Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Консенсусные и конфликтные политические культуры





 

До сих пор мы описывали политическую культуру как нечто присущее нации, однако ценности и убеждения варьируются и внутри наций. С точки зрения позиций по вопросам государственной политики или, глубже, представлений о легитимных правительственных и политических порядках, политические культуры могут быть консенсусными либо конфликтными. В консенсусных политических культурахобычно существует согласие между гражданами по поводу соответствующих механизмов принятия политических решений, а также по поводу важнейших проблем, стоящих перед обществом, и путей их разрешения. В конфликтных политических культурахпредставления граждан резко расходятся, причём такие расхождения часто касаются как легитимности режима, так и путей разрешения важнейших проблем.

Если в стране налицо глубокие расхождения политических установок, и они сохраняются в течение длительного времени, в ней могут развиваться особые субкультуры.В рамках таких субкультур граждане могут придерживаться резко различающихся между собой точек зрения, по крайней мере на некоторые важнейшие политические вопросы, скажем, на вопрос о национальных границах, о природе режима или о правильной идеологии. Обычно представители разных субкультур вступают в разные политические партии, входят в разные группы интересов, читают разные газеты и даже имеют отдельные общественные клубы и спортивные объединения. Поэтому формы обучения их политической жизни весьма разнятся. Подобные организационные различия были когда-то присущи Италии и Нидерландам, а сегодня они свойственны населению Индии и России. [c. 103-105] <…>

 

Политическая социализация

 

Политическая культура подкрепляется либо меняется по ходу приобретения людьми своих установок и ценностей. Для обозначения путей формирования политических ценностей и передачи политической культуры от одного поколения к другому от одного поколения к другому мы используем понятие социализация. Большинство детей приобретают элементарные, но отчётливые политические установки и приобщаются к соответствующим моделям поведения ещё в относительно раннем возрасте. Некоторые из таких установок будут с течением времени эволюционировать и меняться, но другие могут остаться частью политического «я» индивида на протяжении всей его жизни.



В каждый конкретный момент политическое «я» индивида представляет собой комбинацию ряда различных мнений и установок. На наиболее глубинном уровне расположены общие идентификации и убеждения, такие, как национальное самосознание, представления о своей этнической и классовой принадлежности, религиозные и идеологические приверженности и фундаментальное восприятие прав и обязанностей в обществе. Расхождение между этническими и религиозными группами часто воспринимается столь остро именно потому, что они основаны на глубинном самовосприятии. На промежуточном уровне находятся менее эмоционально насыщенные установки индивидов по отношению к политической жизни и правительственным институтам. Наконец, существуют более непосредственные суждения по текущим событиям, политическим курсам, проблемам и персоналиям. Установки всех этих трёх уровней могут меняться, но те, которые относятся к первой категории, обычно раньше всего приобретаются, чаще других закрепляются и, как правило, бывают наиболее устойчивыми.

Рассматривая проблему политической социализации и обучения, следует обратить внимание на три общих момента. Во-первых, социализация может быть прямойи косвенной. Социализация является прямой, когда она подразумевает непосредственную передачу информации, ценностей или мнений о политике. Уроки гражданского обучения в общеобразовательных школах есть прямая политическая социализация, равно как и индокринация детей исламскими фундаменталистами в таких странах, как Иран и Пакистан. Коммунистические политические системы также активно использовали индокринационные программы. Политическая социализация имеет косвенный характер, когда формирование политических взглядов происходит непреднамеренно, под влиянием собственного опыта. Особенно важную роль подобная косвенная политическая социализация играет в раннем детстве. Так, взаимоотношения ребёнка с родителями, учителями, или друзьями чаще всего сказываются на отношении индивида к политическим лидерам и своим согражданам во взрослой жизни. Нередко бывает и так, что человек, чьё детство пришлось на времена лишений и тягот, став взрослыми, выказывает большую озабоченность экономическим процветанием.

Во-вторых, социализация продолжается на протяжении всей жизни индивида. Ранние семейные влияния могут выработать у человека исходные ценности, однако дальнейший жизненный опыт – приобщение к новым социальным группам и ролям, переезд из одной части страны в другую, восхождение по социальной лестнице или утрата прежних позиций, рождение детей, приобретение или потеря работы – способен изменить его политические воззрения. Более драматичный опыт, скажем, когда человек эмигрирует в другую страну либо когда ему приходится пройти через войну или депрессию, может резко поменять даже основополагающие политические установки. По всей видимости, подобные события сильнее всего влияют на молодёжь, которая только-только включается в политическую жизнь, например, на тех, кто в первый раз участвует в голосовании, однако они так или иначе сказываются на большинстве людей.

Наконец, принятые в обществе модели социализации могут иметь либо унифицирующий, либо разобщающий характер. Некоторые события, скажем, международный конфликт или утрата популярного государственного деятеля, способны примерно одинаково повлиять на всю нацию. Совсем по-иному воздействует на общество наличие там субкультур, использующих особые модели социализации. Социальные группы, обеспечивающие своих членов собственными газетами, собственными соседскими группами, а то и собственными школами, нередко вырабатываю отчётливые субкультурные установки. Влияние подобных разобщающих моделей социализации на общество может оказаться исключительно сильным.

 

Агенты политической социализации

 

В любом обществе индивиды подвергаются воздействию агентов политической социализации – институтов и организаций, влияющих на политические установки. Некоторые из таких институтов и организаций, скажем, уроки гражданского обучения в школе, являются прямыми источниками политического образования, предназначенного для достижения этой цели. Другие, такие, как группа, с которой проводится досуг, или трудовой коллектив, как правило, воздействуют на политическую социализацию косвенным образом.

 

Семья

 

Прямое и косвенное влияние семьи – первого источника политической социализации, с которым сталкивается индивид, − глубоко и устойчиво. Семья оказывает ощутимое воздействие на формирование установок по отношению к власти. Участие в семейном принятии решений способно усилить у ребёнка ощущение политической компетентности, обеспечивая необходимые для политического взаимодействия навыки и стимулируя активное включение в политическую систему во взрослом возрасте. Аналогичным образом, слепое повиновение решениям родителей может выработать у ребёнка предрасположенность к выполнению роли политического подданного. Семья также формирует будущие политические установки, определяя место индивида в обширном социальном мире, устанавливая его этнические, языковые, классовые и религиозные связи и направляя его профессиональные и экономические устремления. [c. 105-107] <…>

 

Школа

 

Школы дают подросткам знания о политическом мире и той роли, которую они в нём играют, а также более конкретные представления о политических институтах и отношениях. Кроме того, школы передают существующие в обществе ценности и установки. Они могут сыграть важную роль в формировании позиций относительно неписанных правил политической игры, в усвоении ценностей, касающихся долга перед обществом, и становлении неформальных политических связей. Школы способны укрепить привязанность к политической системе и предоставить общие символы (такие, как флаг или клятва верности), стимулирующие эмоциональную преданность системе. Когда появляется новая нация или в старой нации приходит к власти революционный режим, он, как правило, тут же обращается к школе как к средству вытеснения «устаревших» ценностей и символов и замены их новыми, более гармонирующими с новой идеологией. [108-109] <…>

Образование влияет также на политическое мастерство и ресурсы граждан. Образованные люди лучше осознают влияние правительства на свою жизнь и уделяют больше внимания политике. Чем выше образование, тем сильнее предрасположенность к самостоятельному мышлению, повышающая способность интерпретировать факты и действовать на основе новой информации. Кроме того, образованные люди лучше информированы о политических процессах и участвуют в более широком круге политических акций. Такое воздействие образования прослеживается в исследованиях политических установок во многих странах.

 

Религиозные институты

 

Существующие в мире религии являются носителями культурных и моральных ценностей, которые часто имеют выход на политику. Великие религиозные лидеры видели в себе учителей, и их последователи обычно пытаются повлиять на социализацию детей через школы, проповеди и религиозные службы. В отличие от модели, принятой в Соединённых Штатах, в большинстве наций существуют формальные связи между господствующей религией и правительством. В этих случаях религиозные ценности и государственный курс неизбежно накладываются друг на друга. Так, католические страны менее склонны проводить либеральную политику в отношении абортов, точно так же, как исламские правительства обеспечивают соблюдение жёстких моральных норм.

Там, где церковь постоянно проповедует ценности, которые по крайней мере частично расходятся с доминирующими в политической системе (примерами могут служить попытки американских фундаменталистов ввести молитву в школе или конфликт между исламскими фундаменталистами и светскими правительствами в Алжире и Египте), борьба по поводу социализации способна приобрести величайшую значимость в обществе. В подобных нациях религиозные субкультуры могут находиться в оппозиции к политическому курсу государства или даже к самому государству. [c. 109-110] <…>

Конечно, многие виды религиозных институтов предлагают чрезвычайно полезные нравственные и этические нормы, которые так часто нужны людям, чтобы сделать выбор в сложных обществах. Религиозная принадлежность нередко бывает источником партийных предпочтений, которыми люди могут руководствоваться и при принятии других политических решений. Таким образом, хотя во многих странах посещаемость церковных служб падает, политическая значимость религии сохраняется.

 

Группы равных

 

Важными социальными единицами, формирующими политические установки, являются группы равных. К ним относятся детские прогулочные группы, компании друзей, школьные и институтские братства, а также небольшие трудовые коллективы, члены которых тесно связаны между собой и имеют примерно равный статус. Группы равных могут принимать самые разнообразные формы: это и кучка регулярно встречающихся в парке мамаш в России, и уличные шайки в Бразилии, и группа администраторов с Уолл-стрит, являющихся членами одного клуба.

Группы равных социализируют своих членов, побуждая или заставляя их придерживаться принятых в группе установок и моделей поведения. Люди часто усваивают систему взглядов своих сотоварищей по группе потому, что любят и уважают их, либо потому, что хотят быть такими, как они. Индивид может начать интересоваться политикой либо отправляться на политическую демонстрацию, поскольку так поступают его близкие друзья. В таких случаях индивид, стремясь заслужить одобрение товарищей, модифицирует свои интересы и поведение, с тем чтобы они соответствовали принятым в группе образцам. Не исключено, что международная молодёжная культура, символами которой стали рок-музыка, футболки и синие джинсы, была одним из важнейших факторов, помешавших коммунистическим руководителям вылепить из советской и восточноевропейской молодёжи образцовых, с точки зрения марксизма-ленинизма, «людей социалистического общества». Точно так же усвоили политические взгляды, основанные на взаимодействии членов своего круга, и группировки типа «бритоголовых», получившие распространение среди молодёжи из низших слоёв общества во многих западных странах.

 

Социальный класс и пол

 

Многим обществам присущи серьёзные социальные различия, основанные на классе или роде деятельности. Индивиды живут в различных социальных мирах, определяемых их классовым положением. [c. 111-112] <…> Во многих случаях эти социальные различия имеют политическую значимость: самоидентификация в качестве представителя рабочего класса или, скажем, крестьянства влечёт за собой особые взгляды на то, какие политические вопросы являются важными и какие политические группы лучше всего выражают интересы данного индивида.

Другой важный источник социального и политического обучения – половая принадлежность. С момента рождения природа и общество предписывают мужчинам и женщинам разные модели поведения. Такого рода общественные расхождения традиционно переносились в политическую жизнь, определяя политику как мужское занятие и фокусируя интересы женщин на бытовых и семейных проблемах. Во многих менее развитых странах подобное распределение гендерных ролей сохраняется и сегодня. Вместе с тем в ряде индустриальных стран гендерные роли меняются. Появление женских движений и групп самообразования стимулирует активность женщин, давая социальные образцы того, как женщина должна относиться к политике.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.