Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Объект и предмет возрастной педагогики.





Основные понятия

 

Объект возрастной педагогики – ребёнок с момента рождения до перехода к состоянию взрослости.

Предмет возрастной педагогики – закономерности, методы, средства и технология организации учебно-воспитательного процесса на разных стадиях детства.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным понятиям: человек, личность, индивид, индивидуальность.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и сознательного, наследственного и приобретённого.

Личность – человек как продукт общественного развития, способный к самопознанию и саморазвитию. Устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Индивид – человек как представитель рода с его психофизическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности (не включает социальные или психологические характеристики).

Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в интересах, потребностях и способностях человека, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах.

Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой:

Индивидом рождаются

Личностью становятся

Индивидуальность отстаивают.

Человек синтезирует в себе биологические и социальные свойства и качества. Личность – это социальная характеристика, включающая социальные свойства и качества человека (речь, сознание, различные привычки и др.), которые делают его общественным существом.

 

Факторы развития личности, их взаимосвязь.

Закономерности развития

Следует различать понятия развитие, созревание, формирование, становление.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних (среда, воспитание, общение, деятельность) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность), управляемых (воспитание) и неуправляемых (стихийное влияние среды) факторов.

Изменения:

Физические и физиологические – изменение веса, роста; совершенствование физиологических процессов: усложнение и стабилизация кровообращения, пищеварения, процессов нервной деятельности; половое развитие и созревание;

Психические – скорость протекания психических процессов; формирование характера, развитие воли, памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, способностей, эмоций;

Социальные – усложнение отношений с людьми, обществом в целом; изменяется характер взаимоотношений, ребёнок становится субъектом отношений.

Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объём), биохимическими (состав крови, костей, мышц), физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера), духовными (нравственное становление, изменение сознания), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Созревание – изменение индивида или отдельных его функций, процессов, происходящее под влиянием внутренних факторов.

Формирование – процесс развития под влиянием внешних воздействий (воспитания, обучения, социальной среды). Это результат развития нравственного, духовного. Приобретение личностью в целом или отдельными качествами определённой законченности, завершённости.

Становление – термин, отражающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать своё поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Факторы развития – причина, существующее обстоятельство в каком-либо процессе.

ФАКТОРЫ

       
   


Внутренние Внешние

       
   
 


Наследственность

Период внутриутробного развития Среда Воспитание

Забота о собственном здоровье микросреда обучение

Самовоспитание мезосреда деятельность

макросреда общение

 

Наследственность – передача от родителей к детям определённых качеств и способностей (анатомо-физиологические особенности, особенности ВНД, задатки).







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.