|
Тема 12: Гуманизм и инновации в педагогике. Индивидуально-дифференцированное и модульно развивающее обучение(для самостоятельного изучения) Цель: сформировать у студентов представление о сущности личностно-ориентированных подходов в обучении, познакомить их с современными педагогическими инновациями; раскрыть основные подходы к построению гуманного образования в инновационных образовательных технологиях. Основные вопросы темы: Проблема гуманизации современного образования. 2. Анализ сущности понятий „педагогическая инноватика” и „педагогические инновации ”. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Сущность модульно-развивающего обучения. Основные отличия модульно-развивающего обучения от классно-урочного. Что записать в ваш педагогический словарь: • гуманизация в образовании • педагогическая инноватика • педагогическая инновация • индивидуально-дифференцированный подход • педагогическая специфика • модульно развивающая система Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать: сущность понятий „педагогическая инновация”, „индивидуально-дифференцированный подход в обучении ”, „модульно развивающее обучение ”; педагогические особенности работы с детьми разного возраста и уровня подготовленности; возможности конкретных организационных форм и методов обучения для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении; сущность и основные принципы модульно-развивающего обучения. По итогам изучения данной темы вы должны уметь: анализировать возможности конкретных организационных форм и методов обучения для индивидуализации и гуманизации обучения учащихся; выделять виды и структуру инновационных процессов; подбирать формы индивидуально-дифференцированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Литература 1. Алексюк А.М. Педагогіка вищої школи: Курс лекцій: Модульне навчання. 2. Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991. 3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994. 4. Вазина Н.Я. Модульное обучение.– Горький, 1990. - 14 с. 5. Вазина Н.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Н. Новгород, 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. - 480 с. 7. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. 8. Дробязко П.І. Українська національна школа: витоки і сучасність: Навч. вид. - К.: Видавничий центр "Академія", 1997. - 184 с. 9. Дусавицький О.К. Система розвивального навчання: засади оновлення //Початкова школа. - 1996. - №11. - С. 4-6. 10. Занков Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы обучения в нач. классах): изд. 2-е, перераб." - М.: Просвещение, 1975. - 191 с. 11. Кальф Т. Технологія створення сценарію навчального модуля //Рідна школа. - 1994. - №8.-С. 49-53. 12. Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа современной Англии. – М., 1978.-216с. 13. Мельник В.В. Дидактичні засади проектування модульно-розвивальних занять у загальноосвітній школі: Автореф. дис.... канд.пед.наук, 13.00.01 /Івано-Франківськ: Держ. пед. ун-т, 1997. -16с. 14. Мельник В.В. Управлінська діяльність керівника школи: критеріальний аналіз підготовки вчителя до модульно-розвивальних занять /Освіта і управління. -1997.-Т.1.-№2.-С. 139-146. 15. Национальная доктрина образования // Учит. газ. – 2000. – № 42. 16. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М., 2000. 17. Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. - М.: Наука, 1978.-279с. 18. Огнев'юк В.О. Середня освіта в Україні: проблеми, пошуки та перспективи розвитку /Освіта і управління. -1998.1- Т. 1. - №4. - С. 7-11. 19. Огнев'юк В.О., Фурман А. В. Принцип модульності в історії освіти. - 4.1. - К.: УІПК-ККО МО України, 1995. - 84 с. 20. Орлов А.А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. – 1994. – № 2. 21. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. – М., Тула. 1994. 22. Прокопенко Й. Модулна система за усьвьршенствуване на руководни кадри на низова и средни звена//Проблеми на труды. - 1985. - №2. - С. 11-21. 23. Семенюк Т.В. З досвіду реалізації наукової програми "Школа Розуміння /Актуальні проблеми теорії і практики післядипломної освіти керівних і педагогічних кадрів: Матеріали звітної наук. конф. - К., 1998.- С. 145-148. 24. Семенюк Т.В. Наукове проектування і використання граф-схем навчальних курсів у загальноосвітній школі //Актуальні проблеми теорії і практики післядипломної освіти керівних і педагогічних кадрів: Мат. звітної наук. конф.-Київ, 1998.-Ч. II.-С. 188-191. 25. Семенюк Т.В. Творчий пошук педагога - дослідника //Рідна школа. - 1997. - №2. - С. 14-18 (Спецвипуск). 26. Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. – М., 1995. - 206 с. 27. Сікорський П.І. Модульно-рейтингова система навчання в ліцеї /Педагогіка і психологія. 1997.-№1.-С.31-37. 28. Сковин Е.В. Объединение школьных модулей. – М., 1992. - 86с. 29. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997. 30. Третьяков П.И., Сенновскии Й. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред П.И.Третьякова. - М.: Новая шк, 1997.-352с. 31. Федеральная программа развития образования // Вестн. образования. – 2000. - №12. -С. 3-70. 32. Фурман А.В. Модульно-розвивальне навчання: принципи, умови, забезпечення: Монографія. - К.: Правда Ярославичів, 1997. - 340 с. 33. Фурман А. В., Гуменюк О.Є. Модульно-розвивальне навчання: передумови, новації, впровадження //Освіта і управління. - 1997. - Т.1. - №4. - С. 94-120. 34. Фурман А.В. Модульно-розвивальна система навчання: два підходи до експериментування //Освіта і управління. - 1997. - №1. - С. 20-25. 35. Юцявичене П.Я. Принципы модульного обучения //Сов.педагогика. - 1990. - №1.-С. 56-60. 36. Юцявичене П.Я. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с. 37. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.-96с. Самостоятельная работа студентов Теоретический блок 1. Основной доклад: Гуманизация образования: проблемы и пути решения Теми для содокладов и сообщений: • Кто такой гуманный учитель? • Как соотносятся гуманизация образования с развивающим характером обучения? 2. Основной доклад: Педагогическая инновация Теми для содокладов и сообщений: • История педагогических инноваций в Украине. • Основные зарубежные педагогические инновации. • Инновационные образовательные учреждения Луганского региона. • Карта педагогических инноваций Луганского региона (опыт создания наглядного пособия). 3. Основной доклад: Индивидуально-дифференцированный подход в обучении Теми для содокладов и сообщений: • В чем заключается специфика работы с трудными детьми? С одаренными учениками? • Как дифференцировать учебное содержание предмета для работы с учениками разного уровня интеллектуального развития? • Возрастные и индивидуальные особенности детей и их влияние на характер и результаты учебной деятельности. 4. Основной доклад: Модульно развивающее обучение Теми для содокладов и сообщений: • Зарубежные версии модульного обучения. • Каково отличие между модульным обучением (зарубежная версия) и модульно-развивающим обучением (украинская версия). • Украинская экспериментальная модель А.В. Фурмана. Форма отчета: текст доклада с приложением списка использованной литературы. Практический блок Заполните таблицу
Правильно ли утверждение: „По выполняемым функциям мы можем считать педагогическую диагностику тождественной психологической диагностике ”?
Охарактеризуйте педагогические особенности работы учителя с учащимися разного возраста. Заполните таблицу:
2.Подберите материал в периодических изданиях, рассказывающий об экспериментальных школах и образовательных учреждениях г. Луганска и Луганской области. Составьте список (см. образец): 1. Адреса эксперимента // Тульская школа. – 1994. – № 4. 2. Борискина Н.Л., Шлыков И.Д. Экологическое образование; первые этапы экспериментальной работы // Тульская школа. - 1994. - № 4. 3. Ветрова Л.В. Образовательно-оздоровительное детское учреждение (детский центр) // Тульская школа. – 1996. – № 3. 4. Жданова Н.И. Тульский лицей № 1 пять лет спустя // Тульская школа. – 1996. – № 3. 5. Краснова М.И. Становление системы развивающего обучения в тульских школах // Тульская школа. – 1996. – № 2. 6. Орлов А.А. Инновации в региональной системе образования // Тульская школа. – 1994. – № 2.) 7. Петроченкова Е.П. Первые результаты эксперимента по модели „Экология и диалектика ” // Тульская школа. – 1996. – № 3. 8. Пономарев А.В. Опыт возрождения классического образования // Тульская школа. – 1996. – № 2. 9. Толстовские школы // Тульская школа. – 1995. – № 3. 10. Филатова О.И. Первая Российская христианская гимназия // Тульская школа. – 1996. – № 2. 11. Экологические школы//Тульская школа. – 1996. – № 1. Подобрав литературу, выделите соответствующие данные и внесите их в таблицу. Экспериментальные школы и площадки _________________________________ (регион, город)
Форма отчета: текст таблицы с комментариями. Аналитический блок 1. Работа с текстами: Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|