Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Педагогическая действительность и ее изучение





У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникают вопросы: как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно отражают они реальную действительность, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов. Поэтому познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов исследования.

Методы исследования обусловлены особенностями педагогической науки. Среди них выделяют:

l неоднозначность протекания педагогических процессов;

l неповторимость педагогических процессов;

l участие в них людей разного возраста, что влечет за собой четкую организацию педагогических исследований, которые не должны нанести вреда здоровью и развитию испытуемых.

 

Понятие о методах исследования. Классификация методов исследования

Педагогика – наука развивающаяся. Как любая наука, она не может развиваться без исследования своего предмета. Педагогика развивалась и продолжает развиваться за счет педагогических описаний передового опыта воспитания и обучения, педагогических открытий и педагогических исследований.

Методы педагогических исследований – это совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений (т.е. различных сторон воспитания, обучения) и решение педагогических проблем.



Методы исследования –это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Классификация методов

Исследовательские методы группируют по различным признакам (Загвязинский В.И., Атаханов Р.):

· по назначению выделяют методы диагностики, методы прогнозирования, методы коррекции, методы статистической обработки материала,

· по уровню проникновения в сущность выделяют методы эмпирического исследования и методы теоретического исследования.

Смирнов В.И. предлагает следующую классификацию методов исследования:

· общенаучные (общетеоретические, абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, социологические, социально-педагогические, математические),

· конкретно-научные (теоретические и эмпирические).

К теоретическим методам следует отнести: анализ литературы, архивных материалов, документации, продуктов деятельности; анализ понятийно-терминологической системы; построение гипотез; построение мысленного эксперимента; моделирования и др.

К эмпирическим методам относят наблюдение, беседу, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и др.

Характеристика методов

Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.

Особенность: исследователь не вмешивается в ход событий, они протекают естественно, как в жизни.

Значение - позволяет наиболее достоверно получить информацию о конкретных поступках и действиях учащихся, его оценочных суждениях, к событиям, явлениям, его психической особенности, уровень воспитанности, особенности взглядов, убеждений, поведения в целом.

При наблюдении надо иметь ввиду:

1. обстановку, общий фон, на котором происходит наблюдаемый педагогический процесс;

2. действия учителя, его приемы, методы, способы воздействия на учеников, отношение учителя к ученикам;

3. действия, поступки учеников, их отношение к окружающей обстановке, к делу, друг к другу, реакцию на приемы и методы, используемые учителем.

Функции наблюдения:

1.обеспечить теоретическое исследование эмпирической информацией;

2. проверить адекватность и истинность теории в практике.

Недостатки:

1.значительная трудоемкость; исследователя интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной исследовательской задачей. Поэтому необходимо ожидать интересующего проявления свойств личности или психических состояний;

2. наблюдения и фиксации единичных проявлений психических свойств недостаточно для надежных выводов. Исследователь должен убедиться в типичности того или иного свойства, применяя другие методы;

3. субъективизм исследователя;

4. трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных.

Этапы проведения наблюдения

1) выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения;

2) получение разрешения на проведение наблюдения;

3) составление плана наблюдения;

4) подготовка документов и оборудования наблюдения (инструкции, протоколы, аппаратура);

5) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);

6) оформление результатов наблюдения;

7) анализ результатов наблюдения;

8) теоретические и практические выводы наблюдения.

Результаты наблюдения следует фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитной записи или видеозаписи, дополнениях к конспектам уроков либо другим образом.

Форма протокола свободная, но в нем должно быть указаны: дата наблюдения, наблюдаемые объекты (учебное заведение, учебная группа, учащиеся, преподаватели), тема занятия, задания, содержание и характер наблюдаемых действий, цель наблюдения. Отмечается дозировка времени действия учителя, учащихся.

Виды наблюдений:

1) по частоте наблюдений: постоянные, повторные, однократные

2) по объему охвата объекта: сплошные, несплошные (частичные, выборочные)

3) по способу получения сведений: непосредственные, косвенные (инструментальные, регистрация с помощью специальных датчиков)

4) в зависимости от того, кто проводит наблюдение (внешнее и самостоятельное)

5) пассивное: дает сведения о естественном поведении ребенка; в это время исследователь видит ребенка как целостную личность, может зафиксировать особенности взаимоотношений ребенка с детским коллективом и педагогом

6) активное: предполагает целенаправленное наблюдение реакций ребенка при выполнении заданий. Результаты наблюдений позволяют разработать целенаправленную программу обучения, определить темп дальнейшего развития, зону БР.

Ценность активного наблюдения в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая специальные условия для этого изучения.

Недостатки пассивного наблюдения: выжидательная позиция исследователя, отсутствие возможности повторного наблюдения; описательная форма фиксации наблюдений, необходимость длительного времени для получения достоверных сведений.

Включенное наблюдение – наблюдатель становится для наблюдаемых своим привычным человеком, при котором они ведут себя естественно.

Недочеты:

1) невозможно повторно воспроизводить с достаточной точностью условия, в которых наблюдается процесс;

2) невозможно варьировать условия протекания наблюдаемого явления.

Требования к методу наблюдения:

1. наблюдать и изучать учащихся следует в естественных условиях их обучения и воспитания.

2. наблюдение должно быть целенаправленным, наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что наблюдать и для чего наблюдать;

3. плановость и систематичность наблюдения (для чего составляется специальная программа) после предварительного изучения объекта и предмета исследования;

4. наблюдение вести таким образом, чтобы складывалось целостное представление о личности;

5. наблюдаемые особенности поведения нужно связывать с теми условиями, в которых оно проявляется;

6. изучать личность в коллективе и через коллектив;

7. не ограничиваться результатами однократных наблюдений, а принимать во внимание многообразие проявлений поведения данной личности;

8. необходимо для достижения точности и объективности наблюдения использовать ТСО: киносъемку, магнитофон, фотографию;

9. необходимо рассматривать черты и особенности личности учащегося в развитии;

10. фиксация наблюдаемых результатов.

Беседа– метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе;

– это источник и способ познания психологических явлений в процессе речевого общения в естественной обстановке жизни.

При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях:

беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора аналитических данных;

беседа с ребенком с целью установления контакта с ним. Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность общения), особенностей и мотивов поведения ребенка, отношение к семье и школе, причины затруднений в учебе, склонностей, интересов.

Трудности бесед с родителями:

1) не всегда раскрывают недостатки детей, а предпочитают говорить о положительных качествах;

2) необходимо расположить родителей к воспитателю.

Виды бесед:

1) открытые - цель которой определяется заранее;

2) закрытые - цель которой не раскрывается педагогом. Вопросы в такой беседе носят косвенный характер.

Требования:

· целенаправленность;

· плановость;

· избирательность;

· индивидуальность подхода;

· соблюдение педагогического такта;

· заранее определить предмет беседы и участников, время и место проведения;

· между участниками беседы должна установиться атмосфера доверия, доброжелательности и искренности; беседу необходимо проводить в обстановке максимальной естественности, живо и непринужденно;

· результаты беседы точно записываются, а затем анализируются и обобщаются.

Требования к вопросам:

· вопросы не должны быть слишком длинными;

· необходимо избегать сдвоенных вопросов, поскольку в этом случае ребенок чаще всего отвечает только на один из них;

· следует так формулировать вопрос, чтобы избежать шаблонных ответов;

· в вопросе не должно быть слов, которые сами по себе вызывают определенное отрицательное или положительное отношение;

· вопрос не должен внушать ребенку определенный ответ;

· намеченные вопросы должны всесторонне охватывать проблему исследования;

· каждый последующий вопрос должен задаваться с учетом ответа на предыдущий.

Анкетирование – метод опроса, позволяющий проникнуть в суть изучаемых явлений, проследить изменения во взглядах, интересах.

Анкета состоит из вопросов, на которые люди должны дать ответ в письменной форме. Анкетные данные имеют ценность для количественного анализа.

Анкета позволяет получить большой материал, необходимый для установления типичных отношений личности определенной социальной группы к каким-либо явлениям.

С помощью анкетирования можно получить информацию, которая иными методами не может быть получена.

 

Анкеты бывают различных типов:

обычныеградуированные (шкалы)

содержат серию вопросов альтер- отвечающий должен выбирать один

нативного характера, на которые из заранее определенных ответов и

отвечают «да» или «нет» в соответствующей графе

поставить условный знак или цифру.

 

 

Вопросы в анкетах и интервью бывают трех видов:

- открытые – когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены;

- закрытые – опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных;

- полузакрытые – опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос.

Требования:

правильная разработка анкеты;

вопросы, поставленные в анкете, должны быть достаточно понятными, однозначными, не противоречивыми, лаконичными, корректными с точки зрения этики;

лучше пользоваться анонимными анкетами;

предлагая варианты ответов, следует предоставлять возможность отвечающему написать собственный вариант;

затраты времени на заполнение анкеты не должны превышать 20-25 мин.;

вопросы, поставленные в анкете, не должны противоречить друг другу;

пояснительный текст к анкете не должен навязывать отвечающему определенную точку зрения;

необходимо создать условия, благоприятные для сосредоточенности, внимательной работы;

обязательным является соблюдение закона уравнения условий: испытуемые должны быть одного возраста, образования, профессии;

всем должно быть предоставлено достаточное количество времени для обдумывания вопросов;

анкеты должны быть строго тематическими и по возможности небольшими по объему требуемой информации;

каждая анкета должна быть сопровождена инструкцией;

ответы на вопросы должны быть даны в присутствии исследователя или его уполномоченного;

анкетирование проводится в группах и подписей не требуется.

Необходимо составить анкету таким образом, чтобы она предусматривала фазу адаптации, в процессе которой осуществляется подготовка опрашиваемых к анкетированию и складываются мотивы к ответам на вопросы. Это достигается соответствующим обращением, которое предшествует анкетированию, и несколькими вопросами в начале анкеты. В обращении необходимо разъяснить цели исследования, показать важность ответов для решения изучаемой проблемы, обратить внимание на анонимность анкетирования. Первые вопросы должны снимать эмоциональное напряжение опрашиваемых, вызывать их заинтересованность, подводить к основной фазе, содержать ключевые вопросы.

 

Изучение документации и продуктов деятельности учащихся. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации:

- Письменные документы (содержат буквенный текст)

- Статистические данные (цифровая информация)

- Иконографическая документация (кино- и фотодокументы)

- Фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты)

- Технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество)

Письменная документация: классные журналы, дневники, КТП учителей, медицинские карты, протоколы собраний, тетради учащихся.

Значение: помогает устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями.

Интересные данные можно получить в процессе изучения тетрадей, дневников, читательских формуляров и т.д. При изучении тетрадей можно получить разносторонний материал о системе работы ученика, о соотношении классной и домашней работы и т.д. Кроме этого исследователи могут организовать специальные письменные работы: сочинения, контрольные работы, работы с целью изучения читательских интересов.

Большой и разносторонний материал может быть получен путем изучения документации: планов работы учителей, воспитателей, руководителей школы; отчетов органов народного образования, классных журналов и др. (личные дела учеников, медицинские карты).

Творческие работы:

- Сочинения, результаты творчества

Значение: изучение индивидуальных особенностей, наклонностей и интересов, отношения к делу и своим обязанностям, прилежания, мотивов деятельности.

 

Изучение педагогического опыта – организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания; изучение и теоретическое осмысление практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.

Требования:

· Особое внимание обращать на факты, противоречащие господствующим теориям

· Во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания

· Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи

Виды:

  1. в реальных условиях,
  2. 2. изучение теоретических источников

Этапы:

1. Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности, с другой

2. Выявление находок, новинок в работе отдельных педагогов, имеющих определённые достижения

3. Сбор педагогических фактов, информационного материала

4. Осмысление: анализ фактов, взаимосвязь между ними, зависимость от конкретных условий.

Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки, текста лекции, книги, диссертации

С помощью названных методов открываются и формируются эмпирические зависимости, связи и отношения.

Однако педагогика не может ограничиться этим. Опираясь на эмпирические знания, она должна подняться на уровень теоретического познания, овладеть знанием законов и сущности педагогических явлений. Это достигается теоретическими методами исследования: эксперимент и моделирование.

Педагогический эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – научно обоснованный опыт, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, выявляется способ решения научной задачи.

Таким образом, эксперимент –это метод педагогического исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. Эксперимент должен быть ответом на какой-либо вопрос. Он должен быть направлен на проверку гипотез.

В ходе эксперимента сознательно изменяют характер какого-нибудь явления путем введения в него новых факторов. Новый фактор, вводимый или изменяемый исследователем, называется экспериментальным фактором или независимой переменной эксперимента. Фактор, изменяющийся под влиянием независимой переменной, называется зависимой переменной.

Виды эксперимента:

- лабораторный – проводится в специально созданных условиях; он позволяет точно регистрировать (с помощью приборов) характер воздействия на испытуемых и их ответные реакции;

- естественный – проводится в обычных условиях жизни и воспитания школьников. Экспериментатор вносит лишь необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий – выяснение влияния вводимых изменений на испытуемых. Естественный и лабораторный эксперименты используются во взаимосвязи.

В педагогике выделяются в основном четыре вида эксперимента:

- констатирующий – определяются исходные данные (начальный уровень сформированности качества и т.д.), выявляются причины исходного состояния;

- формирующий (обучающий), при котором формирование происходит с введением нового фактора (новые средства, приемы, формы, методы, технологии и пр.) и определяется эффективность (или применимость, оптимальность, доступность) их применения;

- контролирующий, с помощью которого через какой-то промежуток времени определяется полученный уровень сформированности качества;

- сравнительный, при котором сравниваются результаты эксперимента в контрольных и экспериментальных группах.

В педагогическом эксперименте особенно важно критически оценивать различные дополнительные переменные. Эти переменные обусловлены уровнем обученности (развитости, воспитанности) учащихся, профессиональной компетентностью учителя, особенностями учебного процесса, диагностических методик.

План эксперимента должен включать:

1) гипотезу(ы).

2) цель и задачи эксперимента;

3) объем (выборка, время, состав учеников, классы, курсы);

4) характеристику выборки;

5) описание экспериментальных материалов;

6) описание методики проведения эксперимента;

7) описание всех переменных, оказывающих влияние на результаты эксперимента;

8) описание методики обработки результатов;

9) описание методики интерпретации результатов эксперимента.

Требования:

­ предварительный тщательный анализ явления;

­ четкая постановка задач;

­ точность и объективность фиксации результатов;

­ контроль над проведением.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое метод научного исследования?

2. Какие методы относятся к традиционно педагогическим?

3. В чем сущность педагогического наблюдения?

4. Какие требования предъявляются к методу беседы?

5. Что такое педагогический эксперимент?

6. В каких целях применяется эксперимент?

7. Для каких целей применяется в педагогике анкетирование?

8. Зачем педагогике нужны количественные методы?

9. Какие методы вы будете использовать для изучения опыта своего коллеги?

10. Какие методы вы будете применять для изучения личности школьников?

11. Что вы знаете о новейших методах педагогических исследований?

Литература

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. М., 1999.

3. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998.

4. Педагогика. Учебник /Л.П.Крившенко, М.Е.Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П.Крившенко. М., 2004.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. М., 1999. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.

6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания /Под ред. В.А.Сластенина. М., 2000.

7. Сластенин В.А, Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.