|
Учет закономерностей возрастного и индивидуального развития детей.Стр 1 из 16Следующая ⇒ Что записать в ваш педагогический словарь: · личность · развитие личности · формирование личности · социализация личности · наследственность · среда · социальная среда · акселерация Блок самоконтроля По итогам изучение данной темы вы должны знать: структуру личности человека, его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества; движущие силы и закономерности развития человека и формирование его личности; половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития, педагогическую периодизацию развития ребенка; внутренние и вешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах. Литература 1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. - К., - 1991. 2. Амонашвілі Ш.О. До школи у їпіеть років //Педагогічний пошук. - К., 1991. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б.Г. Избр. псих, тр.: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1. 4. Брускова Е.С., Шевченко А.И. Моя синяя птица. - М., 1990. 5. Волков І.П. Вчимо творчості //Педагогічний пошук. - К., 1988. 6. Вульфов Б.3. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М., 1997. 7. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. 8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1999. 9. Зеньковский В. Психология детства: Уч. пособие для вузов. – М.: Академия, 1999. 10. Конвенция о правах ребенка// Педагогика. – 1991. – № 10. – С. 3-13. 11. Концепція виховання дітей та молоді у національній системі освіти // Інформаційний збірник Міністерства освіти України. – 1996. – № 13. – С. 2-16. 12. Корчак Я. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1991. 13. Костюк Г.С. Навчально-виховний процес і психічний розвиток особистості. - К., 1989. 14. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. 15. Національна доктрина розвитку освіти України //Освіта. - 2002. - 24 червня. 16. Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1989. 17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989. - Гл.4. 18. Одаренные дети: Пер. с англ. /Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с. 19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., 2001. 20. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. 21. Снайдер М. и др. Ребенок как личность. – М.; СПб.: Смысл-Гармония, 2001. 22. Стельмахович М.Г. Українська народна педагогіка. - К., 1997. - 232 с. 23. Сухомлинський В.О. Проблеми виховання всебічно розвиненої особистості // Вибр. твори: В 5 т. - К.: Радянська школа, 1976. - Т. 1. - С. 53-206. 24. Сухомлинський В.О. Серце віддаю дітям //Вибр. твори: В 5 т. - К.: Радянська школа, 1976. - Т.З. - С. 7-282. 25. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: В 2 т. – М., 1974. 26. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987. -С.28-34.
Самостоятельная работа студентов Теоретический блок 1. Основной доклад: Особенности процесса развития и формирования человеческой личности. Темы для содокладов и сообщений: · Общее понятие о педагогической антропологии и ее роли в повышении эффективности педагогического процесса. · Периодизация возрастного развития ребенка, особенности развития детей разных возрастных групп: здоровье, интеллект, мораль. · Человек, личность, индивид. Как вы это понимаете? · Формирование личности школьников разных возрастов (отношение к школе, учению, отношение к будущему, особенности самопознания и т.д.). · Акселерация и ее последствия. 2. Основной доклад: Понятие об индивидуальном развитии личности и ее движущих силах. Темы для содокладов и сообщений: · Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда, воспитание. · Взаимодействие биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии детей. · Особенности развития школьников в зонах загрязнения в результате аварии на ЧАЭС. · Трудные дети. Одаренные дети. 3. Основной доклад: Ребенок как объект и субъект педагогического процесса. Темы для содокладов и сообщений: · Когда у человека появляется право на субъектность? · В чем проявляется внутренняя активность личности в педагогическом процессе? Форма отчета: тексты докладов и содокладов с указанием использованных литературных источников. Практический блок 1.Напишите 5–7 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям. Форма отчета: картотека 2. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предложенных тем: · Общее понятие о педагогической антропологии. · Внутренние и внешние факторы развития ребенка · Трудные дети, одаренные дети: в чем проблемы их развития? · Социально-педагогические особенности среды в зоне чернобыльского следа. · Акселерация и ее последствия Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.). Форма отчета: фрагмент хрестоматии 3.Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже статей. · Юодайтите А. Современный педоцентризм: горизонты надежд // Педагогика. – 2000. – № 8. – с. 24-29. · Водолазов Г.Г. Зачем мне все это? // Мир образования. – 1996. – № 6. – с. 27-36 · Лихачев В.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. – 1999. – № 1. – с. 10-19 · Подьяков Н.Н. Основные противоречия развивающейся психики ребенка // Педагогика. – 2000. – № 1. – с. 12-20. Форма отчета: текст рецензии. 4. Повесть Р. Киплинга «Маугли» завершается сценой ухода Маугли к людям. Он уходит к ним с тяжелым сердцем. Что ждет его среди людей? Увидят ли они в нем личность? Сможет ли он свободно развиваться среди них? Напишите продолжение сказки с точки зрения сторонников различных философско-педагогических концепций: идеалистической, материалистической биологизаторской. Форма отчета: текст сказки. Аналитический блок Работа с текстами От младенца до подростка Личность развивается как целое. Только тогда, когда личность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимается на высшую ступень. Сущность культурного развития, как мы видели, заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом. Нам представляется в высшей степени правильной мысль Пиаже, что у новорожденного ребенка отсутствует даже самое примитивное Я, т.е. личность и мировоззрение, отношение к другим. То и другое для него, следовательно, нераздельно. Нам это представляется наиболее ясным доказательством того, что у ребенка действительно еще не произошло завязывание личности и она еще совершенно слита с его мировоззрением, проявляющимся в его действиях. Пиаже справедливо называет эту нерасчлененную стадию личности и мировоззрения парадоксальным состоянием солипсизма не в смысле философской установки, но для обозначения того простого факта, что ребенок, с одной стороны, находится весь во власти внешних вещей, а с другой стороны, все эти внешние вещи в его поведении нисколько не отличаются для него от процессов, происходящих в его собственном теле. Вот характерные черты этой стадии. Остановимся на двух чрезвычайно важных примерах, характеризующих ее. Первый – это память. При всей необычной силе памяти ребенка в этом возрасте впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняются и не удерживаются в последующей жизни ребенка... Следующая эпоха в развитии ребенка характеризуется двумя основными переменами, происходящими в эту пору и имеющими для всей последующей картины развития решающее значение. Первый момент – органический, он состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда радикальная перемена во всем его приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функции передвижения и обилие предметов, которыми ребенок теперь может манипулировать и овладевать. Другой момент – культурный, он заключается в овладении речью. Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир. Решающим моментом в смысле развития личности ребенка в этом периоде является осознание им своего Я. Как известно, ребенок первоначально называет себя собственным именем, он с некоторым трудом переходит к тому, чтобы усвоить личное местоимение. Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас. Для нас этот вывод не является сколько-нибудь неожиданным, потому что и при анализе каждой отдельной функции мы видели, как овладение тем или иным процессом поведения у ребенка строится по образцу того, как взрослый овладевает им. Личное имя ребенка выделяется часто в ответе на вопрос, как правильно указывает Лякруа, когда у многих детей спрашивают: «Кто хочет этого, у кого это есть?» Здесь личное местоимение, как и собственное имя ребенка, является указательным жестом на самого себя. Фихте хотел праздновать духовное рождение своего сына с того дня, как он начал говорить Я, но, конечно, появление этой частицы так же мало означает появление сознания личности, как указательный жест далек от объективного значения слова. Любопытно в этом отношении замечание Штерна, что у перворожденных детей собственное имя часто предшествует личному местоимению, а у детей вторых и дальше – частица Я появляется одновременно и как имя – не только как грамматическая частица, неотделимая от глагола, но и в примитивном волевом смысле, как местоимение указательное. Трудно найти лучшее подтверждение тому, что личность ребенка в эту пору строится по образцу социальному и ребенок переходит к осознанию Я подобно тому, как это делают другие – обозначая себя этим словом. Следующей типической стадией в развитии детского мировоззрения мы считаем возраст игры как особой формы поведения ребенка, чрезвычайно интересной именно с этой точки зрения. Мы видим, что ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение. Он так же легко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, может принять любой облик, но что примечательно – это то, что при общей лабильности, неустойчивости детского Я и окружающих его вещей, внутри каждой игры ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обращение с вещами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятельность серьезную. То и другое выделено у него как бы в особую сферу, и ребенок легко и с сознанием дела переходит из одной сферы в другую, никогда не путая их. Это значит, что он уже владеет одной и другой. Только в школьном возрасте появляется у ребенка впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Как показал Пиаже, ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным, и гораздо более индивидуализированным существом. То, что с внешнего вида представляется нам как бы противоречием, на самом деле является двумя сторонами одного и того же процесса, и нельзя, думается нам, привести более веское доказательство в пользу социального происхождения личности ребенка, чем тот факт, что только с нарастанием, углублением и дифференцированием социального опыта растет, оформляется и вызревает личность ребенка. Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи. Только с годами, только постепенно ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, как раньше овладевал ходом своих действий, начинает их регулировать, отбирать, и здесь Пиаже со всей справедливостью отмечает, что это регулирование мыслительных процессов есть в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие. Только к двенадцати годам, т.е. к окончанию первого школьного возраста, ребенок преодолевает вполне эгоцентрическую логику и переходит к овладению своими мыслительными процессами. Возраст, следующий за этим, возраст полового созревания, недаром обозначили как возраст, когда совершаются две крупнейшие перемены в жизни подростка. Говорят обычно, что это есть возраст открытия своего Я, оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения, отношения к миру – с другой. И это совершенно справедливо (Выготский Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка. – М., 2000. - С. 161-165). Форма отчета: тезисный конспект
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|