Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 12: Гуманизм и инновации в педагогике. Индивидуально-дифференцированное и модульно развивающее обучение





(для самостоятельного изучения)

Цель: сформировать у студентов представление о сущности личностно-ориентированных подходов в обучении, познакомить их с современными педагогическими инновациями; раскрыть основные подходы к построению гуманного образования в инновационных образовательных технологиях.

Основные вопросы темы:

Проблема гуманизации современного образования.

2. Анализ сущности понятий „педагогическая инноватика” и „педагогические инновации ”.

Особенности индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Сущность модульно-развивающего обучения.

Основные отличия модульно-развивающего обучения от классно-урочного.

Что записать в ваш педагогический словарь:


• гуманизация в образовании

• педагогическая инноватика

• педагогическая инновация

• индивидуально-дифференцированный подход

• педагогическая специфика

• модульно развивающая система


Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность понятий „педагогическая инновация”, „индивидуально-дифференцированный подход в обучении ”, „модульно развивающее обучение ”;

педагогические особенности работы с детьми разного возраста и уровня подготовленности;

возможности конкретных организационных форм и методов обучения для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;

сущность и основные принципы модульно-развивающего обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

анализировать возможности конкретных организационных форм и методов обучения для индивидуализации и гуманизации обучения учащихся;

выделять виды и структуру инновационных процессов;

подбирать формы индивидуально-дифференцированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Литература

1. Алексюк А.М. Педагогіка вищої школи: Курс лекцій: Модульне навчання.
К, 1993.-220с.

2. Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994.

4. Вазина Н.Я. Модульное обучение.– Горький, 1990. - 14 с.

5. Вазина Н.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Н. Новгород,
1991,-122с.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. - 480 с.

7. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.

8. Дробязко П.І. Українська національна школа: витоки і сучасність: Навч. вид. - К.: Видавничий центр "Академія", 1997. - 184 с.

9. Дусавицький О.К. Система розвивального навчання: засади оновлення //Початкова школа. - 1996. - №11. - С. 4-6.

10. Занков Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы обучения в нач. классах): изд. 2-е, перераб." - М.: Просвещение, 1975. - 191 с.

11. Кальф Т. Технологія створення сценарію навчального модуля //Рідна школа. - 1994. - №8.-С. 49-53.

12. Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа современной Англии. – М., 1978.-216с.

13. Мельник В.В. Дидактичні засади проектування модульно-розвивальних занять у загальноосвітній школі: Автореф. дис.... канд.пед.наук, 13.00.01 /Івано-Франківськ: Держ. пед. ун-т, 1997. -16с.

14. Мельник В.В. Управлінська діяльність керівника школи: критеріальний аналіз підготовки вчителя до модульно-розвивальних занять /Освіта і управління. -1997.-Т.1.-№2.-С. 139-146.

15. Национальная доктрина образования // Учит. газ. – 2000. – № 42.

16. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тыся­челетий. – М., 2000.

17. Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. - М.: Наука, 1978.-279с.

18. Огнев'юк В.О. Середня освіта в Україні: проблеми, пошуки та перспективи розвитку /Освіта і управління. -1998.1- Т. 1. - №4. - С. 7-11.

19. Огнев'юк В.О., Фурман А. В. Принцип модульності в історії освіти. - 4.1. - К.: УІПК-ККО МО України, 1995. - 84 с.

20. Орлов А.А. Инновации в региональной системе образования // Туль­ская школа. – 1994. – № 2.

21. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управле­ние развитием. – М., Тула. 1994.

22. Прокопенко Й. Модулна система за усьвьршенствуване на руководни кадри на низова и средни звена//Проблеми на труды. - 1985. - №2. - С. 11-21.

23. Семенюк Т.В. З досвіду реалізації наукової програми "Школа Розуміння /Актуальні проблеми теорії і практики післядипломної освіти керівних і педагогічних кадрів: Матеріали звітної наук. конф. - К., 1998.- С. 145-148.

24. Семенюк Т.В. Наукове проектування і використання граф-схем навчальних курсів у загальноосвітній школі //Актуальні проблеми теорії і практики післядипломної освіти керівних і педагогічних кадрів: Мат. звітної наук. конф.-Київ, 1998.-Ч. II.-С. 188-191.

25. Семенюк Т.В. Творчий пошук педагога - дослідника //Рідна школа. - 1997. - №2. - С. 14-18 (Спецвипуск).

26. Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. – М., 1995. - 206 с.

27. Сікорський П.І. Модульно-рейтингова система навчання в ліцеї /Педагогіка і психологія. 1997.-№1.-С.31-37.

28. Сковин Е.В. Объединение школьных модулей. – М., 1992. - 86с.

29. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

30. Третьяков П.И., Сенновскии Й. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред П.И.Третьякова. - М.: Новая шк, 1997.-352с.

31. Федеральная программа развития образования // Вестн. образования. – 2000. - №12. -С. 3-70.

32. Фурман А.В. Модульно-розвивальне навчання: принципи, умови, забезпечення: Монографія. - К.: Правда Ярославичів, 1997. - 340 с.

33. Фурман А. В., Гуменюк О.Є. Модульно-розвивальне навчання: передумови, новації, впровадження //Освіта і управління. - 1997. - Т.1. - №4. - С. 94-120.

34. Фурман А.В. Модульно-розвивальна система навчання: два підходи до експериментування //Освіта і управління. - 1997. - №1. - С. 20-25.

35. Юцявичене П.Я. Принципы модульного обучения //Сов.педагогика. - 1990. - №1.-С. 56-60.

36. Юцявичене П.Я. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с.

37. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.-96с.

Самостоятельная работа студентов

Теоретический блок

1. Основной доклад: Гуманизация образования: проблемы и пути решения

Теми для содокладов и сообщений:

• Кто такой гуманный учитель?

• Как соотносятся гуманизация образования с развивающим характером обучения?

2. Основной доклад: Педагогическая инновация

Теми для содокладов и сообщений:

• История педагогических инноваций в Украине.

• Основные зарубежные педагогические инновации.

• Инновационные образовательные учреждения Луганского региона.

• Карта педагогических инноваций Луганского региона (опыт создания наглядного пособия).

3. Основной доклад: Индивидуально-дифференцированный подход в обучении

Теми для содокладов и сообщений:

• В чем заключается специфика работы с трудными детьми? С одаренными учениками?

• Как дифференцировать учебное содержание предмета для работы с учениками разного уровня интеллектуального развития?

• Возрастные и индивидуальные особенности детей и их влияние на характер и результаты учебной деятельности.

4. Основной доклад: Модульно развивающее обучение

Теми для содокладов и сообщений:

• Зарубежные версии модульного обучения.

• Каково отличие между модульным обучением (зарубежная версия) и модульно-развивающим обучением (украинская версия).

• Украинская экспериментальная модель А.В. Фурмана.

Форма отчета: текст доклада с приложением списка использованной литературы.

Практический блок

Заполните таблицу

«индивидуализация образования» и «дифференциация образования»
Общее в этих понятиях Различия в этих понятиях
   
   
   
   
   
   
   

Правильно ли утверждение: „По выполняемым функциям мы можем считать педагогическую диагностику тождественной психологической диагностике ”?

Да, потому что… Нет, потому что…
   
   
   
   
   
   

Охарактеризуйте педагогические особенности работы учителя с учащимися разного возраста. Заполните таблицу:

Возраст Педагогические особенности
Младшие школьники  
 
 
 
 
Подростки  
 
 
 
 
Старшие школьники  
 
 
 
 

 

2.Подберите материал в периодических изданиях, рассказывающий об экспериментальных школах и образовательных учреждениях г. Луганска и Луганской области. Составьте список (см. образец):

1. Адреса эксперимента // Тульская школа. – 1994. – № 4.

2. Борискина Н.Л., Шлыков И.Д. Экологическое образование; первые этапы экспериментальной работы // Тульская школа. - 1994. - № 4.

3. Ветрова Л.В. Образовательно-оздоровительное детское учреж­дение (детский центр) // Тульская школа. – 1996. – № 3.

4. Жданова Н.И. Тульский лицей № 1 пять лет спустя // Тульская школа. – 1996. – № 3.

5. Краснова М.И. Становление системы развивающего обучения в тульских школах // Тульская школа. – 1996. – № 2.

6. Орлов А.А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. – 1994. – № 2.)

7. Петроченкова Е.П. Первые результаты эксперимента по моде­ли „Экология и диалектика ” // Тульская школа. – 1996. – № 3.

8. Пономарев А.В. Опыт возрождения классического образования // Тульская школа. – 1996. – № 2.

9. Толстовские школы // Тульская школа. – 1995. – № 3.

10. Филатова О.И. Первая Российская христианская гимназия // Тульская школа. – 1996. – № 2.

11. Экологические школы//Тульская школа. – 1996. – № 1.

Подобрав литературу, выделите соответствующие данные и вне­сите их в таблицу.

Экспериментальные школы и площадки _________________________________

(регион, город)

 

Школа Название Суть педагогической инновации Особенности учебно-воспитательного процесса
       

Форма отчета: текст таблицы с комментариями.

Аналитический блок

1. Работа с текстами:







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.