Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5: Группа. Коллектив. Личность. Воспитание личности в коллективе





(практическое занятие)

Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний о понятии «личность» сформировать и закрепить понятия «группа» и «коллектив», установить связь между ними, закрепить навыки изучения структуры группы, коллектива, их основных характеристик.

Основные вопросы темы:

Сущность понятий «личность», «группа», «коллектив».

Основные функции коллектива.

Процесс развития коллектива.

4. Влияние коллектива на личность ребенка. Структура детского, школьного коллектива.

Что записать в ваш педагогический словарь:


· индивид

· личность

· группа

· коллектив

· конформизм


Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность понятия «группа» и «коллектив»;

соотношение понятий «коллективизм» и «индивидуализм», «конформизм» и «нонконформизм»;

сущность и содержание параметров группы и этапов становления коллектива;

основные современные тенденции индивидуализма и коллективизма в воспитании.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

выделять параметры группы, следить за развитием;

устанавливать этапы развития коллектива, причины конфликтных ситуаций между личностью и группой, коллективом;

совершенствовать собственную педагогическую деятельность по участию в развитии группы и коллектива.

Литература

1. Болдырев Н.Н. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1984.

2. Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. - 1989. - 8.

3. Карпенчук С.Г. Теорія і методика виховання. - К., 1997. - С.94-135; 172-203

4. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва. - К.: Вища шк., 1993. - Ч. II.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М, 2000.

6. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М.: Интерпракс 1994.

7. Концепція виховання дітей та молоді у національній системі освіти //Виховна робота в закладах освіти України. - К., 1998. - С. 179-192.

8. Кумарин В.В. Коллектив - среда обитания личности // Педагогика. - 1994. - №4.

9. Лозова В.І., Троцко Г.В. Теоретичні основи виховання і навчання: Навч. посібник для студентів педагогічних навчальних закладів. – Х., 1997. - С.84 - 102.

10. Макаренко А.С. Методи виховання. - Тв. у 8 т. - Т. 5 - К., 1981.

11. Макаренко А.С. Методика виховної роботи. - К., 1990.

12. Макаренко Л.С. Педагогика индивидуального действия. Соч.: В 5 т. – М, 1968.

13. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978.

14. Подласый И.П. Педагогика. - Кн. 2. - М. 1999. - С. 93-136.

15. Практична педагогіка виховання: Посібник з теорії та методики виховання /За ред. Красовицького М.Ю. - Київ - Івано-Франківськ, 2000.- С. 133 - 156.

16. Российская педагогическая энциклопедия; В 2 т. – М., 1993.

17. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспи­тания. – М.: Академия, 2000.

18. Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М.: Школа-Пресс, 2000.

19. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просве­щение, 1981.

20. Сухомлинський В.О. Як виховати справжню людину. - К., 1975.

21. Фіцула М.М. Педагогіка. - К., 2000. -С. 355-373.

 

Самостоятельная работа студентов

Теоретический блок

1. Основной доклад: Понятие о группе

Теми для содокладов и сообщений:

· Группа в педагогике и психологии: исторический аспект;

· Возможности и пределы влияния группы на развитие личности;

· Признаки группы;

· Психологический климат в группе, его выявление.

2. Основной доклад: Понятие о детском воспитательном коллективе

Темы для содокладов и сообщений:

· Понятие коллектива в истории педагогики.

· Коллектив как объект и субъект педагогики.

· Уровни развития коллектива, механизмы его становления (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Новиков, В.А. Караковский).

· Возможности и пределы влияния коллектива на развитие личности.

· Конформизм и нонконформизм в современной школе

3. Основной доклад: Самоуправление в современной школе

Темы для содокладов и сообщений:

· В чем заключается самоуправление в современной школе?

· Специфика самоуправления в различных коллективах (по художественным произведениям А.С. Макаренко, Л. Пантелеева, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и др.).

· Самодеятельные детские организации и «неформальные» объединения.

· Проблема взаимодействия педагогического коллектива и различных неформальных групп учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.

· Лидер в школьном коллективе: кто он?

Форма отчета: текст с приложением списка использованной литературы.

Практический блок

1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая карточка.

2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

§ Коллектив как объект и субъект воспитания/

§ Уровни развития коллектива, механизмы его становления.

§ Самоуправление в детском коллективе.

Форма отчета: соответствующая картотека.

3. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей:

• Воропаев М.В. Проблема индивидуальности коллектива // Педа­гогика. – 1991. – № 5.

• Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педа­гогика. – 1997. – № 4.

• Никандров Н.Д. Россия; социализация и воспитание на рубеже
тысячелетий. - М., 2000.

Форма отчета: текст рецензии.

4. Сравните эти высказывания:

а) С американской точки зрения, человек – индивидуальность изначаль­но, с рождения. Однако у нас нередко стирается грань между морально­стью поведения и эмоциональным одобрением или неодобрением со сто­роны окружающих... И мы можем говорить, что, несмотря на утверждение индивидуализма, подавляющая часть американцев является поведенчес­кими конформистами, так как им далеко не безразлично, что о них поду­мают окружающие. В Америке подчас понятие моральной свободы под­меняется понятием экономической свободы, смешивается с возможностью приобретать все больше престижных вещей. Экономически многие сво­бодны, морально – нет. Да и моральный коллективизм необходим нации, он выражен в национальном девизе «Мы верим в Бога».

Можно так сказать, что американский индивидуализм носит конформный характер, в поведении американца индивидуальность и конформность вза­имодействуют, предполагают друг друга... (Ларраби Э. Что значит быть культурным в Америке? – М., 1991).

б) Если теперь с позиций современных теорий человеческой индивидуаль­ности обратиться к доктрине воспитания, которая длительное время ле­жала в основе политики, определявшей развитие советской школы, то не­трудно обнаружить, что в ней недооценивался именно аспект, представ­лявший человека в качестве индивидуума. Можно сказать, что недоучет этой стороны человеческого существования был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики – формирование коллектив­ного сознания и поведения – на деле вырождался в оправдание формиро­вания конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключа­ется в том, чтобы восстановить понятие всесторонне и гармонично разви­той личности как свободно развитой индивидуальности.

Без этого необходимого дополнения само понятие личности деформиру­ется, и она превращается в стандартизованного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения (Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. пе­дагогика. - 1991. - № 9. - С. 48-49).

Проанализируйте обозначенные подходы к воспитанию личности. Что вы думаете по этому поводу?

Форма отчета: мини-эссе на предложенную тему.

5. Ознакомьтесь с предложенной ситуацией: 6-й класс. Сильный по составу, с гуманитарным уклоном. Ваш предмет не воспринимают как жизненно необходимый, большинство ходит на заня­тия формально. На уроках нет атмосферы увлеченности. Лидеров в клас­се двое — Марина К. и Светлана В. Между ними идет острое соперниче­ство практически во всем, у каждой своя группа сторонниц. Мальчики и девочки живут своей жизнью, никаких общественных дел в классе не при­знают.

Определите, на каком этапе развития находится данный коллек­тив класса? Какую программу исследования этого коллектива вы мог­ли бы предложить, с тем чтобы помочь классному руководителю?

Форма отчета: текст и программа исследования (с приложением анкет, тестов и т. д.).

Аналитический блок

Работа с текстами







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.