструкции используется реже, так как большинство объектов появляются в их современном состоянии. В городских экскурсиях могут применяться почти все приемы. Однако в силу специфики этих экскурсий из приемов рассказа нужно чаще использовать справку, цитирование, описание. Приемы комментирования и литературного монтажа встречаются реже.



Городские экскурсии должны периодически обновляться, в них, как ни в каких других экскурсиях, имеются широкие возможности для рекламы экскурсионных ресурсов края. При раскрытии подтемы экскурсовод приглашает посетить тематические экскурсии по соответствующим направлениям, на которых экскурсанты глубже знакомятся с их проблемами, вопросы.

Загородные экскурсии, так же как и городские, бывают тематическими и обзорными.

В тематических основная тема раскрывается в конечном пункте, так как по ходу переезда связанных с ней объектов может и не быть. Путевая информация во время пауз в изложении темы отличается тем, что в ней первичный рассказ. В эту информацию включают справочные данные, характеризующие район.

Обзорные экскурсии зачастую носят краеведческий характер. Для них характерно большое количество объектов показа и подтем.

Композиционно загородная экскурсия строится так же, как и любая другая. Она состоит из введения, собственно экскурсии и выводы. Поскольку загородная экскурсия длится целый день, необходимо предусмотреть перерыв на обед, предупредить экскурсантов о остановки для отдыха, правилах поведения в этих местах.

Не следует увлекаться большим количеством объектов показа, иначе объяснения могут превратиться в короткие, бессвязные справки, снижает познавательную ценность.

Среди тематических экскурсий наиболее популярные исторические. По содержанию их можно разделить на:

- историко-краеведческие;

- археологические;

- этнографические;

- военно-исторические.

Вся экскурсия на историческую тему должна строиться на точном документальном материале, обеспечивает научность и достоверность.

Часто объекты исторических экскурсий имеют архитектурное или искусствоведческое значение, то есть многоплановыми, однако главное внимание следует уделять историческим событиям.

Основным методическим приемом проведения исторических экскурсий является реконструкция (воспроизведение) событий или плохо сохранившихся памятников с помощью рассказа. Если на месте знаменательных исторических событий не сохранились памятники, а именно место занято современной застройкой и отсутствует иллюстративным материалом, то экскурсоводу приходится воспроизводить обстановку и ход событий только с помощью рассказа. В рассказе для более точного представления об эпохе, которая характеризуется, рекомендуется приводить цитаты из летописей, исторических документов, художественной литературы. Лучшему раскрытию темы способствует использование наглядных пособий. Принцип построения исторических экскурсий хронолого-тематический.

Искусствоведческие экскурсии воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, помогают изучению истории, культуры, а также современной действительности и ее отражение в произведениях искусства. В основе классификации данной группы экскурсий лежат различные виды искусства.

Наряду с живописью и скульптурой объектами показа являются произведения прикладного, декоративного искусства. Произведения народного творчества, быта, прикладного искусства осматриваются в этнографических музеях, музеях деревянного зодчества на открытом воздухе.

Большое значение в данных экскурсиях имеет так называемая культура показа памятника. Экскурсовод должен иметь безупречную язык, хорошо знать специальную терминологию. Однако насыщать повествование большим количеством терминов не надо. На всех искусствоведческих экскурсиях обязательно должна прозвучать мысль о бережном отношении к произведениям искусства.

Разновидностью этих экскурсий является литературная. Местом ее проведения могут быть и город, и музей, и загородные литературные заповедники. Обязательно в ней наличие объектов, связанных с жизнью и творчеством литератора.

По содержанию эти экскурсии делятся на группы:

- литературно-биографические или монографические;

- историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской, советской и украинской литературы или обзорные («Донецк литературный»);

- литературно-художественные, знакомящие с местами, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя.

Маршрут литературно-биографической экскурсии строится по хронологическому принципу, литературно-художественной - по тематическому. Найденный заранее локальный материал влияет на зрительные впечатления. Также как объекты рассматриваются памятники писателям. В литературной экскурсии объектов для показа конечно немного. Экскурсовод, показав памятные места, объясняет экскурсантам их ценность и значение в творчестве писателя.

Конечно, без приема воспроизведения (реконструкции) не обходится почти ни одна экскурсия. При этом важен наглядный материал, в частности фотоиллюстрации. Используются цитаты из художественных произведений. Часто в рассказе применяется прием литературного монтажа.

Экскурсоводу необходимо обладать культурой речи, иметь хорошую дикцию, умением читать стихи, показать памятное место, ввести слушателей в творческий мир писателя.

В классификации экскурсий по месту проведения особое место принадлежит музеям. Музейные экскурсии могут быть самостоятельным видом экскурсионной работы или частью других тематических и обзорных экскурсий. Например, в искусствоведческой экскурсии «Донецк - с. Красное »(на родину композитора С.С. Прокофьева) часть времени отводится на посещение Донецкого краеведческого музея.

Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления предметов и коллекций.

Цель создания музеев: выявление, сбор, хранение, изучение коллекций, осуществление научной, просветительской и образовательной деятельности.

История музеев долгая и интересная, что заслуживает отдельного разговора. В Древнем Египте существовали так называемые «дома жизни», в Греции - «музейон», позже - «кунсткамеры, музеум». В настоящее время в мире насчитывается множество музеев от таких известных, как Лувр или Третьяковская галерея с миллионами экспонатов, в совсем маленьких, часто необычных, как музей Мышкин (в г. Мышкино, Россия), где собраны самые различные предметы, так или иначе имеют отношение к мышке. Или, например, музей тюрьмы в одном из маленьких немецких городков. Отсутствие особых достопримечательностей в последнем побудило родителей города для привлечения туристов, а значит, и денег создать музей, где посетители могут посидеть на нарах, на электрическом стуле и даже поесть тюремной пищи.

Для того чтобы ориентироваться в многообразии музеев, введена их классификация.

Назовем основные профильные группы музеев:

1) исторические - занимаются сбором, хранением и пополнением коллекций ценными историческими материалами и памятниками;

2) художественные - специализируется на истории искусств и искусствоведения (музеи изобразительного искусства, картинные галереи, музеи скульптуры, театральные, музыкальные, музеи киноискусства и т.д.);

3) естественные - в процессе своей деятельности опираются на естественные науки (музеи биологические, ботанические, геологические, экологические и др.);

4) технические - связанные по роду своей деятельности с техническими науками, авиацией, автотранспортом, судостроением, связью и т.д .;

5) литературные - связанные с литературой, поэзией, жизнью писателей;

6) мемориальные - представляют экспозиции, посвященные выдающимся событиям, государственным, общественным и военным деятелям;

7) комплексные - соединяют две и более специализаций (историко-художественные, историко-архитектурные и т.д.).

Музейные экспонаты хранятся в залах музея, где их демонстрируют посетителям, и в фондохранилище, заказниках. Экспонаты, находящихся в залах, как правило, ценные в историческом или художественном отношении и называются экспозицией.

Каждый экскурсовод, проводя музейную экскурсию, должен грамотно, умело и квалифицированно обозначить место музейных экспонатов, для чего нужно знать специальные термины:

подиум - невысокая подставка вдоль стен, иногда в центре, для предметов больших размеров (мебель, кареты, автомобили);

экспозиционный пояс - вертикальная полоса стен и стендов (не выше 2 м и не ниже 80 см от пола);

витраж - изображение, выполненное на прозрачных материалах, воспринимаемое на просвет (часто на окнах)

муляж - слепок из гипса, воска, папье-маше, точно воспроизводящий размер и окраску оригинала (например, муляжи фруктов)

модель- копия, что передает конструкцию и фактуру оригинала в его уменьшенном виде (модель автомобиля);

макет - объемное художественное воспроизведение, обычно меньше по размеру, отличается от модели, как картина - от фотографии (макет домны)

панорама - художественное изображение события, города с круговым обзором; часть панорамы, зритель может посмотреть, не поворачиваясь, называется диорамой. Передний план, как правило, состоит из настоящих объектов, его дополняют живописным изображением в виде фона.

Музейные экскурсии проводятся дифференцированно, с учетом возрастных, образовательных, профессиональных особенностей экскурсионных групп. Основное правило методики проведения экскурсий (сочетание рассказа с показом) применена и к музейных экскурсий. Здесь показ преобладает над рассказом. Однако, поскольку музейные экспозиции готовятся специально для осмотра, методика их показа упрощается по сравнению с показом объектов в городской экскурсии. При анализе объектов чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции. Например, если необходимо воспроизвести целостный образ объектов по какой-либо сохраненной части (представленной в экспозиции) или картину жизни путем показа интерьера.

Чрезвычайная насыщенность экспонатами требует краткости, емкости, выразительности рассказы на музейной экскурсии. В основном используются прием описания или характеристики объекта, цитирования подлинных документов или их копий. Существенный признак музея - собрание музейных предметов, создаваемая на научной основе, подлежащее учету, хранению, консервации, исследованию на базе научных методов музееведения и профильных наук и используемое в научных и образовательных целях. Распространение музеями информации рассматривается как особый вид коммуникаций. Наиболее специфическая форма - демонстрационно-предметная коммуникация в виде экспозиций и выставок.

Экскурсии по музею можно проводить в любое время: для студентов и школьников - после работы или учебы, или в один из выходных дней недели; для работников предприятий, имеющих один-два свободных дня, - в эти дни. Для туристов, отдыхающих на базах отдыха, в гостиницах, пансионатах, экскурсионные поездки могут проводиться через день, а при наличии нескольких музеев - по одной экскурсии в каждый музей ежедневно. При этом здесь можно более продуктивно ознакомиться с экспозицией каждого музея.

Важным моментом подготовки музейной экскурсии, как и городской, является отбор объектов, поскольку обилие памятников не позволяет останавливаться на их полной характеристике. Отбирая экспонаты, руководствуются темой экскурсии. В тематической экскурсии осматриваются 2-3 зала (реже 4), в каждом из них - по 40-45 экспонатов, в обзорной - 10-12 залов по 5-10 экспонатов в каждом. Фрагментарный показ памятников определяет и форму повествования - тезисно. Маршрут в музее не имеет длительных пауз.

Природоведческие экскурсии расширяют естественные знания, воспитывают любовь к природе, эстетический вкус, является прекрасной формой отдыха.

По содержанию они делятся на обзорные и тематические (ботанические, зоо-, гидро-, геологические и др.).

Обзорные отличаются тем, что в них включаются различные объекты природы, раскрывается географическое положение и природные условия.

Методика проведения природоведческих экскурсий обусловлена тем, что экскурсанты могут вступать в непосредственный контакт с объектами осмотра. Для показа выбираются самые живописные уголки природы, для того чтобы экскурсия была не только научно-познавательную ценность, но и делала эстетическое воздействие.

При подготовке экскурсии сначала определяются объекты, затем подбирается литература. Выбранный объект должен быть обозримым, наблюдение, изучение, а его местоположение - удобным для транспортного сообщения и отдыха. На каждый объект составляется карточка.

Отличительной чертой методики показа объекта природы является то, что источником информации выступает сам объект живой и неживой природы, а не событие, с ним связано. В отличие от объектов других экскурсий объекты живой природы находятся в постоянном движении, во взаимосвязи. При показе объектов применимы естественной анализ, сравнение, прием зрительной реконструкции. С методических приемов рассказа используют описание, характеристику, объяснения.

В природоведческие экскурсии рекомендуется включать посещение музеев, соответствующие теме. В плане предусматривают и отдых. Экскурсию стоит заканчивать подтемой «Охрана природы».

Производственные экскурсии данной тематики принято разделять на исторические, экономические, технические. Места их проведения: заводы, фабрики, строительства, научно-исследовательские институты, специализированные выставки и ярмарки.

В разные периоды производственные экскурсии имели разную направленность. На современном этапе они являются неотъемлемой частью бизнес-туров, стажировок, играют важную роль в профориентационной работе.

Условия организации данного вида экскурсий состоит в том, что их программа, дата, время, объекты показа, продолжительность, количество, контингент и численность экскурсантов согласуются с администрацией предприятия.

Обязательно планируются встречи с сотрудниками, менеджерами, рабочими, специалистами. Как правило, такие экскурсии проводят менеджеры данного предприятия. Задача экскурсионной организации - помочь в создании экскурсии, подготовке экскурсоводов, формировании экскурсионной группы.

Особенности подготовки производственных экскурсий заключаются в следующем. Сначала собираются материалы характеристика предприятия, история, традиции, номенклатура изделий, сфера их применения и т.д. Здесь нужно использовать архив предприятия, сообщения в периодической печати, планы развития и т.д. Затем производится отбор объектов. Маршрут составляется с учетом не только последовательности показа отобранных объектов, но и технологического процесса, то есть этап упаковки продукции лучше показывать в конце экскурсии.

Важное условие экскурсии - обеспечение безопасности экскурсантов. Еще в процессе отбора объектов и составление маршрута нужно предусмотреть, чтобы экскурсанты сами были в безопасности и не мешали технологическому процессу. Перед началом экскурсии группу инструктируют о правилах техники безопасности. В случае необходимости выдают защитные каски, очки, спецодежда, в цехах с высоким уровнем шума - шумозащитные средства (беруши).

В Донецкой области большой популярностью, особенно у детей, пользуются экскурсии на предприятия кондитерского концерна АВК, «Конти и другие предприятия пищевой промышленности. Интересны также экскурсии на шахты, металлургические заводы. Производственные экскурсии могут включать посещение музеев предприятий. Так, например, в Донецке интересный музей Донецкого металлургического комбината.

По содержанию архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на:

1) связанные с показом памятников архитектуры определенного периода;

2) те, что дают представление о творчестве выдающихся архитекторов;

3) те, знакомящие планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

4) те, знакомящие с новостройками, современной архитектурой и ходом строительства домов и целых районов.

Одним из важнейших методических приемов проведения архитектурно-градостроительных экскурсий является прием реконструкции. При этом приходится показывать произведения почти всех архитектурных стилей - древнерусского, романской, готической, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, эклектизма, модерна, конструктивизма. Поэтому экскурсовод должен знать закономерности изменения и особенности архитектурных стилей. Проведение экскурсий на архитектурно-градостроительные темы требует от экскурсовода основательной подготовки.


Тема 7.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.