Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и система мер уголовно-процессуального принуждения. Задержание





Право каждого на свободу и личную неприкосновенность гарантируется Конституцией РФ (ч. 1 ст. 22) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Вместе с тем, уголовный процесс является той сферой государственной деятельности, где в целях достижения назначения уголовного судопроизводства допускается применение принуждения к широкому кругу участников. Проявление аксиологического значения уголовно-процессуального права невозможно без урегулирования в нем таких вопросов, как, круг участников, обладающих правом применения мер принуждения, определение лиц, к которым такое принуждение может быть применено, и гарантии их прав, виды мер уголовно-процессуального принуждения, условия и основания их применения, изменения и отмены.

Меры уголовно-процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом принудительные механизмы, применяемые уполномоченными лицами к участникам уголовного судопроизводства в установленном законом порядке в целях обеспечения надлежащего порядка производства по уголовному делу.

Меры уголовно-процессуального принуждения по степени ограничения прав лиц, целям их применения являются неоднородными. Одни из них носят ярко выраженный пресекательный характер (напр., задержание), другие направлены на пресечение уклонения от следствия и суда либо воспрепятствование производству по делу (напр., домашний арест, заключение под стражу, отстранение от должности, принудительный привод), третьи выступают как гарантия реализации правовосстановительных санкций (напр., наложение ареста на имущество) и т.п.

Законодатель все меры уголовно-процессуального принуждения подразделяет на три группы: задержание, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.



Задержание –это кратковременное ограничение свободы передвижения лица по подозрению в совершении преступления органом дознания, дознавателем, следователем при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) когда имеются иные основания подозревать лицо в совершении преступления, если при этом лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание допускается только по делам о преступлениях, за которые назначено наказание в виде лишения свободы.

Конституция РФ (ст. 22) гарантирует возможность задержания лица до получения судебного решения на срок не более 48 часов, что обусловило оспаривание в КС РФ конституционности ч. 7 ст. 108 УПК, в соответствии с которой судья, рассмотрев ходатайство об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, вправе принять решение о продлении срока задержания на срок не более 72 часов. В этой связи КС РФ в своем определении от 06.02.2004 №53-О пояснил, что поскольку такое продление производится на основании судебного решения, неопределенность в вопросе о соответствии указанной нормы Конституции РФ отсутствует, тем более что продление судом срока задержания еще на 72 часа является менее жесткой превентивной мерой, чем арест, и, кроме того, согласно п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным.

Процессуальными гарантиями соблюдения законных интересов задержанного и допустимости ограничения его конституционных прав являются:

1. Обеспечение фактической реализации права на защиту: до начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально, продолжительность которого не может быть менее 2 часов (ч. 4 ст. 92 УПК).

2. Обязательный характер уведомления о факте задержания (ст. 96 УПК):

– близких родственников, а при их отсутствии – других родственников (либо возможность такого уведомления предоставляется самому подозреваемому);

– командования воинской части при задержании военнослужащего;

– начальника органа внутренних дел, в котором проходит службу сотрудник, при его задержании;

– секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующей общественной наблюдательной комиссии при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии;

– посольства или консульства иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.

3. Надлежащее процессуальное оформление: обязательность составления протокола задержания в срок не более 3 часов после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю (ч. 1 ст. 92 УПК).

4. Сочетание судебного санкционирования и прокурорского надзора. В частности, прокурор должен быть письменно уведомлен о произведенном задержании в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Освобождение задержанного осуществляется, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением законных условий и оснований;

4) по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении подозреваемого не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо срок задержания не был продлен судом.

Меры пресечения

Меры пресечения– это разновидность мер уголовно-процессуального принуждения, которые применяютсяв установленном законом порядке к обвиняемому (в исключительных случаях – к подозреваемому) для обеспечения явки лица в органы расследования и суд, для пресечения продолжения преступной деятельности и воспрепятствования производству по делу, а также для исполнения приговора и возможной экстрадиции лица.

Ограничения, налагаемые на правоприменителя в случае избрания меры пресечения в отношении подозреваемого, подразумевают необходимость предъявления ему обвинения не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. В случае невозможности предъявления обвинения в указанный срок мера пресечения немедленно отменяется. Поскольку одним из обстоятельств, учитываемых при избрании меры пресечения, является тяжесть совершенного преступления, то ввиду общественной опасности таких деяний, как, например, террористический акт, захват заложника, бандитизм, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, вооруженный мятеж и др., обвинение должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания.

В системе мер пресечения выделяют меры пресечения общего характера, которые могут быть применены к обвиняемым (подозреваемым) независимо от их статуса и социально-профессиональной функции, выполняемой в обществе (подписка о невыезде, личное поручительство, залог, домашний арест, заключение под стражу), а также специальные меры пресечения, применяемые только к несовершеннолетним (присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым), военнослужащим и лицам, проходящим военные сборы (наблюдение командования воинской части).

По кругу лиц, обладающих правом избрания меры пресечения, последние подразделяются на меры пресечения, избираемые дознавателем, следователем (подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым), а также меры пресечения, избираемые исключительно по судебному решению (залог, домашний арест, заключение под стражу).

Применение к обвиняемому (подозреваемому) меры пресечения является не обязанностью, а правом лица, в производстве у которого находится уголовное дело. Одновременно к обвиняемому (подозреваемому) может быть применено не более одной меры пресечения лишь при наличии обстоятельств, указывающих на необходимость и целесообразность избрания меры пресечения. Хотя такие обстоятельства носят прогностический характер, они должны подтверждаться достаточными доказательствами, позволяющими сделать вывод о соответствующей назначению уголовного судопроизводства потребности применения принуждения.

Перечень обстоятельств, учитываемых при избрании меры пресечения, урегулирован ст. 99 УПК, носит примерный характер и позволяет оценить в совокупности личность обвиняемого (подозреваемого), тяжесть совершенного преступления, а также иные обстоятельства. Иными словами, при избрании меры пресечения должен соблюдаться принцип соразмерности трех основных составляющих: тяжести совершенного преступления, личности обвиняемого (подозреваемого) и целей, для достижения которых требуется применение меры пресечения.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда. Если для избрания меры пресечения в ходе досудебного производства требовалось согласие руководителя следственного органа либо прокурора, то она может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

Особенность каждой меры пресечения заключается в круге тех обязанностей и ограничений, которые налагаются на обвиняемого (подозреваемого).

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК) налагает на подозреваемого или обвиняемого письменное обязательство не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда, своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также не препятствовать производству по уголовному делу. Нарушение обвиняемым (подозреваемым) любого из перечисленных обязательств может повлечь избрание в отношении него иной, более строгой меры пресечения. Это одна из наиболее гуманных и распространенных мер пресечения. Однако, она практически неприменимо к военнослужащим, находящимся на казарменном положении.

Личное поручительство (ст. 103 УПК) заключается в принятии на себя письменных обязательств, предусмотренных данной мерой пресечения, не самим обвиняемым (подозреваемым), а заслуживающим доверия лицом о том, что оно ручается, что обвиняемый будет в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также не будет препятствовать производству по уголовному делу.

Факт доверия должен носить двойственный характер: поручитель как лицо, чье доброе отношение дорого обвиняемому, должен доверять последнему и быть уверен, что сможет обеспечить его надлежащее поведение. В свою очередь, личность поручителя должна вызывать доверие у дознавателя, следователя или суда, принимающих решение об избрании данной меры пресечения.

Обязательными условиями применения личного поручительства являются: 1) наличие письменного ходатайства одного или нескольких поручителей; 2) выражение согласия на применение этой меры пресечения обвиняемого (подозреваемого).

Залог (ст. 106 УПК) – единственная мера пресечения, в основе применения которой лежат имущественные интересы лица. Объектами залога могут быть: деньги, ценности, движимое и недвижимое имущество, акции и облигации, допущенные к публичному обращению в России, которые могут быть приняты в залог при условии предоставления подлинных экземпляров документов, подтверждающих право собственности залогодателя на передаваемое в залог имущество, и отсутствия ограничений (обременений) прав на такое имущество.

Целями избрания залога являются: обеспечение явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, а также предупреждение совершения им новых преступлений. Только в случае нарушения указанных обязательств залог обращается в доход государства независимо от разрешения вопроса о виновности лица.

УПК (ч. 3 ст. 106 УПК) устанавливает минимальный размер залога в зависимости от тяжести совершенного преступления: по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее ста тысяч рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее пятисот тысяч рублей.

При принятии судом решения об избрании залога наряду с тяжестью совершенного преступления следует учитывать: данные о личности подозреваемого или обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, а также имущественное положение залогодателя (постановление Пленума ВС РФ от 19.12.2013 №41). Последним может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Факт внесения или передачи предмета залога суду или органу, в производстве которого находится уголовное дело, а также его последующего принятия подтверждается протоколом.

Избрание залога является альтернативой домашнему аресту (ч. 5 ст. 107 УПК) и заключению под стражу (ч. 7.1 ст. 108 УПК) в случаях, когда судом в избрании соответствующих мер может быть отказано.

Домашний арест (ст. 107 УПК) избирается исключительно в судебном порядке в целях изоляции лица от общества сроком до двух месяцев. Продление домашнего ареста осуществляется по правилам, установленным для применения заключения под стражу.

Условия применения домашнего ареста: а) невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения; б) возможность пребывания лица в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях или в лечебном учреждении; в) тяжесть совершенного преступления; г) обстоятельства дела.

Обвиняемому может быть полностью или частично в различной совокупности запрещено:

1) выходить за пределы жилого помещения, в котором он проживает;

2) общаться с определенными лицами;

3) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;

4) использовать доступ к сети «Интернет» и средства связи (кроме случаев вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб при возникновении чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем, о чем подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган).

Для осуществления контроля за соблюдением ограничений, налагаемых на обвиняемого в связи с избранием домашнего ареста, могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, что урегулировано постановлением Правительства РФ от 18.02.2013 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля…».

В любом случае обвиняемый (подозреваемый) пользуется процессуальными гарантиями: 1) правом общения обвиняемого с защитником, законным представителем в месте исполнения этой меры пресечения; 2) доставлением лица в орган расследования или в суд транспортным средством контролирующего органа; 3) возможностью изменения судом наложенных ограничений не только по ходатайству следователя или дознавателя в интересах расследования, но и подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя.

Заключение под стражу (ст.ст. 108, 109 УПК) является самой строгой мерой пресечения, связана с существенным ограничением неприкосновенности личности, избирается исключительно в судебном порядке в присутствии обвиняемого, а в случае объявления его в международных розыск, нахождения на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и при наличии иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд – заочно по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

По делам о преступлениях небольшой тяжести заключение под стражу возможно, если:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

УПК устанавливает особый режим избрания заключения под стражу:

– заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 171 - 174, 174.1, 176 - 178, 180 - 183, 185 - 185.4, 190 - 199.2 УК, при отсутствии вышеперечисленных обстоятельств;

– заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 159 - 159.6, 160, 165 УК, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности. В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2013 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» (п. 7) под предпринимательской следует понимать самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке;

– к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести. Согласно ч. 6 ст. 88 УК заключение под стражу не может быть применено к лицу, не достигшему 16 лет, обвиняемому в совершении преступления средней тяжести впервые;

– в отношении женщин, имеющих несовершеннолетних детей при избрании заключения под стражу суд должен располагать данными о том, что дети будут находиться на попечении близких родственников или иных лиц либо будут помещены в детские учреждения;

Судебное санкционирование осуществляется единолично судьей суда основного звена с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

Сроки содержания под стражей: общий срок не может превышать 2 месяца. Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

Судья суда основного звена вправе продлить срок до 6 месяцев (в случае невозможности закончить предварительное следствие и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения), а затем – до 12 месяцев (в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения); судья суда среднего звена вправе продлить срок содержания под стражей до 18 месяцев лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений. Дальнейшее продление срока содержания под стражей в период досудебного производства не допускается. Исключения:

– в случае, если после окончания предварительного следствия 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемому оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом среднего звена;

– лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации, и при необходимости производства предварительного расследования на территории Российской Федерации суд вправе продлить предельный срок содержания лица под стражей, но не более чем на 6 месяцев.

В судебном производстве срок содержания под стражей со дня поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора по общему правилу не может превышать 6 месяцев. Продление указанного срока допускается только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и каждый раз не более чем на 3 месяца. В соответствии с Постановлением КС РФ от 22.03.2005 №4-П указанная норма не предполагает произвольное и не контролируемое судом продление сроков содержания подсудимого под стражей и не освобождают суд от обязанности рассмотрения уголовного дела в разумные сроки.

В срок содержания под стражей также засчитывается время (ч. 9 ст. 109 УПК):

1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;

2) домашнего ареста;

3) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда;

4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации.

Основанием для изменения данной меры пресечения на более мягкую является выявление у лица тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждены постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 №3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений».

Специальные меры пресечения

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК) как мера пресечения имеет схожие черты с личным поручительством, поскольку заключается в наложении на третьих лиц обязанностей обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего. Ими могут быть: его родители, опекуны, попечители, должностные лица специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый), и другие заслуживающие доверия лица.

Одновременно, круг налагаемых обязанностей позволяет данную меру пресечения сравнить с подпиской о невыезде, поскольку лицо, принимающее на себя обязательства за несовершеннолетнего, ручается, что последний аналогичным образом не будет покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда, своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд, а также не препятствовать производству по уголовному делу.

Нарушение обвиняемым (подозреваемым) меры пресечения в виде личного поручительства или присмотра за несовершеннолетним влечет за собой не только возможность избрания к нему иной, более строгой меры принуждения, но и наложение денежного взыскания на поручителя или лицо, которому отдан несовершеннолетний под присмотр, в размере до десяти тысяч рублей, поэтому поручителю (поручителям), а также лицам, принимающим обязательства за несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), должны разъяснить как существо подозрения или обвинения, так и их обязанности, ответственность, связанные с выполнением личного поручительства и присмотра за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым).

Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК). В целях обеспечения явки военнослужащего или лица, проходящего военные сборы, по вызовам органа расследования или суда, а также профилактики противодействия производству по делу с согласия обвиняемого (подозреваемого) к нему применяются меры, предусмотренные Общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, на период действия данной меры пресечения лица не назначаются в караул, у них изымается оружие и боеприпасы, они не вправе отлучаться из подразделения без разрешения командования.

Применение процессуальных санкций к командованию воинской части за невыполнение наблюдения или ненадлежащее наблюдение за военнослужащим или лицом, проходящим военные сборы, УПК не предусматривает.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.