|
Тема 7: Методы, формы и средства воспитания(практическое занятие) Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению. Основные вопросы темы: 1. Понятие о методе и средстве воспитания. 2. Методы формирования сознания личности. 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. 4. Методы стимулирования поведения и деятельности. 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. 6. Приемы педагогического воспитания. 7. Основные формы воспитания. Что записать в ваш педагогический словарь: · метод воспитания · прием воспитания · средство воспитания · форма воспитанини Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать: сущность понятий „метод воспитания”, „средства воспитания”, „формы воспитания”; характеристику отдельных методов воспитания, их педагогические возможности; половые и индивидуальные особенности детей и подростков, обуславливающие выбор и специфику применения методов воспитания и выбора форм воспитания; специфику применения методов и форм воспитания в разных социальных ситуациях развития. По итогам изучения данной темы вы должны уметь: анализировать и оценивать условия, влияющие на выбор методов, средств, форм воспитания; выделять и раскрывать педагогические возможности различных методов и форм воспитания; анализировать действия учителя и учащихся в рамках различных методов и форм воспитания; соотносить понятия „метод воспитания”, „прием воспитания”, „средство воспитания”, „форма воспитания”; проводить психолого-педагогическую диагностику личности, которая служит основой выбора и применения методов и форм воспитания; учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития личности при выборе методов, средств, форм воспитания. Литература 1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985. 2. Глассер У. Школа без неудачников. – М., 1991. 3. Голуб И.Б., Розенталъ Ф.Е. Секреты хорошей речи. – М., 1993. 4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 5. Коротов В.М. Принципы и методы гуманистического воспитания // 6. Лупашонок О.Я., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для 7. Макаренко А.С. Дисциплина, режим, наказание и поощрение. // 8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991. 9. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1998. 10. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. 11. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем: Сб. ст. – 12. Болдирев Н.М. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1984. 13. Даниленко М.В., Даниленко Л.І. Педагогічні задачі. – К., 1991. 14. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва. – К.: Вища шк., 1993. - Ч. II. 15. Карпенчук С.Г. Теорія і методика виховання. – К., 1997. – С.94-135; 172-203 16. Концепція виховання дітей та молоді у національній системі освіти // Виховна робота в закладах освіти України. – К., 1998. - С. 179-192. 17. Макаренко А.С. Методи виховання. - Тв. у 8 т. - Т. 5 – К., 1981. 18. Макаренко А.С. Методика виховної роботи. – К., 1990. 19. Натанзон Е.М. Важкий школяр і педагогічний колектив. – М., 1987. 20. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. -С. 105-125. 21. Подласый И.П. Педагогика. - Кн. 2. – М. 1999. - С. 93-136. 22. Сухомлинський В.О. Як виховати справжню людину. - К., 1975. 23. Фіцула М.М. Педагогіка. - К., 2000. - С. 314-340 24. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999. - С.303-322. Самостоятельная работа студентов Практический блок 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям. Форма отчета: соответствующая карточка. 2.Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем: · Сущность понятия «метод воспитания». · Возможности и пределы методов воспитания в педагогическом процессе · Формы воспитания в различных концепциях воспитания. Форма отчета: фрагмент хрестоматии. 3.Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей. · Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2000. · Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993. · Краевский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. – 2001. – №3. · Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. – 1993. – № 6. Форма отчета: текст рецензии. 4.Ознакомьтесь с предложенной ситуацией. 6-й класс языковой гимназии. Хорошо развита речь, высокий интеллект у большинства. Отношение к вашему предмету – прагматично-взвешенное, без эмоций. Никогда не «перерабатывают», точно выполняют все требования учителя. Спонтанной активности нет. Проблем с дисциплиной — также. В классе есть Сергей С. — признанный «клоун, хорошо учится и остроумен, всегда старается подчеркнуть ошибки или оговорки учителя. Нажиму со стороны учителя вряд ли подчинится. · Выберите необходимые методы и формы воспитания для этой ситуации. Разработайте конспект применения выбранной формы воспитания. Форма отчета: конспект воспитательного мероприятия с изложением целей и задач воспитания. Аналитический блок 1. Работа с текстами: Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|