Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Ребёнок как объект и субъект целостного педагогического процесса





ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

Часть 2

Учебное пособие

 

 

Дзержинск – 2008

 

 

ББК 74.00

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Дзержинского педагогического колледжа

Научный руководитель М.А.Тарасов, директор ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледжа», кандидат пед.наук

 

Учебное пособие «Общие основы педагогики» предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям группы 0300 Образование среднего профессионального образования. Цель представленного пособия – создание условий для успешной организации самостоятельной работы студентов колледжа при изучении учебной дисциплины «Педагогика», для формирования профессиональных компетенций, для развития педагогического кругозора. Пособие составлено на основе действующей программы учебной дисциплины «Педагогика» и включает основные темы раздела «Общие основы педагогики». Каждая тема включает в себя план изучения, список основной и дополнительной литературы, лекционный материал, вопросы для самоконтроля. Данное пособие представляет интерес для студентов разных форм обучения, преподавателей психолого-педагогических дисциплин.

 

 

Составители: Н.Л.Абрамова, Н.А.Тунина

Рецензент О.А.Костенко

 

 

© Н.Л.Абрамова, Н.А.Тунина, 2008

© ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж», 2008

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................2

1. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса………………...........3

2. Методы педагогического исследования……………….........................................................21

3. Педагог: профессия и личность………………………..........................................................29

4. Развитие системы образования в России……………........................................................40

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….......................................................55

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущее место в общей системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже занимает учебная дисциплина «Педагогика», которая призвана обеспечить обновление содержания педагогического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности.

Изучение курса начинается с раздела «Общие основы педагогики», который носит теоретико-методологический характер. Содержание раздела отражает современное состояние педагогической науки и системы образования в России, включает в себя необходимые педагогу знания о структуре педагогической науки, основных педагогических понятиях, о целостном педагогическом процессе, методах педагогического исследования.

Данное пособие предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям группы 050000 Образование и педагогика среднего профессионального образования и является единым для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.

Цель представленного пособия – создание условий для успешной организации самостоятельной работы студентов колледжа при изучении учебной дисциплины «Педагогика», для формирования профессиональных компетенций, развития педагогического кругозора.

Пособие состоит двух частей. Во вторую часть включены темы: «Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса, «Методы педагогического исследования»,«Педагог: профессия и личность»,«Развитие системы образования в России».

Темы, включенные в раздел «Общие основы педагогики», изложены в пособии по следующей схеме:

1. План изучения темы,

2. Задания для самостоятельной работы студентов,

3. Лекционный материал,

4. Вопросы для самоконтроля,

5. Литература (основная и дополнительная).

Данное пособие представляет интерес для студентов разных форм обучения, преподавателей психолого-педагогических дисциплин.

Тема 1. Ребёнок как объект и субъект целостного педагогического процесса

План изучения темы

6. Объект и предмет возрастной педагогики. Основные понятия темы

7. Факторы развития личности, их взаимосвязь. Закономерности развития

8. Возраст. Возрастная периодизация

9. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

10. Возрастные особенности младшего школьника

11. Возрастные особенности подросткового и юношеского возраста

12. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе обучения и воспитания

Самостоятельная работа № 1

Изучить факторы развития личности и найти ответы на следующие вопросы:

1. Что передается человеку по наследству?

2. Докажите, что наследственные задатки развиваются только под влиянием среды и воспитания.

3. Понятие среды. Какую роль в развитии личности играет среда?

4. Положительное и отрицательное влияние среды. Приведите примеры.

5. Покажите, как воспитание (педагогический фактор) влияет на развитие личности.

6. Какую роль в развитии играет активность самой личности?

 

Л и т е р а т у р а

1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. М., 1987. С.31-35.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М., 1999. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. С.76-93.

3. Савин Н.В. Педагогика. М., 1978. С.37-42.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997. С.58.

 

Самостоятельная работа № 2

Составить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста по плану:

1. Анатомо-физиологические особенности.

2. Психологические особенности.

3. Психолого-педагогические доминанты развития.

4. Основные направления педагогической работы с младшими школьниками.

 

Л и т е р а т у р а

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. С.34-62.

2. Гапонова С.А. Возрастная психология. Н.Н., 1999. С.61-74.

3. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986. С.238-262.

4. Мир детства: Младший школьник. /Под ред.А.Г.Хрипковой; отв.ред.В.В.Давыдов. М., 1981.

5. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999. С.111-114.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997. С.98-103.

 

Самостоятельная работа № 3

Семинар по книгам В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина»

Вопросы для обсуждения на семинаре:

Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»

1. Цель начальной школы

2. Природа - средство развития личности.

3. Искусство - средство развития личности.

4. Субъект-субъектные отношения учителя с детьми.

Литература:

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. М., 1979.

Главы: Школа под голубым небом

Наш уголок мечты

Каждый ребёнок – художник

Комната сказки

Песня открывает перед ребёнком красоту мира

 

Сухомлинский В.А «Рождение гражданина»

1. Что интересного вы узнали из книги о физическом становлении подростка?

2. Расскажите об особенностях полового воспитания мальчиков и девочек.

3. Какую работу предлагает проводить В.А. Сухомлинский по определению режима дня?

4. Что подразумевал автор под психической культурой?

5. Назовите педагогические взгляды учителей в вопросах умственного воспитания и образования.

6. В чём заключаются две программы умственного воспитания?

7. Расскажите о «комнате мыслей».

8. Что вы можете сказать о формировании моральных привычек?

9. Как определял В.А. Сухомлинский духовную деятельность?

10. Назовите эмоциональные стимулы в духовной жизни подростка.

11. Назовите важнейшие эмоциональные ситуации.

12. Назовите возможности интеллектуального развития подростков в Павлышской средней школе.

 

Самостоятельная работа № 4

Составить психолого-педагогическую характеристику детей подросткового и юношеского возраста по плану:

1. Анатомо-физиологические особенности.

2. Психологические особенности.

3. Психолого-педагогические доминанты развития.

4. Основные направления педагогической работы с подростками и детьми старшего школьного возраста

 

Литература:

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. С.62-130.

2. Гапонова С.А. Возрастная психология. Н.Н., 1999. С.74-100.

3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

4. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986. С.262-280.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М., 1999. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. С.114-120.

6. Степаненков Н.К. Педагогика. Мн., 1998. С.31-41.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997. С.104-113.

Основные понятия

 

Объект возрастной педагогики – ребёнок с момента рождения до перехода к состоянию взрослости.

Предмет возрастной педагогики – закономерности, методы, средства и технология организации учебно-воспитательного процесса на разных стадиях детства.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным понятиям: человек, личность, индивид, индивидуальность.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и сознательного, наследственного и приобретённого.

Личность – человек как продукт общественного развития, способный к самопознанию и саморазвитию. Устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Индивид – человек как представитель рода с его психофизическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности (не включает социальные или психологические характеристики).

Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в интересах, потребностях и способностях человека, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах.

Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой:

Индивидом рождаются

Личностью становятся

Индивидуальность отстаивают.

Человек синтезирует в себе биологические и социальные свойства и качества. Личность – это социальная характеристика, включающая социальные свойства и качества человека (речь, сознание, различные привычки и др.), которые делают его общественным существом.

 

Закономерности развития

Следует различать понятия развитие, созревание, формирование, становление.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних (среда, воспитание, общение, деятельность) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность), управляемых (воспитание) и неуправляемых (стихийное влияние среды) факторов.

Изменения:

Физические и физиологические – изменение веса, роста; совершенствование физиологических процессов: усложнение и стабилизация кровообращения, пищеварения, процессов нервной деятельности; половое развитие и созревание;

Психические – скорость протекания психических процессов; формирование характера, развитие воли, памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, способностей, эмоций;

Социальные – усложнение отношений с людьми, обществом в целом; изменяется характер взаимоотношений, ребёнок становится субъектом отношений.

Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объём), биохимическими (состав крови, костей, мышц), физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера), духовными (нравственное становление, изменение сознания), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Созревание – изменение индивида или отдельных его функций, процессов, происходящее под влиянием внутренних факторов.

Формирование – процесс развития под влиянием внешних воздействий (воспитания, обучения, социальной среды). Это результат развития нравственного, духовного. Приобретение личностью в целом или отдельными качествами определённой законченности, завершённости.

Становление – термин, отражающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать своё поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Факторы развития – причина, существующее обстоятельство в каком-либо процессе.

ФАКТОРЫ

       
   


Внутренние Внешние

       
   
 


Наследственность

Период внутриутробного развития Среда Воспитание

Забота о собственном здоровье микросреда обучение

Самовоспитание мезосреда деятельность

макросреда общение

 

Наследственность – передача от родителей к детям определённых качеств и способностей (анатомо-физиологические особенности, особенности ВНД, задатки).

Младенческий возраст

Развитие в первые годы жизни предопределяет все дальнейшее развитие.

Основным объектом социализации для ребенка является мать. Еще до рождения начинается влияние матери на плод. Большая часть задержек психического развития лежит здесь.

Модели материнского поведения

1. Тревожные матери (если ребенок не запланирован, мать-одиночка, социальная неопределенность, очень долгожданный (поздний) ребенок). Со стороны матери наблюдается заласкивание, выплеск эмоциональной энергии. Это создает тревожность у самого ребенка, напряженность психики, что может привести к неврозам, вплоть до псевдоэпилепсии. Ребенок неадекватен, ему трудно в детском саду и школе.

2. Депрессивная модель (молодые матери, женщины, неподготовленные к материнству). Воспринимают ребенка как обузу, быстро устают от ребенка. Ребенок получает синдром госпитализации, т.к. не имеют полноценного общения, нормальной социальной среды. Это вызывает отставание в психическом развитии.

3. Властные матери - до рождения ребенка уже знают, как его воспитывать, выбирают методику воспитания, уверены в себе. Затем эту методику пунктуально реализуют. У ребенка возникает эффект госпитализма, инфантилизма.

4. Уравновешенный тип. Дети развиваются в собственно личность. Не надо мешать им, а следует принимать их такими, какие они есть.

 

Дошкольный возраст

1 Анатомо-физиологические особенности:

происходит окостенение скелета;

возрастает масса мышц;

повышается работоспособность;

возбудимость нервной системы (особенно двигательных областей коры головного мозга) Þ большая подвижность, быстрая утомляемость.

2. Психологические:

­ развивается речь (словарный запас 4000 слов, словотворчество);

­ мышление наглядно-действенное, конкретное.

3 Педагогические

- ведущая – игровая деятельность (появляются сначала сюжетные, а потом ролевые игры).

- большую роль в развитии играют рисование, лепка, конструирование.

- труд (не только для себя, но и для других).

- начинает активно вступать в общение с людьми, происходит ориентация на общественные функции людей, понимание смысла деятельности.

- к 6 годам ребенок уже вычленяет себя в коллективе. Появляется умение оценивать людей (но не личностные качества).

- Преобладание активных потребностей и импульсивной активности.

- Развивается способность к самооценке, критическое отношение к собственным действиям и их результатам.

Для этой стадии характерны:

· максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

· максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);

· минимальна возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

 

Подростковый возраст

Анатомо-физиологические особенности

- Бурный рост всего организма: рост тела в длину (у мальчиков за год прирост 6-10 см, у девочек – 6-8 см).

Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (20-25 см прирост) и девочки 13 лет.

- Продолжается процесс окостенения скелета.

- Значительно возрастает сила мышц.

- Развитие внутренних органов происходит неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца Þ нарушение ритма деятельности сердца и учащение сердцебиения, учащённое дыхание.

- Движения порывисты, плохо скоординированы, излишняя жестикуляция..

- Процесс возбуждения все еще преобладает над процессом торможения Þ повышенная возбудимость.

Период полового созревания (пубертатный период), который включает 2 этапа:

1. с 8-9 до 12-13 лет;

2. с 12-13 до 17-18 лет.

Начинается половое созревание с повышения активности ЦНС, вслед за которой повышается активность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.

На 1 этапе полового созревания отчетливо проявляется противоречивость состояния ЦНС. Нарастают признаки ее большей зрелости в сравнении с предыдущим возрастом. Это проявляется в большей способности к самоконтролю, к критическому отношению к себе и окружающим.

Вместе с тем нервные центры функционируют с преобладанием возбуждения над торможением, и поэтому у подростков наблюдается повышенная, не всегда адекватная реакция на внешние воздействия:

­ безразличие даже к важным событиям (но бурная реакция на какой-нибудь пустяк);

­ впечатлительность (плаксивость, обидчивость, беспричинная смена настроения);

­ возбудимость (более шумные, непоседливые, вертят что-то в руках, не могут усидеть спокойно).

Наблюдается повышенная утомляемость. 2 фазы утомления:

1. двигательное беспокойство;

2. сонливость, дремота или, наоборот, сильное возбуждение.

Речь подростков делается замедленной, и замедляются ответные реакции на речь взрослых, обращенную к ним.

Наблюдаются отклонения, связанные с усиленным ростом (обмороки, головокружения, искривление позвоночника). 2 причины:

1. нарушение содружеств работы всех органов и систем;

2. дефицит веществ, необходимых растущему организму.

2 этап – появление вторичных половых признаков.

Интерес к противоположному полу, т.к. происходит проникновение половых гормонов во все клетки тела.

Уравновешенное состояние ЦНС Þ менее раздражительны, настроение оптимистическое.

На смену неуверенности приходит повышенная, а часто завышенная самооценка.

Если на 1 этапе нарушения дисциплины связаны с повышенной утомляемостью и раздражительностью, то во 2 период – с тем, что избыточная энергия не находит правильного выхода.

Психологические особенности

Восприятие более целенаправленно, планомерно и организовано. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностностью. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом.

Внимание: характерна специфическая избирательность – интересные уроки или интересные дела очень увлекают и они могут долго сосредоточиваться на одном материале. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становится причиной непроизвольного переключения внимания, поэтому необходима такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

Мышление: становится более систематизированным, последовательным. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Мышление становится критическим, т.е. подросток стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям (предлагать проблемные задачи, задачи на сравнение, выделение главного, нахождение сходств и отличий).

Юношеский возраст

Литература

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. С.7-130.

2. Гапонова С.А. Возрастная психология. Н.Н., 1999. С.44-100.

3. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986. С.218-280.

4. Педагогика. /Под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998. С.83-101.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. М., 1999. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. С.71-127.

6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000. С.33-83.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. /Под ред. В.А.Сластенина. М., 2000. С.35-54.

8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. М., 1979.

9. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997. С.58-75, 97-116.

План изучения темы

1. Педагогическая действительность и ее изучение.

2. Понятие о методах исследования. Классификация методов исследования.

3. Характеристика методов педагогического исследования.

Самостоятельная работа № 1

Подобрать и разработать диагностический материал для изучения личности ребенка и детского

коллектива

 

Л и т е р а т у р а

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996.
  2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.
  3. Педагогическая диагностика в школе / А.И.Кочетов, Ю.Я.Л.Коломинский и др.; Под ред. А.И.Кочетова. Мн., 1987.
  4. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений / Автор – сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.
  5. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой и др. М., 2003.

 

Классификация методов

Исследовательские методы группируют по различным признакам (Загвязинский В.И., Атаханов Р.):

· по назначению выделяют методы диагностики, методы прогнозирования, методы коррекции, методы статистической обработки материала,

· по уровню проникновения в сущность выделяют методы эмпирического исследования и методы теоретического исследования.

Смирнов В.И. предлагает следующую классификацию методов исследования:

· общенаучные (общетеоретические, абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, социологические, социально-педагогические, математические),

· конкретно-научные (теоретические и эмпирические).

К теоретическим методам следует отнести: анализ литературы, архивных материалов, документации, продуктов деятельности; анализ понятийно-терминологической системы; построение гипотез; построение мысленного эксперимента; моделирования и др.

К эмпирическим методам относят наблюдение, беседу, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и др.

Характеристика методов

Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.

Особенность: исследователь не вмешивается в ход событий, они протекают естественно, как в жизни.

Значение - позволяет наиболее достоверно получить информацию о конкретных поступках и действиях учащихся, его оценочных суждениях, к событиям, явлениям, его психической особенности, уровень воспитанности, особенности взглядов, убеждений, поведения в целом.

При наблюдении надо иметь ввиду:

1. обстановку, общий фон, на котором происходит наблюдаемый педагогический процесс;

2. действия учителя, его приемы, методы, способы воздействия на учеников, отношение учителя к ученикам;

3. действия, поступки учеников, их отношение к окружающей обстановке, к делу, друг к другу, реакцию на приемы и методы, используемые учителем.

Функции наблюдения:

1.обеспечить теоретическое исследование эмпирической информацией;

2. проверить адекватность и истинность теории в практике.

Недостатки:

1.значительная трудоемкость; исследователя интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому необходимо ожидать интересующего проявления свойств личности или психических состояний;

2. наблюдения и фиксации единичных проявлений психических свойств недостаточно для надежных выводов. Исследователь должен убедиться в типичности того или иного свойства, применяя другие методы;

3. субъективизм исследователя;

4. трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных.

Этапы проведения наблюдения

1) выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения;

2) получение разрешения на проведение наблюдения;

3) составление плана наблюдения;

4) подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура);

5) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);

6) оформление результатов наблюдения;

7) анализ результатов наблюдения;

8) теоретические и практические выводы наблюдения.

Результаты наблюдения следует фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитной записи или видеозаписи, дополнениях к конспектам уроков либо другим образом.

Форма протокола свободная, но в нем должно быть указаны: дата наблюдения, наблюдаемые объекты (учебное заведение, учебная группа, учащиеся, преподаватели), тема занятия, задания, содержание и характер наблюдаемых действий, цель наблюдения. Отмечается дозировка времени действия учителя, учащихся.

Виды наблюдений:

1) по частоте наблюдений: постоянные, повторные, однократные

2) по объему охвата объекта: сплошные, несплошные (частичные, выборочные)

3) по способу получения сведений: непосредственные, косвенные (инструментальные, регистрация с помощью специальных датчиков)

4) в зависимости от того, кто проводит наблюдение (внешнее и самостоятельное)

5) пассивное: дает сведения о естественном поведении ребенка; в это время исследователь видит ребенка как целостную личность, может зафиксировать особенности взаимоотношений ребенка с детским коллективом и педагогом

6) активное: предполагает целенаправленное наблюдение реакций ребенка при выполнении заданий. Результаты наблюдений позволяют разработать целенаправленную программу обучения, определить темп дальнейшего развития, зону БР.

Ценность активного наблюдения в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая специальные условия для этого изучения.

Недостатки пассивного наблюдения: выжидательная позиция исследователя, отсутствие возможности повторного наблюдения; описательная форма фиксации наблюдений, необходимость длительного времени для получения достоверных сведений.

Включенное наблюдение – наблюдатель становится для наблюдаемых своим привычным человеком, при котором они ведут себя естественно.

Недочеты:

1) невозможно повторно воспроизводить с достаточной точностью условия, в которых наблюдается процесс;

2) невозможно варьировать условия протекания наблюдаемого явления.

Требования к методу наблюдения:

1. наблюдать и изучать учащихся следует в естественных условиях их обучения и воспитания.

2. наблюдение должно быть целенаправленным, наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что наблюдать и для чего наблюдать;

3. плановость и систематичность наблюдения (для чего составляется специальная программа) после предварительного изучения объекта и предмета исследования;

4. наблюдение вести таким образом, чтобы складывалось целостное представление о личности;

5. наблюдаемые особенности поведения нужно связывать с теми условиями, в которых оно проявляется;

6. изучать личность в коллективе и через коллектив;

7. не ограничиваться результатами однократных наблюдений, а принимать во внимание многообразие проявлений поведения данной личности;

8. необходимо для достижения точности и объективности наблюдения использовать ТСО: киносъемку, магнитофон, фотографию;

9. необходимо рассматривать черты и особенности личности учащегося в развитии;

10. фиксация наблюдаемых результатов.

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе;

– это источник и способ познания психологических явлений в процессе речевого общения в естественной обстановке жизни.

При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях:

беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора аналитических данных;

беседа с ребенком с целью установления контакта с ним. Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность общения), особенностей и мотивов поведения ребенка, отношение к семье и школе, причины затруднений в учебе, склонностей, интересов.

Трудности бесед с родителями:

1) не всегда раскрывают недостатки детей, а предпочитают говорить о положительных качествах;

2) необходимо расположить родителей к воспитателю.

Виды бесед:

1) открытые - цель которой определяется заранее;

2) закрытые - цель которой не раскрывается педагогом. Вопросы в такой беседе носят косвенный характер.

Требования:

· целенаправленность;

· плановость;

· избирательность;

· индивидуальность подхода;

· соблюдение педагогического такта;

· заранее определить предмет беседы и участников, время и место проведения;

· между участниками беседы должна установиться атмосфера доверия, доброжелательности и искренности; беседу необходимо проводить в обстановке максимальной естественности, живо и непринужденно;

· результаты беседы точно записываются, а затем анализируются и обобщаются.

Требования к вопросам:

· вопросы не должны быть слишком длинными;

· необходимо избегать сдвоенных вопросов, поскольку в этом случае ребенок чаще всего отвечает только на один из них;

· следует так формулировать вопрос, чтобы избежать шаблонных ответов;

· в вопросе не должно быть слов, которые сами по себе вызывают определенное отрицательное или положительное отношение;

· вопрос не должен внушать ребенку определенный ответ;

· намеченные вопросы должны всесторонне охватывать проблему исследования;

· каждый последующий вопрос должен задаваться с учетом ответа на предыдущий.

Анкетирование – метод опроса, позволяющий проникнуть в суть изучаемых явлений, проследить изменения во взглядах, интересах.

Анкета состоит из вопросов, на которые люди должны дать ответ в письменной форме. Анкетные данные имеют ценность для количественного анализа.

Анкета позволяет получить большой материал, необходимый для установления типичных отношений личности определенной социальной группы к каким-либо явлениям.

С помощью анкетирования можно получить информацию, которая иными методами не может быть получена.

 

Анкеты бывают различных типов:

обычныеградуированные (шкалы)

содержат серию вопросов альтер- отвечающий должен выбирать один

нативного характера, на которые из заранее определенных ответов и

отвечают «да» или «нет» в соответствующей графе

поставить условный знак или цифру.

 

 

Вопросы в анкетах и интервью бывают трех видов:

- открытые – когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены;

- закрытые – опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных;

- полузакрытые – опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос.

Требования:

правильная разработка анкеты;

вопросы, поставленные в анкете, должны быть достаточно понятными, однозначными, не противоречивыми, лаконичными, корректными с точки зрения этики;

лучше пользоваться анонимными анкетами;

предлагая варианты ответов, следует предоставлять возможность отвечающему написать собственный вариант;

затраты времени на заполнение анкеты не должны превышать 20-25 мин.;

вопросы, поставленные в анкете, не должны противоречить друг другу;

пояснительный текст к анкете не должен навязывать отвечающему определенную точку зрения;

необходимо создать условия, благоприятные для сосредоточенности, внимательной работы;

обязательным является соблюдение закона уравнения условий: испытуемые должны быть одного возраста, образования, профессии;

всем должно быть предоставлено достаточное количество времени для обдумывания вопросов;

анкеты должны быть строго тематическими и по возможности небольшими по объему требуемой информации;

каждая анкета должна быть сопровождена инструкцией;

ответы на вопросы должны быть даны в присутствии исследователя или его уполномоченного;

анкетирование проводится в группах и подписей не требуется.

Необходимо составить анкету таким образом, чтобы она предусматривала фазу адаптации, в процессе которой осуществляется подготовка опрашиваемых к анкетированию и складываются мотивы к ответам на вопросы. Это достигается соответствующим обращением, которое предшествует анкетированию, и несколькими вопросами в начале анкеты. В обращении необходимо разъяснить цели исследования, показать важность ответов для решения изучаемой проблемы, обратить внимание на анонимность анкетирования. Первые вопросы должны снимать эмоциональное напряжение опрашиваемых, вызывать их заинтересованность, подводить к основной фазе, содержать ключевые вопросы.

 

Изучение документации и продуктов деятельности учащихся. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации:

- Письменные документы (содержат буквенный текст)

- Статистические данные (цифровая информация)

- Иконографическая документация (кино- и фотодокументы)

- Фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты)

- Технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество)

Письменная документация: классные журналы, дневники, КТП учителей, медицинские карты, протоколы собраний, тетради учащихся.

Значение: помогает устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями.

Интересные данные можно получить в процессе изучения тетрадей, дневников, читательских формуляров и т.д. При изучении тетрадей можно получить разносторонний материал о системе работы ученика, о соотношении классной и домашней работы и т.д. Кроме этого исследователи могут организовать специальные письменные работы: сочинения, контрольные работы, работы с целью изучения читательских интересов.

Большой и разносторонний материал может быть получен п







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.