Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 11: Организационные формы обучения. Урок в современной школе





(практическое занятие)

Цель: сформировать у студентов понятие формы организации обучения; классно-урочной системы; заложить умения сопоставить назначение различных форм организации обучения, оценивать их результативность в соответствии с целями и задачами учебно-воспитательного процесса.

Основные вопросы темы:

1. Сущность понятия „форма организации обучения ”.

История развития форм организации обучения.

Формы организации обучения классно-урочной системы.

Урок – основная форма организации обучения. Нестандартный урок.

Пути усовершенствования классно-урочный системы.

Что записать в ваш педагогический словарь:


• форма

• форма организации обучения

• индивидуальная форма организации обучения

• фронтальная форма организации обучения

• групповая форма организации

обучения

 

• классно-урочная система

• урок

• структура урока

• факультативы

• кружок

• нестандартный урок


 

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность понятий „организационная форма обучения” и „урок ”;

соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организации обучения в историческом аспекте;

возможность конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;

типологию уроков и структуру уроков различного типа;

основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

анализировать влияние конкретных организационных форм типов уроков на мотивы и познавательную активность учащихся;

выбирать организационные формы с учетом целей и задач обучения, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

 

Литература

1. Волкова Н.П. Педагогіка. - К.: Академія, 2001. - С.324-351.

2. Гузик Н.П. Обучение органической химии. - М.: Просвещение, 1988.

3. Державна національна програма "Освіта (Україна XXI століття)" - К., 1992.

4. Дидактика современной школы./Под ред. Онищук В.А. – К., 1987. - Гл.VІ.

5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1993.

6. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2000.

7. Закон України "Про загальну середню освіту" //Законодавство України про загальну освіту: Бюллетень законодавської і юридичної політики України, - К., 1999.-№9.-С. 31-54.

8. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1980.

9. Концепція 12-річної загальноосвітньої школи//Педагогічна газета. – 2000. - №9.

10. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М, 1986.

11. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1993.

12. Максимова В.И. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987.

13. Махмутов М.И. Современний урок – М.: Просвещение, 1981.

14. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

15. Мойсеюк Н.Є. Педагогіка: Навчальний посібник. - К., 2001. - С. 262-300.

16. Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. - М., 1990.

17. Национальная доктрина образования // Учит. газ. – 2000. – № 42.

18. Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті. - К.: Шкільний світ, 2001.

19. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

20. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1986.

21. Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М.,1991.

22. Педагогика/Под ред. Бабанского Ю.К. -М.: Просвещение, 1988 - Гл.23.

23. Педагогіка /За ред. Ярмаченка М.Д. - К.: Вища школа, 1986 - Р.9.

24. Пидласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - С. 517-535.

25. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000.

26. Скаткин М.Я. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.

27. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Школа-Пресс, 1998. - С.274-295.

28. Федеральная программа развития образования // Вестн. образования, 2000.-№12.-С. 3-70.

29. Фіцула М.М. Педагогіка. - К.: Академія, 2000. - С. 150-189.

30. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.

31. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С.33-75, 115-140.

Самостоятельная работа студентов

Теоретический блок

1. Основной доклад: Формы организации обучения в истории образования

Теми для содокладов и сообщений:

• Характеристика индивидуальных форм обучения.

• Формы организации обучения в средневековой школе (на основе произведений художественной литературы).

• Особенности форм организации обучения в Советской школе 1920-1930 гг.

2. Основной доклад: Урок как основная форма организации обучения

Теми для содокладов и сообщений:

• В чем заключается связь принципов обучения со структурой урока?

• Проблема классификации уроков в дидактике.

• В чем заключаются основные проблемы общения учителя и учеников на уроке?

• Урок как творчество учителя.

3. Основной доклад: Индивид, фронтальная и групповая формы организации обучения

Теми для содокладов и сообщений:

• Чем объясняется выбор учителем одной из форм обучения?

• Какие дидактические задачи решают индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации обучения.

Форма отчета: текст доклада с приложением списка литературы.

Практический блок

1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям.

Форма отчета: соответствующая карточка.

2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

§ пути совершенствования урока в современной школе.

§ индивидуальная, групповая, фронтальная организация обучения, их оптимальное сочетание.

§ уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и т.д.

§ педагогические и организационно-методические основания выбора учителем форм организации обучения.

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.)

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

3. Выберите, согласовав с преподавателем, одну из тем по вашему предмету. Разработайте и опишите систему из 2 – 3 различных нетрадиционных форм уроков, которые можно применить при изучении данной темы.

Форма отчета: конспекты нетрадиционных форм уроков.

4. Познакомьтесь с алгоритмом подготовки учителя к уроку, предложенным в книге Ю.А. Львовой „Творческая лаборатория учителя ” (Львова Ю.А. Творческая лаборатория учителя. – М.: Просвещение, 1990. – С. 44-47.)

Основываясь на прочитанном, попробуйте составить алгоритм подготовки к уроку по вашему предмету. Представьте его в виде соответствующей схемы.

Форма отчета: соответствующая таблица (опыт создания наглядного пособия).

5. Представив ситуацию „Если бы директором школы был, я… ”, смоделируйте систему организации обучения гуманизму и демократизму.

Форма отчета: проект программы школы будущего.

Аналитический блок

1. Работа с текстами:







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.