Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Объект и предмет возрастной педагогики.





Основные понятия

 

Объект возрастной педагогики – ребёнок с момента рождения до перехода к состоянию взрослости.

Предмет возрастной педагогики – закономерности, методы, средства и технология организации учебно-воспитательного процесса на разных стадиях детства.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным понятиям: человек, личность, индивид, индивидуальность.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и сознательного, наследственного и приобретённого.

Личность – человек как продукт общественного развития, способный к самопознанию и саморазвитию. Устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Индивид – человек как представитель рода с его психофизическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности (не включает социальные или психологические характеристики).

Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в интересах, потребностях и способностях человека, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах.

Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой:



Индивидом рождаются

Личностью становятся

Индивидуальность отстаивают.

Человек синтезирует в себе биологические и социальные свойства и качества. Личность – это социальная характеристика, включающая социальные свойства и качества человека (речь, сознание, различные привычки и др.), которые делают его общественным существом.

 

Факторы развития личности, их взаимосвязь.

Закономерности развития

Следует различать понятия развитие, созревание, формирование, становление.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних (среда, воспитание, общение, деятельность) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность), управляемых (воспитание) и неуправляемых (стихийное влияние среды) факторов.

Изменения:

Физические и физиологические – изменение веса, роста; совершенствование физиологических процессов: усложнение и стабилизация кровообращения, пищеварения, процессов нервной деятельности; половое развитие и созревание;

Психические – скорость протекания психических процессов; формирование характера, развитие воли, памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, способностей, эмоций;

Социальные – усложнение отношений с людьми, обществом в целом; изменяется характер взаимоотношений, ребёнок становится субъектом отношений.

Биологическое развитиесвязано с морфологическими (рост, вес, объём), биохимическими (состав крови, костей, мышц), физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитиесвязано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера), духовными (нравственное становление, изменение сознания), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Созревание –изменение индивида или отдельных его функций, процессов, происходящее под влиянием внутренних факторов.

Формирование –процесс развития под влиянием внешних воздействий (воспитания, обучения, социальной среды). Это результат развития нравственного, духовного. Приобретение личностью в целом или отдельными качествами определённой законченности, завершённости.

Становление –термин, отражающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать своё поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Факторы развития – причина, существующее обстоятельство в каком-либо процессе.

ФАКТОРЫ

       
   


Внутренние Внешние

       
   
 


Наследственность

Период внутриутробного развития Среда Воспитание

Забота о собственном здоровье микросреда обучение

Самовоспитание мезосреда деятельность

макросреда общение

 

Наследственность– передача от родителей к детям определённых качеств и способностей (анатомо-физиологические особенности, особенности ВНД, задатки).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.