|
Коллективное творческое делоВоспитательную работу руководитель коллектива осуществляет в содружестве с другими педагогами, родными и шефами воспитанников как их старший товарищ. Эта работа проходит шесть стадий. 1-я стадия. Предварительная работа воспитателей. Самоподготовка руководителя коллектива: педагог обдумывает идею праздника, его воспитательные возможности, намечает коллективные творческие дела и творческие поручения микроколлективам, которые могут быть осуществлены до праздника и на самом празднике (2-3 варианта), и готовит свои предложения к общему сбору-старту. Намечает воспитательные занятия и творческие встречи на выбранную тему, которые проведет с воспитанниками сам или кто-то по его поручению. Затем руководитель коллектива «по секрету» от воспитанников обсуждает замысел праздника с шефами, стремясь пробудить и их инициативу. Необходимы и совместные обсуждения с родными воспитанников, как лучше подготовить и провести праздник. Проводятся нацеливающие (стартовые) беседы с ребятами, экскурсии и т. п. Эти мероприятия и повседневное дружеское общение с педагогами создают радостную предпраздничную атмосферу, увлекая и воспитанников, и их родных. 2-я стадия. Коллективное планирование. Оно осуществляется на общем сборе-старте. На этом сборе руководитель коллектива сначала ставит перед всеми вопросы-задачи для размышления, обсуждения, решения. Затем в микроколлективах каждый высказывает свое мнение, свои предложения. Руководитель коллектива незаметно помогает самому слабому микро коллективу – дает идеи, всячески поощряет. Далее – общая работа: представители каждого микроколлектива высказывают свои мнения и предложения, идет обсуждение. Руководитель подхватывает предложения воспитанников, развивает их, помогает отобрать наиболее целесообразные, обобщает отобранное. Происходят выборы «советов дел». «Совет дела» – это сводный коллектив представителей всех микроколлективов, который окончательно разрабатывает подробный план, готовит это дело, руководит его проведением. 3-я стадия. Подготовка к празднику. Осуществляются одно-два коллективных творческих дела. Для лучшего их проведения в помощь воспитанникам устраиваются творческие встречи, руководитель коллектива проводит работу мобилизующего и обучающего характера. 4-я стадия. Проведение праздника. Стержень праздника – два-три коллективных творческих дела, как заранее подготовленных, так и импровизированных, типа «концерт-молния», «эстафета-ромашка» и т. д. Весь праздник может пройти в форме ролевой творческой игры. А руководитель коллектива выступает здесь в роли главного «доброго волшебника». 5-я стадия. Коллективное подведение итогов проделанной работы. Проводится по преимуществу в форме общего сбора-«огонька». Предварительно в каждом микро коллективе обсуждаются три вопроса: что было хорошо – почему; что не удалось – почему; что сделаем в будущем? Затем на сборе-«огоньке» представители микроколлективов докладывают результаты обсуждения, сравнивают свои оценки, стараясь найти общее мнение. Руководитель коллектива подводит итоги. Итоги работы надо обсудить и в воспитательском коллективе – с родными воспитанников и с педагогами. 6-я стадия. Последствия проделанной работы (использование опыта). Надо попробовать реализовать предложения, возникающие и принятые на общем сборе - «огоньке» и в воспитательском коллективе. Планируются и готовятся новые коллективные творческие дела. Педагоги используют опыт и материалы проведенного творческого праздника в классных занятиях, во внеучебной работе, как общей, так и специальной – с воспитанниками, шефами, родными учащихся. Думаю, можно назвать коллективной деятельность, если в ней участвует каждый воспитанник – участвует вместе со старшими товарищами и в планировании общей жизни, и в выполнении намеченного, и в подведении итогов (Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. - 1989. - № 8. - С. 23-25). Как вы считаете, обеспечивает ли технология КТД саморазвитие личности? В какой степени? Что делать с детьми, которые отказываются принимать участие в КТД? Форма отчета: тезисный конспект. Коллектив – среда обитания школьников Коллектив оптимальных размеров (в практике А. С. Макаренко он насчитывал 500 человек) можно считать материальным носителем оптимальной системы внутриколлективных отношений. Очевидно, отношения между членами коллектива, включая, разумеется, и педагогический персонал, могут быть дружескими, уважительными, открытыми, беспристрастными. Сначала Антон Семенович создал отряды по самому простому принципу: «...кто с кем учится, кто с кем работает, тех я объединяю в один отряд». Потом он принял решение; младших лучше отделить от старших, но скоро заметил, что это вредно. Получилось явное противопоставление старших и младших, произошла их изоляция друг от Друга. И лишь после этого Антона Семеновича осенила идея: семья – вот самая лучшая, созданная самой природой, форма объединения воспитанников! Здесь ведь и забота о младших, и уважение к старшим, «самые нежные нюансы товарищеских отношений». Малыши не замыкаются в отдельную группу с бедными социальными отношениями, старшие заботятся о малышах, защищают их, передают как эстафету опыт настоящей коллективной жизни, насыщенной добротой, справедливой требовательностью, терпимостью к критике. Почему же в роли первичного коллектива А.С. Макаренко не устраивал класс? Вопрос важный, потому что многие теоретики, а за ними и практики не особо задумываются над главной социальной функцией первичного коллектива – связывать личность с целым коллективом, чтобы научиться жить интересами общества, считаться с ними, участвовать в их совершенствовании. А.С. Макаренко – первый из тех, кто провел тончайший социально-психологический анализ класса. Он установил, что в нем главную скрипку играют групповые интересы, которые объективно не могут не заслонять интересы всего коллектива школы (свой класс знаю, «главный гражданский долг», т. е. учиться, исполняю, а больше мне и не надо). Вспомним, сколько «инициатив» гремело на всю страну: «Всем классом на ферму!», «Всем классом на целину!» А что из этого всякий раз получалось? В лучшем случае па год хватало такого, с позволения сказать, коллективизма. А коллектив Макаренко без всяких пышных речей полностью содержал себя, педагогов, оплачивал помещения да еще отдавал государству 5 млн рублей чистой прибыли. А.С. Макаренко первым в мире применил первичные коллективы в форме разновозрастных отрядов. В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского первичные коллективы-отряды были организованы по принципу объединения воспитанников разных возрастов. Это дало большой воспитательный эффект: было обеспечено их взаимодействие. А это важное условие постоянного накопления и передачи опыта старших поколений, когда младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. Сколько слов сказано об авторитарной педагогике, но фигура «Марь Иваны», классной руководительницы с насупленными бровями, так и остается символом порядка в классе. Почему? Все объясняется просто: в кругу 35-40 сверстников никогда не может быть реального самоуправления. Все одинаковы. Живут по принципу: «Ты мне приказываешь, а я посмеиваюсь». Остается одно: твердая рука классной начальницы. Первичный коллектив разновозрастного отряда, по мысли А.С. Макаренко, обеспечивает управляемость на основе единоначалия. Здесь собраны школьники из разных классов, и цели первичного и целого коллектива полностью совпадают, сама его структура гарантирует выдвижение в «парламент» целого коллектива наиболее дееспособных представителей, которые вместе с директором школы и другими педагогами осуществляют качественно новое руководство воспитательным процессом. Наличие в каждом классе представителей разных первичных коллективов существенно меняет характер отношений, предотвращает зарождение корпоративности и круговой поруки. Разновозрастные отряды без специальных педагогических усилий аккумулируют традиции коллектива и делают обязательным исполнение со временем лидерских обязанностей каждым членом коллектива, поэтому уже первоклассник загодя готовится к этой почетной миссии. Особая роль принадлежит общему собранию всех членов коллектива. Они проводятся один-два раза в месяц и тщательно готовятся в органах самоуправления при непременном участии педагогов. Регламент выступлений на общих собраниях – одна минута, так что они занимают не более 15-20 минут. На такие собрания выносятся только значительные вопросы, вся «текучка» решается в обычном административном порядке (Кумарин В.В. Коллектив – среда обитания школьников // Педагогика. – 1994. – №4). Разделяете ли вы взгляды автора на воспитательные возможности детского коллектива? Аргументируйте свой ответ. Форма отчета: тезисный конспект. О требовании в коллективе Если бы я получил сейчас школу, я поставил бы себя в положение организатора. Я всех собрал бы, сказал, чтобы больше этого я не видел. Никаких доказательств, никаких теорий! Потом я поднес бы им теорию, а тут теория могла бы повредить. Я бы приступил в решительной форме – чтобы я больше этого не видел! Чтобы я не видел ни одного кричащего ученика в школе. Такое требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Я не представляю себе, чтобы можно было дисциплинировать разболтанный, изнервничавшийся коллектив без такого холодного тона требования отдельного организатора. А дальше это идет гораздо легче. Вторая стадия этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддержать дисциплину... Я старался скорее набрать такую группу активистов, которые поддерживали мои требования своими требованиями, высказываемыми на общих собраниях, в своей группе, своим мнением. Это вторая стадия развития требования, когда около меня образовалось такое ядро. И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это – результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной. Организованной работой. В последние пять лет в коммуне им. Дзержинского я уже ничего не требовал. Напротив, я выступал уже как тормоз для требований коллектива, так как обычно коллектив разгоняется и требует часто очень многого от отдельной личности. Вот тут-то, когда уже требует коллектив, тут для вас и будет простор для развертывания теории морали. Тут каждый понимает, что требования морали, политической морали и нравственной, основные, и общий итог требований, когда каждый воспитанник требует от себя и больше всего интересуется своим поведением (Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990. - С. 133-138). Возможно ли достижение гармонии между интересами личности и коллектива? А надо ли добиваться этой гармонии? Можно ли использовать идеи А.С. Макаренко в современной школе? Почему? Форма отчета: тезисный конспект. Сравнительный анализ Заполните следующую таблицу:
3.Анализ ситуации: В. А. Сухомлинский писал: Детей нужно учить делиться радостями, трудностями, мыслями, переживаниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту... Вот в этом и состоит одна из великих тайн, а вместе с тем и одна из простейших истин в воспитании коллектива: настоящее наслаждение человеческим общением дети должны переживать потому, что они являются активными творцами красоты. Согласны ли вы с этими словами?
4.Педагогические задачи. Решение педагогических задач направлено на формирование педагогических умений организации коллективного воспитания. Каждая задача имеет три уровня решения: инвариантный, репродуктивный, творческий. Инвариантный уровень предусматривает выбор правильного решения из предложенных и обоснование своего выбора. Репродуктивный уровень предусматривает психолого-педагогический анализ ситуации, выдвижение стандартных решений и выбор самых оптимальных из них. Творческий уровень предусматривает проектирование собственной гипотезы решения задачи, ее научное обоснование, видение места ситуации в целостном воспитательном процессе. Задача 1. Молодого учителя назначили классным руководителем в 10-А классе. Это один из нелегких классов, поскольку сформирован он только этой осени. Среди учеников чувствовалась разъединенность. Но классный руководитель сумела заинтересовать детей делами класса и школы. Организации коллективной деятельности содействовало детальное изучение взаимоотношений в классе. Помог в этом осенний поход, который дал возможность выучить характер каждого, проявить интересы и способности учеников, отношения между ними; поэтому мероприятия, которые проводились в последующем в классе, содействовали созданию хороших межличностных отношений, здорового психологического климата, удовлетворения потребности старшеклассников в общение. Проанализируйте деятельность молодого учителя. Что помогло ему добиться положительных результатов в работе с сборным классом? При определение перспектив развития классного коллектива воспитателю нужно учитывать в первую очередь изучение: а) личностных потребностей и перспектив каждого ученика; б) целей школьного коллектива; в) условий и возможностей школьной жизни. Задача 2. - Так вот, Светлана Михайловна, к вашему сведению, есть в педагогике метод параллельного действия. Действуем на одного - воспитываем на его примере других. Слышали о таком? - Слышала, - вздохнула студентка-практикантка. - Сдавали недавно педагогику. - Так, сдавать сдавали, - с упреком сказал начальник летнего детского оздоровительного лагеря, - а усвоить не усвоили. Опять в вашем отряде Адаменко "проявил" себя - зеленую смородину в саду оборвал. Говорили с ним? - Говорила, обещание дал. - Обещания он дает каждый день. Тут только через коллектив нужно действовать, испытанный метод - параллельное действие. Придется самому заняться. На вечерней линейке Адаменко чистосердечно сознался, что смородину оборвал в той части сада (сто пятьдесят голов вернулись, чтоб зафиксировать объект его интересов), что нужна она ему была, для стрельбы из трубочки, которую он вырезал в другой части сада, и пообещал, что "больше не будет". А затем были слова осуждения начальника лагеря и дежурные заверения Адаменко о прекращение "военных действий"... Начальник и не подозревал, что битва начнется на следующий день, после завтрака. Девушек встретили дружные смородиновые залпы мальчиков. Вечером оказалось, что в баталиях принимал участие почти весь лагерь. Только Адаменко в этой битве не принимал участия; к нему в этот день приехала мама. Какая ошибка была допущена начальником лагеря? При каких условиях метод параллельного действия является результативным? Разработайте модель правильного применения метода параллельного действия. При применение метода параллельного действия необходимо:
Задача 3. 9 класс. В классе восемь человек - консультанты. Это те ученики, которые лучше знают тот или иной предмет и помогают своим одноклассникам по их просьбе при затруднениях в изучении материала. Всем нравится такая система помощи, поскольку это полезно и тем, кто объясняет, и тем, кто слушает. Но одна из лучших учениц класса (консультант) заявила, что ей жаль расходовать время на занятие с другими, есть учитель, почему это кто-то должен заниматься с неуспевающими. Класс возмущен и удивлен, потому что решение об организации консультаций вынесено всем классом, и все с удовольствием так работали. Светлана аргументирует свою позицию тем, что в 9 классе все учатся добровольно, каждый должен рассчитывать на свои силы, у каждого свои интересы, своя цель, поэтому каждый имеет право свое свободное время и знания использовать так, как хочет. Класс слушает молча. Потом одни начинают доказывать, что Светлана не права, другие соглашаются с ней. Подготовьте свое выступление, с которым вы обратились бы к классу в подобной ситуации. Вы считаете, что:
Ответ аргументируйте.
Тема 6: Содержание, формы и методы работы классного руководителя ( для самост отельного изучения) Цель занятия: скорректировать знания, умения и навыки студентов по организации сотрудничества родителей и школы в деле воспитания детей и подростков. Основные вопросы темы:
Что записать в ваш педагогический словарь: · классный руководитель · педагогическая деятельность · специфика педагогической деятельности · функции классного руководителя · формы работы классного руководителя · родительское собрание · профессиограмма классного руководителя. Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать: у яснить роль классного руководителя в воспитании школьников; знать систему классного руководства и содержание профессиональной работы классного руководителя; уметь составлять программу воспитания школьников.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь: анализировать социальную роль и функциональные обязанности современного классного руководителя, осмысливать специфику его педагогической деятельности; выделять основные задания, компоненты содержания, форм и методов воспитательной работы классного руководителя; устанавливать личностное деловое взаимодействие в педагогическом процессе; ориентироваться в педагогических ситуациях, находить способы их решения; проектировать формы и методы собственной педагогической деятельности. Литература 1. Воронов В. Как составить план работы //Воспитание школьников.-1999.- №4. 2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. - М.,1999. 3. Первушина Л.В. План воспитательной работы классного руководителя //Классный руководитель.- 1999.- №3. 4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. – М.,2002. 5. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2002. 6. Созонов В.П. Воспитательная работа в классе. - М., 2000. 7. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986 8. Глассер У. Школы без неудачников. - М., 1991. 9. Иващенко И.Ф. Психология воспитания школьников. - Минск, 1999. 10. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. - М., 1983. 11. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. – Ч.1.- М., 2002. 12. Планирование воспитательной работы в классе: Метод. пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. 13. Молонов Г.Ц. Теория, методика и технология воспитания в школе. - Улан-Удэ, 1997. 14. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 2000. 15. Щуркова Н.Е., Рогозина Л.Д. Классный руководитель: формирование жизненного опыта у учащихся. – М., 2002. 16. Калейдоскоп родительских собраний: Метод. разработки. – Вып.1. /Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001. 17. Калейдоскоп родительских собраний: Метод. разработки. – Вып.2. /Под ред. Н.А. Алексеевой. – М., 2002.
Практический блок 1. Назовите основные направления работы классного руководителя. 2. Допишите предложения: а) должностные обязанности классного руководителя сводятся к следующим: ….. б) циклограмма деятельности классного руководителя представляет собой….. в) критериями оценки деятельности классного руководителя являются…… 3. Перечислите функции классного руководителя: а) б) в) 4. Перечислите слагаемые успеха классного руководителя. 5. Приготовьте и защитите собственный проект плана воспитательной работы для учащихся средних классов. 6. Задачами работы классного руководителя с родителями являются: § включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми; § правовое просвещение родителей; § оказание помощи в семейном воспитании; § совместная работа со школой по организации социальной защиты детей. Продолжить формулирование задач с учетом всех направлений совместной воспитывающей деятельности. 7. Дополнить содержание работы классного руководителя с родителями: ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей; ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования: Конституцией Украины, Законом Украины «Об образовании», Декларацией прав человека и ребенка, Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, Правилами для учащихся, Этическим уставом школы (если последний разработан в школе; если его нет, то необходимо познакомить родителей с едиными педагогическими требованиями); совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции, студии). Участие родителей в делах школы (походы, экскурсии, коллективные творческие дела); совместное оценивание уровня воспитанности детей; и т.д. 8. Дополнить картотеку форм работы классного руководителя с родителями: родительские собрания (общешкольные и классные); «круглые столы», конференции, дискуссии; совместные коллективные творческие дела; дни открытых дверей; тренинги; организация проблемно-деятельностных игр и др.; организационно-структурные формы: родительские комитеты в классах и общешкольный попечительский совет, совет школы, собрания; и др. 9. Дать характеристику (по выбору) основным методам работы классного руководителя с родителями: информирование, обмен опытом, совместная деятельность, индивидуальная деятельность родителей, исследования, взаимопосещения занятий родителей с учащимися, выборочное посещение семей, стимулирование родителей за индивидуальное воспитание и совместную работу со школой и др. 10. Укажите, какие критерии оценки эффективности работы родителей совместно со школой, с классом вы считаете наиболее целесообразными. § Наличие организационной структуры. § Конкретные дела родителей в помощь школе, классу. § Сотрудничество, которое стало традицией. Большинство родителей участвуют в совместной воспитывающей деятельности с учащимися. § Помощь родителей в социальной защите детей. § Позитивный уровень сохранности здоровья детей. § Оперативная реакция родителей на запросы школы и реакция школы на потребности родителей и их детей. § Другие. 11. Определите круг первоочередных задач в работе классного руководителя. 12. Раскройте специфику индивидуальной работы классного руководителя с детьми. 13. Поясните необходимость поддерживать связь с семьями учащихся, целенаправленно работать с родителями. Аналитический блок 1. Проанализируйте приведенный ниже план воспитательной работы (планирование воспитательной работы в классе / под ред. Е.Н.Степанова.- м., 2000). Отметьте его основные достоинства и недостатки. Раздел 1. Анализ воспитательной работы за прошедший год в 8 «б» классе обучается 28 учеников, из них 13 мальчиков, 15 девочек. Для 7 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 12- средний, для 8 – низкий. В классе обучается 4 человека с девиантным поведением. Многие подростки имеют ослабленное здоровье: 11 человек – слабое зрение, 4 –сколиоз, 4 – хронические заболевания. Работа с детьми второй год строится по программам «учение», «общение», «досуг», «образ жизни», «здоровье». Что удалось сделать в прошлом году? Анализ успеваемости и качества знаний показывает, что в классе 2 ученика учатся на «отлично» (а. Селиховская, к. Егоров), 5 человек успевают на «4» и «5», 3 человека имеют всего две тройки. Слабо учатся вася ж., марина с., оля г. В классе выделилась группа учащихся (7 чел.) С высокой степенью развития познавательного интереса. А. Селиховская и т. Игнатова являются членами школьного научного общества. Половина класса посещает факультативы и предметные кружки. Успехи в учебе и познавательная активность этих учащихся сформировали общественное мнение в классе: учиться хорошо – это престижно. Вместе с тем нелегко дается учеба целому ряду учеников, а у 8 наблюдается ослабленный интерес к учению. Деятельность по программе «учение» включала в себя совместную работу с учителями-предметниками по координации усилий в обучении слабых и сильных учащихся, по развитию познавательных способностей каждого ученика. Особенно этому помог промежуточный анализ успеваемости учащихся. Он позволил организовать своевременную консультативную помощь по предметам, создать ситуацию успеха для основной массы учащихся. Хорошим помощником классному руководителю в этой работе стал учебный сектор, возглавляемый к. Егоровым. Программа «учение» включала разнообразную внеклассную деятельность по развитию познавательных интересов учащихся. Особенно удались познавательные игры на конкурсной основе: конкурс любознательных, вечер веселых задач, устный журнал «что, где, почему?». Запомнились ребятам классные часы в библиотеке, работа в познавательной общешкольной программе «узнай свой город». Успешной учебе детей помогли консультации для родителей «как помочь ребенку учиться». Наблюдение, анкетирование учащихся, классные часы показали, что у детей низкий уровень самоорганизации учебного труда, навыков самообразования. Поэтому в этом году в рамках программы «учение» необходимо обратить на это внимание. В программе «общение» велась работа по развитию коммуникативных умений. Особые затруднения проявляются в общении мальчиков и девочек. Поэтому работу нужно вести не только совместно, но и дифференцированно. Программа «досуг» тесно взаимосвязана с программой «общение». Досуговая деятельность сплачивает коллектив, создает особый психологический климат. Опрос показал, что хорошо чувствуют себя в классе 16 человек, не всегда хорошо – 9, одиноко – 2 человека. В классе стали традиционными дни именинников. Любят дети классные «огоньки». Особенно удались новогодний спектакль и конкурс «а ну-ка, девочки!». Анкетирование показало, что запомнилась прогулка в лес и однодневный поход. Подготовка досуговых мероприятий позволяет развивать творчество детей, инициативу, формировать организаторские умения. Каждый может выглядеть хорошо в том или ином деле. Досуговая деятельность позволяет втянуть в свое поле трудных детей и тех, кто не может отличиться в учении. Очень важно анализировать каждое классное дело, замечать любой успех ребенка. В прошлом году 20 учащихся были включены в кружковую деятельность. Предлагался большой спектр кружков вне школы. В течение года поддерживалась связь с руководителями кружков и секций, анализировались результаты работы, проводились смотры-конкурсы, концерты, творческие отчеты, персональные выставки. Работа по программе «образ жизни» предполагала развитие этической культуры учащихся, формирование нравственных отношений. Классные часы, анализ ситуаций, стиль общения в классе способствовали решению задач. Большая работа была проделана родителями по оформлению кабинета, ремонту и озеленению. Класс занял 3-е место в смотре кабинетов. По программе «здоровье» со школьным медработником проводилась профилактическая работа: медосмотры, вакцинации, консультации. Велась работа с родителями по укреплению здоровья в семье, регулярно проводились прогулки на природу, дни здоровья. 12 учеников класса занимались в спортивных секциях. Самой популярной среди мальчиков стала секция по классической борьбе. Проблемы со здоровьем часто появляются из-за учебных перегрузок, малоподвижного образа жизни, неумения организовать себя. Анализ работы по тематическим программам показывает, что эта работа способствует интеллектуальному, нравственному и физическому развитию учащихся, созданию условий для развития индивидуальных способностей. На основе проделанного анализа работы на текущий год были сформулированы новые задачи Раздел 2. Задачи воспитательной работы на предстоящий год 1. Развитие у детей навыков самообразования и самоорганизации. 2. Развитие коммуникативных умений, умений общения с противоположным полом. 3. Создание условий для формирования здорового образа жизни учащихся. 4. Поддержка творческого развития детей. Раздел 3. Содержание воспитательной работы Сентябрь
Октябрь
Раздел 4. Работа с родителями Сентябрь 1.родительское собрание «наши задачи на новый учебный год». Обновление родительского совета. Предложения к плану. Реклама факультативов, кружков, секций. 2.посетить семью н. Ильина. Октябрь 1.заседание родительского совета: планирование работы. Подготовка и участие в дне здоровья. Фотографии для доски почета. 2.консультация для родителей «справочная литература для учащихся 8 класса». Ноябрь 1.родительское собрание «организация труда школьника». Как помочь подростку? Советы психолога. Анализ анкет. 2.день именинника – общий праздник. Что готовят родители? Декабрь 1.родительский консилиум по предварительным итогам учебы. План действий. 2.посещение семей учащихся. 3.подготовка к новогоднему празднику. Раздел 5. Индивидуальная работа с учащимися Сентябрь 1.оформить документы на бесплатное питание е. Степановой, в.жукова. 2.проанализировать включенность сильных учащихся (егорова, игнатович, селиховской) в деятельность шно, клуба интеллектуальных игр. Октяб рь 1.день профилактики в школе. Обеспечить встречу ильина н. С инспектором а.л. лавринович. 2.индивидуальное собеседование по итогам успеваемости. 3.порекомендовать спортивные секции захарову, дивину. 4.поручение в.жукову: подготовить выставку книг о самовоспитании
2. проанализируйте план работы классного руководителя в школе. Отличается ли структура плана от иллюстрируемого примера. Укажите иные подходы к планированию содержания воспитательной работы (раздел 3). 3. познакомившись с методикой проведения родительских собраний, разработать содержание родительского собрания (одно из пяти на выбор). Структура родительского собрания. Собрание проводится в течение 45 мин. Это время делится на четыре части(имеются в виду не тематические, а рабочие собрания, проводимые в конце каждой учебной четверти). Первая часть -информация о жизни школы, класса, достижениях детей за определенный период — четверть, полугодие, год. Вторая часть - информация специалистов (врачей, работников правоохранительных органов, психологов, социологов, ученых). Третья часть - информация о работе родителей с учащимися за прошедший период (четверть, полугодие, год). Четвертая часть - планирование участия родителей в делах класса на следующую четверть. Это условная структура родительского классного собрания. Собрание ведут председатель родительского комитета или его члены, так как они более информированы о жизни класса и работе родителей. Может проводить собрание и классный руководитель или родитель — не член комитета. Структура собрания должна Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|