Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дидактика как область педагогических знаний.





Сущность процесса обучения, его методологические основы и движущая сила.

Функции процесса обучения, связь между ними.

Структура процесса обучения.

Закономерности принципы и правила обучения.

Виды обучения.

Что записать в ваш педагогический словарь:


· дидактика

· процесс обучения

· функции процесса обучения

· закономерность

· принципы обучения

· дидактическое правило

· преподавание

· учение

· виды обучения


 

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру;

характеристику закономерностей и принципов обучения;

сущность и индивидуальные черты видов обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

выделять и раскрывать функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую;

анализировать действия учителя и учащегося в рамках различных видов обучения;

соотносить закономерность принципы и правила обучения.

 

Литература

1. Алексюк А.М. Педагогіка вищої освіти України. Історія. Теорія: Підручник. – К.: Либідь, 1998, - 560с.

2. Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. - К.: Либідь, 1997.

3. Державна національна програма "Освіта: Україна XXI століття". - К.: Райдуга, 1994.

4. Дидактика средней школы /Под ред. Онищука В.А. - К., 1987. - Гл.2.

5. Закон України "Про освіту". - Голос України, 1996. -25 квітня.- С. 1-3.

6. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва, - К., 1993. - Ч.З.

7. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. - М., 1987.

8. Куписевич Ч. Основы общей дидактики /Пер. с польск. - М., 1986.

9. Концепція середньої загальноосвітньої школи України /Інформ. збірник МС України. - К., 1992. - №4. - С.4-12.

10. Лозова В.І., Москаленко П.Г., Троцко Г.В. Педагогіка. Розділ "Дидактика". - К., 1993.-С.3-9.

11. Марев М. Методологические основы дидактики /Пер. с болг. - М., 1986.

12. Моляко В.О. Концепція виховання творчої особистості //Радянська школа. - К., 1991. -№5.

13. Педагогіка /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - Гл.20.

14. Педагогика /Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1997.

15. Педагогіка /За ред. М.Д.Ярмаченка. - К., 1986.- 544 с. - Розд.4, 6, 7.

16. Подласый В.И. Педагогика. Новый курс. - В 2-х кн. - Кн. 1: «Общие основы. Теория обучения». - М., 1999.

17. Положення про середній загальноосвітній навчально-виховний заклад. Освіта. - 1993.-З вересня.

18. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи: Підручник для студентів педагогічних факультетів. - К.: Абрис, 1997. - 416с.

19. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999.

20. Стельмахович М.П. Народна педагогіка. - К., 1985. -С.226-231.

21. Фіцула М.М. Педагогіка. -Тернопіль, 1997. - С.106-116.

22. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999.-С. 122-193.

23. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., 1979.-Гл.1,2.

Самостоятельная работа студентов

Теоретический блок

1.Основной доклад: Характеристика процесса обучения и его целей

Теми для содокладов и сообщений:

· Развитие представлений о дидактике как науке.

· Процесс обучения как единство преподавания и учения.

· Гносеологические основы процесса обучения.

· Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

2. Основной доклад: Закономерности и принципы обучения

Теми для содокладов и сообщений:

· В чем заключается связь принципов обучения с закономерностями обучения.

· Каково значение принципов обучения для учителя?

· Система принципов обучения и раскрывающих их правил обучения (таблица, составленная студентом)

3.Основной доклад: «Виды обучения»

· Теми для содокладов и сообщений:

· Чем объясняется выбор учителем вида обучения?

· Сравнительная характеристика различных видов обучения

Форма отчета: устная защита с прилагаемым текстом и списком литературы.

Практический блок

1. Напишите 7–10 библиографических карточек по литературе данной темы. Составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая карточка.

2.Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предложенных тем:

· Гносеологические основы процесса обучения.

· Развитие представлений о дидактике как науке.

· Общение в процессе обучения.

3.Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.)

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

4. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже ста­тей

· Усова А. В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Пе­дагогика, – 2000. - № 4. - С, 30-34.

· Орлов Л.А., Петровичев В.М. Дети Чернобыля: опыт психолого-педагогической реабилитации // Педагогика. -1997. - № 4. - С. 17-24.

· (Ваше предложениепо согласованию с преподавателем)

Форма отчета: текст рецензии.

5.Сопоставьте следующие высказывания.

Мы иногда портим свое дело нежеланием подумать, как надо сказать в данном случае, и корень многих тяжких неудач наших – в неумении выска­зать свою мысль, одеть ее как следует... (Ключевский Д.О.Очерки и речи // Ключевский В.О. Второй сб. ст. - СПб., 1918. - С. 30).

Ошибочно думать, что самое главное - это чтобы лектор умел преподать суть вопроса и не обращал внимания на форму преподавания. Я могу вам говорить самые умные речи, но если они будут скучно изложены, то вы их не воспримете (Пирогов II.И. Правда жизни. –М.,1960. - С. 29).

Первые фразы Д. И. Менделеева почти всегда приводили в недоумение людей, слушавших его впервые. Им становилось даже неловко за лектора, который подолгу подыскивал нужное слово... затем следовали внятные, отчеканенные фразы, произносимые сильным звучным голосом, и посте­пенно магия менделеевской речи завораживает аудиторию. Строй речи, интонация, громкость голоса, внушительная жестикуляция в точности повторяют ход менделеевской мысли, то убыстряющейся - когда приво­дились промежуточные выкладки, то замедляющейся - когда обсуждал­ся важный вывод (Смирнов Г. Менделеев. – М.: Молодая гвардия, 1974. – С. 123).

· Как, по-вашему, влияет на образовательную функцию речь препо­давателя?

· Есть ли у большинства учителей подобные проблемы? Про­ведите свое исследование.

Форма отчета: текст исследования с комментариями.

6.Прочитайте следующий литературный отрывок

...Нет сомнений – в каждой семье в последние дни только и говорят обо мне. Нет, не именно обо мне, а об учителе, который послал это письмо и который 1 сентября встретит своего воспитанника в школе. Говорят по-разному – папы и мамы, бабушки и дедушки - в зависимости от того, у кого что наболело в общении с ребенком, у кого какая точка зрения на воспитание. И нужно ли гадать, что в воображении каждого ребенка его первый учитель, которого он еще в глаза не видел, рисуется по-разному? По-разному рисуются его облик и характер...

В большинстве семей в воображении ребенка родители и старшие созда­ют образ всезнающего, доброго, чуткого, горячо любящего детей челове­ка. В этих семьях дети нарисовали бы меня в образе доктора Айболита и, придя в школу, бегали бы за мной по пятам, залезали бы ко мне на колени, задавали бы тысячу вопросов, бесконечно рассказывали бы о себе и полю­били бы меня сразу, потому что доктора Айболита нельзя не любить. Ра­зумеется, для этого будет необходимо, чтобы я обрел черты характера это­го доброго доктора.

В некоторых семьях суждения родителей и старших создадут в воображе­нии ребенка существо, строго следящее за любым малейшим проступком каждого ребенка; оно будет наказывать – строго! – всех, кто не слушает старших, не ест все, что даст мама или бабушка, капризничает, шумит и шалит, оно выгонит из школы всех таких детей, оно... Дети в таких семьях нарисовали бы первого своего учителя в облике Бабы-Яги или Буки. А на другой день, придя в школу и увидев своего учителя, закричали бы, что есть мочи, прильнув к матери; «Не хочу в школу!.. Хочу домой!»

Почему создается в одних семьях облик учителя – доктора Айболита, в других – Бабы-Яги. Ведь родителям шестилетних детей давно не страш­ны никакие Бабы-Яги и Буки, но они пугают ими своих малышей. Поче­му? Почему некоторые из них берут в союзники в воспитании своих детей этих героев, а не докторов Айболитов? Почему они думают, что ребенка легко воспитывать запугиванием?.. (Амонашвили Ш.А.Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1986. - С. 12-83).

Составьте программу исследования, которое позволит ответить на эти вопросы Ш.А. Амонашйили. Проведите его в родительской и дет­ской аудитории.

Форма отчета: текст исследования с комментариями.

7. Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятельности ученика в процессе обучения?

этапы деятельности учителя этапам деятельности ученика
  Возникновение интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Процессы запоминания
  Упражнения
  Самоконтроль

8. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует реализовать дидактический принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила, и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу.

 

дидактический принцип дидактическое правило
  Стройте учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые
Принцип систематичности обучения    
  Работая со всем классом, помните о каждом ученике
Принцип наглядности обучения    
  Не требуйте от учеников заучивания того, что всего лишь нужно понять

9. Писатель В.В. Вересаев в одной из книг приводит отрывок из школьного сочинения на тему: „Исторические личности в поэме А.С. Пушкина „Полтава”:

Историческими личностями называются две главные личности, которые оставляют следы в истории и двигают ее вперед и назад. Вот во времена Полтавы … было две исторические личности: личность Петра и личность Мазепы. Третья историческая личность была личность Карла – шведского короля. Она жила в Швеции. Петр был очень хорошим, грозным и замечательным царем. Мазепа, хотя тоже был очень храбрый, но думал, что всегда лучше самому быть царем. И он открыл полтавское сражение. Петр был в сражении ужасным и походил на грозу. За Петром летели птицы из его гнезда. Поэтому он победил Карла, и того унесли в качалке на ужин к врагам… В поэме есть нравственная цель, она учит, как Мазепа своей личностью поплатился за такое отношение и как Петр за свою роль и подвиги был выбран в исторические личности…

· Как вы думаете, в чем была ошибка учителя, который учил этого ученика?

· Какой недостаток учебного процесса иллюстрирует это сочинение:

š абстрактность;

š формализм;

š созерцательность;

š слишком сложный уровень задания;

š разрыв теории и практики;

š отсутствие у ученика нужных навыков?

10. Проанализировать состояние современной зарубежной школы, обосновать и обобщить сущность процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях (на примере конкретной страны по выбору).

11. Найти общее и отличное в структуре обучения школ Украины и определенной страны мира (по выбору).

Аналитический блок

1. Работа с текстами:

Об обучении говорят, что оно „протекает”, „осуществляется”, „реализу­ется”. Это значит, что оно существует реально в постоянном движении, развитии, в динамике, в процессе, Если быть точным, нужно сказать, что процесс – это смена состояний системы и процесс обучения – тоже смена состояний системы. Обучение – деятельность. Значит, процесс обуче­ния – это смена состояний системы деятельности. Возникают вопросы что же это за система? Из чего она состоит, из каких элементов? Какова ее структура, т.е. как связаны между собой эти элементы? И наконец, како­во ее назначение, какие функции она выполняет в обществе?..

Есть и еще один важный вопрос. Теория, в том числе и педагогическая, должна выявлять объективные закономерности, присущие тем явлениям, которые она изучает. Но тогда возникает вопрос: могут ли существовать объективные, не зависящие от человека закономерности процесса, кото­рый самим же человеком и порождается. Понятно, что естественные объекты природы такие закономерности имеют. А вот свойственны ли объективные закономерности искусственной, целенаправленной системе обуче­ния? От ответа на этот вопрос зависит многое, прежде всего сам научный статус дидактики, ее теоретический уровень. Если в обучении нет ничего постоянного и объективного, сама теория как будто бы и не нужна. Или же возможна только психологическая теория, которая рассматривает не­которые объективные свойства человеческой психики, проявляющейся в процессе обучения? (Краевский В. В. Процесс обучения и его закономер­ности // Краевский В.В., Лернер И. Я. Дидактика средней школы. – М,: Просвещение, 1982. - С. 129-130).

Форма отчета: тезисный конспект.

2. Анализ ситуаций:

Ситуация 1. Искусство вопроса.

– Почему Раскольников, еще не раскрыв письмо от матери, безумно целует конверт?

Непонятное: себе или классу задаю вопрос. Но класс утихает. Следовательно, и себе. Не с итогом, с началом, что несет в себе итог, пришел я к детям, которые много не знали и не могли знать без меня. Зато и я не все мог знать без них. От того и тишина. И пусть длиннее будет пауза. Это не промах, это искусство. Сложное искусство вопроса. Если эмоция – начало интеллекта, предчувствие мысли, то вот и сама мысль: письмо чуть ли не последняя надежда остановиться в ужасном замысле? Если мама не остановит, то кто же?

Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта сразу после его слов: „Гений и злодейство – две несовместимые вещи? ”. Моральная проблема неожиданно коснулась философской, эстетической. Вместе с детьми рассуждаю и я, им и себе открываю знание. „Маленькие трагедии” Пушкина теперь не станут школьной трагедией.

„Детей у меня нет... ” – жалуется Екатерина (О.М. Островский „Гроза”). А если бы дети были – вышла бы она за ворота к Борису? И вообще – ушла бы из жизни?

Мой вопрос особенный. Самому себе. А решаю – с детьми. Этим их поднимаю к себе, сам расту с ними. Возмужание – процесс сложный, взаимный: мы растем с теми, кого поднимаем. Что может быть понятнее, чем вопрос, поставленного самому себе, и значительнее вопроса, который волнует всех? Спросить себя, как другого, и другого, как себя, – в этом искусство.

· В чем вы видите место и роль вопроса в процессе организации познавательной деятельности школьников?

· Приведите пример удачно поставленного вопроса для побуждения учеников к активной умственной деятельности.

Ситуация 2. Урок литературы. Тема: „Жизнь и деятельность Т.Г. Шевченко”. Учитель С.Д. в канун урока развесил в классе плакаты-иллюстрации о жизни поэта. На доске были размещены репродукции картин Т.Г. Шевченко. Еще до начала урока ученики с интересом рассматривали новый для них материал. Уже и на уроке глаза детей были сосредоточены на иллюстрациях. Рассказ учителя разбивался о своеобразный психологический барьер между педагогом и школьниками.

Вот и звонок на перерыв. Учитель почувствовал недовольство проведенным уроком. А так настойчиво готовился...

· Объясните эту ситуацию с точки зрения требований определенных дидактических принципов.

· Дайте учителю совет, каким образом избежать ошибок.

Ситуация 3. Урок украинского языка в 5-м классе. Тема урока: „Правописание неопределенных и отрицательных местоимений”. Учительница С.М. построила его по такими этапами:

§ Проверка выполнения домашнего задания.

§ Актуализация опорных знаний: повторили материал о сущности понятия "местоимение", разряды местоимений.

§ Стимулирование познавательной активности учеников: ученики сделали попытку правильно написать ряд неопределенных и отрицательных местоимений, но натолкнулись на значительные затруднения.

§ Самостоятельная работа учеников над проработкой правил по учебнику.

§ Система упражнений, направленных на формирование у учеников умений грамотного написания неопределенных и отрицательных местоимений.

§ Проверка и оценка учебной деятельности учеников.

Проанализируйте структуру этого урока и назовите, требования каких принципов обучения были реализованы и в чем эффективность такой деятельности.

В какой мере построение урока отвечает требованиям логики учебного процесса?

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.