Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







в развитии системы образования в современном мире





 

В развитии российской системы образования в настоящее время выделяется четыре приоритетных направления:

развитие современной системы непрерывного профессионального образования, призванной обеспечить

формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в

квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда;

повышение качества профессионального образования;

обеспечение доступности качественного общего образования;

повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

В конце ХХ века в мировом образовательном процессе наметились определенные тенденции.

Первая – повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая – углубление межгосударственного сотрудничества в области образования, стремление к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня.

Третья – значительное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей и введение новых человеко-ориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологи, экологии, эргономики, экономики.

Четвертая – широкое распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Образовательное пространство становится поликультурным и социально ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, национальным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Нельзя не отметить еще целый ряд характерных явлений:

1) стремление к демократической системе образования, т.е. доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование, а именно возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа независимо от национальной и расовой принадлежности;

2) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

3) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;

4) развитие рынка образовательных услуг;

5) расширение сети высшего образования и изменение социального

состава студенчества (становится более демократическим);

6) поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией в сфере управления образованием;

7) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

8) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

9) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенности раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

10) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, например:

«ЭРАЗМУС», цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);

«ЛИНГВА», программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов;

«ЭВРИКА», задача которой состоит в том, чтобы координировать исследования со странами Восточной Европы, и др.

В западном мире сегодня существуют разные образовательные модели.

Американская модель: младшая средняя школа – средняя школа - старшая средняя школа – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская модель: единый коллеж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия и основная школа – институт и университет, аспирантура.

Английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет, магистратура, аспирантура.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение системы образования согласно Закону РФ «Об образовании».

2. Какие программы согласно Закону РФ «Об образовании» относятся к общеобразовательным? К профессиональным?

3. Назовите и охарактеризуйте принципы государственной политики в области образования. Проиллюстрируйте их конкретными примерами.

4. Дайте определение понятию «тип образовательного учреждения» и перечислите те типы, которые составляют систему современного образования.

5. Почему в современных условиях в мире и в нашей стране стала актуальной проблема непрерывного образования?

6. Дайте общую характеристику непрерывного образования: определение, структура, модель, функции, принципы.

7. Охарактеризуйте систему образования в нашей стране. Попробуйте вычертить схему.

8. Каковы приоритетные направления российской государственной политики в сфере образования?

9. Какие тенденции характерны для образования зарубежных стран в настоящее время?

 

Л и т е р а т у р а

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2003.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Начальная школа. 2002. №4.

3. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. М., 2005.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000.

5. Гончаров И.Ф. Русская национальная школа. СПб., 1992.

6. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки. М., 1993.

7. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.

8. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998.

9. Педагогика. Учебник/ Л.П.Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П.Крившенко. М., 2004.

10. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.

2. Введение в педагогическую деятельность /А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М., 2000.

3. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.

4. Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, С.Н.Шиянов. М., 1997.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. М., 1999.

6. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998.

7. Педагогика /Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1983.

8. Педагогика. Учебник /Л.П.Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П.Крившенко. М., 2004.

9. Педагогика: Хрестоматия Учеб.пособие для учащихся пед. училищ /Сост.А.Е.Дмитриев. М., 1985.

10. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000.

11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М., 1999. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.

12. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания /Под ред. В.А.Сластенина. М., 2000.

13. Сластенин В.А, Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.

14. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.

 

Дополнительная литература

1. Амонашвили Ш.А Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

4. Гапонова С.А. Возрастная психология. Н.Н., 1999.

5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.

6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

7. Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому /Сост., вступ. статья М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. М., 2000.

8. Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова. М., 1990.

9. Специальная педагогика /Л.И.Аксёнова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова; под ред. Н.М.Назаровой. М., 2000.

10. Стефановская П.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

11. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2000.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.