|
Понятие содержания образования, его исторический характер.Теория формирования содержания образования. Факторы, определяющие формирование содержания образования. Принципы и критерии выбора содержания образования. Пути обновления содержания образования в современных условиях. 6. Нормативные документы определяющие содержание образования. Что записать в ваш педагогический словарь: · образование · содержание образования · знания · умения · навыки · учебная программа · принципы формирования содержания образования · базисный учебный план · учебники Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать: сущность и содержание понятий «образование» и «содержание образования»; принципы факторы, лежащие в основе формирования содержания образования; различные теории построения содержания образования; специфика построения и содержания базисного учебного плана (БУП) и др. нормативных документов, в которых реализуется содержание образования. По итогам изучения данной темы вы должны уметь: выделить и анализировать особенности построения содержания образования в различных типах образовательных учреждений; работать с учебным планом и учебной программой; выделить и анализировать функции учебников.
Литература 1. Державна національна програма "Освіта: Україна XXI століття". - К., 1994. - Розділ "Зміст освіти". - С. 11-14. 2. Дидактика современной школы: Пособие для учителей /Под ред. В.А.Онищука. - К.: Радянська школа, 1987. 3. Закон України "Про освіту" //Голос України, 1996.- 25 квітня. - С.1-3. 4. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. - М., 1987. 5. Концепція 12-річної загальноосвітньої школи. 6. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986. 7. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991. 8. Лозова В.І., Троцко Г.В. Теоретичні основи виховання і навчання: Навчальний посібник. - Харків, 1997- С. 201-225. 9. Национальная доктрина образования // Учит. газ. – 2000. – № 42. 10. Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті. - К.: Шкільний світ, 2001. 11. Орлов А. А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. – 1994. – № 2. 12. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998. 13. Педагогика /Под ред. В.А.Сластенина. - М.,1997. 14. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - Гл.1. 15. Педагогіка /За ред. М.Д. Ярмаченка. - К.,І986. - Розд.1. 16. Подласый В.И.Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2-х кн. - М.: Изд. Центр ІДОС, 1999. - Кн.1. "Общие основы". - 576 с. 17. Подласый И. П. Педагогика. – М., 2000. 18. Положення про середній загальноосвітній навчально-виховний заклад// Освіта. - 1993. - 3 вересня. 19. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи: Підручник для студентів педагогічних факультетів - К.: Абрис, 1997.- 416с. 20. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997. 21. Смирнов В.Й. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999. 22. Философско-психологические проблемы развития образования. – М.,1981. 23. Фіцула М.М. Педагогіка. - Тернопіль, 1997. - С. 6-13, 29-36. 24. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999. - Розд.1.
Самостоятельная работа студентов Практический блок 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям. Форма отчета: соответствующая карточка. 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем: § Культура и образование § Системный подход к образованию § Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике § Дополнительное образование в Украине: история и современность Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы) Форма отчета: фрагмент хрестоматии. 3. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания образования. Форма отчета: опорная схема (опыт создания наглядного пособия). 4. Проследите, как реализуется в курсе дисциплины, которую вы будете преподавать: - принципы отбора содержания образования; - система межпредметных связей. Форма отчета: текст исследования (с приложением схем, таблица). 5. Проанализируйте пояснительную записку к предмету, который вы будете преподавать в школе, и определите ее структуру (линейная, концентрическая и т.п.) Сформируйте главные задачи, выдвинутые перед этой учебной дисциплиной. Выясните отношение учителей-предметников к содержанию данной учебной программы. Форма отчета: текст исследования (с приложением таблиц, схем). 6.Каковы главные отличия содержания образования в разных типах учебных заведений? Заполните таблицу.
Форма отчета: таблица. Аналитический блок 1. Работа с текстами: Современные научные теории и содержание образования Среди многочисленных теорий отбора содержания образования к важнейшим относятся концепции дидактического материализма, формализма, утилитаризма, проблемно-комплексная концепция, концепция структурализма, экземпляризма, функционального материализма, программирования и др. Коротко рассмотрим их сущность. А. Дидактический материализм. Сторонники этой теории, истоки которой восходят к Я. А. Коменскому (XVII в.) считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей наук. На основе этого была разработана «энциклопедическая модель» содержания образования. Ее сущность: глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала в рамках одного предмета. Таким образом, данная модель охватывает разнообразные знания по отраслям наук, однако они зачастую слабо увязаны друг с другом, отмечается перегруженность информацией. Б. Дидактический формализм. Это название возникло в конце XVIII в. Использовал его Э. Шмидт, автор изданной в 1791 г. «Эмпирической психологии». Сторонники дидактического формализма рассматривали содержание образования как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием при отборе учебных предметов должна служить формирующая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. Уже в древности были сторонники дидактического формализма (Гераклит, Цицерон); в Новое время эти идеи разделяли И. Кант, А. Дистервег, Герберт, Спенсер и др. Однако они переоценивали значение субъективно-процессуальной стороны. В. Утилитаризм – данную концепцию в области отбора и систематизации содержания образования выдвигали Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др. Сущность: единственный путь к овладению социальным наследием связан с возможностями приобщения учащихся к тем видам деятельности, которые позволили цивилизации стать тем, чем она есть. Реконструкция социального опыта – основной критерий при определении содержания обучения. Под воздействием утилитаризма сформировались следующие принципы отбора: создание проблемного подхода; формирование практических знаний; объединение работы с игрой, активизация деятельности учащихся и др. Г. Проблемно-комплексный отбор– автор Б. Суходольский. Сущность; общее образование составляет необходимую компоненту профессионального образования, но его содержание является основой жизни людей за пределами их профессиональной деятельности; содержание образования должно быть единым в неполной средней школе, но па более высоком уровне его нужно постепенно дифференцировать. Учебные дисциплины нужно изучать комплексно, интегрирован но. Д. Структурализм – этот термин был использован К. Сосницким при уточнении принципиального отбора содержания образования. Сущность: включение в учебные программы наиболее важного материала, отражающего фундаментальные положения науки и научной мысли. Важными при разработке таких программ является учет принципов структурности, современности, жизненность, логичность и единство теории с практикой. Несомненно, правильным являлось требование Сосницкого выделить в содержании изучаемого предмета основные формообразующие элементы, а также всесторонние производные элементы. Е. Экземпляризм – теория, разработанная в 1958 г. западногерманским дидактом Гансом Штейером. В основе ее – концепция парадипломного (греч. «образец», «пример») обучения, согласно которой содержание образования следует представлять не столько систематически, сколько «фокусно» (без соблюдения хронологической последовательности); а также экземпляристское представление содержания. Ж. Функциональный материализм – автор В. Оконь. В основе этой теории – положение об интеграционной связи познания с деятельностью. Основной критерий отбора содержания – мировоззренческий период. В содержании отдельных предметов должна отражаться их «ведущая идея», например идея эволюции в биологии, идея классовой борьбы в истории, идея функциональной зависимости в математике и т. п. 3. Теория дидактического программирования появилась в середине 1950-х годов в связи с появлением программированного обучения. По-другому она называется теорией операциональной структурализации содержания. Сторонники этой теории основное внимание уделяют структуре знаний и существующих между ними связей, используются методы матриц, графов и т. д. (Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М. 1986). Сделайте выписки из предложенных выше текстов по направлениям:
Образование – фактор развития личности Образование – одна из приоритетных областей жизнедеятельности общества и человека. Оно является мощным и действенным фактором социального, экономического и духовного развития личности. На новом этапе основой образования является осознанная необходимость каждой личности в учении как обязательном базисе всесторонней подготовки к жизни на основе рационального сочетания своих интересов и потребностей общества. В теории и практике педагогики образование рассматривается в различных аспектах. Когда речь идет о ступенях образования, то в этом случае пользуются такими понятиями, как начальное образование, среднее и высшее образование. Когда раскрывается характер образования, то имеется в виду общее образование (начальное общее; основное общее; среднее (полное); политехническое; профессиональное; дополнительное образование). Когда выясняется специализация образования, то вводятся понятия техническое, сельскохозяйственное, медицинское, педагогическое. Под общим образованием понимается образование, обеспечивающее всестороннее развитие личности в том объеме, который необходим человеку для активного участия в жизни и является общим для всех. Общее среднее образование является основной частью общего образования, которое получается учащимися в разных типах средних учебных заведений. Сегодня оно дифференцируется на традиционное школьное, гимназическое, лицейское и другие виды. Политехническое образование процесс овладения знаниями научно-технических и экономических основ производства, системой знаний о сущности, основных чертах и значении НТП, обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, технологии и т.д. Профессиональное образование связано с процессом усвоения определенного объема знаний, умений по конкретной специальности. Основу этого процесса составляет общее образование, а результатом является получение определенной профессии. Содержание образования – наиболее сложный и основной компонент образовательной системы, который кратко может быть выражен вопросом «чему учить». В педагогической теории под содержанием образования понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми в ходе учебного процесса содействует личностному освоению основных богатств, накопленных человечеством, готовит к жизни, труду. Знания – результат познания сущности окружающих явлений, отражение действительности в мышлении в виде теорий, закономерностей, принципов, понятий, факторов. Умения – знания в действии, обеспечивающие выполнение определенной деятельности в новых условиях. Навыки – автоматизированные умения: интеллектуальные (анализ, синтез, обобщение), практические (конструкторские, трудовые), специальные или предметные (работа с картой, прибором), общеучебные (работа с книгой, составление плана, самоконтроль и др.) Категория содержания образования не является абстрактной. Это наиболее динамичный и изменчивый компонент процесса обучения; его модернизация происходит непрерывно на различных этапах развития общества. Как система зависимая, производная от других систем, содержание образования формируется сложно и противоречиво; оно несет на себе яркий отпечаток эпохи, общепринятых ценностей общества, соответствующих его идеологии и социальной структуре. Являясь средством воплощения в жизнь целей образования содержание отражает как текущие, так и перспективные потребности общества (социальный заказ), а также личности. Существенное влияние на содержание образования оказывают и культурные достижения. Причем сроки между появлением нового открытия в науке, технике и началом их изучения в школе неуклонно сокращаются. Если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Морзе, для эволюционного учения Дарвина – 56 лет, радио (Попов) – 40, теории атома (Бор) – 30, то с транзистором школьники познакомились уже через 10 лет после его изобретения, синтезом инсулина, исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, бионикой – через 4-5 лет. Такая ситуация привела к тому, что до недавнего времени постоянно увеличивалось количество учебных дисциплин (25-27), расширялось их содержание; а образование, таким образом, было нацелено на передачу готовых знаний. Многопредметность, утрата целостности и системности содержания образования, перегрузка учащихся учебными дисциплинами и в конечном счете – снижение качества образования. По данным исследователей МГПУ им. В. И. Ленина, на начало 80-х годов только 9 % среди старшеклассников занимались с интересом; 15% считали, что попусту теряют в школе время; 63 % занимались время от времени; и только 19 % работали систематически и выполняли весь объем учебного плана (Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991).
Базисный учебный план В педагогической теории проблема содержания образования разрабатывалась И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, В. В. Краевским, В. М. Монаховым и др. Согласно разработанной ими концепции, содержание образования должно включать следующие элементы. а) известные человеку знания о природе, обществе и человеке как основе формирования научного мировоззрения и ориентации в определенном направлении будущей практической деятельности; б) опыт выполнения известных способов практической деятельности, реализуемый в умениях и навыках; в) опыт творческой деятельности, направленной на поиск и решение нестандартных задач и тем самым на дальнейшее развитие науки, техники, культуры; г) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности как основа подготовки к активному участию в жизни общества, формирование гражданской позиции, этических и эстетических принципов. В педагогической теории были разработаны следующие основные принципы и идеи формирования содержания образования: · соответствие главной цели образования, каковой является всестороннее свободное развитие личности, учет запросов современной жизни; · соответствие знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса в контексте разных человеческих цивилизаций; · при сохранении систематичности и преемственности учет возможности комплексно-проблемного (интегрированного) и других способов представления, учебного материала; · связь с жизнью как способ верификации (проверки) действительности изучаемых знаний и формируемых умений; · дифференциация, предусматривающая осуществление индивидуализированного обучения; · взаимосвязь отдельных разделов курсов, отдельных тем (обязательно основного), определение базисного компонента обучения; · вариативность, содержание образования, обеспечивающее молодежи выбор направления дальнейшей учебы или практической деятельности; · регионализация содержания образования, предусматривается отражение в содержании учебного материала тенденций и достижений конкретного региона. Процесс демократизации образования не может быть нерегулируемым; а опасность разрушения единства образовательного пространства поставила наиболее остро вопрос о стандарте образования. Понятие стандарта означает норму, образец. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающих возможности реальной личности и системы образования но достижению этого идеала. В законе «Об образовании» (ст. 7) перечисляются основные понятия стандарта: «Обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников». Свое выражение стандарт нашел прежде всего в базисном учебном плане (БУП), разработанном в соответствии с концепцией В.С. Леднева. БУП – основной государственный нормативный документ, в котором определяются: 1. Перечень образовательных областей и предметов. 2. Распределение образовательных предметов по годам обучения. 3. Общее количество часов, отводимых на изучение образовательных областей по годам обучения. 4. Недельная учебная нагрузка для базовых дисциплин и вариативного" компонента. В структуре БУП выделяется инвариативная часть (ядро), обеспечивающая приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирования личностных качеств, соответствующих общечеловеческим идеалам; и вариативная часть, которая обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывая их личностные особенности, интересы, склонности. Данные две части в учебном плане представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательные; обязательные по выбору, факультативные. Также в БУП выделены три компонента: а) федеральный – включает ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. В полном объеме их представляют русский язык, математика, информатика, физика, астрономия, химия; б) национально-региональный компонент – включает ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Федеральным и национально-региональным компонентом представлена история и социальные дисциплины, искусство, Земля, биология, физическая культура, трудовая подготовка; в) школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику образовательного учреждения и позволяет самостоятельно разрабатывать содержание образования. В основе БУП – линейно-циклическая структура курсов, представляющих отрасли области. Учебная программа – нормативный документ, который фиксирует содержание учебного предмета. Программа состоит из следующих частей: объяснительная записка, в которой формулируются цели и задачи предмета, основные требования к знаниям и умениям учащихся, указываются рекомендуемые формы и методы обучения; тематическое содержание учебного материала с количеством часов, отводимых на изучение разделов, тем, отдельных вопросов; перечень учебного оборудования, наглядных пособий; рекомендуемая литература. В связи с дифференциацией образования разрабатываются альтернативные варианты учебных программ. В одном учебном заведении могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному предмету. В альтернативных учебных заведениях широко применяются авторские программы. Учебник –систематическое изложение учебного материала по определенному учебному предмету. Учебники отражают, с одной стороны, состояние образования в той или иной области знания, с другой — влияют на него. Школьный учебник является одним из основных источников базисных знаний и ориентации самостоятельного учебного труда учащихся. В настоящее время общие концептуальные основы учебной программы и учебника разработаны в педагогической теории Д. Зуевым, Л. Зориной, В. Монаховым и др. Сущность концепции сводится к следующему: учебную программу и учебник должны объединять предметное содержание и виды деятельности преподавателя и учащихся. Отражая их, содержание образование призвано быть средством обучения и развития творческой деятельности человека, способности его к самостоятельному мышлению. В какой степени базисный учебный план отражает доминирующую тенденцию современного образования: переход от технократической к гуманистической парадигме? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. Форма отчета: тезисный конспект.
2. Анализ педагогических ситуаций Ситуация 1. В последние годы в структуре общеобразовательных учебно-воспитательных заведений Украины созданы новые образовательно-воспитательные учреждения – гимназии, лицеи, колледжи. · Выразите свое мнение относительно этой проблемы. · Нужно ли для разных видов учебно-воспитательных заведений системы общего образования иметь общий базовый план, или каждое такое заведение имеет право работать по автономному учебному плану? Ситуация 2. В организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях, действующих в соответствии учебным планам, наблюдается перегрузка учеников обязательными классными занятиями, что ведет к ухудшению их здоровья. · Ознакомьтесь с действующим учебным планом и попробуйте определить недельную нагрузку учеников разных классов. Тема 9: Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения (практическое занятие) Цель: сформировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развивать представления о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся. Основные вопросы темы: Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|