|
Тема 5: Группа. Коллектив. Личность. Воспитание личности в коллективе(практическое занятие) Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний о понятии «личность» сформировать и закрепить понятия «группа» и «коллектив», установить связь между ними, закрепить навыки изучения структуры группы, коллектива, их основных характеристик. Основные вопросы темы: Сущность понятий «личность», «группа», «коллектив». Основные функции коллектива. Процесс развития коллектива. 4. Влияние коллектива на личность ребенка. Структура детского, школьного коллектива. Что записать в ваш педагогический словарь: · индивид · личность · группа · коллектив · конформизм Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать: сущность понятия «группа» и «коллектив»; соотношение понятий «коллективизм» и «индивидуализм», «конформизм» и «нонконформизм»; сущность и содержание параметров группы и этапов становления коллектива; основные современные тенденции индивидуализма и коллективизма в воспитании. По итогам изучения данной темы вы должны уметь: выделять параметры группы, следить за развитием; устанавливать этапы развития коллектива, причины конфликтных ситуаций между личностью и группой, коллективом; совершенствовать собственную педагогическую деятельность по участию в развитии группы и коллектива. Литература 1. Болдырев Н.Н. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1984. 2. Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. - 1989. - 8. 3. Карпенчук С.Г. Теорія і методика виховання. - К., 1997. - С.94-135; 172-203 4. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва. - К.: Вища шк., 1993. - Ч. II. 5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М, 2000. 6. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М.: Интерпракс 1994. 7. Концепція виховання дітей та молоді у національній системі освіти //Виховна робота в закладах освіти України. - К., 1998. - С. 179-192. 8. Кумарин В.В. Коллектив - среда обитания личности // Педагогика. - 1994. - №4. 9. Лозова В.І., Троцко Г.В. Теоретичні основи виховання і навчання: Навч. посібник для студентів педагогічних навчальних закладів. – Х., 1997. - С.84 - 102. 10. Макаренко А.С. Методи виховання. - Тв. у 8 т. - Т. 5 - К., 1981. 11. Макаренко А.С. Методика виховної роботи. - К., 1990. 12. Макаренко Л.С. Педагогика индивидуального действия. Соч.: В 5 т. – М, 1968. 13. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978. 14. Подласый И.П. Педагогика. - Кн. 2. - М. 1999. - С. 93-136. 15. Практична педагогіка виховання: Посібник з теорії та методики виховання /За ред. Красовицького М.Ю. - Київ - Івано-Франківськ, 2000.- С. 133 - 156. 16. Российская педагогическая энциклопедия; В 2 т. – М., 1993. 17. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000. 18. Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М.: Школа-Пресс, 2000. 19. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. 20. Сухомлинський В.О. Як виховати справжню людину. - К., 1975. 21. Фіцула М.М. Педагогіка. - К., 2000. -С. 355-373.
Самостоятельная работа студентов Теоретический блок 1. Основной доклад: Понятие о группе Теми для содокладов и сообщений: · Группа в педагогике и психологии: исторический аспект; · Возможности и пределы влияния группы на развитие личности; · Признаки группы; · Психологический климат в группе, его выявление. 2. Основной доклад: Понятие о детском воспитательном коллективе Темы для содокладов и сообщений: · Понятие коллектива в истории педагогики. · Коллектив как объект и субъект педагогики. · Уровни развития коллектива, механизмы его становления (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Новиков, В.А. Караковский). · Возможности и пределы влияния коллектива на развитие личности. · Конформизм и нонконформизм в современной школе 3. Основной доклад: Самоуправление в современной школе Темы для содокладов и сообщений: · В чем заключается самоуправление в современной школе? · Специфика самоуправления в различных коллективах (по художественным произведениям А.С. Макаренко, Л. Пантелеева, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и др.). · Самодеятельные детские организации и «неформальные» объединения. · Проблема взаимодействия педагогического коллектива и различных неформальных групп учащихся в учебно-воспитательном процессе школы. · Лидер в школьном коллективе: кто он? Форма отчета: текст с приложением списка использованной литературы. Практический блок 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям. Форма отчета: соответствующая карточка. 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем: § Коллектив как объект и субъект воспитания/ § Уровни развития коллектива, механизмы его становления. § Самоуправление в детском коллективе. Форма отчета: соответствующая картотека. 3. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей: • Воропаев М.В. Проблема индивидуальности коллектива // Педагогика. – 1991. – № 5. • Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. – 1997. – № 4. • Никандров Н.Д. Россия; социализация и воспитание на рубеже Форма отчета: текст рецензии. 4. Сравните эти высказывания: а) С американской точки зрения, человек – индивидуальность изначально, с рождения. Однако у нас нередко стирается грань между моральностью поведения и эмоциональным одобрением или неодобрением со стороны окружающих... И мы можем говорить, что, несмотря на утверждение индивидуализма, подавляющая часть американцев является поведенческими конформистами, так как им далеко не безразлично, что о них подумают окружающие. В Америке подчас понятие моральной свободы подменяется понятием экономической свободы, смешивается с возможностью приобретать все больше престижных вещей. Экономически многие свободны, морально – нет. Да и моральный коллективизм необходим нации, он выражен в национальном девизе «Мы верим в Бога». Можно так сказать, что американский индивидуализм носит конформный характер, в поведении американца индивидуальность и конформность взаимодействуют, предполагают друг друга... (Ларраби Э. Что значит быть культурным в Америке? – М., 1991). б) Если теперь с позиций современных теорий человеческой индивидуальности обратиться к доктрине воспитания, которая длительное время лежала в основе политики, определявшей развитие советской школы, то нетрудно обнаружить, что в ней недооценивался именно аспект, представлявший человека в качестве индивидуума. Можно сказать, что недоучет этой стороны человеческого существования был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики – формирование коллективного сознания и поведения – на деле вырождался в оправдание формирования конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключается в том, чтобы восстановить понятие всесторонне и гармонично развитой личности как свободно развитой индивидуальности. Без этого необходимого дополнения само понятие личности деформируется, и она превращается в стандартизованного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения (Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. педагогика. - 1991. - № 9. - С. 48-49). Проанализируйте обозначенные подходы к воспитанию личности. Что вы думаете по этому поводу? Форма отчета: мини-эссе на предложенную тему. 5. Ознакомьтесь с предложенной ситуацией: 6-й класс. Сильный по составу, с гуманитарным уклоном. Ваш предмет не воспринимают как жизненно необходимый, большинство ходит на занятия формально. На уроках нет атмосферы увлеченности. Лидеров в классе двое — Марина К. и Светлана В. Между ними идет острое соперничество практически во всем, у каждой своя группа сторонниц. Мальчики и девочки живут своей жизнью, никаких общественных дел в классе не признают. Определите, на каком этапе развития находится данный коллектив класса? Какую программу исследования этого коллектива вы могли бы предложить, с тем чтобы помочь классному руководителю? Форма отчета: текст и программа исследования (с приложением анкет, тестов и т. д.). Аналитический блок Работа с текстами ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|