Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учет закономерностей возрастного и индивидуального развития детей.





Что записать в ваш педагогический словарь:


· личность

· развитие личности

· формирование личности

· социализация личности

· наследственность

· среда

· социальная среда

· акселерация


Блок самоконтроля

По итогам изучение данной темы вы должны знать:

структуру личности человека, его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества;

движущие силы и закономерности развития человека и формирование его личности;

половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребенка;

внутренние и вешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. - К., - 1991.

2. Амонашвілі Ш.О. До школи у їпіеть років //Педагогічний пошук. - К., 1991.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б.Г. Избр. псих, тр.: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1.

4. Брускова Е.С., Шевченко А.И. Моя синяя птица. - М., 1990.

5. Волков І.П. Вчимо творчості //Педагогічний пошук. - К., 1988.

6. Вульфов Б.3. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточ­никах. – М., 1997.

7. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо­фию. – М., 1995.

8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1999.

9. Зеньковский В. Психология детства: Уч. пособие для вузов. – М.: Ака­демия, 1999.

10. Конвенция о правах ребенка// Педагогика. – 1991. – № 10. – С. 3-13.

11. Концепція виховання дітей та молоді у національній системі освіти // Інформаційний збірник Міністерства освіти України. – 1996. – № 13. – С. 2-16.

12. Корчак Я. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1991.

13. Костюк Г.С. Навчально-виховний процес і психічний розвиток особистості. - К., 1989.

14. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

15. Національна доктрина розвитку освіти України //Освіта. - 2002. - 24 червня.

16. Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1989.

17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989. - Гл.4.

18. Одаренные дети: Пер. с англ. /Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., 2001.

20. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

21. Снайдер М. и др. Ребенок как личность. – М.; СПб.: Смысл-Гармония, 2001.

22. Стельмахович М.Г. Українська народна педагогіка. - К., 1997. - 232 с.

23. Сухомлинський В.О. Проблеми виховання всебічно розвиненої особистості // Вибр. твори: В 5 т. - К.: Радянська школа, 1976. - Т. 1. - С. 53-206.

24. Сухомлинський В.О. Серце віддаю дітям //Вибр. твори: В 5 т. - К.: Радянська школа, 1976. - Т.З. - С. 7-282.

25. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогиче­ской антропологии: В 2 т. – М., 1974.

26. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987. -С.28-34.

 

Самостоятельная работа студентов

Теоретический блок

1. Основной доклад: Особенности процесса развития и формирования человеческой личности.

Темы для содокладов и сообщений:

· Общее понятие о педагогической антропологии и ее роли в повышении эффективности педагогического процесса.

· Периодизация возрастного развития ребенка, особенности развития детей разных возрастных групп: здоровье, интеллект, мораль.

· Человек, личность, индивид. Как вы это понимаете?

· Формирование личности школьников разных возрастов (отношение к школе, учению, отношение к будущему, особенности самопознания и т.д.).

· Акселерация и ее последствия.

2. Основной доклад: Понятие об индивидуальном развитии личности и ее движущих силах.

Темы для содокладов и сообщений:

· Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда, воспитание.

· Взаимодействие биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии детей.

· Особенности развития школьников в зонах загрязнения в результате аварии на ЧАЭС.

· Трудные дети. Одаренные дети.

3. Основной доклад: Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

Темы для содокладов и сообщений:

· Когда у человека появляется право на субъектность?

· В чем проявляется внутренняя активность личности в педагогическом процессе?

Форма отчета: тексты докладов и содокладов с указанием использованных литературных источников.

Практический блок

1.Напишите 5–7 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчета: картотека

2. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предложенных тем:

· Общее понятие о педагогической антропологии.

· Внутренние и внешние факторы развития ребенка

· Трудные дети, одаренные дети: в чем проблемы их развития?

· Социально-педагогические особенности среды в зоне чернобыльского следа.

· Акселерация и ее последствия

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии

3.Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже статей.

· Юодайтите А. Современный педоцентризм: горизонты надежд // Педагогика. – 2000. – № 8. – с. 24-29.

· Водолазов Г.Г. Зачем мне все это? // Мир образования. – 1996. – № 6. – с. 27-36

· Лихачев В.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. – 1999. – № 1. – с. 10-19

· Подьяков Н.Н. Основные противоречия развивающейся психики ребенка // Педагогика. – 2000. – № 1. – с. 12-20.

Форма отчета: текст рецензии.

4. Повесть Р. Киплинга «Маугли» завершается сценой ухода Маугли к людям. Он уходит к ним с тяжелым сердцем. Что ждет его среди людей? Увидят ли они в нем личность? Сможет ли он свободно развиваться среди них? Напишите продолжение сказки с точки зрения сторонников различных философско-педагогических концепций: идеалистической, материалистической биологизаторской.

Форма отчета: текст сказки.

Аналитический блок

Работа с текстами

От младенца до подростка

Личность развивается как целое. Только тогда, когда личность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимается на выс­шую ступень.

Сущность культурного развития, как мы видели, заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и по­этому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом.

Нам представляется в высшей степени правильной мысль Пиаже, что у новорожденного ребенка отсутствует даже самое примитивное Я, т.е. лич­ность и мировоззрение, отношение к другим. То и другое для него, следо­вательно, нераздельно.

Нам это представляется наиболее ясным доказательством того, что у ре­бенка действительно еще не произошло завязывание личности и она еще совершенно слита с его мировоззрением, проявляющимся в его действи­ях. Пиаже справедливо называет эту нерасчлененную стадию личности и мировоззрения парадоксальным состоянием солипсизма не в смысле фи­лософской установки, но для обозначения того простого факта, что ребе­нок, с одной стороны, находится весь во власти внешних вещей, а с другой стороны, все эти внешние вещи в его поведении нисколько не отличаются для него от процессов, происходящих в его собственном теле.

Вот характерные черты этой стадии.

Остановимся на двух чрезвычайно важных примерах, характеризующих ее. Первый – это память. При всей необычной силе памяти ребенка в этом возрасте впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохра­няются и не удерживаются в последующей жизни ребенка...

Следующая эпоха в развитии ребенка характеризуется двумя основными переменами, происходящими в эту пору и имеющими для всей последую­щей картины развития решающее значение.

Первый момент – органический, он состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда радикальная перемена во всем его при­способлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобож­дение рук от функции передвижения и обилие предметов, которыми ребе­нок теперь может манипулировать и овладевать.

Другой момент – культурный, он заключается в овладении речью.

Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.

Решающим моментом в смысле развития личности ребенка в этом перио­де является осознание им своего Я. Как известно, ребенок первоначально называет себя собственным именем, он с некоторым трудом переходит к тому, чтобы усвоить личное местоимение.

Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие лично­сти есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те при­емы, приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас. Для нас этот вывод не является сколько-нибудь неожиданным, потому что и при ана­лизе каждой отдельной функции мы видели, как овладение тем или иным процессом поведения у ребенка строится по образцу того, как взрослый овладевает им. Личное имя ребенка выделяется часто в ответе на вопрос, как правильно указывает Лякруа, когда у многих детей спрашивают: «Кто хочет этого, у кого это есть?» Здесь личное местоимение, как и собствен­ное имя ребенка, является указательным жестом на самого себя. Фихте хотел праздновать духовное рождение своего сына с того дня, как он начал говорить Я, но, конечно, появление этой частицы так же мало означает появление сознания личности, как указательный жест далек от объективного значения слова.

Любопытно в этом отношении замечание Штерна, что у перворожденных детей собственное имя часто предшествует личному местоимению, а у де­тей вторых и дальше – частица Я появляется одновременно и как имя – не только как грамматическая частица, неотделимая от глагола, но и в при­митивном волевом смысле, как местоимение указательное. Трудно найти лучшее подтверждение тому, что личность ребенка в эту пору строится по образцу социальному и ребенок переходит к осознанию Я подобно тому, как это делают другие – обозначая себя этим словом.

Следующей типической стадией в развитии детского мировоззрения мы считаем возраст игры как особой формы поведения ребенка, чрезвычайно интересной именно с этой точки зрения.

Мы видим, что ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво ло­кализует свою личность и локализует свое мировоззрение. Он так же лег­ко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, мо­жет принять любой облик, но что примечательно – это то, что при общей лабильности, неустойчивости детского Я и окружающих его вещей, внут­ри каждой игры ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обраще­ние с вещами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятельность се­рьезную. То и другое выделено у него как бы в особую сферу, и ребенок легко и с сознанием дела переходит из одной сферы в другую, никогда не путая их. Это значит, что он уже владеет одной и другой. Только в школьном возрасте появляется у ребенка впервые более устой­чивая форма личности и мировоззрения. Как показал Пиаже, ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным, и гораз­до более индивидуализированным существом.

То, что с внешнего вида представляется нам как бы противоречием, на са­мом деле является двумя сторонами одного и того же процесса, и нельзя, думается нам, привести более веское доказательство в пользу социально­го происхождения личности ребенка, чем тот факт, что только с нараста­нием, углублением и дифференцированием социального опыта растет, оформляется и вызревает личность ребенка.

Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи.

Только с годами, только постепенно ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, как раньше овладевал ходом своих действий, начинает их регулировать, отбирать, и здесь Пиаже со всей справедливостью отмечает, что это регулирование мыслительных процессов есть в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие.

Только к двенадцати годам, т.е. к окончанию первого школьного возра­ста, ребенок преодолевает вполне эгоцентрическую логику и переходит к овладению своими мыслительными процессами.

Возраст, следующий за этим, возраст полового созревания, недаром обо­значили как возраст, когда совершаются две крупнейшие перемены в жиз­ни подростка.

Говорят обычно, что это есть возраст открытия своего Я, оформления лич­ности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения, отноше­ния к миру – с другой. И это совершенно справедливо (Выготский Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка. – М., 2000. - С. 161-165).

Форма отчета: тезисный конспект

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.