|
в развитии системы образования в современном мире ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
В развитии российской системы образования в настоящее время выделяется четыре приоритетных направления: развитие современной системы непрерывного профессионального образования, призванной обеспечить формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда; повышение качества профессионального образования; обеспечение доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. В конце ХХ века в мировом образовательном процессе наметились определенные тенденции. Первая – повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех. Вторая – углубление межгосударственного сотрудничества в области образования, стремление к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня. Третья – значительное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей и введение новых человеко-ориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологи, экологии, эргономики, экономики. Четвертая – широкое распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Образовательное пространство становится поликультурным и социально ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, национальным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям. Нельзя не отметить еще целый ряд характерных явлений: 1) стремление к демократической системе образования, т.е. доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование, а именно возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа независимо от национальной и расовой принадлежности; 2) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма); 3) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся; 4) развитие рынка образовательных услуг; 5) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим); 6) поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией в сфере управления образованием; 7) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира; 8) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ; 9) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенности раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования; 10) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов. В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, например: «ЭРАЗМУС», цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны); «ЛИНГВА», программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов; «ЭВРИКА», задача которой состоит в том, чтобы координировать исследования со странами Восточной Европы, и др. В западном мире сегодня существуют разные образовательные модели. Американская модель: младшая средняя школа – средняя школа - старшая средняя школа – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура. Французская модель: единый коллеж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет, магистратура, аспирантура. Немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия и основная школа – институт и университет, аспирантура. Английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет, магистратура, аспирантура.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение системы образования согласно Закону РФ «Об образовании». 2. Какие программы согласно Закону РФ «Об образовании» относятся к общеобразовательным? К профессиональным? 3. Назовите и охарактеризуйте принципы государственной политики в области образования. Проиллюстрируйте их конкретными примерами. 4. Дайте определение понятию «тип образовательного учреждения» и перечислите те типы, которые составляют систему современного образования. 5. Почему в современных условиях в мире и в нашей стране стала актуальной проблема непрерывного образования? 6. Дайте общую характеристику непрерывного образования: определение, структура, модель, функции, принципы. 7. Охарактеризуйте систему образования в нашей стране. Попробуйте вычертить схему. 8. Каковы приоритетные направления российской государственной политики в сфере образования? 9. Какие тенденции характерны для образования зарубежных стран в настоящее время?
Л и т е р а т у р а 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2003. 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Начальная школа. 2002. №4. 3. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. М., 2005. 4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000. 5. Гончаров И.Ф. Русская национальная школа. СПб., 1992. 6. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки. М., 1993. 7. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994. 8. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998. 9. Педагогика. Учебник/ Л.П.Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П.Крившенко. М., 2004. 10. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература 1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999. 2. Введение в педагогическую деятельность /А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М., 2000. 3. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986. 4. Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, С.Н.Шиянов. М., 1997. 5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. М., 1999. 6. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998. 7. Педагогика /Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1983. 8. Педагогика. Учебник /Л.П.Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П.Крившенко. М., 2004. 9. Педагогика: Хрестоматия Учеб.пособие для учащихся пед. училищ /Сост.А.Е.Дмитриев. М., 1985. 10. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000. 11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М., 1999. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. 12. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания /Под ред. В.А.Сластенина. М., 2000. 13. Сластенин В.А, Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001. 14. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.
Дополнительная литература 1. Амонашвили Ш.А Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. 2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. 3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 4. Гапонова С.А. Возрастная психология. Н.Н., 1999. 5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. 6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 7. Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому /Сост., вступ. статья М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. М., 2000. 8. Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова. М., 1990. 9. Специальная педагогика /Л.И.Аксёнова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова; под ред. Н.М.Назаровой. М., 2000. 10. Стефановская П.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. 11. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2000.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|