Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Три ступени исследовательской деятельности





Исследовательскую деятельность можно подразделить на учебно-исследовательскую деятельность, научно-исследовательскую деятельность и проектную деятельность[2]

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – форма учебной работы, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся. Данная деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Результат ее, как правило, известен педагогическим работникам заранее или предсказуем.

Научно-исследовательская деятельность учащихся – форма работы, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, учащийся решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и, следовательно, оказывается пусть незначительным, но шагом в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности).

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности.

 

В смене «От увлечения к педагогической профессии» предлагаем реализовать проект «Школьная матрица». В данном проекте хорошо проиллюстрирована идея выше описанных трёх ступеней.

Суть проекта. Участники смены формируют исследовательские группы (одна в отряде - минимум). Каждая группа определяет для себя несколько исследуемых позиций из предложенного списка:

урок;

школьная форма;

учебники;

школьная доска;

школьная парта;

домашнее задание;

школьные предметы и т.д.

 

Далее руководители проекта предлагают три матричные позиции: вчера, сегодня, завтра. Участникам проекта необходимо провести исследование, изучив выбранную позицию во временном аспекте. Например, избрав позицию «Учебники», юные исследователи должны провести сравнительный анализ учебников прошлых лет (учебно-исследовательская деятельность), проанализировать имеющиеся современные учебники, выбрать наиболее оптимальный с точки зрения содержания, оформления (научно-исследовательская деятельность). Ячейка «завтра» предполагает разработку творческого проекта с прогностическим анализом, какой будет учебник будущего (проектно-исследовательская деятельность). Вся информация представляется в виде доклада и заполненного кластера.

 

  Вчера Сегодня Завтра
Учебник      
Урок      
-----------      
----------------      

Теоретическая часть исследования предполагает изучение вопроса во временном срезе; практическая часть – это различные социологические опросы, мониторинг, анализ первоистоников и т.д. как участников смены, так и педагогов центра.

 

Итогом исследования должен стать доклад, который зачитывается на форуме «Вектор на будущее», а также творческая стендовая сессия, которая в свою очередь является результатом деятельности отряда за смену. Содержанием творческого стендового доклада должны стать различные социологические исследования по итогам смены, которые учащиеся организуют самостоятельно. Приблизительные темы представлены ниже:

 

самое яркое дело смены для вашего отряда;

самое интересное занятие в Академии;

самая интересное обсуждение метода «Угол зрения»;

самая стоящее изречение метода «Кредо»;

самый активный участник отряда;

победы отряда и т.д.

 

Как подготовить детей к выступлению?!

(информация для педагогов и юных исследователей)

В течение смены вы проводили, разрабатывали проект, а затем писали доклад, в котором представили итоги исследования. Настало время подготовить устное выступление, в котором вы будете представлять результаты своего проекта. Предлагаем несколько рекомендаций, как сделать это максимально эффективно.

1. Подготовьтесь. Один государственный деятель так определил количество времени для подготовки выступления: «Если для произнесения речи мне отведено 10 минут, то для подготовки нужна неделя. Если в моем распоряжении будет 1 час, то потребуется два дня. Если же располагаю неограниченным временем, то могу говорить без подготовки».

2. Умению красиво и убедительно говорить - необходимо учиться! Следует учитывать, что «никакая другая способность, которую может иметь человек, не позволит ему сделать такую быструю карьеру и так быстро получить признание, как умение хорошо говорить» (Ч.М. Депью).

3. Золотые правила ораторского искусства были определены в античности Марком Тулием Цицероном:

формулировка вопроса (проблемы);

знание дела, компетентность;

стройность речи (последовательность, логичность), которая отражает содержание;

изящность речи (речевое построение), выражающееся в форме речи;

достоинство говорящего (поведение оратора, характеризующее этическую и эстетическую стороны выступления).

4. Начинайте выступление с приветствия жюри (если есть), слушателей и представления себя. Вежливость, спокойный доброжелательный тон, улыбка всегда подкупают слушателей, располагают к вам.

5. Выдерживайте структуру выступления: название темы, введение (описание проблемы), сообщение целей и задачей, сообщение объекта и предмета исследования, методов исследования, указывайте практическую значимость и перспективы работы.

6. Разработайте мультимедийную презентацию. Восприятие работы в значительной степени усиливается благодаря визуальным средствам её представления (иллюстрации, схемы и графики, макеты, компьютерная презентация средствами Power Point и др.)

7. Помните, что представляемая на слайдах информация должна иллюстрировать ваши слова. Не зачитывайте содержание слайдов, ведь слушатели сами умеют читать.

8. Важно. Степень достоинства, с которой держится оратор, его манера изложения материала, четкая дикция, передача содержания работы на память, а не чтение с листа. Конечно, текст выступления должен находиться рядом как некий психологический фактор успокоения.

9. Тренировка и практика избавят вас от страха перед аудиторией.

10. Как бы вы не волновались, выходите вперед смело, стойте спокойно и ведите себя так, будто вам это приятно. Выпрямитесь во весь рост, смотрите прямо в глаза своим слушателям, начинайте говорить уверенно. Не надо нервничать и судорожно застегивать или расстегивать пуговицы на пиджаке, суетливо перебирать руками. Если вы не в состоянии удержать себя от нервных движений, поместите руки за спину.

11. Не бойтесь хмурых лиц. Как правило, хмурое лицо свидетельствует вовсе не о неодобрении, а о том, что слушатель стремится проникнуть в суть вашей речи. Ведь вы хорошо владеете материалом, а аудитория слышит его впервые, к тому же, вы говорите в быстром темпе. Не удивительно, что лица у людей напряженные.

12. Будьте готовы ответить на следующие вопросы:

12.1. В чем актуальность/новизна вашей работы?

12.2. Почему вы выбрали именно эту тему?

12.3. Что для вас работа над этой темой?

12.4. Какие методы исследования и почему вы их использовали?

12.5. Практическая значимость и конкретные результаты исследования?

12.6. Какие самые интересные результаты вами получены, и как вы их проинтерпретировали?

12.7. В чем перспектива вашей работы в дальнейшем?

13. В заключение выступления допускаются две ошибки: неожиданное прекращение речи и затяжное прощание. Тщательно продумайте завершающую фразу, она должна быть исчерпывающей и информативной. Можно указать значимость проведенного исследования лично для вас, обозначить перспективы дальнейшей работы. Можно поблагодарить людей, которые помогали в проведении исследования. И обязательно не забудьте поблагодарить слушателей за внимание и пригласить их задать вопросы.

14. И последнее. Проведите несколько репетиций выступления. Это поможет почувствовать себя увереннее, выявить возможные вопросы слушателей и потренироваться в ответах на них.

Использованная литература

1. Лощакова О.В. Из опыта работы Российской научной конференции школьников «Открытие»: как подготовиться к участию в конференции? // Учебный год: информационно-методический журнал. 2007. № 1. – С.12.

2. Серафимович И.В. Рефлексивный анализ работы по курсу «Психология» программы «Открытие»: проблемы, решения, перспективы развития// Учебный год: информационно-методический журнал. 2007. № 1.- С. 51.

3. Материалы мастер-класса «Научное исследование, методология» VII Российского семинара «Организация научно-исследовательской деятельности школьников» г. Ярославль, 2008 г.

4. Яковлева М.А. Статья «Подготовка выступления на научной конференции».

 








Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.