|
Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психикиОнтогенез человека определяется историей развития его предков. Эта история влияет на него двумя путями: биологическим и социальным. Природа человеческого индивида биосоциальна. Являясь частью живой природы, он рождается с естественными возможностями человеческого психического развития. Эти возможности реализуются только в общественных условиях жизни, благодаря которым он становится сознательным общественным существом. В связи с этим возникают давно поставленные человеческой мыслью вопросы о роли биологического и социального и о роли внутреннего и внешнего в развитии его психики. В решении его издавна идут дискуссии между представителями реформистских, нативистических взглядов, согласно которым психические свойства детерминированы «изнутри» самой природой человека, и эпигенетическими, эмпирическими концепциями, настаивающими на том, что они обусловлены «извне», воздействиями окружающей социальной среды. Эти противоположные взгляды нашли свое выражение и в тех теориях развития, которые складывались начиная с 90-х гг. прошлого столетия в детской психологии. Для большей их части характерна биологическая ориентация в объяснении онтогенеза человеческой психики, тенденция сводить формы психической деятельности и этапы ее становления к созреванию материального субстрата (В. Прейер, Дж. Болдуин, С. Холл, К. Бюлер и др.). 3. Фрейд при объяснении психогенеза сводил его к мотивационной сфере личности. Согласно его концепции, возникающие в этом процессе новые мотивы деятельности являются только модификациями ее биологических потребностей, инстинктивных влечений, проявлениями либидо, перемещаемыми на новые объекты. Индивид в своем развитии повторяет развитие человеческого рода, переживая «архаическое наследие человечества от первобытной орды до цивилизации», якобы наследственно зафиксированное в его природе. Это «архаическое наследие человечества включает не только предрасположения, но и идейное содержание», следы того, что испытали наши предки, «следы воспоминаний опыта прежних поколений», активизирующиеся «независимо от прямого общения и влияния воспитания примером». Точка зрения экзогенной обусловленности психического развития ребенка нашла свое выражение в сенсуалистических концепциях, в которых развитие выступало как процесс накопления опыта, ассоциаций, образующихся под воздействием окружающей среды (Г. Спенсер, И. Тен, Т. Рибо и др.). Современным их вариантом являются бихевиористские взгляды, согласно которым развитие психики ребенка интерпретируется как результат увеличения запаса новых актов поведения, определяемых исключительно общественной средой. Природные предпосылки выступают при этом только в качестве «почвы», на которой образуются указанные акты. Осознание односторонности описанных взглядов на онтогенез психики породило попытки их согласования. Одну из них предпринял В. Штерн, выдвинувший «принцип конвергенции» эндогенных и экзогенных факторов в психическом развитии. Согласно этому принципу, истина заключается в соединении двух противоположных точек зрения: «Душевное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития». Однако эта идея не нашла у Штерна своего конкретного раскрытия. За «принципом конвергенции!), у тех, кто его принимал, стояли разные объяснения психического развития, а сам автор его, по существу, признавал врожденность основных «диспозиций» личности. Попытку преодолеть нативистическое понимание психического развития сделал К. Коффка, видный представитель гештальт-психологии. Он предложил «различать две формы развития: развитие как рост или созревание и развитие – обучение». Созревание – это такой процесс развития, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума», а обучение – это «изменение работоспособности, возникающее на основе достаточно определенных, индивидуально выработанных действий». Однако К. Коффка, как показал Л.С. Выготский в своей критической вводной статье к его книге, не выяснил взаимной связи этих форм развития, роли обучения в образовании новых психических структур. Наиболее радикальная попытка преодолеть нативизм и эмпиризм в объяснении психического развития принадлежит Ж. Пиаже. В его теории умственного развития ребенка этот процесс рассматривается как социализация естественного от рождения человеческого существа... Теория Ж. Пиаже, за которой стоит огромное количество исследований, является наиболее разработанной теорией интеллектуального развития ребенка. При исследовании онтогенеза человека без обращения к биологии обойтись нельзя. Онтогенетическое развитие человека – целостный процесс, выражающийся в различных формах (морфологической, физиологической, психической, социальной). Созревание организма – это генетически обусловленное становление его морфологических и физиологических признаков и свойств. Как естественное существо, человек включен в биологическую видовую систему, определяющую формы его физического развития, не заканчивающегося с его рождением, а продолжающегося до наступления зрелости организма. Он рождается с наследственно обусловленными органическими потребностями, имеющими свою нейрогуморальную основу, безусловно-рефлекторными мозговыми структурами, регулирующими функции его внутренних органов, первоначальные отношения к окружающей среде, и естественными возможностями выработки новых способов регуляции поведения. Последние формируются по мере того, как развивающийся индивид включается в социальную систему человеческих отношений (Костюк Г.С. Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики // Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999. - С. 122-124). Форма отчета: тезисный конспект 2. Анализ педагогических ситуаций Ситуация 1. В 2000 г. тринадцатилетний выпускник общеобразовательной школы (Татарстан) успешно поступил на механико-математический факультет Казанского университета. В разговоре с мамой мальчика корреспонденты спрашивали: - Когда и как вы начали его воспитывать? - О, еще до рождения, - сказала мама. - Когда ему было 4 месяца, я повторяла вслух таблицу умножения. Поэтому в 3 года я напомнила ему - и он воссоздал.
Ситуация 2. В семье Бахов музыкальный талант впервые был выявлен в 1550 г. С особой силой он проявился через пять поколений у великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. В роду Бахов было свыше 50 музыкантов. Из них 20 - достаточно известных. Примечательно, что по семейному обычаю все Бахи ежегодно собирались на своеобразные съезды, где главным занятием была музыка. В 1750 г. на таком собрании было 120 представителей семьи Бахов. · Проанализируйте это явление с позиции концепций развития человека. · Как вы думаете: свидетельствует ли этот пример, что талант, музыкальные способности передаются наследственностью. Форма отчета: анализ ситуации.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|