Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 10: Методы и средства обучения





(практическое занятие)

Цель: сформировать у студентов понятие о методах обучения, их структуре; развивать представления о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

Основные вопросы темы:

Понятие о методах обучения, приемах и средствах, их взаимодействии.

Основные подходы к классификации методов обучения.

Характеристика методов стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения.

Характеристика методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Характеристика методов контроля и самоконтроля.

Что записать в ваш педагогический словарь:


• метод

• метод обучения

• прием обучения

• средства обучения


Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

различные подходы к определению метода обучения;

развитие методов обучения в историческом аспекте;

возможности конкретных групп методов обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;

структуру и условия выбора методов обучения и средств обучения;

основные требования к применению средств обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

анализировать влияние конкретных методов обучения на мотивы и познавательную активность учащихся;

выделять и анализировать приемы обучения;

соотносить применение методов и приемов обучение с возрастными и индивидуальными особенностями учеников.

Литература

1. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. - К.: Рад. школа, 1981. – 206 с.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М. 1982.

3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1991.

4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1981. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М., 1987.

5. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования в школе № 2. – М.: Педагогика, 1986.

6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1987. Дидактика: учебно-методические материалы по курсу / Под ред. О. А. Абдуллиной. – М., 1992.

7. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2000.

8. Ильин Е.И. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.

9. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва. - К.: Вища шк., 1993. - Ч. III, розд. 4.

10. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

11. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

12. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998.

13. Педагогика /Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1988. – Гл. 22.

14. Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова. – М., 1988. – 472с.

15. Педагогіка /За ред. М.Д.Ярмаченка. – К., 1986. - Розд.8.

16. Подласый И. П. Педагогика. – М., 2000.

17. Подласый И.П. Педагогика. Новий курс; Учебник для студ. пед вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основи. Процесс обучения. - 576 с.

18. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.

19. Сорокин Н. А., Шайденко Я. А, Дидактика. – Тула, 1993.

20. Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник для студентів вищих педагогічних закладів освіти. - К., 2000. - С. 121-149.

21. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989.

Самостоятельная работа студентов

Теоретический блок

1. Основной доклад: Понятие методов, приемов, правил обучения

Теми для содокладов и сообщений:

• Взаимосвязь дидактических и предметно-методических подходов к анализу методов обучения.

• Сравнительная эффективность методов обучения,

• Метод обучения как многомерное явление,

• Структура метода обучения.

• Дидактические основы методов обучения.

2. Основной доклад: Типология методов обучения

Теми для содокладов и сообщений:

• Характеристика различных типов методов обучения: по источнику получения знаний учащихся, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.

• Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссия, деловые игры, тренинги и др.

3. Основной доклад: Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения

Теми для содокладов и сообщений:

• Система и функции средств обучения в современной школе.

• Оптимизация выбора учителем методов и средств обучения.

• Специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, уровня развития познавательных процессов.

Форма отчета: текст с приложением списка использованной литературы.

Практический блок

1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая картотека.

2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

§ Влияние методов обучения на формирование методов учения школьников;

§ Пути активизации школьников различных возрастов;

§ Система и функции средств обучения в современной школе;

§ Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения.

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.)

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

3. Выберите по согласованию с преподавателем одну из тем вашего предмета. Разработайте и опишите систему различных методов обучения, которые можно применить при изучении данной темы.

Форма отчета: описание хода урока, с приложением различных методов обучения.

4. Во время педагогической практики проведите самостоятельное исследование с целью выяснения, какие методы и почему превалируют в работе учителя по вашему предмету? В какой степени активизируют познавательный интерес учеников разные методы обучения? С чем это связано.

Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т.д.)

Аналитический блок

1. Работа с текстами:

Что такое метод обучения?

...Творчество педагога и высокое профессиональное мастерство означает прежде всего научно обоснованную и умелую разработку системы мето­дов обучения. От метода обучения зависит, насколько хорошо ученик на­учился приобретать знания, добывать их, исследовать предмет или явле­ние, делать выводы, а приобретенные умения и навыки применять в жизнь. Что же такое метод обучения?

Methodos –по-гречески „путь ”, „способ поведения ”. Под методом обуче­ния следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач.

Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должны выполнять ученик и учитель.

Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего наме­ченной цели. Осознав свою цель, человек осуществляет деятельность, т. с. систему действий, определенными средствами, имеющимися в его распоряжении. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и ове­ществленные (проблемные). Это слово учителя, учебники, литература; учебное оборудование и наглядные пособия; специальные средства про­граммированного оборудования.

Применение метода обучения предполагает прежде всего наличие у учи­теля цели обучения, на основе которой разворачивается его деятельность, обусловленная имеющимися у него средствами. В результате появляется цель и у ученика, его учебно-познавательная деятельность в таком случае также формируется на основе имеющихся у него средств. Под влиянием этой деятельности возникает и осуществляется процесс усвоения учени­ком изучаемого содержания, достигается намеченная цель, или результат обучения. Этот результат служит критерием соответствия метода цели. Метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоение учеником содержания образования.

Таким образом, мы видим взаимосвязь отношений: „учитель – ученик – учебный предмет ”. В этих отношениях каждый элемент выполняет свою функцию, определенную содержанием материала, изучаемого на уроке, организацией деятельности по его усвоению и способам усвоения этого материала.

В свою деятельность по реализации цели обучения учитель включает от­дельные детали метода, его составные части, называемые методическими приемами. Прием – это элемент того или другого метода, частное по от­ношению к общему. К приемам относятся, например:

š составление плана изучаемого материала;

š постановка вопросов, заданий, задач, подводящих учащихся к необхо­димости познать новое;

š анализ тех или иных жизненных ситуаций и явлений, с которыми уча­щиеся сталкиваются в своей практике, и т. д.

Между методами и методическими приемами существуют взаимосвязь и переходы.

Необходимость использования учителем широкого арсенала методов обу­чения вызвана характером содержания образования в современной шко­ле, спецификой учебного предмета, учетом психологических особенно­стей учащихся, уровнем их развития, индивидуальными особенностями учителя. Неправильный выбор учителем того или иного метода может привести к отрицательным результатам.

Успешная деятельность учителя и учащегося достигается при оптималь­ном сочетании методов, приемов и средств обучения.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.