Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие содержания образования, его исторический характер.





Теория формирования содержания образования.

Факторы, определяющие формирование содержания образования.

Принципы и критерии выбора содержания образования.

Пути обновления содержания образования в современных условиях.

6. Нормативные документы определяющие содержание образования.

Что записать в ваш педагогический словарь:


· образование

· содержание образования

· знания

· умения

· навыки

· учебная программа

· принципы формирования содержания образования

· базисный учебный план

· учебники


Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность и содержание понятий «образование» и «содержание образования»;

принципы факторы, лежащие в основе формирования содержания образования;

различные теории построения содержания образования;

специфика построения и содержания базисного учебного плана (БУП) и др. нормативных документов, в которых реализуется содержание образования.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

выделить и анализировать особенности построения содержания образования в различных типах образовательных учреждений;

работать с учебным планом и учебной программой;

выделить и анализировать функции учебников.

 

Литература

1. Державна національна програма "Освіта: Україна XXI століття". - К., 1994. - Розділ "Зміст освіти". - С. 11-14.

2. Дидактика современной школы: Пособие для учителей /Под ред. В.А.Онищука. - К.: Радянська школа, 1987.

3. Закон України "Про освіту" //Голос України, 1996.- 25 квітня. - С.1-3.

4. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. - М., 1987.

5. Концепція 12-річної загальноосвітньої школи.

6. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

7. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспек­тивы. - М., 1991.

8. Лозова В.І., Троцко Г.В. Теоретичні основи виховання і навчання: Навчальний посібник. - Харків, 1997- С. 201-225.

9. Национальная доктрина образования // Учит. газ. – 2000. – № 42.

10. Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті. - К.: Шкільний світ, 2001.

11. Орлов А. А. Инновации в региональной системе образования // Туль­ская школа. – 1994. – № 2.

12. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998.

13. Педагогика /Под ред. В.А.Сластенина. - М.,1997.

14. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - Гл.1.

15. Педагогіка /За ред. М.Д. Ярмаченка. - К.,І986. - Розд.1.

16. Подласый В.И.Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2-х кн. - М.: Изд. Центр ІДОС, 1999. - Кн.1. "Общие основы". - 576 с.

17. Подласый И. П. Педагогика. – М., 2000.

18. Положення про середній загальноосвітній навчально-виховний заклад// Освіта. - 1993. - 3 вересня.

19. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи: Підручник для студентів педагогічних факультетів - К.: Абрис, 1997.- 416с.

20. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.

21. Смирнов В.Й. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999.

22. Философско-психологические проблемы развития образования. – М.,1981.

23. Фіцула М.М. Педагогіка. - Тернопіль, 1997. - С. 6-13, 29-36.

24. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999. - Розд.1.

 

Самостоятельная работа студентов

Практический блок

1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая карточка.

2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

§ Культура и образование

§ Системный подход к образованию

§ Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике

§ Дополнительное образование в Украине: история и современность

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы)

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

3. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания образования.

Форма отчета: опорная схема (опыт создания наглядного пособия).

4. Проследите, как реализуется в курсе дисциплины, которую вы будете преподавать:

- принципы отбора содержания образования;

- система межпредметных связей.

Форма отчета: текст исследования (с приложением схем, таблица).

5. Проанализируйте пояснительную записку к предмету, который вы будете преподавать в школе, и определите ее структуру (линейная, концентрическая и т.п.)

Сформируйте главные задачи, выдвинутые перед этой учебной дисциплиной. Выясните отношение учителей-предметников к содержанию данной учебной программы.

Форма отчета: текст исследования (с приложением таблиц, схем).

6.Каковы главные отличия содержания образования в разных типах учебных заведений? Заполните таблицу.

Тип учебных заведений Особенности содержания образования
Лицей  
 
 
Гимназия  
 
 
Колледж  
 
 

Форма отчета: таблица.

Аналитический блок

1. Работа с текстами:

Современные научные теории и содержание образования

Среди многочисленных теорий отбора содержания образования к важней­шим относятся концепции дидактического материализма, формализма, утилитаризма, проблемно-комплексная концепция, концепция структура­лизма, экземпляризма, функционального материализма, программирова­ния и др. Коротко рассмотрим их сущность.

А. Дидактический материализм. Сторонники этой теории, истоки кото­рой восходят к Я. А. Коменскому (XVII в.) считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей наук. На основе этого была разработана «энцик­лопедическая модель» содержания образования. Ее сущность: глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональ­на количеству изученного материала в рамках одного предмета. Таким об­разом, данная модель охватывает разнообразные знания по отраслям наук, однако они зачастую слабо увязаны друг с другом, отмечается перегружен­ность информацией.

Б. Дидактический формализм. Это название возникло в конце XVIII в. Использовал его Э. Шмидт, автор изданной в 1791 г. «Эмпирической психологии». Сторонники дидактического формализма рассматривали со­держание образования как средство развития способностей и познаватель­ных интересов учащихся. Главным критерием при отборе учебных пред­метов должна служить формирующая ценность учебного предмета, наи­более сильно представленная в математике и классических языках. Уже в древности были сторонники дидактического формализма (Гераклит, Ци­церон); в Новое время эти идеи разделяли И. Кант, А. Дистервег, Герберт, Спенсер и др. Однако они переоценивали значение субъективно-процес­суальной стороны.

В. Утилитаризм – данную концепцию в области отбора и систематизации содержания образования выдвигали Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др. Сущность: единственный путь к овладению социальным наследием свя­зан с возможностями приобщения учащихся к тем видам деятельности, которые позволили цивилизации стать тем, чем она есть. Реконструкция социального опыта – основной критерий при определении содержания обучения. Под воздействием утилитаризма сформировались следующие принципы отбора: создание проблемного подхода; формирование практи­ческих знаний; объединение работы с игрой, активизация деятельности учащихся и др.

Г. Проблемно-комплексный отбор– автор Б. Суходольский. Сущность; общее образование составляет необходимую компоненту профессиональ­ного образования, но его содержание является основой жизни людей за пределами их профессиональной деятельности; содержание образования должно быть единым в неполной средней школе, но па более высоком уровне его нужно постепенно дифференцировать. Учебные дисциплины нужно изучать комплексно, интегрирован но.

Д. Структурализм – этот термин был использован К. Сосницким при уточнении принципиального отбора содержания образования. Сущность: включение в учебные программы наиболее важного материала, отражаю­щего фундаментальные положения науки и научной мысли. Важными при разработке таких программ является учет принципов структурности, со­временности, жизненность, логичность и единство теории с практикой. Несомненно, правильным являлось требование Сосницкого выделить в содержании изучаемого предмета основные формообразующие элементы, а также всесторонние производные элементы.

Е. Экземпляризм – теория, разработанная в 1958 г. западногерманским дидактом Гансом Штейером. В основе ее – концепция парадипломного (греч. «образец», «пример») обучения, согласно которой содержание об­разования следует представлять не столько систематически, сколько «фокусно» (без соблюдения хронологической последовательности); а также экземпляристское представление содержания.

Ж. Функциональный материализм – автор В. Оконь. В основе этой тео­рии – положение об интеграционной связи познания с деятельностью. Основной критерий отбора содержания – мировоззренческий период. В содержании отдельных предметов должна отражаться их «ведущая идея», например идея эволюции в биологии, идея классовой борьбы в исто­рии, идея функциональной зависимости в математике и т. п.

3. Теория дидактического программирования появилась в середине 1950-х годов в связи с появлением программированного обучения. По-другому она называется теорией операциональной структурализации содержания. Сторонники этой теории основное внимание уделяют структуре знаний и существующих между ними связей, используются методы матриц, графов и т. д. (Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М. 1986). Сделайте выписки из предложенных выше текстов по направлениям:

 

Теория содержания образования Исторический период Суть теории Достоинства Недостатки
Дидактический материализм        
Дидактический формализм        
Утилитаризм        
Проблемно-комплексный отбор        
Структурализм        
Дидактическое программирова­ние        

Образованиефактор развития личности

Образование – одна из приоритетных областей жизнедеятельности об­щества и человека. Оно является мощным и действенным фактором соци­ального, экономического и духовного развития личности. На новом этапе основой образования является осознанная необходимость каждой лично­сти в учении как обязательном базисе всесторонней подготовки к жизни на основе рационального сочетания своих интересов и потребностей об­щества. В теории и практике педагогики образование рассматривается в различных аспектах. Когда речь идет о ступенях образования, то в этом случае пользуются такими понятиями, как начальное образование, сред­нее и высшее образование. Когда раскрывается характер образования, то имеется в виду общее образование (начальное общее; основное общее; среднее (полное); политехническое; профессиональное; дополнительное образование). Когда выясняется специализация образования, то вводят­ся понятия техническое, сельскохозяйственное, медицинское, педагоги­ческое.

Под общим образованием понимается образование, обеспечивающее всестороннее развитие личности в том объеме, который необходим чело­веку для активного участия в жизни и является общим для всех.

Общее среднее образование является основной частью общего образова­ния, которое получается учащимися в разных типах средних учебных за­ведений. Сегодня оно дифференцируется на традиционное школьное, гим­назическое, лицейское и другие виды. Политехническое образование процесс овладения знаниями научно-технических и экономических основ производства, системой знаний о сущности, основных чертах и значении НТП, обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, технологии и т.д. Профессиональное образование связано с процессом усвоения определен­ного объема знаний, умений по конкретной специальности. Основу этого процесса составляет общее образование, а результатом является получе­ние определенной профессии.

Содержание образования – наиболее сложный и основной компонент об­разовательной системы, который кратко может быть выражен вопросом «чему учить».

В педагогической теории под содержанием образования понимается си­стема знаний, умений, навыков, овладение которыми в ходе учебного про­цесса содействует личностному освоению основных богатств, накоплен­ных человечеством, готовит к жизни, труду.

Знания – результат познания сущности окружающих явлений, отражение действительности в мышлении в виде теорий, закономерностей, принци­пов, понятий, факторов.

Умения – знания в действии, обеспечивающие выполнение определенной деятельности в новых условиях.

Навыки – автоматизированные умения: интеллектуальные (анализ, син­тез, обобщение), практические (конструкторские, трудовые), специальные или предметные (работа с картой, прибором), общеучебные (работа с кни­гой, составление плана, самоконтроль и др.)

Категория содержания образования не является абстрактной. Это наибо­лее динамичный и изменчивый компонент процесса обучения; его модер­низация происходит непрерывно на различных этапах развития общества. Как система зависимая, производная от других систем, содержание обра­зования формируется сложно и противоречиво; оно несет на себе яркий отпечаток эпохи, общепринятых ценностей общества, соответствующих его идеологии и социальной структуре. Являясь средством воплощения в жизнь целей образования содержание отражает как текущие, так и пер­спективные потребности общества (социальный заказ), а также личности.

Существенное влияние на содержание образования оказывают и культур­ные достижения. Причем сроки между появлением нового открытия в на­уке, технике и началом их изучения в школе неуклонно сокращаются. Если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Морзе, для эволюционного учения Дарвина – 56 лет, радио (Попов) – 40, теории атома (Бор) – 30, то с транзистором школьники познакомились уже через 10 лет после его изобретения, синтезом инсулина, исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, бионикой – через 4-5 лет. Такая ситуация привела к тому, что до недавнего времени постоянно уве­личивалось количество учебных дисциплин (25-27), расширялось их со­держание; а образование, таким образом, было нацелено на передачу гото­вых знаний. Многопредметность, утрата целостности и системности со­держания образования, перегрузка учащихся учебными дисциплинами и в конечном счете – снижение качества образования. По данным исследо­вателей МГПУ им. В. И. Ленина, на начало 80-х годов только 9 % среди старшеклассников занимались с интересом; 15% считали, что попусту теряют в школе время; 63 % занимались время от времени; и только 19 % работали систематически и выполняли весь объем учебного плана (Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспек­тивы. – М., 1991).

 

Базисный учебный план

В педагогической теории проблема содержания образова­ния разрабатывалась И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, В. В. Краевским, В. М. Монаховым и др. Согласно разработанной ими концепции, содер­жание образования должно включать следующие элементы.

а) известные человеку знания о природе, обществе и человеке как основе формирования научного мировоззрения и ориентации в определенном направлении будущей практической деятельности;

б) опыт выполнения известных способов практической деятельности, реализуемый в умениях и навыках;

в) опыт творческой деятельности, направленной на поиск и решение не­стандартных задач и тем самым на дальнейшее развитие науки, техники, культуры;

г) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности как основа подготовки к активному участию в жизни общества, формиро­вание гражданской позиции, этических и эстетических принципов.

В педагогической теории были разработаны следующие основные прин­ципы и идеи формирования содержания образования:

· соответствие главной цели образования, каковой является всесторон­нее свободное развитие личности, учет запросов современной жизни;

· соответствие знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса в контексте разных человеческих цивилизаций;

· при сохранении систематичности и преемственности учет возможности комплексно-проблемного (интегрированного) и других способов представления, учебного материала;

· связь с жизнью как способ верификации (проверки) действительности изучаемых знаний и формируемых умений;

· дифференциация, предусматривающая осуществление индивидуализи­рованного обучения;

· взаимосвязь отдельных разделов курсов, отдельных тем (обязательно основного), определение базисного компонента обучения;

· вариативность, содержание образования, обеспечивающее молодежи выбор направления дальнейшей учебы или практической деятельности;

· регионализация содержания образования, предусматривается отражение в содержании учебного материала тенденций и достижений конкретного региона.

Процесс демократизации образования не может быть нерегулируемым; а опасность разрушения единства образовательного пространства поста­вила наиболее остро вопрос о стандарте образования. Понятие стандарта означает норму, образец. Под стандартом образования понимается систе­ма основных параметров, принимаемых в качестве государственной нор­мы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих возможности реальной личности и системы образования но достижению этого идеала.

В законе «Об образовании» (ст. 7) перечисляются основные понятия стандарта: «Обязательный минимум содержания образовательных про­грамм, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников».

Свое выражение стандарт нашел прежде всего в базисном учебном плане (БУП), разработанном в соответствии с концепцией В.С. Леднева. БУП – основной государственный нормативный документ, в котором определя­ются:

1. Перечень образовательных областей и предметов.

2. Распределение образовательных предметов по годам обучения.

3. Общее количество часов, отводимых на изучение образовательных областей по годам обучения.

4. Недельная учебная нагрузка для базовых дисциплин и вариативного" компонента.

В структуре БУП выделяется инвариативная часть (ядро), обеспечиваю­щая приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирования личностных качеств, соответствующих общечеловеческим идеалам; и вариативная часть, которая обеспечивает индивидуальный ха­рактер развития школьников, учитывая их личностные особенности, ин­тересы, склонности. Данные две части в учебном плане представлены тре­мя основными видами учебных занятий: обязательные; обязательные по выбору, факультативные. Также в БУП выделены три компонента:

а) федеральный – включает ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. В полном объеме их представляют русский язык, математика, информатика, физика, астрономия, химия;

б) национально-региональный компонент – включает ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Федеральным и национально-региональным компонентом представлена история и социальные дисциплины, искус­ство, Земля, биология, физическая культура, трудовая подготовка;

в) школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультатив­ные занятия) отражает специфику образовательного учреждения и по­зволяет самостоятельно разрабатывать содержание образования. В ос­нове БУП – линейно-циклическая структура курсов, представляющих отрасли области.

Учебная программа – нормативный документ, который фиксирует содер­жание учебного предмета. Программа состоит из следующих частей: объяснительная записка, в которой формулируются цели и задачи пред­мета, основные требования к знаниям и умениям учащихся, указываются рекомендуемые формы и методы обучения; тематическое содержание учебного материала с количеством часов, отводимых на изучение разде­лов, тем, отдельных вопросов; перечень учебного оборудования, нагляд­ных пособий; рекомендуемая литература. В связи с дифференциацией об­разования разрабатываются альтернативные варианты учебных программ. В одном учебном заведении могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному предмету. В альтернативных учебных за­ведениях широко применяются авторские программы.

Учебник –систематическое изложение учебного материала по определен­ному учебному предмету. Учебники отражают, с одной стороны, состоя­ние образования в той или иной области знания, с другой — влияют на него. Школьный учебник является одним из основных источников базис­ных знаний и ориентации самостоятельного учебного труда учащихся. В настоящее время общие концептуальные основы учебной программы и учебника разработаны в педагогической теории Д. Зуевым, Л. Зори­ной, В. Монаховым и др.

Сущность концепции сводится к следующему: учебную программу и учеб­ник должны объединять предметное содержание и виды деятельности преподавателя и учащихся. Отражая их, содержание образование призвано быть средством обучения и развития творческой деятельности человека, способности его к самостоятельному мышлению.

В какой степени базисный учебный план отражает доминирующую тенденцию современного образования: переход от технократической к гуманистической парадигме? Аргументируйте свой ответ, приведи­те примеры.

Форма отчета: тезисный конспект.

 

2. Анализ педагогических ситуаций

Ситуация 1. В последние годы в структуре общеобразовательных учебно-воспитательных заведений Украины созданы новые образовательно-воспитательные учреждения – гимназии, лицеи, колледжи.

· Выразите свое мнение относительно этой проблемы.

· Нужно ли для разных видов учебно-воспитательных заведений системы общего образования иметь общий базовый план, или каждое такое заведение имеет право работать по автономному учебному плану?

Ситуация 2. В организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях, действующих в соответствии учебным планам, наблюдается перегрузка учеников обязательными классными занятиями, что ведет к ухудшению их здоровья.

· Ознакомьтесь с действующим учебным планом и попробуйте определить недельную нагрузку учеников разных классов.

Тема 9: Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения

(практическое занятие)

Цель: сформировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развивать представления о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

Основные вопросы темы:







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.