|
Тема 11: Организационные формы обучения. Урок в современной школе(практическое занятие) Цель: сформировать у студентов понятие формы организации обучения; классно-урочной системы; заложить умения сопоставить назначение различных форм организации обучения, оценивать их результативность в соответствии с целями и задачами учебно-воспитательного процесса. Основные вопросы темы: 1. Сущность понятия „форма организации обучения ”. История развития форм организации обучения. Формы организации обучения классно-урочной системы. Урок – основная форма организации обучения. Нестандартный урок. Пути усовершенствования классно-урочный системы. Что записать в ваш педагогический словарь: • форма • форма организации обучения • индивидуальная форма организации обучения • фронтальная форма организации обучения • групповая форма организации обучения
• классно-урочная система • урок • структура урока • факультативы • кружок • нестандартный урок
Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать: сущность понятий „организационная форма обучения” и „урок ”; соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организации обучения в историческом аспекте; возможность конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников; типологию уроков и структуру уроков различного типа; основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения. По итогам изучения данной темы вы должны уметь: анализировать влияние конкретных организационных форм типов уроков на мотивы и познавательную активность учащихся; выбирать организационные формы с учетом целей и задач обучения, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Литература 1. Волкова Н.П. Педагогіка. - К.: Академія, 2001. - С.324-351. 2. Гузик Н.П. Обучение органической химии. - М.: Просвещение, 1988. 3. Державна національна програма "Освіта (Україна XXI століття)" - К., 1992. 4. Дидактика современной школы./Под ред. Онищук В.А. – К., 1987. - Гл.VІ. 5. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1993. 6. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2000. 7. Закон України "Про загальну середню освіту" //Законодавство України про загальну освіту: Бюллетень законодавської і юридичної політики України, - К., 1999.-№9.-С. 31-54. 8. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1980. 9. Концепція 12-річної загальноосвітньої школи//Педагогічна газета. – 2000. - №9. 10. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М, 1986. 11. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1993. 12. Максимова В.И. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987. 13. Махмутов М.И. Современний урок – М.: Просвещение, 1981. 14. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985. 15. Мойсеюк Н.Є. Педагогіка: Навчальний посібник. - К., 2001. - С. 262-300. 16. Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. - М., 1990. 17. Национальная доктрина образования // Учит. газ. – 2000. – № 42. 18. Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті. - К.: Шкільний світ, 2001. 19. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. 20. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1986. 21. Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М.,1991. 22. Педагогика/Под ред. Бабанского Ю.К. -М.: Просвещение, 1988 - Гл.23. 23. Педагогіка /За ред. Ярмаченка М.Д. - К.: Вища школа, 1986 - Р.9. 24. Пидласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - С. 517-535. 25. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000. 26. Скаткин М.Я. Проблемы современной дидактики. – М., 1984. 27. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Школа-Пресс, 1998. - С.274-295. 28. Федеральная программа развития образования // Вестн. образования, 2000.-№12.-С. 3-70. 29. Фіцула М.М. Педагогіка. - К.: Академія, 2000. - С. 150-189. 30. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988. 31. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С.33-75, 115-140. Самостоятельная работа студентов Теоретический блок 1. Основной доклад: Формы организации обучения в истории образования Теми для содокладов и сообщений: • Характеристика индивидуальных форм обучения. • Формы организации обучения в средневековой школе (на основе произведений художественной литературы). • Особенности форм организации обучения в Советской школе 1920-1930 гг. 2. Основной доклад: Урок как основная форма организации обучения Теми для содокладов и сообщений: • В чем заключается связь принципов обучения со структурой урока? • Проблема классификации уроков в дидактике. • В чем заключаются основные проблемы общения учителя и учеников на уроке? • Урок как творчество учителя. 3. Основной доклад: Индивид, фронтальная и групповая формы организации обучения Теми для содокладов и сообщений: • Чем объясняется выбор учителем одной из форм обучения? • Какие дидактические задачи решают индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации обучения. Форма отчета: текст доклада с приложением списка литературы. Практический блок 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотация к выбранным изданиям. Форма отчета: соответствующая карточка. 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем: § пути совершенствования урока в современной школе. § индивидуальная, групповая, фронтальная организация обучения, их оптимальное сочетание. § уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и т.д. § педагогические и организационно-методические основания выбора учителем форм организации обучения. Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.) Форма отчета: фрагмент хрестоматии. 3. Выберите, согласовав с преподавателем, одну из тем по вашему предмету. Разработайте и опишите систему из 2 – 3 различных нетрадиционных форм уроков, которые можно применить при изучении данной темы. Форма отчета: конспекты нетрадиционных форм уроков. 4. Познакомьтесь с алгоритмом подготовки учителя к уроку, предложенным в книге Ю.А. Львовой „Творческая лаборатория учителя ” (Львова Ю.А. Творческая лаборатория учителя. – М.: Просвещение, 1990. – С. 44-47.) Основываясь на прочитанном, попробуйте составить алгоритм подготовки к уроку по вашему предмету. Представьте его в виде соответствующей схемы. Форма отчета: соответствующая таблица (опыт создания наглядного пособия). 5. Представив ситуацию „Если бы директором школы был, я… ”, смоделируйте систему организации обучения гуманизму и демократизму. Форма отчета: проект программы школы будущего. Аналитический блок 1. Работа с текстами: Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|