|
Оценка программы паблик рилейшнз
В самом общем плане оценочный процесс начинается преимущественно с таких предварительных шагов: Выделяют следующие этапы оценки ПР-программ: 1. подготовка критериев оценки плана программы; 2. оценка хода реализации программы; 3. оценка результатов выполнения программы.
Тема 8 КОМПЛЕКСНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ-ПОТЕНЦІАЛА| КАК ОСНОВА|основание| СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ 8.1. Комплексная маркетинговая система паблик рилейшнз-потенциала| 8.2. Информационная система паблик| рилейшнз| 8.3. Система маркетингового управления паблик| рилейшнз| 8.4. Система поддержки паблик| рилейшнз|
8.1. Комплексная маркетинговая система паблик| рилейшнз-потенциала| На современном этапе развития рыночной экономики, когда Украина переходит к|до| новым отношениям с общественностью, отечественные предприятия должны концентрировать внимание на повышении эффективности коммуникационной политики с внешней|наружной| и внутренней средой; открытости производственно-торговых процессов технологий, экономических|экономичных| показателей; повышению уровня информированности|осведомленный| групп общественности и т.к. Поэтому, производственно-торговые и торговые предприятия смогут обеспечить перспективность, стабильность своего существования только на основе использования|употребления| комплексной маркетинговой системы паблик| рилейшнз-потенциала| (рис. 8.1). Комплексная маркетинговая система паблик| рилейшнз-потенциала| (КМСПРП) - совокупность информационных, материальных, финансовых, управленческих, вспомогательных и других ресурсов в области коммуникаций и возможностей, которые|какие| обеспечивают готовность и способность предприятий взаимодействовать с общественностью, влиять на нее, подталкивать ее к|до| действиям с учетом изменений|смены| в конкурентной и маркетинговой среде. КМСПРП охватывает три частные системы: информационную систему паблик рилейшнз (ИСПР), систему маркетингового управления паблик рилейшнз (СМУПР) и систему поддержки паблик рилейшнз (СППР), каждая из которых состоит из определенных элементов.
8.2. Информационная система паблик| рилейшнз|
Особенное место в комплексной маркетинговой системе PR-потенциала занимает информационная система, целью которой является налаживание коммуникаций путем оптимизации коммуникационных сетей и информационных каналов; повышение обоснованности принятия управленческих паблик рилейшнз-решений. Информационная система состоит из двух подсистем: накопление информации и внутренних информационных ресурсов в области коммуникаций (рис. 8.2). Рисунок 8.2 – Информационная система паблик| рилейшнз|
При накоплении информационных ресурсов в области паблик рилейшнз необходимо обратить внимание на формирование унифицированного информационного банка, что обусловлено преимуществами, которые он предоставляет: всестороннее описание направлений PR-деятельности, возможность выявить особенные характеристики разных групп общественности (персонала, акционеров, средств массовой информации, покупателей (потребителей), представителей органов власти, посредников, поставщиков, представителей контактных аудиторий, конкурентов), облегчения планирования и сопоставления запланированных и фактических значений коммуникационных показателей. Негативное, часто враждебное|вражеское|, отношение и посягательство на собственную информационную безопасность определенные предприятия могут чувствовать со стороны таких категорий своей общественности, как: - конкуренты, которые|какие| ощущают трудности|болельщика| в проникновении на уже освоенный рынок и те, которые применяют разные|различные| формы|форму| недобросовестной конкуренции; - потребители, неудовлетворенные|недовольный| ценовой политикой предприятия, качеством продукции и услуг, уровнем гарантийного и послегарантийного обслуживания, условиями оплаты товаров; - местная общественность, обеспокоенная|озабоченный| экологическими|экологичными| проблемами, которые возникают в следствие функционирования предприятия на своей территории, вопросами трудоустройства, развитием социальной базы региона с привлечением средств|средства| работающих|трудится| в нем предприятий и т.д.; - собственные сотрудники предприятия, которые|какие| неудовлетворенны|недовольный| условиями труда, уровнем его оплаты, решением социально-бытовых вопросов трудового коллектива и т.д.; - прежние|бывшие| сотрудники предприятия, которые освобождены в результате нарушения трудовой дисциплины, конфликтов с администрацией, при сокращении численности занятых и т.д. [27, С.142]. Исследование конкурентоспособности внешней информации является первым индикатором диагностики коммуникационного взаимодействия и определяется уровнем загромождения информации, долей слухов в массиве информации, степенью замкнутости информации, степенью перекручивания сообщения, обратной связью с общественностью, коммуникационными барьерами в канале передачи информации общественности, использованием современных средств передачи информации, уровнем достоверности получения информации. В современных условиях поведение, совокупность методов, способов и форм, которые использует предприятие в паблик рилейшнз-деятельности формируют определенный коммуникационный стиль. Внешний коммуникационный стиль предприятия в зависимости от уровня открытости деятельности и интереса, который возникает в следствие производственно-торговых, организационно-административных, PR-действий предприятия может быть пять видов: - защита позиций; - оправданная открытость; - коммуникационное отставание; - дефицит открытости; - эффективная открытость. Вторая составляющая ИСПР - подсистема внутренних информационных ресурсов, которая формируется следующими направлениями: мониторинг внутреннего информационного взаимодействия (рациональность и конкурентоспособность внутренней информации, целесообразность коммуникационных сетей) и обеспеченность предприятия новейшими технологиями. Качество, степень использования и частота обновляемости внутренней информации (конкурентоспособность информации), поможет PR-специалистами предприятия достичь целей внутренне направленной коммуникационной деятельности: социальной, общественной эффективности; выходу позитивных новостей к широкой, потенциально-целевой, целевой общественности, которая находится вне границ внутреннего информационного поля. Используя векторный анализ, проводится оценка целесообразности коммуникационных сетей в предприятии, при которой учитываются три фактора: замкнутость, центрированность внутренних коммуникационных сетей, необходимых для организации паблик рилейшнз и сложность организационной структуры фирмы. Элементом подсистемы внутренних информационных ресурсов, развитие которого гиперактивно, является обеспеченность предприятия новейшими технологиями. Обеспеченность новейшими технологиями предприятия включает: - использование|употребление| новейших средств сбора, обработки и сохранения|сохранности| информации; - применение прогрессивно-информационных технологий. Большая|великая| мощность современного отечественного научно-технического прогресса обусловливает быстрое|скорое| развитие всех сфер деятельности предприятий, в том числе - информационно-коммуникационной. Информационно-коммуникационные изобретения (цифровое и кабельное телевидение, интерактивные коммуникации, Интернет, автоматические| печатные средства, современные телефонные линии, режимы онлайн (односторонняя или двусторонняя|двухсторонняя| связь с центральным или нецентральным источником|истоком| базы данных) и оффлайн| (соединение с базой данных пользователя с помощью|посредством| дистанционного управления)) позволяют достичь высокой эффективности паблик| рилейшнз|. Цель применения прогрессивно-информационных технологий паблик| рилейшнз| - охватить широкую аудиторию во время коммуникативного влияния, повысить пропускную способность информационного канала, оптимизировать PR-деятельность| предприятий. Оптимизировать паблик| рилейшнз-деятельность| невозможно не используя новейшие средства сбора, обработки и хранения|сохранности| информации. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать комплектацию материально-технической базы предприятия программным обеспечением, средствами оргтехники, теле-| или видеоаппаратурой, CD-ROM|, дискетами, памятью, сетевыми соединениями, электронными носителями.
8.3. Система маркетингового управления паблик| рилейшнз|
Второй наиболее важной системой КМСПРП является система маркетингового управления паблик рилейшнз (МУПР), которая включает подсистемы: планирование, организацию, и маркетинговый контроллинг паблик рилейшнз-деятельности. Определяющим элементом паблик рилейшнз является планирование (рис. 8.3). От того, насколько успешно будет осуществляться планирование паблик рилейшнз будет зависеть эффективность функционирования всей системы МУПР. Поэтому особенно тщательным образом необходимо подходить к установлению миссии, разработки и ранжирования PR-целей, формирования стратегических паблик рилейшнз-наборов, разработки планов и программ, прогнозирование коммуникационно-информационных показателей и т.д. Рисунок 8.3 – Подсистема планирования паблик| рилейшнз| на предприятии как составляющая системы МУПР
Стратегическое планирование должно охватывать следующие основные направления: - прогнозирование стратегических коммуникативных направлений деятельности; - разработку стратегических целей паблик| рилейшнз|; - планирование и осуществление PR-исследований|; - планирование коммуникативной имиджевой конкурентоспособности предприятия, его деятельности и продукции; - прогнозирование коммуникативной активности предприятий-конкурентов; - разработку стратегических наборов паблик| рилейшнз|; - прогнозирование ожиданий групп общественности. Особенности|особенность| стратегической направленности паблик| рилейшнз|, выбранные стратегические направления и стратегическое планирование, обусловливают совокупность и специфику тактического уровня подсистемы PR-планирования|. При тактическом планировании паблик рилейшнз внимания заслуживают: - разработка комплекса тактических PR-мероприятий| (совокупность тактических элементов и событий, которые конкретизируют сформированные|формующие| стратегии); - разработка бюджета на паблик| рилейшнз| (определение методов расчета, направлений необходимого финансирования); - прогнозирование коммуникативного эффекта (отклонение полученного эффекта от желаемого|желанного| состояния|стана|, позитивность или негативность направления, интенсивность и пределы|граница|); - планирование этапов процесса управления паблик| рилейшнз|-персоналом (разработка кадровой политики в области паблик| рилейшнз|, определение потребности в PR-кадрах|, разработка плана удовлетворения потребностей персонала); - определение сроков реализации системы среднесрочных PR-мероприятий|; - прогнозирование приверженности (нейтральная, позитивная|положительная| или негативная) и активности (высокая, средняя, низкая или пассивная) общественности на будущий период; - разработка принципиальной структуры и определение объема инструментального PR-портфеля|. Оперативное планирование в рамках комплексной маркетинговой системы потенциала паблик рилейшнз предусматривает: - разработку PR-программы| и оперативных планов. Оперативные PR-планы| и программы паблик| рилейшнз| определяют: кто, что, когда, где должен делать с конкретизацией персональной ответственности, времени и места реализации; - разработку бюджета на паблик| рилейшнз|. Целью является определение размера средств|средства| на PR-мероприятия| и перераспределение коммуникативных ресурсов; - выбор каналов и средств распространения PR-информации|; - выбор PR-инструментов| и прогноз их эффективности. Важным элементом следующей подсистемы организации паблик рилейшнз является моделирование имиджа предприятия (рис. 8.4). Задача моделирования имиджа предприятия заключается в непрерывном и значительном расширении численности благосклонной общественности и повышении масштабов привлекательности образа, для чего необходимо определять конкурентные преимущества в репутации и соответствие действий предприятия требованиям|востребованию| общества (см. тему 4).
Рисунок 8.4 – Подсистема организации паблик| рилейшнз| на предприятии как составляющая системы маркетингового PR-управления| Следующим элементом подсистемы является организация отношений с общественностью (осуществление политики лоббирования; организация выступлений, публикаций и специальных PR-мероприятий; прямой маркетинг в коммуникационной деятельности). Интересы предприятия, которые отстаиваются целенаправленным влиянием на ветви|ветку| власти реализуются при лоббировании. Осуществление политики лоббирования целесообразно анализировать с помощью оценки следующих критериев: уровня сотрудничества с представителями властных структур и степени достижения целей лоббирования, что позволяет определить место лоббистской деятельности предприятия среди конкурентов. Оценив|оценивает| качество коммуникаций с властными структурами, их информированность|осведомленный| относительно|касательно| предприятия или его деятельности, состояние|стан| уровня представления предпринимательских интересов на правительственном, региональном и местном уровнях власти, определив уровень взаимодействия с общественными организациями и партиями можно сделать|совершить| вывод об эффективности организации сотрудничества с представителями властных структур. Степень достижения целей лоббирования зависит от совокупности объективных и субъективных факторов. Для достижения лобби-целей, которые определяют действенность политики лоббирования, необходимо, чтобы PR-подразделения| или PR-специалисты| предприятия: - обеспечивали полноту и своевременность сбора|сборки| фактов, которые|какие| касаются лоббирования; - проводили мониторинг работы властных структур; - интерпретировали и прогнозировали акции, которые|какие| проводятся властными структурами; - повышали понимание властными структурами производственно-торговой, коммуникативной, инновационной деятельности предприятия; - активно защищали|ограждающий| позиции и политико-правовые, экономические|экономичные| интересы собственного предприятия, отрасли или региона деятельности; - использовали инструменты паблик| рилейшнз|, как основу|основание| для сбытовой деятельности на государственном уровне; - дирижировали кампаниями обращений к законодателям, должностным лицам и т.д. В современных условиях PR-деятельность| не возможна без сотрудничества с представителями изданий печатей, радиостанций, телевизионных каналов и других средств массовой информации, что обусловлено опосредствованным характером данной категории общественности. Уровень сотрудничества со средствами массовой информации зависит от состояния следующих показателей: - качества сообщения и его текста; - качества сотрудничества со СМИ; - степени использования|употребления| СМИ по уровню и видами. Качество распространения паблик рилейшнз-информации зависит от ее согласованности с потребностями в информировании групп общественности, но вместе с тем информация должна быть дифференцирована по уровням приоритетности аудитории. Целью PR-информирования является увеличение объемов имеющихся в общественности новостей и сведений о деятельности предприятия для повышения благосклонности путем: - приоритетного открытого информирования персонала и акционеров; - важного информирования с аналитическими выкладками, которые|какие| объясняют причины проведения PR-мероприятий| и особенности организации события, которое облегчит понимание всех тонкостей дела средствам массовой информации, органам власти, поставщикам, посредникам, потребителям и покупателям; - необходимого информирования контактных аудиторий, широкой общественности, конкурентов, что дает возможность предприятию усилить общее позитивное|положительное| коммуникативное влияние, уменьшить негативные последствия деятельности или занять нейтральную (защитную) позицию. Специальные мероприятия паблик рилейшнз (юбилейные мероприятия, спонсорство, благотворительность, презентации, пресс-конференции, брифинги, приемы, круглые столы, дни „открытых дверей”) являются элементом, который больше всего используется отечественными предприятиями, поскольку они предоставляют возможность искусственно привлечь внимание общественности. Социальное значение и размер специальных мероприятий, степень участия предприятия в них (собственно-организованное PR-мероприятие, значимая или незначительная доля участия в совместно-организованном специальном мероприятии), качество организации и проведения, объем привлечения общественности определяют успешность политики, которой руководствуется предприятие. Прямой маркетинг выполняет следующие функции: - исследовательскую; - информативную; - влиятельную; - контрольную. Функции прямого маркетинга имеют специфический характер, особенное содержание; могут осуществляться отдельно, быть как не связанными|повязал| между собой, так и взаимно поддерживающими|. Каждый элемент прямого маркетинга при коммуникации с общественностью (прямая почтовая рассылка, Интернет-маркетинг, интерактивные средства информации, телефонный маркетинг) может выполнять|исполнять| отдельную функцию или реализовывать функциональный комплекс. Заключительным элементом подсистемы ОПР является организация деловых коммуникаций. Деловые коммуникации определяются: - поведением коммуникаторов| при публичных и групповых деловых коммуникациях; - поведением коммуникаторов| предприятия в межличностном деловом общении. В качестве коммуникатора| целесообразно рассматривать PR-специалистов|, высшее руководство и экспертов. Особенного внимания заслуживает коммуникатор| – представитель высшего руководства, поскольку, его репутация обусловливает значительную долю репутации предприятия. Стародубская М. определила взаимосвязь между личными качествами и характеристиками предприятия (табличка. 8.1). Таблица 8.1 – Взаимосвязь личных качеств руководителя и характеристик предприятия [132,С.30-36]
В рамках опроса, проведенного The| PBN| Company| и Interactive| Research| Group| в 2004 году среди 175 руководителей российских|русских| компаний, 52% респондентов назвали послужной список руководителя и качество управления ключевыми факторами, которые формируют|формующий| репутацию компании. Кроме того, влияние личной репутации руководителя на репутацию компании отметили 27% опрошенных. Согласно данным PR-агентства| Burson-Marsteller|, репутация компании (стойкое оценочное|оценивает| мнение о ней) на 50% является репутацией ее первого лица [132, С.33]. Созданию наиболее влиятельной системы паблик| рилейшнз| и реализации коммуникативных целей будет способствовать|содействовать| маркетинговый контроллинг| деятельности относительно|касательно| достижения взаимопонимания с разными|различными| группами общественности предприятия (группами непосредственного окружения, средствами массовой информации, правительственными структурами, общественностью внутренней среды) на всех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Важнейшим элементом при стратегическом контроллинге| паблик| рилейшнз-деятельности| предприятий является обеспеченность процесса принятия решений информацией. Это обусловливает необходимость проведения анализа окружения, внутренней среды и оценки результатов паблик| рилейшнз-деятельности|. Маркетинговый контроллинг системы паблик рилейшнз – это направление аналитической работы, которое обосновывает функционирование паблик рилейшнз-деятельности с целью информационного обеспечения принятия управленческих решений в области внутренних и внешних коммуникаций (рис. 8.5). Маркетинговый контроллинг| паблик| рилейшнз-деятельности| направлен на обеспечение оптимального баланса потраченных|израсходовал| усилий и полученных результатов. Он должен предусматривать установление степени взаимопонимания между организацией и группами общественности, способствовать|содействовать| оптимизации уровня репутации предприятия и его образа, уровня корпоративной сплоченности и помочь в принятии эффективных управленческих паблик| рилейшнз-решений|. Основная цель стратегического контроллинга заключается в ориентации системы паблик рилейшнз на обеспечение повышения экономической эффективности с помощью формирования благосклонного отношения общества к предприятию и его товарам (услуг), проведение успешной коммуникативной политики в кризисных ситуациях и налаживания поддержки потенциала паблик рилейшнз (имиджевой, кадровой, финансовой). Стратегический контроллинг| паблик| рилейшнз| осуществляется высшим руководством предприятия или руководителями структурных подразделений и включает: оценку обоснованности установленных стратегических целей, уровня прогрессивности деятельности, их формулировки, анализ степени согласованности со стратегическими целями предприятия, исследования тенденций влияния политико-правовых факторов, структурный анализ слабых и сильных составляющих КМСПРП (по уровню использования|употребления| и опасности подсистем; необходимыми действиями по повышению уровня ее действенности), выявления|обнаружения| преимуществ в использовании|употреблении| возможностей, ликвидации или уменьшении|сбавке| узких и слабых мест, установления допустимых пределов|границы| отклонений|отклонения| интегрального показателя использования|употребления| потенциала от конкурентов и максимального значения. Тактический контроллинг паблик рилейшнз заключается в: - исследовании организационных связей между подразделениями|подразделением|, которые|какие| выполняют|исполняют| функции планирования, организации, контроля и координации коммуникаций с общественностью. Данное направление реализуется путем определения: целесообразности, полноты охвата|охвата| функций, звенности|, |
оперативности и надежности организационной структуры управления; - оценке полноты информирования, структурированной|структурирующей| по аспектам модели имиджа. Полнота информирования в значительной мере|в значительной степени| зависит от объема инициируемой|инициирует| предприятием информации. Предприятиям, которые проводят тактический контроллинг паблик| рилейшнз-деятельности|, следует оценивать объем информации, который|какой| был передан|передает| в средства массовой информации и сопоставлять его с общим объемом обнародованного материала. Такой анализ позволит проявить относительный интерес к предприятию, его представителю, торговой марке; опосредствовано показывает на эффективность деятельности паблик| рилейшнз-подразделения|; дает возможность обнаружить|выявлять| неофициальные источники|исток| информации; - определении зависимости между отклонениями|отклонением| в деятельности, которые обнаружены|выявляет| при стратегическом контроллинге| и конечными|концевыми| результатами паблик| рилейшнз|; - мониторинге общественного мнения. Общественное мнение – это основа|основание| для разработки стратегических рекомендаций; - выявлении|обнаружении| основных стереотипов групп общественности; - анализе инструментального портфелю паблик| рилейшнз|, который|какой| проводится по двум факторам: степенью дифференциации влияния и относительной доли инструмента в портфеле группы предприятий-конкурентов; - оценке позиционирования паблик| рилейшнз-инструментов| предприятия в зависимости от: дифференциации влияния, относительной доли инструментов на коммуникативном рынке. Следующим этапом ПМКПР является оперативный маркетинговый контроллинг паблик рилейшнз-деятельности. Для оценки коммуникативной эффективности PR-инструментов| – первого направления оперативного контроллинга|, используется система показателей, которая измеряет их относительную эффективность. Коммуникативная эффективность оценивается|оценивает| с помощью|из-за|: - отзывов в средствах массовой информации (относительная приверженность); - относительной эффективности мероприятия|заката|; - результативности мероприятия|заката| (брифинга, пресс-конференции, пресс-релиза, пресс-кита|, факт-письма|листу|, ньюз-релиза|); - соответствия материала концепции СМИ; - приоритетности размещения материала в средствах массовой информации; - изменения|смену| общественного мнения; - полноты охвата|охвата| информацией; - позитивности (негативности) обнародованного материала; - относительно выигрышного положения; - реакции целевой и потенциально-целевой общественности; - влияния на посетителей. Важным элементом паблик| рилейшнз-деятельности| является оценка общего изменения|смены| благосклонности общественности, которая обусловлена PR-мероприятиями|. Данный элемент в большей степени необходимо использовать на оперативном уровне для принятия решения о последующем влиянии на ту же группу общественности или о целесообразности принимать участие в подобном мероприятии|закате| в будущем периоде. В современных условиях возникает объективная необходимость оценки конкурентоспособности внутренней переменной|изменяемой| эффективности паблик| рилейшнз|, которая|какая| состоит из непрямого| ассигнования на инструменты и их поддержку в области паблик| рилейшнз| (расходы на рассылку материалов; расходы на организацию специальных мероприятий; объем ассигнований на спонсорство, благотворительность, патронаж; фонд заработной платы паблик| рилейшнз-персонала|), а также потраченных|израсходовал| усилий и временных расходов. На оперативном уровне маркетингового контроллинга| необходимо оценить|оценивать| степень благоприятности общественного мнения для проведения паблик| рилейшнз-действий|. Определение благоприятности мнения определенных категорий общественности является основой|основанием| для прогнозирования PR-деятельности| и разработки стратегических PR-наборов|. Особенное место в системе маркетингового контроллинга| занимает координация паблик| рилейшнз-деятельности|, цель которой|какой| с одной стороны, - оценка уровня своевременности корректировки|, с другой - разработка корректирующих мероприятий. Координация должна проводиться на всех уровнях управления, она является результатом каждого уровня контроллинга| системы паблик| рилейшнз|.
8.4. Система поддержки паблик| рилейшнз|
Заключительная система КМСПРП – система поддержки паблик рилейшнз, которая включает: кадровую, маркетинговую и антикризисную подсистемы поддержки. Внутренние элементы каждой составной системы поддержки паблик рилейшнз основаны на распределении общих функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Кадровая политика предприятия и конкурентоспособность паблик| рилейшнз-персонала| является определяющими|определительными| факторами в подсистеме кадровой поддержки (рис. 8.6). Кадровая политика предприятия в области паблик рилейшнз включает: - планирование потребности в PR-кадрах|; - обучение и повышение квалификации паблик| рилейшнз-персонала|; - регуляция кадрового обеспечения паблик| рилейшнз|. Для действенной кадровой политики особенное значение имеет конкурентоспособность персонала, которая|какая| определяется следующими критериями: уровнем профессиональной компетенции, опытом и личными качествами паблик| рилейшнз-персонала|.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|