|
Тема 10: Методы и средства обучения(практическое занятие) Цель: сформировать у студентов понятие о методах обучения, их структуре; развивать представления о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся. Основные вопросы темы: Понятие о методах обучения, приемах и средствах, их взаимодействии. Основные подходы к классификации методов обучения. Характеристика методов стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения. Характеристика методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Характеристика методов контроля и самоконтроля. Что записать в ваш педагогический словарь: • метод • метод обучения • прием обучения • средства обучения Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать: различные подходы к определению метода обучения; развитие методов обучения в историческом аспекте; возможности конкретных групп методов обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников; структуру и условия выбора методов обучения и средств обучения; основные требования к применению средств обучения. По итогам изучения данной темы вы должны уметь: анализировать влияние конкретных методов обучения на мотивы и познавательную активность учащихся; выделять и анализировать приемы обучения; соотносить применение методов и приемов обучение с возрастными и индивидуальными особенностями учеников. Литература 1. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. - К.: Рад. школа, 1981. – 206 с. 2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М. 1982. 3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1991. 4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1981. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М., 1987. 5. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования в школе № 2. – М.: Педагогика, 1986. 6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1987. Дидактика: учебно-методические материалы по курсу / Под ред. О. А. Абдуллиной. – М., 1992. 7. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2000. 8. Ильин Е.И. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988. 9. Касьяненко М.Д. Педагогіка співробітництва. - К.: Вища шк., 1993. - Ч. III, розд. 4. 10. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986. 11. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. 12. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998. 13. Педагогика /Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1988. – Гл. 22. 14. Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова. – М., 1988. – 472с. 15. Педагогіка /За ред. М.Д.Ярмаченка. – К., 1986. - Розд.8. 16. Подласый И. П. Педагогика. – М., 2000. 17. Подласый И.П. Педагогика. Новий курс; Учебник для студ. пед вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основи. Процесс обучения. - 576 с. 18. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984. 19. Сорокин Н. А., Шайденко Я. А, Дидактика. – Тула, 1993. 20. Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник для студентів вищих педагогічних закладів освіти. - К., 2000. - С. 121-149. 21. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989. Самостоятельная работа студентов Теоретический блок 1. Основной доклад: Понятие методов, приемов, правил обучения Теми для содокладов и сообщений: • Взаимосвязь дидактических и предметно-методических подходов к анализу методов обучения. • Сравнительная эффективность методов обучения, • Метод обучения как многомерное явление, • Структура метода обучения. • Дидактические основы методов обучения. 2. Основной доклад: Типология методов обучения Теми для содокладов и сообщений: • Характеристика различных типов методов обучения: по источнику получения знаний учащихся, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др. • Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссия, деловые игры, тренинги и др. 3. Основной доклад: Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения Теми для содокладов и сообщений: • Система и функции средств обучения в современной школе. • Оптимизация выбора учителем методов и средств обучения. • Специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, уровня развития познавательных процессов. Форма отчета: текст с приложением списка использованной литературы. Практический блок 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям. Форма отчета: соответствующая картотека. 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем: § Влияние методов обучения на формирование методов учения школьников; § Пути активизации школьников различных возрастов; § Система и функции средств обучения в современной школе; § Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения. Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.) Форма отчета: фрагмент хрестоматии. 3. Выберите по согласованию с преподавателем одну из тем вашего предмета. Разработайте и опишите систему различных методов обучения, которые можно применить при изучении данной темы. Форма отчета: описание хода урока, с приложением различных методов обучения. 4. Во время педагогической практики проведите самостоятельное исследование с целью выяснения, какие методы и почему превалируют в работе учителя по вашему предмету? В какой степени активизируют познавательный интерес учеников разные методы обучения? С чем это связано. Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т.д.) Аналитический блок 1. Работа с текстами: Что такое метод обучения? ...Творчество педагога и высокое профессиональное мастерство означает прежде всего научно обоснованную и умелую разработку системы методов обучения. От метода обучения зависит, насколько хорошо ученик научился приобретать знания, добывать их, исследовать предмет или явление, делать выводы, а приобретенные умения и навыки применять в жизнь. Что же такое метод обучения? Methodos –по-гречески „путь ”, „способ поведения ”. Под методом обучения следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач. Метод обучения устанавливает виды деятельности учителя и учеников, определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия должны выполнять ученик и учитель. Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Осознав свою цель, человек осуществляет деятельность, т. с. систему действий, определенными средствами, имеющимися в его распоряжении. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (проблемные). Это слово учителя, учебники, литература; учебное оборудование и наглядные пособия; специальные средства программированного оборудования. Применение метода обучения предполагает прежде всего наличие у учителя цели обучения, на основе которой разворачивается его деятельность, обусловленная имеющимися у него средствами. В результате появляется цель и у ученика, его учебно-познавательная деятельность в таком случае также формируется на основе имеющихся у него средств. Под влиянием этой деятельности возникает и осуществляется процесс усвоения учеником изучаемого содержания, достигается намеченная цель, или результат обучения. Этот результат служит критерием соответствия метода цели. Метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоение учеником содержания образования. Таким образом, мы видим взаимосвязь отношений: „учитель – ученик – учебный предмет ”. В этих отношениях каждый элемент выполняет свою функцию, определенную содержанием материала, изучаемого на уроке, организацией деятельности по его усвоению и способам усвоения этого материала. В свою деятельность по реализации цели обучения учитель включает отдельные детали метода, его составные части, называемые методическими приемами. Прием – это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему. К приемам относятся, например: составление плана изучаемого материала; постановка вопросов, заданий, задач, подводящих учащихся к необходимости познать новое; анализ тех или иных жизненных ситуаций и явлений, с которыми учащиеся сталкиваются в своей практике, и т. д. Между методами и методическими приемами существуют взаимосвязь и переходы. Необходимость использования учителем широкого арсенала методов обучения вызвана характером содержания образования в современной школе, спецификой учебного предмета, учетом психологических особенностей учащихся, уровнем их развития, индивидуальными особенностями учителя. Неправильный выбор учителем того или иного метода может привести к отрицательным результатам. Успешная деятельность учителя и учащегося достигается при оптимальном сочетании методов, приемов и средств обучения. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|