|
ЭТАП 2-Й. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО,Или От мысли до замысла
Труд – отец счастья. Так говорил один мыслитель, а верить, как известно, необходимо мудрым людям и числам. О статистике – немного позже, а сейчас хотелось бы поговорить о мыслителях. Точнее, о мыслях! Точнее, о смыслах… Этимология слова «смысл», вероятнее всего, восходит к слову «мысль». В других славянских языках «смысл» имеет иные значения. Например, в чешском языке смыслом называют ощущение. Мысль, смысл, ощущение. Осуществить свою жизнь, реализовать себя, понять смыслы – всё это невозможно без труда, основного вида человеческой деятельности. Труд движет человеком, а трудовая деятельность – человечеством. Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека. Поэтому важным направлением педагогической деятельности является трудовое воспитание учащихся, которое призвано прививать уважение к людям труда, знакомить учащихся с основами производства, а также побуждать к сознательному выбору профессии и получению первоначальной профессиональной подготовки.
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь сказано, что трудовое воспитание направлено на формирование ценностного отношения к труду, социальной значимости профессиональной деятельности; выработку качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, конкурентоспособности, инициативности, предприимчивости, стремления к достижению более высоких результатов. В основе трудового воспитания лежит деятельность, включающая умственную и физическую активность по достижению конкретных результатов.
Важным звеном трудового воспитания является профессиональная ориентация. Современные экономические реалии предъявляют все больше требований к индивидуальным особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Эти условия требуют серьезного подхода к организации работы в сфере профессиональной ориентации школьников. Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии.[1] В инструктивно-методическом письме «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году» сказано, что сегодня актуальной задачей является воспитание человека труда – труженика. Именно поэтому важно воспитывать у подростков детей уважение к труду, людям труда, трудовым достижениям, формировать у школьников умения и навыки самообслуживания, потребность трудиться; приобщать обучающихся к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
В Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок» накоплен немалый опыт работы с детьми в условиях временности существования детской группы, в т.ч. и опыт подготовки педагогов к данной деятельности. Созданы условия для раскрытия творческого потенциала воспитателей, для передачи знаний будущим педагогам. Организация смен, в рамках которых реализуются программы, популяризирующие педагогическую профессию, является важной образовательной миссией центра. Программа «От увлечения к педагогической профессии» направлена на формирование у воспитанников положительного отношения к педагогической профессии, а также на усвоение и приобретение навыков, необходимых для педагогической деятельности. Именно поэтому большое внимание уделяется педагогическим способностям. Участники смены – учащиеся профильных классов педагогической направленности, которые начали свою работу в 2015-2016 году. На данный момент существует более 150 педагогических классов во всех регионов Республики Беларусь и в городе Минске. О состоянии работы педагогических классах – в следующих главах.
Вернёмся к этимологии смысла. Слова «замысел» также восходит к понятию «мысль». А замыслов в смене много, значит, много планируемых смыслов и поставленных задач: замысел: реализация социально-педагогических проектов; замысел: реализация исследовательских проектов; замысел: реализация организационно-игровых проектов и организаторских инициатив; замысел: изучить работу педагогических профильных классов; замысел: разработать пилотное положение о республиканском конкурсе профильных педагогических отрядов; замысел: работа с партнерами смены; замысел: организация детского самоуправления; замысел: проведение дней дублёров; замысел- сверхзадача: предоставить каждому участнику смены попробовать себя в качестве педагога.
Известно, что многие личностные и деловые качества будущих педагогов формируются в юношеском возрасте, еще до того, как молодой человек решил стать педагогом. Поэтому очень важно для подростков демонстрировать лучшие поведенческие, коммуникативные, деятельностные образцы. И, безусловно, большую роль играет непосредственный трудовой опыт будущих педагогов, опыт педагогической волонтёрской деятельности. Данный опыт – всего лишь временное увлечение для подростков. Но как помочь молодому человеку это увлечение облечь в форму осознанного выбора будущей профессиональной деятельности? Смена «От увлечения к педагогической профессии» призвана ответить на данные вопросы. От интереса - к увлечению, от увлечения – к осознанию, от осознания - к выбору: таков девиз профессионально ориентированной смены «От увлечения к педагогической профессии».
Таким образом, целью смены является формирование у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, развитие активной жизненной позиции и социально ответственного поведения, популяризация педагогической профессии.
И, кстати, о числах… ЭТАП 3-Й. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Немного статистики. Смена «От увлечения к педагогической профессии» стартует в «Зубрёнке» в шестой раз. За время проведения её участниками стали 964 учащихся, из числа которых 345 смогли попробовать себя либо в качестве волонтёра в рамках летней оздоровительной кампании, либо в качестве учителя. Многие из ребят стали учащимися профильных педагогических классов. В Республике Беларусь в 2015-2016 учебном году организована работа профильных классов педагогического направления на третьей ступени общего среднего образования. В данных классах изучаются предметы (дисциплины) на повышенном уровне сложности, а также проводятся факультативные занятия по психолого-педагогическим дисциплинам.
В рамках факультативных занятий для учащихся созданы (или должны быть созданы) благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности. Факультативные занятия призваны развивать у учащихся мотивацию к педагогической деятельности, социальную компетентность, психологическую культуру и т.д. Кроме того, факультативные занятия дают возможность подросткам осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей, а педагогическому коллективу учреждения общего среднего образования – объективно оценить профессиональную пригодность учащихся к педагогической деятельности. Цель программы – создать условия для профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Кроме этого, с 2016 года реализуется экспериментальный проект «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования (2016–2019)». Проект носит характер республиканского масштаба. Основная идея экспериментального проекта состоит в апробации модели допрофильной педагогической подготовки учащихся именно на II ступени общего образования (5-9-е классы). Новизна проекта заключается в том, что впервые в Республике Беларусь реализуется идея допрофильной педагогической подготовки учащихся 5-9-ых классов. В положении об экспериментальном проекте сказано, что опыт работы педагогических классов не достаточен для организации эффективной допрофильной педагогической подготовки в современных условиях и требует доработки и переосмысления с учетом изменившихся социокультурных условий, генезиса педагогической науки и специфики психологического профиля современного ученика. Таким образом, реализация экспериментального проекта позволит повысить качественный уровень профильных педагогических классов.
Отметим, что за два года существования профильных классов, их количество постоянно растёт. Однако, даже на факультете доуниверситетской подготовки БГПУ им. Максима Танка нет точных данных о численности профильных педагогических классов. Одна из задач программы «От увлечения к педагогической профессии» является систематизация, статистическая координация данной деятельности. В перспективе проведение республиканского конкурса профильных педагогических отрядов на базе НДЦ «Зубрёнок».
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|