Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профессионально-значимые качества





· Направленность личности: развитие себя, ребёнка, педагогическое призвание (склонность к педагогическому делу), гражданственность.

· Профессионально-нравственные качества: любовь и уважение к детям, справедливость, объективность, доброжелательность, искренность, требовательность, принципиальность.

· Отношение к педагогическому труду: добросовестность, ответственность, способность к самоотдаче, увлечённость и удовлетворённость собственной педагогической деятельностью, потребность в знаниях, непрерывность педагогического самообразования.

· Интересы и духовные потребности: познавательная активность, широта и глубина интеллекта, культура, разносторонность интересов, культура внешнего вида, речи.

Профессиональная пригодность –есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определёнными рабочими функциями и успешной деятельностью в той или иной сфере производства или духовной жизни.

Выделяют ступени профессионального роста учителя:

l педагогическая умелость как уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, развитые профессионально-личностные качества и свойства;

l педагогическое мастерство как доведенная до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике;

l педагогическое творчество как внесение в учебно-воспитательную деятельность тех или иных модификаций, рационализация приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса;



l педагогическое новаторство как внесение и реализация новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания, которые значительно изменяют и повышают их качество.

 

 

Профессиональная компетентность педагога.

Содержание теоретической и практической готовности учителя

 

Профессиональная компетентность –единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности. Содержание подготовки педагога отражено в квалификационной характеристике.

 

Профессиональная компетентность

 

Теоретическая готовность Практическая готовность

аналитические умения организаторские умения

прогностические умения коммуникативные умения

проектировочные умения прикладные умения

рефлексивные умения

 

Организаторские умения: мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные.

Коммуникативные умения: перцептивные, умение педагогического общения, педагогическая техника.

 

Педагогические способности

Освоение необходимых педагогу умений и навыков профессиональной деятельности опирается на имеющиеся у него способности, одновременно развитие определённой способности происходит в процессе овладения соответствующими ей умениями и навыками.

Педагогические способности –совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

В.А.Крутецкий выделяет следующие группы способностей:

Личностные: расположенность к детям, выдержка и самообладание, способность управлять своим психическим состоянием;

Дидактические: способность объяснять, академические способности, речевая способность;

Организационно-коммуникативные: организаторские, коммуникативные, педагогическая наблюдательность, педагогический такт, суггестивная.

Общие способности

Гностические (познавательные) – приобретать, перерабатывать и использовать информацию.

Креативность – способность к творчеству.

Собственно педагогические

Конструктивные – прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса; педагогическое воображение – способность предвидеть то, каким может стать ученик

Коммуникативные – обеспечивают межличностное и деловое общение в процессе обучения и воспитания:

А) общительность – способность быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуациях общения и реагировать на действия партнёров по общению.

Б) распределённость внимания – способность педагога видеть всё, что происходит вокруг него, заниматься сразу несколькими видами деятельности (сообщать материал, получать обратную связь, держать в поле зрения каждого ученика).

В) эмпатия – способность к сопереживанию, пониманию, эмоциональной сопричастности. Эмпатия возникает в результате эмоциональной идентификации – способности педагога ощущать чувства и переживания другого как свои собственные, поставить себя на место другого человека.

Г) перцептивные способности – воспринимать и определять эмоциональное состояние ученика по его внешнему виду, жестам, мимике. Связаны с педагогической наблюдательностью и зоркостью.

Д) экспрессивные способности – адекватная передача в процессе общения своего эмоционального состояния, умение выразить с помощью речи и других невербальных средств своё отношение к тому, что говорит.

Организаторские – обеспечивают эффективную организацию учебной и внеаудиторной деятельности. Связаны со всеми другими способностями.

А) организаторское чутьё – способность учитывать психологические особенности

Б) способность вести за собой – увлекать, создавать мотивацию к деятельности

В) способность «заражать» и заряжать других своей энергией – зависит от эмоционального потенциала, увлечённости своей деятельностью

Г) склонность к организационной деятельности – зависит от внутренней активности личности, в основе которой лежат её нейродинамические и психофизиологические особенности (свойства темперамента)

Все способности взаимосвязаны, образуют единый ансамбль. Развитие каждой зависит от развития других.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.