Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Описание рефлексивного проекта





 

Видеть себя со стороны – важный момент аналитических способностей, таких необходимых навыков профессионального человека.

Пребывание в центреоказывает комплексное воздействие на психо­логию ребенка. Наблюдения показали, что пребывание во временных детских группах не только оставляет заметный след в формировании личности ре­бенка, но также влияет на деятельность того постоянного, основного учени­ческого коллектива, членом которого он является. Психологами описано явление «переноса личностных приобретений» из временного коллектива в постоянный, хотя отмечено, что результаты при этом могут быть разными. В связи с этим, важным являются упражнения по развитию рефлексивных способностей.

Рефлексия - неотъемлемая составляющая программ смены, поскольку предполагает эффективную организацию обратной связи. Педагогическая рефлексия выступает в качестве технологии, ибо представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия, создающих необходимые условия для участников педагогического процесса и выступающих эффективным гарантом конечного результата. Формы рефлексии, наиболее применяемые в условиях оздоровительных лагерей (центров):

рефлексия эмоционального состояния:

рефлексия деятельности (активности):

рефлексия личных достижений:

 

Программой смены «От увлечения к педагогической профессии» предусмотрено несколько форм и методов, направленных на развитие рефлексивных способностей. Общее название рефлексивного проекта – «челоВЕЧНОСТЬ». Проект включает:

1. Метод «НДЦ: настроение, деятельность, целеустремлённость».

2. Метод «Образ дня».

 

Метод «НДЦ» объединяет в себе методики изучения настроения и эмоционального состояния учащихся, рефлексию активности и успешности участников смены, их мотивы и деятельностные подходы. Метод учит подростков анализировать собственную деятельность, позволяет выстраивать поведение в оптимальном сочетании эмоционального и рационального.

Ме­ханизм реализации.

Каждому участнику метода предлагается изготовить рефлексивную матрицу (рабочее пространство), которая представляет собой контур «Зубрёнка». Размер матрицы – 12х7см. Рефлексивные матрицы прикрепляются в специальной рубрике отрядного стенда, эстетично и доступно, и являются рабочим пространством для двух методов.

Основные виды деятельности символически отождествляются со зданиями (отделами) «Зубрёнка». Пример указан ниже:

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗДАНИЕ НДЦ «ЗУБРЁНОК» ИЗОБРАЖЕНИЕ
Познавательная деятельность Школа    
Спортивная деятельность Бассейн    
Творческая деятельность Дворец детского творчества  
Организаторская деятельность Клуб «Лидер»    

 

В рамках проекта «Педагогический квест» можно придумать задания: разработать эмблемы всех служб и далее использовать только эмблемы тех или иных служб «Зубрёнка».

 

Рефлексивная матрица разделяется на сектора, количество которых соответствует количеству дней в смене (минус день заезда и день разъезда).

Далее. Необходимо изготовить мелкие изображения (размер – 1х1 см) сооружений, которые символизируют различные виды деятельности. Эти картинки должны быть разноцветными – красными, синими, зелёными (см. ниже). Во время вечернего огонька педагог предлагает проанализировать активность каждого в той или иной деятельности и зафиксировать результат: приклеить соответствующее «здание» на рефлексивную матрицу.

Добавим, что задачами вышеописанных методов является не только поощрение детской активности и инициативы, но и обучение учащихся умению анализировать собственные поступки.

 

Изучение эмоционального состояния

 

Эмоциональное состояние анализируется, как было сказано выше, с использованием одной и той же матрицы. Технологически это выглядит следующим образом.

Эмоциональным состояниям (категориям настроения) условно присваивается цветовое соответствие:

красный цвет – настроение отличное, бодрое, весёлое;

зелёный цвет ­– настроение ровное, спокойное, нейтральное;

синий цвет – настроение нерадостное, грустное и т.д.

 

Когда учащиеся отмечают свою активную позицию, взять и прикрепить изображение они должны того цвета, который символически соответствует их настроению.

 

В дальнейшем, педагог анализирует настроение детей, планирует исходя из результатов, индивидуальную работу.

 


ЭТАП 8-Й. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ,

Или расписание на завтра

 

Уважаемые коллеги! Внимательно прочтите данную главу и используйте ежедневно! Для многих ребят приезд в центр – это событие жизни! Наша задача наполнить жизнь детей маленькими, но важными делами – занимательными упражнениями, ежедневной игровой рефлексией, полезной информацией. На данном этапе развития проекта предлагаются методы и конкурсы для ежедневной реализации. Для удобства восприятия приёмы объединены в рубрики (кластеры), ячейки и представлены в виде школьного расписания. Вертикальные колонки отражают временные отрезки дня, а горизонтальные позиции указывают на различные форматы и основные события.

 

Образовательный кластер

1. В ячейке «Кредо» приводятся фразы великих мыслителей, известных педагогов об учителе, о детях и взрослых и т.д. Данные девизы (кредо) сопряжены с тематикой дня, с основными событиями дня, с анонсированным планом. Сообщаются на утреннем разговоре, прописываются в отрядном плане на день, обсуждаются на вечернем огоньке.

 

2. Ячейка «Будка классности!» предполагает перечень из двух позиций, необходимо выбрать одну. Изготавливается специальная конструкция («Будка Классности»), представляющая собой две ёмкости (урны) различного цвета. Готовятся мини-бланки – листочки размером 2 см. Ежедневно, на утреннем разговоре, педагог предлагаются две позиции. В течение дня учащимся необходимо выбрать одну из позиций: бросить мини-бланки в соответствующую урну («будку Классности»). На вечернем огоньке подводится итоги метода, определяется позиция-победитель. Например, педагог предлагает позиции: школьная форма и свободное ношение одежды. Необходимо выбрать и проголосовать. Вечером бланки изымаются, подсчитываются результаты. Позиции прописываются в плане на день. Результаты должны быть оформлены.

 

3. Ячейка «Термин дня» содержит описание научного понятия, термина, имеющего отношение к педагогической деятельности.

 

4. В ячейке «Педагог дня» кратко представляется всемирно известный педагог, описываются его педагогические воззрения. Сообщается на утреннем разговоре, изучается в рамках занятий Академии, либо как рубрика на занятиях в факультативе.

 

Кластер цели и плана

5. В ячейке «Задача дня» описывается целеполагание либо всего дня, либо его отдельных моментов: утра, дня, вечера.

 

6. Ячейка «Событие дня» содержит основные организационные формы дня – дела, конкурсы, творческие задания. Обязательное условие – в отрядном плане выделяется особым образом! На утреннем разговоре определяются три самых важных события дня и обыгрываются в творческо-художественном исполнении.

 

7. В ячейке «Спорт – игра» указывается физкультурно-оздоровительные процедуры, спортивные единоборства, соревнования, которые проходят в указанный день.

 

8. Ячейка «Прогулка» заполнена прогулкой, экскурсией, мини-походом и т.д., который запланирован в этот день.

 

9. Ячейка «Портфолио дня». Включает различные советы, вожатские премудрости, методические рекомендации, условия проведения конкурсов и дел, сценарные разработки, методические и иные рекомендации по проведению дел и мероприятий. Представлена не в рамках расписания, а на отдельной странице.

 

Рефлексивный кластер

 

10. Ячейка «Педагогический дневник» содержит рекомендации по заполнению педагогического дневника. Предлагается проанализировать день, исходя из различных подходов: компетентностного, событийного, гуманистического и т.д.

 

11. Ячейка «Образ дня» содержит информацию, необходимую для организации аналитических методов вечернего огонька. Описываются рефлексивные игры, нравственные и коммуникативно-эмоциональные упражнения, нестандартные приёмы анализа дня и т.д.

РАСПИСАНИЕ, ДЕНЬ 1-Й

  Утро (8:30 – 09:00) День (09:00 – 14:00) Пополудни (14:00 – 19:00) Вечер (после 19:00) Дополуночи (21:30 и позже)
Задача дня Организация заезда детей, оперативное распределение детей по отрядам Адаптация детей к но­вым условиям жизни, знакомство с правилами проживания в Национальном детском центре «Зубренок», с законами, требованиями и традициями; знакомство друг с другом. Смотри «Портфолио дня
Событие Дня Заезд     Огонёк знакомств
Спорт – игра   Прохождение медицинской части как условие участия в различных спортивных делах смены.    
Прогулка   Первичное знакомство с центров в виде прогулки    
           
Кредо дня       Игровая ситуация «Дебют!» (описание представлено ниже)
«Будка классности»   Стартует со второго дня    
Педагог дня   Стартует со второго дня    
Термин дня Стартует со второго дня        
           
Педагогический дневник   Проанализируйте день, ответьте на вопросы: 1. Насколько чётко было организовано распределение детей в вашем отряде? 2. Возникли ли проблемы, решить которые вы не смогли? Можно ли их было упредить?
«Образ дня»       Познакомьте ребят со структурой вечернего огонька, разучите песню «День отшумел»

 


 

ПОРТФОЛИО ДНЯ: ОГОНЁК ЗНАКОМСТВ, ИС «МОЙ ДЕБЮТ!»

           
Что? Огонёк знакомств – комму­никативно-эмоциональное взаимодействие между взрослыми и детьми, направ­ленное на организацию зна­комства детей между собой, с воспитателями.   Очень важное дело первого дня, мастерство педагога проверяется по тому, как он умеет проводить огонёк знакомств. Организуется вечером, после ужина, же­лательно возле костра.
Зачем?   Цель огонька – сформировать у ребенка уважительное отношение к каждому участнику отряда, создать доброжелательную атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и взаимовыручки.    
Как? Организационные условие: участники располагаются по кругу, при этом необходимо чередовать мальчиков и девочек, а если в огоньке принимают участие несколько взрослых, их следует рассадить между детьми. Рассказ о себе начинает один из воспитателей, а заканчивает другой.   Педагоги добродушно комментируют рассказы детей о себе, следят за их настроением, обобщают, делают выводы. Личным примером демонстрируют, как надо выступать, вести себя на огоньке. Важно в самом начале задать серьезный, не официальный тон огонька.
Что ещё? На вечернем огоньке должен быть талисман - это предмет, который передается из рук в руки. Рекомендуем использовать книгу. Тот из ребят, у которого находится талисман, рассказывает о себе. Предлагаем такой алгоритм рассказа: 1. Приветствие. 2. Имя (обязательно) и фамилия, по желанию. 3. Место жительства. 4. Хобби, интересы, предпочтения. 5 ИС «Мой дебют». 6. Пожелания друг другу.  
И всё?   Игровая ситуация «Мой дебют». На огоньке знакомств каждый учащийся, представляя себя, рассказывает о своём первом педагогическом опыте.    

РАСПИСАНИЕ, ДЕНЬ 2-Й

  Утро (8:30 – 09:00) День (09:00 – 14:00) Пополудни (14:00 – 19:00) Вечер (после 19:00) Дополуночи (21:30 и позже)
Задача дня Основными задачами дня по прежнему являются адаптация детей к но­вым условиям жизни, знакомство с традициями «Зубренка». Важно эффективно провести экскурсию по центру и игровые площадки…   Развитие аналитических навыков
Событие Дня   Презентации школы и дворца детского творчества    
Спорт – игра   Медицинские процедуры по графику    
Прогулка     Интерактивная экскурсия «Здравствуй, «Зубрёнок»!  
           
Кредо дня Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций      
«Будка классности»     1. Электронные учебники или… 2. Бумажные? (электронная книга или обычная?)
Педагог дня   Познакомьте ребят с данным методом программы.    
Термин дня Портфолио Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. – Самара, 2004, с.5.
           
Педагогический дневник     Проанализируйте второй день смены с точки зрения событийности, определите два самых неудачных и два очень удачных момента дня. Опишите их педагогической документации. Сформулируйте для себя КОНКРЕТНЫЕ задачи на завтрашний день, определите педагогическую цель!
«Образ дня»   Завтра необходимо выбрать детское самоуправление, отнеситесь к этому ответственно.






ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.