|
Дидактика как область педагогических знаний.Сущность процесса обучения, его методологические основы и движущая сила. Функции процесса обучения, связь между ними. Структура процесса обучения. Закономерности принципы и правила обучения. Виды обучения. Что записать в ваш педагогический словарь: · дидактика · процесс обучения · функции процесса обучения · закономерность · принципы обучения · дидактическое правило · преподавание · учение · виды обучения
Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать: сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру; характеристику закономерностей и принципов обучения; сущность и индивидуальные черты видов обучения. По итогам изучения данной темы вы должны уметь: выделять и раскрывать функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую; анализировать действия учителя и учащегося в рамках различных видов обучения; соотносить закономерность принципы и правила обучения.
Литература 1. Алексюк А.М. Педагогіка вищої освіти України. Історія. Теорія: Підручник. – К.: Либідь, 1998, - 560с. 2. Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. - К.: Либідь, 1997. 3. Державна національна програма "Освіта: Україна XXI століття". - К.: Райдуга, 1994. 4. Дидактика средней школы /Под ред. Онищука В.А. - К., 1987. - Гл.2. 5. Закон України "Про освіту". - Голос України, 1996. -25 квітня.- С. 1-3. 6. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва, - К., 1993. - Ч.З. 7. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. - М., 1987. 8. Куписевич Ч. Основы общей дидактики /Пер. с польск. - М., 1986. 9. Концепція середньої загальноосвітньої школи України /Інформ. збірник МС України. - К., 1992. - №4. - С.4-12. 10. Лозова В.І., Москаленко П.Г., Троцко Г.В. Педагогіка. Розділ "Дидактика". - К., 1993.-С.3-9. 11. Марев М. Методологические основы дидактики /Пер. с болг. - М., 1986. 12. Моляко В.О. Концепція виховання творчої особистості //Радянська школа. - К., 1991. -№5. 13. Педагогіка /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - Гл.20. 14. Педагогика /Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1997. 15. Педагогіка /За ред. М.Д.Ярмаченка. - К., 1986.- 544 с. - Розд.4, 6, 7. 16. Подласый В.И. Педагогика. Новый курс. - В 2-х кн. - Кн. 1: «Общие основы. Теория обучения». - М., 1999. 17. Положення про середній загальноосвітній навчально-виховний заклад. Освіта. - 1993.-З вересня. 18. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи: Підручник для студентів педагогічних факультетів. - К.: Абрис, 1997. - 416с. 19. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999. 20. Стельмахович М.П. Народна педагогіка. - К., 1985. -С.226-231. 21. Фіцула М.М. Педагогіка. -Тернопіль, 1997. - С.106-116. 22. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999.-С. 122-193. 23. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., 1979.-Гл.1,2. Самостоятельная работа студентов Теоретический блок 1.Основной доклад: Характеристика процесса обучения и его целей Теми для содокладов и сообщений: · Развитие представлений о дидактике как науке. · Процесс обучения как единство преподавания и учения. · Гносеологические основы процесса обучения. · Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. 2. Основной доклад: Закономерности и принципы обучения Теми для содокладов и сообщений: · В чем заключается связь принципов обучения с закономерностями обучения. · Каково значение принципов обучения для учителя? · Система принципов обучения и раскрывающих их правил обучения (таблица, составленная студентом) 3.Основной доклад: «Виды обучения» · Теми для содокладов и сообщений: · Чем объясняется выбор учителем вида обучения? · Сравнительная характеристика различных видов обучения Форма отчета: устная защита с прилагаемым текстом и списком литературы. Практический блок 1. Напишите 7–10 библиографических карточек по литературе данной темы. Составьте свои аннотации к выбранным изданиям. Форма отчета: соответствующая карточка. 2.Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предложенных тем: · Гносеологические основы процесса обучения. · Развитие представлений о дидактике как науке. · Общение в процессе обучения. 3.Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.) Форма отчета: фрагмент хрестоматии. 4. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже статей · Усова А. В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика, – 2000. - № 4. - С, 30-34. · Орлов Л.А., Петровичев В.М. Дети Чернобыля: опыт психолого-педагогической реабилитации // Педагогика. -1997. - № 4. - С. 17-24. · (Ваше предложение – по согласованию с преподавателем) Форма отчета: текст рецензии. 5.Сопоставьте следующие высказывания. Мы иногда портим свое дело нежеланием подумать, как надо сказать в данном случае, и корень многих тяжких неудач наших – в неумении высказать свою мысль, одеть ее как следует... (Ключевский Д.О.Очерки и речи // Ключевский В.О. Второй сб. ст. - СПб., 1918. - С. 30). Ошибочно думать, что самое главное - это чтобы лектор умел преподать суть вопроса и не обращал внимания на форму преподавания. Я могу вам говорить самые умные речи, но если они будут скучно изложены, то вы их не воспримете (Пирогов II.И. Правда жизни. –М.,1960. - С. 29). Первые фразы Д. И. Менделеева почти всегда приводили в недоумение людей, слушавших его впервые. Им становилось даже неловко за лектора, который подолгу подыскивал нужное слово... затем следовали внятные, отчеканенные фразы, произносимые сильным звучным голосом, и постепенно магия менделеевской речи завораживает аудиторию. Строй речи, интонация, громкость голоса, внушительная жестикуляция в точности повторяют ход менделеевской мысли, то убыстряющейся - когда приводились промежуточные выкладки, то замедляющейся - когда обсуждался важный вывод (Смирнов Г. Менделеев. – М.: Молодая гвардия, 1974. – С. 123). · Как, по-вашему, влияет на образовательную функцию речь преподавателя? · Есть ли у большинства учителей подобные проблемы? Проведите свое исследование. Форма отчета: текст исследования с комментариями. 6.Прочитайте следующий литературный отрывок ...Нет сомнений – в каждой семье в последние дни только и говорят обо мне. Нет, не именно обо мне, а об учителе, который послал это письмо и который 1 сентября встретит своего воспитанника в школе. Говорят по-разному – папы и мамы, бабушки и дедушки - в зависимости от того, у кого что наболело в общении с ребенком, у кого какая точка зрения на воспитание. И нужно ли гадать, что в воображении каждого ребенка его первый учитель, которого он еще в глаза не видел, рисуется по-разному? По-разному рисуются его облик и характер... В большинстве семей в воображении ребенка родители и старшие создают образ всезнающего, доброго, чуткого, горячо любящего детей человека. В этих семьях дети нарисовали бы меня в образе доктора Айболита и, придя в школу, бегали бы за мной по пятам, залезали бы ко мне на колени, задавали бы тысячу вопросов, бесконечно рассказывали бы о себе и полюбили бы меня сразу, потому что доктора Айболита нельзя не любить. Разумеется, для этого будет необходимо, чтобы я обрел черты характера этого доброго доктора. В некоторых семьях суждения родителей и старших создадут в воображении ребенка существо, строго следящее за любым малейшим проступком каждого ребенка; оно будет наказывать – строго! – всех, кто не слушает старших, не ест все, что даст мама или бабушка, капризничает, шумит и шалит, оно выгонит из школы всех таких детей, оно... Дети в таких семьях нарисовали бы первого своего учителя в облике Бабы-Яги или Буки. А на другой день, придя в школу и увидев своего учителя, закричали бы, что есть мочи, прильнув к матери; «Не хочу в школу!.. Хочу домой!» Почему создается в одних семьях облик учителя – доктора Айболита, в других – Бабы-Яги. Ведь родителям шестилетних детей давно не страшны никакие Бабы-Яги и Буки, но они пугают ими своих малышей. Почему? Почему некоторые из них берут в союзники в воспитании своих детей этих героев, а не докторов Айболитов? Почему они думают, что ребенка легко воспитывать запугиванием?.. (Амонашвили Ш.А.Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1986. - С. 12-83). Составьте программу исследования, которое позволит ответить на эти вопросы Ш.А. Амонашйили. Проведите его в родительской и детской аудитории. Форма отчета: текст исследования с комментариями. 7. Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятельности ученика в процессе обучения?
8. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует реализовать дидактический принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила, и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу.
9. Писатель В.В. Вересаев в одной из книг приводит отрывок из школьного сочинения на тему: „Исторические личности в поэме А.С. Пушкина „Полтава”: Историческими личностями называются две главные личности, которые оставляют следы в истории и двигают ее вперед и назад. Вот во времена Полтавы … было две исторические личности: личность Петра и личность Мазепы. Третья историческая личность была личность Карла – шведского короля. Она жила в Швеции. Петр был очень хорошим, грозным и замечательным царем. Мазепа, хотя тоже был очень храбрый, но думал, что всегда лучше самому быть царем. И он открыл полтавское сражение. Петр был в сражении ужасным и походил на грозу. За Петром летели птицы из его гнезда. Поэтому он победил Карла, и того унесли в качалке на ужин к врагам… В поэме есть нравственная цель, она учит, как Мазепа своей личностью поплатился за такое отношение и как Петр за свою роль и подвиги был выбран в исторические личности… · Как вы думаете, в чем была ошибка учителя, который учил этого ученика? · Какой недостаток учебного процесса иллюстрирует это сочинение: абстрактность; формализм; созерцательность; слишком сложный уровень задания; разрыв теории и практики; отсутствие у ученика нужных навыков? 10. Проанализировать состояние современной зарубежной школы, обосновать и обобщить сущность процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях (на примере конкретной страны по выбору). 11. Найти общее и отличное в структуре обучения школ Украины и определенной страны мира (по выбору). Аналитический блок 1. Работа с текстами: Об обучении говорят, что оно „протекает”, „осуществляется”, „реализуется”. Это значит, что оно существует реально в постоянном движении, развитии, в динамике, в процессе, Если быть точным, нужно сказать, что процесс – это смена состояний системы и процесс обучения – тоже смена состояний системы. Обучение – деятельность. Значит, процесс обучения – это смена состояний системы деятельности. Возникают вопросы что же это за система? Из чего она состоит, из каких элементов? Какова ее структура, т.е. как связаны между собой эти элементы? И наконец, каково ее назначение, какие функции она выполняет в обществе?.. Есть и еще один важный вопрос. Теория, в том числе и педагогическая, должна выявлять объективные закономерности, присущие тем явлениям, которые она изучает. Но тогда возникает вопрос: могут ли существовать объективные, не зависящие от человека закономерности процесса, который самим же человеком и порождается. Понятно, что естественные объекты природы такие закономерности имеют. А вот свойственны ли объективные закономерности искусственной, целенаправленной системе обучения? От ответа на этот вопрос зависит многое, прежде всего сам научный статус дидактики, ее теоретический уровень. Если в обучении нет ничего постоянного и объективного, сама теория как будто бы и не нужна. Или же возможна только психологическая теория, которая рассматривает некоторые объективные свойства человеческой психики, проявляющейся в процессе обучения? (Краевский В. В. Процесс обучения и его закономерности // Краевский В.В., Лернер И. Я. Дидактика средней школы. – М,: Просвещение, 1982. - С. 129-130). Форма отчета: тезисный конспект. 2. Анализ ситуаций: Ситуация 1. Искусство вопроса. – Почему Раскольников, еще не раскрыв письмо от матери, безумно целует конверт? Непонятное: себе или классу задаю вопрос. Но класс утихает. Следовательно, и себе. Не с итогом, с началом, что несет в себе итог, пришел я к детям, которые много не знали и не могли знать без меня. Зато и я не все мог знать без них. От того и тишина. И пусть длиннее будет пауза. Это не промах, это искусство. Сложное искусство вопроса. Если эмоция – начало интеллекта, предчувствие мысли, то вот и сама мысль: письмо чуть ли не последняя надежда остановиться в ужасном замысле? Если мама не остановит, то кто же? Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта сразу после его слов: „Гений и злодейство – две несовместимые вещи? ”. Моральная проблема неожиданно коснулась философской, эстетической. Вместе с детьми рассуждаю и я, им и себе открываю знание. „Маленькие трагедии” Пушкина теперь не станут школьной трагедией. „Детей у меня нет... ” – жалуется Екатерина (О.М. Островский „Гроза”). А если бы дети были – вышла бы она за ворота к Борису? И вообще – ушла бы из жизни? Мой вопрос особенный. Самому себе. А решаю – с детьми. Этим их поднимаю к себе, сам расту с ними. Возмужание – процесс сложный, взаимный: мы растем с теми, кого поднимаем. Что может быть понятнее, чем вопрос, поставленного самому себе, и значительнее вопроса, который волнует всех? Спросить себя, как другого, и другого, как себя, – в этом искусство. · В чем вы видите место и роль вопроса в процессе организации познавательной деятельности школьников? · Приведите пример удачно поставленного вопроса для побуждения учеников к активной умственной деятельности. Ситуация 2. Урок литературы. Тема: „Жизнь и деятельность Т.Г. Шевченко”. Учитель С.Д. в канун урока развесил в классе плакаты-иллюстрации о жизни поэта. На доске были размещены репродукции картин Т.Г. Шевченко. Еще до начала урока ученики с интересом рассматривали новый для них материал. Уже и на уроке глаза детей были сосредоточены на иллюстрациях. Рассказ учителя разбивался о своеобразный психологический барьер между педагогом и школьниками. Вот и звонок на перерыв. Учитель почувствовал недовольство проведенным уроком. А так настойчиво готовился... · Объясните эту ситуацию с точки зрения требований определенных дидактических принципов. · Дайте учителю совет, каким образом избежать ошибок. Ситуация 3. Урок украинского языка в 5-м классе. Тема урока: „Правописание неопределенных и отрицательных местоимений”. Учительница С.М. построила его по такими этапами: § Проверка выполнения домашнего задания. § Актуализация опорных знаний: повторили материал о сущности понятия "местоимение", разряды местоимений. § Стимулирование познавательной активности учеников: ученики сделали попытку правильно написать ряд неопределенных и отрицательных местоимений, но натолкнулись на значительные затруднения. § Самостоятельная работа учеников над проработкой правил по учебнику. § Система упражнений, направленных на формирование у учеников умений грамотного написания неопределенных и отрицательных местоимений. § Проверка и оценка учебной деятельности учеников. • Проанализируйте структуру этого урока и назовите, требования каких принципов обучения были реализованы и в чем эффективность такой деятельности. • В какой мере построение урока отвечает требованиям логики учебного процесса?
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|